Каширов Арсений : другие произведения.

Читательский дневник 2004

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читательский дневник на 2004 год. Рассмотрены произведения Л.Н Толстого (Война и Мир), И.А. Гончарова (Обломов), С. Анисимова (Вариант БИС), Братьев Стругацких (Путь на Албматею).


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Читательский дневник

  
  
  
  
  
  
   Ученика 11 "А" Класса
   Захарова Артура.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вместо предисловия.
   Я не стыжусь своих литературных вкусов, однако из-за них несколько пострадала "официальная" часть моего литературного багажа, поэтому дабы компенсировать количественный недостаток произведений в читательском дневнике я решил написать также о двух "внепрограммных" произведениях, хотя и понимаю, что это не кстати. Хотелось бы верить, что не только я знаком с этими произведениями, которые более мне по душе.
  
  
  
   Л.Н. Толстой
   Роман "Война и мир".
  
   Cюжет:"Война и Мир" Льва Николаевича Толстого слишком сложное произведение, чтобы вот так вот однозначно и грубо начертать сюжет данного литературного шедевра. Роман представляет из себя клубок переплетенных нитей судеб основных персонажей коими являются князь Андрей Балконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Было бы благоразумно изложить сюжет относительно каждого из этих персонажей отдельно друг от друга.
  
   Андрей Балконский.
  
   Человек "дороги честь", князь Андрей Балконский отправляется служить в армию дабы постоять за интересы своей Родины. А интересы ее лежат в Австрии и заключаются в войне с новой могущественной державой - Францией. Обрегаемый своим отцом Балконский начинают службу в штабах армии, армии которая должна бороться бок о бок с австрийскими союзниками против непобедимого Наполеона. Конечено штабы это не передовая, но Андрей, побывав в арьергардных боях вместе с прославленным Багратионом, быстро осознает гадкую сущность коллективного убийства - войны. Следуя своей дорогой судьбы, князь стоновится также участником Аустерлицкого сражения, которое обернулась катастрофой для союзников. И именно в тот момент, когда бывалые солдаты беспорядочно бегут от сильнейшего натиска французов, Андрей поднимает знамя и уводит солдат от постыдного бегства и ведет их на наполеоновские вымуштрованные войска. Будучи раненным, князь Балконский остается на выгоревшем поле со знаменем в руках. Его семья получит извещение о безвозвратной утрате сына... Но именно тогда, когда его жена рожает ребенка, князь Андрей нежданно-негаданно возвращается. Но радость возвращения домой омрачается гибелью жены и ребенка, от чего князь теряет всякую веру в жизнь и ее благородные идеалы.
   Некоторым послаблением пессимизма становится встреча на балу с Наташей Ростовой, с которой он танцует по просьбе друга Пьера Безухова. Он осознает что нашел свою новую любовь, однако возраст Наташи не позволяет ей обвенчаться с Балконским, их взаимные чувства должны перетерпеть испытание временем. Срок в один год становится мучительным для обоих. И по его окончанию Балконский вынужден признать, что был снова обманут судьбой - госпожа Ростова, слишком юная и путающаяся в своих чувствах особа отдает свое предпочтение другому - Николаю Курагину. Они пытаются бежать вместе, бежать от совести и от непонимающих их людей, впрочем, безуспешно. Князь Андрей хладнокровно отвергает извинения по поводу перемен в предпочтениях госпожи Ростовой. Наряду с этим начинается новая, более страшная война 1812 года. Он был в горящем Витебске, отступал из под сгоревшего Смоленска, трепетал на Бородинском поле за день до битвы и был сражен осколком бомбы, стоя в резерве. В лазарете Балконский видит Курагина, которому ампутируют ногу. Он понимает - его дни сочтены. Князь умирает от ран уже вдалеке от фронта.
  
   Пьер Безухов.
  
