Население Юго-Восточной Азии разнообразно по языку и происхождению, и относится к разным языковым семьям: сино-тибетской, австроазиатской, австронезийской. Расовые типы, представленные в этом регионе - южномонголоидный или контактный между монглолоидным и австралоидным. Малыми группами встречаются и чистые австралоиды. Сюда относятся народы Индокитая , Индонезии и Филиппин. Два обособленных островных народа, андаманцы и никобарцы, включены сюда постольку, поскольку их место жительства на островах - вблизи полуострова Индокитай, а никобарцы состоят в родстве с кхмерами по языку. Политически эти острова принадлежат Индии.
МАЛАЙЦЫ
Малайцы - 1.Собственно малайцы -австронезийский народ в Юго-Восточной Азии, говорящий на малайском языке австронезийской семьи языков. В древности малайцы пользовались южноиндийской письменностью, с 14-15 вв. - арабским алфавитом. Регионы со значительным числом малайского населения: Бруней, Тимор, Индонезия, Мадагаскар, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Паттани (в Таиланде). Другие регионы, где живут малайцы: Австралия, Канада, Коморы, Германия, Япония, Мьянма, Нидерланды, Палау, Саудовская Аравия, Южная Африка, Хайнань, Гонконг, Майотта, Новая Каледония, Северные Марианские острова, Реюньон.
2. Под малайцами иногда понимают и родственные малайцам народы малайско-полинезийской ветви языков, обычно на западе. В целом они заселяют большую группу островов, называемую Малайским архипелагом, и другие соседние территории. Они основали в древности ряд исламских султанатов, королевство Паттани, королевство Тямпа (Чампа) во Вьетнаме. Малайцы родственны полинезийцам и микронезийцам, населяющим острова Тихого океана. Цвет кожи малайцев - от светло-бронзового до темно-коричневого.
Этимология 'малайцев'
Согласно 'Истории джамби' слово 'малаец' происходит от названия реки Мелайю, протекающей рядом с рекой Батанг Хари, или ныне Муара Джамби, в провинции Джамби на Суматре. Основатель Малакки, Парамешвара, был принцем Палембанга, принадлежавшего народу 'малайю'. И Цзин (635-713) указывает в своем дневнике, что народ по имени 'ма-ла-ю' тогда уже существовал. Слово 'малаец' попало в английский и голландский языки через португальский в форме 'малайо', и произведено было от туземного 'мелайю'. Согласно популярной теории, оно значит 'беглецы' или 'переселенцы', в виду большой подвижности этого народа. Термин 'малайцы' воспринимают многие филиппинцы, относя его к коренному населению страны, а также к народам соседних стран, Индонезии и Малайзии. Американский антрополог Х. Отли Байер предположил, что филиппинцы произошли от малайцев, мигрировавших из Индонезии и Малайзии. Эта идея была воспринята филиппинскими историками и введена в школьную программу. Однако ряд антропологов считает, что наоборот, малайцы мигрировали на юг с Филиппин в Индонезию и Малайзию. Это - Питер Белвуд, Роберт Блуст. Малком Росс, Эндрью Поули, Лоренс Рейд.
Язык собственно малайцев - малайский (бахаса мелайю), государственный язык Малайзии. Он же был принят в качестве государственного в Индонезии, и в 1945 г. получил там название индонезийского (бахаса индонесия). Он используется в качестве языка межнационального общения, так как народы Индонезии имеют свои языки.
В то же время в самой Малайзии иногда употребляется название "малайзийский" вместо "малайский" (бахаса малайсия).
Одежда
Традиционная одежда у мужчин состоит из длинной рубашки и брюк (баджу Мелаю), а также саронга, который обертывается вокруг талии и висит поверх брюк. Головной убор - шапочка-сонгкок, по самым большим поводам надевают особым способом сложенный головной платок - танджак или тенгколок. Женщины носят саронг и длинную просторную блузку (баджу курунг) или короткую облегающую блузку (баджу кебая) с саронгом.