   Незаконнорожденный сын графа, Пьер Безухов в одночасье получает все, что было у его отца ранее и становится, таким образом графом. Но нет ему покоя на этом поприще, не знает он куда ему податься, то ли в кавалергарды, то ли так и остаться "просто" графом. Не решаясь на первое, Пьеру ничего не остается как попытаться жить светской жизнью, балами да пирами. Его женят. Не то по его воле, не то насильно. Не привыкший к светским раутам, Пьер слывет дурачком, за что и "заслуживает" пренебрежительного отношения Долохова, которое становится поводом для дуэли. Кроме того, до его слуха доходят известия, что его жена не совсем чиста совестью, и пачкать ее ей помогает именно Долохов. Никогда не стрелявший ранее с пистолета и тем более никогда не бывавший на дуэли Пьер Безухов ранит Долохова. Из за дуэли он вступает в противоречие с женой, которая изливает ему яд на душу, пытаясь выгородить саму же и себя за одно. Пьер почти теряет самоконтроль и в порыве гнева чуть ли не готовится убить ее.
   Война Пьеру интересна, хотя и противна. Он направляется на Бородинское поле, дыба понаблюдать за ходом сражения, от исхода которого зависит судьба России. За день до битвы он последний раз встречается со своим другом Андреем Балконским. Даже после пекла, в котором он побывал как бы мимоходом, Пьер остается в Москве, желая убить самого Наполеона. Заступаясь за женщину, Безухов бросается на мародера, за что попадает в узники. Ему придется видеть казни, шагать вместе с французами невесть куда, пока наконец он не получит желаемую свободу по вынужденным обстоятельствам.
  
  
   Критика.
  
   Произведение велико как по своему объему, так и по своему значению как в русской, так и в мировой литературе, причем доказательств этому давно уже искать вовсе не нужно - это аксиома. Пускай язык Л.Н. Толстого и тяжеловат, но это не умаляет достоинств романа. Вершина творческого пути Льва Николаевича всеобьемно показывает быт дворянских сословий в мирное время и показывает жестокую тетку - войну, то есть рисует жизнь обьемно с ее прелестями и страхами.
   Судьбы основных персонажей не лишены трагизма, будь то история погибшего князя Балконского, заблудившегося в лесу смысла жизни и осознавшего любовь к ней только в конце своего непростого пути, будь то повесть о прелестной и жестокой любви Натальи Ростовой, ну и в конце-концов судьба Пьера Безухова, известного в светских кругах как простака и дурачка, который после смерти князя Балконского потерял своего истинного и единственного настоящего друга.
   Окружающая среда вокруг основных персонажей не мертва, она полна жизни, разговоров, сплетен, интриг, всевозможных действий, но она омертвевшая. Так Пьер слишком далек от света в силу своей тщедушной душонки, не способной постоять за себя в глазах многих франтов. Все от того, что он глубокомысллящий человек, по-своему неуклюжий медведь. Не понятый, он бродит в вечных мучениях, не способный даже умело огрызнутся, отпугнув от себя наглых борзых вроде Долохова. Его слабость, становится одной из причин дуэли, ведь Долохов видит в нем отличный рычаг поднятия своего авторитета. Не умевший даже обращаться с пистолетом Пьер боится, трепещет, как бы его не убили, и вместе с тем он не собирается унижаться. Ранив Долохова, он бежит, потому что дико напуган свершенным им же поступком.
   Есть какая-то злая ирония автора в жизни князя Андрея. Балконский проходит тернистый путь через Аустерлиц, и оказавшись дома он лишается жены и ребенка, отчего он отвергает жизнь так, как порой после страшного события некоторые перестают верить в Бога. Ничего его не радует, ему кажется, что все мертвое, все подчеркивает пустоту окружающего мира, его суровость, жестокость. Скрасившая было его горькое существование Наташа Ростова , предает его переметнувшись в страстные объятия Николая Курагина. Снова в его душе наступает зима, поэтому когда приходит война и стучится в двери, он пропускает ее и отказывается от штабной работы, ибо "дорога честь" ведет его совсем иной дорогой - к Бородину. За день до битвы, в предчувствии чего-то страшного и губительного Андрей заключает что предстоящее сражение испытание для него, него, которого "нет". "Меня нет. Зачем же тогда испытание, когда меня нет". Но тем не менее ему становится не по себе, страшно, чего не было под Аустерлицем, где он бросился со знаменем на врага. Перспектива неминуемой гибели гложет его, но от fatum не уйти, не избежать ее никому. И "дорога честь" приводит его к матерчатым носилкам. Мгновений перед взрывом бомбы ему хватило чтобы осознать, отчего он так переживал днем раньше по поводу своей гибели - он любит жизнь! Но поздно, бомба обездвижила его, но не умерли его мысли: "Люди, люди, довольно. Убивайте, а я не хочу больше... но какая-то таинственная сила заставляла...". Вот так человек, настоящий герой, погибает казалось бы нелепо для героя, но нет же в смерти прекрас! Вот вероятно на что намекает автор. Слишком много человек выдумывает, изобретает, забивает этим себе голову, верит в это, идеализирует отвратительное, превращает нечто страшное что-то в красиво толкуемое. Л.Н. Толстой не делает из князя Андрея героя на поля только потому, что чтобы быть настоящим героем вовсе не марать свои руки в крови, между тем Балонский есть "чистый" герой.
   Много истин в "Войне и Мир" и всех их, хочешь, не хочешь, не познать, на это вряд ли хватит даже полной жизни кропотливых исследований. Я лишь обратил внимание на пару мелочей и высказал касательно них свое чисто субъективное мнение, может быть и неверное, которого даже в последнем случае я не стыжусь.
  
  
  
   А.И. Гончаров.
   Повесть "Обломов"
  
   Сюжет.
   Илья Ильич Обломов, в прошлом чиновник, практически безвылазно жил в квартире на Гороховой улице Петербурга. Будучи человеком крайне ленивым, с эдакой привитой ему этой заразой, Илья Ильич только и знал, что лежал да ел, вообщем, существовал, время о времени принимая гостей. И вот в один кошмарный день у него появляется две проблемы - в Обломовке, его поместье, (которое он посещал или где почивал невесть когда) бегут мужики, денежные доходы становятся все меньше и меньше день ото дня; вторая проблема куда страшнее первой, за необходимостью ремонта, Илью Ильича просят съехать с квартиры, чем он ужасно недоволен и чего он так боится. Друг детства, Андрей Штольц, явная противоположность инертному характеру Обломова, решает помочь и попытаться растормошить товарища. На летней даче, встретив Ольгу, прекрасную по его соображениям девушку, чьим ангельским пением он был так растроган, Обломов преображается, потому что проснувшаяся любовь сбивает ленивый темп биения сердца на стремительно быстрый и лихорадочный. Но ничего не вечно, "не век же каждой вещи служить" - как сказал Захар (если любовь конечно вещь...вряд ли...), Ольга и Илья Ильич расходятся, и Обломов находит новый обьект любви в кумушке его ситного товарища Тараньтева. Штольц же женится на Ольге, а новый, динамичный ритм жизни подводит Обломова к могиле - он умирает.
  