Искусство и культура
В древности малайцы пользовались южноиндийским алфавитом, с 14-15 в. - арабским, сейчас малайский язык используют латинскую графику.
Древнейшие образцы литературы - пантуны (четверостишия), седжары(хроники-родословия), хикаяты(рыцарские романы), сказки, например о Канчиле, карликовом оленьке. У истоков новой литературы стоял Абдуллах бин Абдулкадир Мунши (1796-1854). В 1956 г. в Куала-Лумпуре создан Национальный союз писателей.
В музыке существует своеобразный певческий стиль керончонг. Национальный оркестр называется нобат, состоит из 3 барабанов, 2 флейт, гонгов. Ведущую партию ведет флейта серунай.
Национальный театр - ваянг кулит (театр кожаных кукол). Развиты национальные танцы. Существует ещё один вид театра - малайская опера бангсаван, разъезжает по деревням, спектакли проводит в доме собраний. В 20 в. его вытеснило кино, но чуть позже он был возрожден.
Из развлечений особой любовью пользуются петушиные и буйволиные бои (сейчас запрещены), запуски змеев (вау) , игра в сепактакрау (малайский волейбол)[3], запуски волчков (гасинг), гонки на лодках, национальные виды борьбы (силат)типа карате.
Малайская кухня
Основу пищи составляет рис с различными ингредиентами: мясо, овощи, рыба. Важный элемент многих блюд - кокосовое молоко (сантан), различные специи. Запрещается употреблять в пищу свинину, мясо хищных зверей и птиц, грызунов, рептилий, червей, подохших или принесенных в жертву животных [5].
Праздники
Главные праздники религиозные: Аидилфитри или Хари рая пуаса (окончание мусульманского поста), Аидиладха, или Корбан (день жертвоприношения), Маулуд Наби (день рождения пророка Мухаммада), Авал Мухаррам (день паломника).
ЛАО
Лао - этническая группа в Юго-Восточной Азии, большинство представителей которой проживают в Таиланде (около 16 миллионов, 25 % населения страны) и Лаосе (около 3 миллионов, 50 % населения страны). В Мьянме насчитывается 25 тыс. лао, во Вьетнаме - 10 тыс., в Камбодже - 10 тыс. Общая численность - 19,048 млн чел. Религия - буддизм Тхеравада.
Таиландские лао в основном проживают в северо-восточном регионе Исан, хотя многие из них отправляются на работу в другие части страны. Лао говорят на различных диалектах лаосского языка, близкого к языку тайскому, и языку исан. Иногда лаосский язык также называют тайско-лаосским. Лаосский язык имеет диалекты: вьентьянский, луангпхабангский, южный, северный. Письменность - южноиндийского происхождения (с 14 в.). Есть две разновидности - туа тхам, или священное письмо (для религиозных текстов), и туа лао - бытовое.
Происхождение и ранняя история
Тайские народы, к которым относятся лао, переселились в долину Меконга с нагорья нынешней южнокитайской провинции Юньнань. Первые раннефеодальные государства на территории Лаоса - Мыанг Син, Мыанг Сай, Мыанг Хун, Мыанг На, Мыанг Суа (нынешний Луангпхабанг, Мыанг Камсут, Бассак и др. В сер. 14 в. образовалось единое государство Лан Санг. В социальной организации страна делилась на округа, возглавляемые тассенгами (или цюонами), округа состояли из уездов, во главе которых стояли фиа. Более низкие должности - кхун си и кхун пет - главы общин соответственно из 4 и 8 поселков.
Быт и Хозяйственная деятельность
Традиционным занятием лао, как и других народов Юго-Восточной Азии, является земледелие. Основная культура - рис. Выращивают также чай, перец, кофе и другие культуры. Земледелие - поливное, но в некоторых районах есть и подсечно-огневое. Земель достаточно, но не хватает обводненных земель. В животноводстве есть два направления - разведение тяглового скота(буйволов, быков), разведение скота и птицы (свиней, собак, коз, кур, уток). Животноводство играет вспомогательную роль. Другим вспомогательным промыслом является собирание кореньев и трав.
По территории Лаоса протекает крупнейшая река Азии, Меконг. Другие реки также богаты рыбой, поэтому рыболовство одно из традиционных занятий. Рыбу ловят бреднем, ставными и подвижными заборами, вершей, на мелководье бьют острогой. Рыба, как и рис, один из основных видов пищи. Существует праздник лова рыбы (10-й месяц лунного календаря). Лаос - горная страна, богатая лесами. Лесозаготовки составляют важную часть экономики. Хотя в настоящее время в стране развивается промышленность, строительство и транспорт, Лаос принципиально остается аграрной страной. В отличие от соседних стран, где собирают по два - три урожая в год, в Лаосе собирают только один.
Из транспортных путей сообщения в Лаосе используются шоссейные и проселочные дороги и водные артерии. Железных дорог нет.
Поселения состоят из беспорядочно разбросанных домов. Деревни обычно небольшие, 8-10 домов. Чтобы избавиться от сырости и наводнений, дома ставят на высокие сваи. В доме 2-3 входа, 2 очага, крыша двускатная. Один очаг - для основных членов семьи, другой - общий, 'гостевой'. Очаг делается из бамбуковой рамы, заполненной землей и глиной. Используется тренога и крюк для котла. Внутри используются нары, деревянные скамеечки, табуретки из бамбука, циновки. Циновка - основной предмет мебели. Постельные принадлежности - подушки-валики, циновки, одеяла. Кроме свайных сельских есть и другие типы домов. Дома мелкой аристократии строились из тика, поэтому чаще имеют коричневый цвет. Высшая аристократия жила в белокаменных дворцах, которые включали систему водных сооружений (озера, каналы), и были окружены садами, лужайками, деревьями.
В каждом поселке есть храмовый комплекс ват, внутри которой находится статуя Будды. Города также небольшие. Основное население - торговцы, ремесленники, чиновники и буддийские монахи.
Из одежды у лао мужчины носят простые холщовые рубахи и штаны, куртки. Иногда это не штаны, а саронг (юбка), замотанный наподобие штанов. Иногда используется кусок ткани, обернутый вокруг пояса (сампот). У женщин одежда намного привлекательнее: платья ярких цветов, богато орнаментированные, с вышивкой, или короткие кофты со стоячим воротником и несшитые юбки син с рукотворным узором на полах из разноцветных ниток. Подпоясываются шарфами. Головные уборы - повязки, соломенные шляпы.
Пища такая же, как в соседних странах. Основу кухни составляет рис. Широко употребляется рыба, свежая и сушеная, овощи. Северные лао едят мясо.
Из ремесел развиты фресковая живопись, ювелирное дело, резьба по дереву, троительство храмовой архитектуры и другие. Ремесла подразделяются на мужские и женские. Мужчины традиционно производили орудия труда, утварь, бамбуковую посуду, строительные материалы, занимались плетением из ротановой лианы, ювелирным искусством, кузнечным делом, резьбой по камню и кости, производством транспортных средств. Из последних главные - двухколесная арба, лодки - долблёнки. Женскими ремеслами были прядение хлопка, ткачество, вышивка, плетение из рисовой соломы, изготовление обуви и гончарство. Практически все ремесла были направлены на нужды семьи. Лаосцы могли полностью обеспечить себя всем необходимым, не покупая чужой товар, что было замечено уже давно европейскими путешественниками.