  
   Критика
  
   Говоря откровенно, особого желания перелопачивать в памяти всю повесть заново - лень, хотя произведение и интересное. Я сделал ценное житейское наблюдение, читая "Обломова" - при чтении отпадает всякая охота что либо делать, хочется лечь и вздремнуть, вот так вот действовала на меня первая часть повести, где главный персонаж до комичного боится совершить лишнее движение, лишь бы не повредить его слабому здоровью. Отношения его со слугой с Захаром назвать иначе как достойными друг-друга или "ядовитыми" не возможно. Разговор у них выходит у них как всегда продолжительный, патетический ну и естественно бесполезный.
   Так остановимся же на Обломове. Как возможно наличие такого индивида среди разумных людей, сынов человеческих, как мальчик с пытливым умом и глазками мог превратиться в мягкую, изнеженную тушку с пустыми очами. Ответ нужно искать во сне Ильи Ильича. Баловень маменьки и папеньки, но все же маленькая "юла", никогда не любил сидеть на месте, не смотря про рассказы о страшных чудовищах, бешеных собаках, разбойниках, всегда хотел заглянуть в омут, забраться куда-нибудь, например, на крышу сарая или подергать козу за рога. Что же с ним произошло, как он так преобразился?! Привычка. Привычка, которую Штольц назвал бы "обломовщиной", а привычка, как известно еще из мудрости братьев Стругацких "одна из самых повелительных и гадких явлений на земле". Маленький Илюша был поражен этим страшным недугом-привычкой и окончательно утратил признаки жизни человека. Как говорил философ Гиббон: "Все, что не способно развиваться, непременно деградирует." Так и наш Илья Ильич с зачатка человеческой жизни скатился до нечто среднего между травой и ленивцем. Но нельзя категорично осуждать его в этом, как нельзя обвинять человека в несовершенном преступлении. Илья Ильич с детства заболел этой болезнью, которая убила его дикие, по соображениям "обломанного" Обломова, желания посещать различные уголки Европы, познавать мир до гробовой доски и гвоздя в ней. Виноват ли он в том, что не смог сладить с этой холерой, разлагающий разум, превращающей человека в говорящую скотину? Вряд ли оно так. Сам Илья Ильич признается, что подобный "травяной" образ жизни ему тоже кажется странным, но ничего с собой Обломов, мол, поделать не может. Ядовитый же человек, змий проклятый, юла-Штольц таскает его по светским раутам, пытаясь выбить из него хворь, но его попытки хоть как-то расшевелить Обломова терпят хоть и не сокрушительное, но фиаско. Андрей пытается выбить клин клином, привить Илье Ильичу привычку любить труд, стараться познавать, двигаться, гостить, но лекарство действует не слишком уж и эффективно. Так что же может спасти бедную пропащую душу Обломова!7 Может поездка заграницу?! Нет! Именно отрицание этой поездки вследствие появления Ольги, а с ней и проснувшейся, чуждой сердцу дремлющего Обломова любви позволят отойти от тяжкой болезни. Вот что по настоящему лечит - любовь, не чуждая даже такому типу как Обломов-дремлющий. После длительных прогулок симптомы прежней хвори отступают - нету бледности, нету пустоты в глазах, просторный халат прячется где-то в шкафу, мягкие тапочки не ждут уже хозяина у кровати, нету получасовых размышлений по поводу вопроса "вставать не вставать?!". Но между тем кончается все хорошо только в сказке. Обломов, уже абсолютно новый человек умирает. Отчего же он умирает?! Это хворь его старая, обломовщина доконала, поздно лечение начал. Так что теперь у нас такое обломовщина?
  
  
  
   Сергей Анисимов.
   Альтернативная повесть "Вариант БИС"
  
   Сюжет.
   Сорок четвертый год, советские войска рвутся к Брюсселю... Конечно такого никогда не было, но чтобы произошло, если бы именно так повернулись события великой войны? В альтернативной повести прозаика Анисимова дан ясный тому ответ. Конкретных героев в повести нет, однако можно предположить, что главный герой, вернее герои - солдаты. Через цепочку их судеб автор раскрывает сюжет повести о "великой мясорубке". Вот вообщем-то и все, но это только касательно сюжета.
  
  
   Критика.
  
   Можно тс уверенностью сказать, что "Вариант БИС" представляет собой взрывоопасную смесь истории и литературы, причем второй в книги около трети. Тем не менее читатель не должен заставлять себя подолгу засиживаться и заставлять читать продолжение повести, так как сопереживая с героями, простыми солдатами он стремглав несется по сюжету, с интересом ждет развития событий. Сам факт того, что книга это казалось бы есть невозможный сплав двух разных дисциплин, (литературы и истории) указывает на талант автора, как прозаика. Какую же великую работу совершил Сергей Анисимов?! Уникальную, сложную и кропотливую. Раньше книги о самой значительной и кровавой войне человечества писали сами же ее участники, ставшие благодаря ей героями, известными, почитаемыми. Именно поэтому они не могли писать о ней более-менее объективно с позиции человеческих ценностей, так как были ее баловнями, сыновьями. Именно поэтому истину в их книгах, пускай и неплохих, не стоит искать, ибо ее нет в силу политических и многих других проблем. И вот он - Сергей Анисимов, явно разбирающийся в аспектах войны, слышавший о ней не понаслышке пишет книгу. И надо сказать, автор сильно рисковал, проводя такой опыт над собой и над обществом. Как отреагируют люди, взращенные на героических сагах о советском солдате? Лично я принял произведение на "ура!". Оценить повесть сполна мне помогли также приличные знания в области истории войн.
   Война у Анисимова не "плюшевая", не игрушечная, а самая что не на есть настоящая, жестокая, беспощадная, истощительная. "У войны неженское лицо" - вот что хотел сказать автор своей книгой, эта мысль аналогична той, которую Л.Н. Толстой пытался донести до читателя еще в 19 веке в своем труде "Война и мир". Лично мне показались доказательства Анисимова в этой области более убедительными и железными. В череде историй о забытых и брошенных на произвол судьбах, невозможно не сопереживать героям, людям оказавшимся лицом к лицу со смертью по глупостям и прихотям маршалов, генералов. Особенно было больно читать о молодой снайперше Анке, которая была убита уже через несколько дней прибытия на фронт. Оставшись с командиром, которого она нежно полюбила, девушка обрекла себя на неминуемую и вовсе необязательную смерть.
   Вообще, честно говоря, от книги я ждал несколько иного, привыкший к мифическим подвигам "наших" солдат, ожидал я от книги именно подвигов, невероятных по своей натуре, действий, захватывающих приключений, романтики и тому подобное. Ничего этого я не получил, и тем не менее остался доволен и рад книгою, вскормлен правдою.... Никакой романтики там, где рвутся снаряды и тысячами лежат трупы солдат в неестественных позах найти не возможно, жаль многие этого не знают и не понимают. Возможно если бы эти "многие" прочитали "Вариант БИС", поразмыслив, их мнение поменялось бы.
   Люди. В повести Анисимова их много и каждый человек это история, забытая история, потерянная практически безвозвратно. Пускай язвительные языки и называют автора "пацифистом", однако эта нелюбовь к войне у С. Анисимова кипит подогреваемая миллионами глупых смертей, глупостью "любителей войны", несчастными и неполными отрывками судеб ЛЮДЕЙ. "Они благополучно служили смазкой для траков гусениц вражеских танков" - о чем это автор? О людях, брошенных в пекло. Автор человечен, он говорит: "оглядитесь, что мы наделали!!!", поэтому равнять его с макулатурщиками и ставить с ними в один ряд ни в коем случае нельзя.
   Заключаю: повесть поистине не лишена "высоких" проблем, очень полезна и остра, так как правдива (правда всегда глаза режет). Заострять внимание на некоторых, нечастых литературных промахов не стоит, книга и с ними ценна. Конечно, она не выдержит соревнования с классиками вроде А.С Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, но мне она пришлась по душе и осталась "настольной" книгой, надеюсь что надолго.
  
   Аркадий и Борис Стругацкие.
   Повесть "Далекая Радуга".
  
   Сюжет.
   XXII век, рука человека дотянулась до далеких галактик, планет, которые он подчинил своим интересами воле. Во многих парсеках от земли, специально для ученых была выделена маленькая, уютная планета - Радуга. Но время беззаботных экспериментов прошло и люди, новые обитатели планеты, оказываются в смертельной опасности, вызванной странным катаклизмом. Спастись смогут немногие.
  