Общественная и семейная жизнь
Основная общественная единицей в Лаосе является деревня, населенная несколькими семьями. Это - родственно-соседская община, возглавляемая старостой и советом старейшин. В семье главенствует мужчина, брак патрилокальный. Местами встречается матрилокальный брак. Раньше существовали трех родовые союзы, - браки заключались между тремя родами. Например, мужчины из рода А брали жен из рода Б, мужчины из рода Б - жен из рода В, а мужчины из рода В - жен из рода А. Образовывался союз родственников. Теперь эта система не обязательна. Семья малая моногамная, хотя на севере иногда встречаются черты большесемейной организации. Малая семья состоит из мужа, жены и детей, иногда из родителей мужа и жены. В большую семью входит более широкий круг родственников. Разводы редки.
Свадьба - торжественная церемония. Ещё недавно руки молодым соединял колдун, он же строил им гороскопы. Теперь это делает настоятель местного храма или монах, сведущий в астрологии.
Наследство после умершего получают его дети, жена(или муж).
Культура
Лаос - страна древней самобытной культуры. Исторические памятники Вьентьяна и Луангпхабанга известны далеко за пределами страны. Вьентьян основан в 13 в., в течение полутора веков был столицей государства Лан Санг. В 14 в. при короле Сеттхатирате в нём были построены храмовые комплексы Тхат Луанг ('Королевская ступа'), Ват Пха Кео ('Пагода изумрудного Будды'). Здесь находилась статуя Будды из нефрита, перевезенная в XVIII веке в Бангкок. В Луангпхабанге есть образцы деревянного зодчества, комплексы Ват Май (18 в.), Ват Сиенгтхонг и Тхат Макмо ('Пагода-арбуз') (16в.). Их стены украшены тончайшими золочеными орнаментами. Пагоды в виде ступ, которые встречаются и в соседних Мьянме и Таиланде, в Лаосе называют 'тхат'. Памятники бережно охраняются государством.
Помимо буддизма у лао существуют народные верования. Это вера в духов природы. Примеры: Пхи - духи вообще, как добрые, так и злые, пхи сыа - дух тигра, пхи хаи - дух рисового поля, и т. д.
Главный праздник - Новый год (пи май, 13-15 апреля). Он сопровождается карнавалами, танцами, гуляньем, есть обряд вызывания дождя: обливание друг друга водой.
Буддийские праздники: День рождения Будды (сентябрь), Кхао Пханса (начало буддийского поста, октябрь), День священных книг буддизма, Переход Будды к состоянию нирваны.
Народный праздник - День поминовения умерших и бездомных душ. Государственные праздники: День Конституции (11 мая), День независимости и единения народов страны (19 июля).
В Лаосе существует свой национальный театр, сходный с театрами других стран Юго-Восточной Азии. Он развивался под влиянием таиландского театра, и тесно с ним связан. При королевском дворе ставились драмы на сюжеты индийского эпоса, из 'Рамаяны' и 'Джатак'. Были адаптированы придворные танцы Таиланда, лакхон фай най и нанг ньай. Самый древний и распространенный жанр деревенской драмы - мо лам. Актёрские театры выражают содержание в песне и танце. Музыкальные инструменты главным образом бамбуковые. Есть также теневой театр (нанг далоонг), использующий сюжеты лаосских и тайских сказок.
Светская литература Лаоса мало известна, сохранившиеся её памятники немногочисленны. Но богат и самобытен фольклор.
После 2-й мировой войны театры представляют истории Джатаки, тибетские мифы, современные сюжеты. Выразительными средствами также остаются песня и танец. Музыка лао построена на пентатонической гамме. Основные музыкальные инструменты - барабаны, гонги, ксилофоны и флейты. Своеобразен кхэн, инструмент, подобный органу, набор бамбуковых флейт с бамбуковым резонатором.
ТАЙЦЫ
Тайцы - коренное население Таиланда. Вероисповедание - буддизм. Язык - тайский. Иначе их называют сиамцы или кхонтаи. Численность - 90 млн чел., в Таиланде проживает 64,2 млн. Родственные им народы лао, чжуаны, буи, шань, тай и др. называют общим термином таи. Их язык входит в более крупную семью тай-кадайских народов. Этимология слова 'тай(тхай)' - 'свободный', то есть то же, что в Европе означало слово 'франк'.