  
   Критика
  
   В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, великолепные прозаики братья Аркадий и Борис Стругацкие пишут повесть за повестью, как бы спеша испытать все возможности традиционной научной фантастики, прежде чем решительно отступить от традиций и пойти собственной тропой. "Далекая Радуга" - граница, завершение этого этапа поиска. Правда это все еще научно-техническая фантастика, нет пока той философской глубины, которую можно найти в произведениях зрелых братьев Стругацких, но перевал рядом, за поворотом. Отступают в тень привычные атрибуты - киберы, звездолеты, скафандры - и на сцену выходят живые люди: их удачи и утраты, счастье творчества и беда бесталанности муки совести, выбор между бесчестьем и смертью.
   В этой повести еще звонко раздается бравурная медь Утопии. Они принадлежат своему времени - оттепели, короткому периоду надежд в их истории. Незря ведь сами Стругацкие считали, что вовсе не нужно знать биографии писателя, само произведение подскажет судьбу автора, отзовется, эхом гикнет в пространстве.
   Надежды конечно, оказались тщетными, и сейчас, много лет спустя, и надежды, и повести кажутся наивно-оптимистичными. Но, может быть, этого нам, в пору смут и страхов, как раз и не хватает. Не хватает полуденного солнца, многоцветья радуги, радостных ожиданий.
   Вот что можно сказать о этом произведении, о его значении в творческом пути Стругацких. Из всех прочитанных мною повестей братьев, а их было не мало - "Полдень, XXII век", "Извне", "Путь на Альматею", "Стажеры", "Пять ложек эликсира", "Хромая судьба", "Трудно быть Богом", "Понедельник начинается в субботу", "Отель у погибшего альпиниста"; мне особенно полюбилась именно это произведение. Конечно эта повесть "молодых" Стругацких и несколько идеализирована, но она раскрывает лучшие стороны человеческой души как бескорыстие, благородство, готовность самопожертвования для любимого человека, готовность умереть за свои идеалы, стремление двигаться только вперед, не смотря на опасности, отрицание цинизма, эгоизма и прочих дурных факторов, присутствующих в человеке.
   Основные герои повести - люди, ученые, обитающие на далекой от родной Земли планете. Хотя я особо обратил внимание на отношения Тани и Роберта, двух влюбленных, оказавшихся на Радуге не в самый подходящий момент. Мало того, что работа, опыты, мешали им часто видится, делали их голодными по отношению друг к другу, так еще и таинственная волна готова уничтожить все живое. Роберт напрочь забывает о своей безопасности, мысленно находясь только с Таней, думающий только о ее спасении, путь к которому, увы, один - звездолет, весьма маловместительный, чтобы в него поместились все или хотя бы половина обитателей планеты. Робику, как его часто называла Таня, приходится буквально выкрасть из лап неминуемой гибели, жертвуя жизнями детей, чьей воспитательницей она и была. Поступок казалось, безнравственный, но сердцу не прикажешь, он готов быть ненавидим ею за этот жестокий, по ее понятиям поступок, лишь бы Татьяна сумела спастись. Роберт и не подопревает, что эвакуируя жителей Радуги, власти оставили от благородной фразы "сначала женщины и дети" лишь конец, рассудительно обрубив от реплики слово "женщины". Такова суровая необходимость. Роберту не остается ничего иного, как ждать своей участи, как и другим, в том числе и ей, Тане, которую он не смог спасти. Лишь в конце он осознает, у него есть небольшое преимущество в ранней и непредвиденной смерти - она, он сдержал обещание любить ее до конца дней своих. Только это греет его душу.
  
   Список прочитанной литературы, помимо упомянутых в дневнике:
  
   Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра" Валентин Пикуль "Моонзунд", "Барбаросса"
   Дмитрий Черкасов "Приказано выжить"
   Денис Еськов "Феникс"
   Сергей Колбасьев "Поворот все вдруг"
   "Диалектическая логика"
   А.К. Толстой - стихотворения
   В. Маяковский - "Клоп"
   "Полная энциклопедия истории танков" А.М. Кошкин
  

Конец.

   Таллиннская Ляэнемере Гимназия.
  
  
  
  
   6
   Tallinn 2004.
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"