Происхождение и ранняя история
Человек на территории Таиланда обитает с палеолита. В начале 1тсл. здесь обитали мон-кхмерские народы. В 7 в. здесь было государство Дваравати (позже - Лопбури). В 7-8 в. - государство Харипунджая со столицей Лампун. Тайцы первоначально жили на Юньнаньском нагорье в Китае, откуда в 13 в. последних тайцев вытеснили монголы. Затем они постепенно заселили долины Менама, Меконга, Салуина и вытеснили мон-кхмеров. В 12-13 вв. они создали государство Сукхотаи. Была основана столица - Аютия (Аютхайя), царство стало называться Аютия или Сиам. Первый король Сукотаи - Рамакхамхаенг Великий (1275-1318), первый король Аютии - Раматиббоди I(1350-1369).
На протяжении всей истории Сиам (или Таиланд) был королевством. В 16-19вв. Таиланд не однократно переживал попытки колонизации со стороны ряда держав Европы: португальцев, голландцев, англичан и французов. Вместе с тем, Королевству Таиланд неизменно удавалось остаивать свою независимость и остаться единственным государством Юго-Восточной Азии не ставшим колонией. Немалая роль в этом принадлежит Российской империи, в которой в конце 19в. Сиам видел возможного союзника, рассчитывая напомощь в отстаивании независимости и сохранении политического суверенитета.
Тайцы позаимствовали у кхмеров некоторые достижения культуры, например, письменность. Буддизм проник сюда в 13 в.
Быт и хозяйственная деятельность
Традиционные занятия - сельское хозяйство, основная культура - рис. Дополнительно выращивают злаковые, тутовник, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, рамбутаны, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток.
Рыболовство у тайцев развито речное и морское, но по технике одно от другого мало отличается. Есть чисто рыболовецкие селения. Основные промысловые рыбы(и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста. В рыболовстве используется тяжелый бот (руа пет), бамбуковые ловушки.
Среди ремесел очень почетна резьба по дереву(применяется в строительстве). Это сложная профессия, обычно она передается по наследству. В ювелирном деле развита только обработка камней. Золотые и серебряные изделия изготовляют обычно бирманцы. Основные женские ремесла - ткачество и гончарство. Почти в каждом доме есть ткацкий станок.
Основная утварь в доме - из тыквы, кокосов, бамбука, но для варки пищи используется керамика. Бытует фарфор, но изготовляется он чаще местными китайцами.
Из транспорта очень популярны лодки - сампан, лорчи(транспортный бот большой грузоподъемности, парусный). Столица Таиланда, Бангкок (по-тайски Крунг-Тхеп, или 'город ангелов') изрезан каналами(клонгами), иногда целые семьи живут прямо на воде, в лодках. Поэтому Бангкок называют 'Венецией востока'. В старом Сиаме водные пути были главными. В 15 - 16 Сиам славился судостроением. Речной транспорт и сейчас важен, но к нему добавились автотранспорт и авиация.
Традиционное жилище - свайный дом (характерен вообще для многих стран востока, спасает от наводнений), прямоугольный, каркасный, имеет 2-3 комнаты, обычно 1 этаж, веранду. пол бамбуковый, конёк прогнутый. На севере строят не свайные дома, а на фундаменте. Развито культовое зодчество. Основным типом храма является пагода в виде ступы(по-тайски - прачхеди).
Пища - основная - рис, рыба и овощи. Мясо едят редко(по праздникам, утки, куры, свинина). Молоко не пьют. Рис варят, овощи употребляют сырые, варят или жарят на растительном масле, обычно это томаты, тыква, огурцы, редис, бобы, горох, лук и т. д. Важны фрукты. Употребляют острые соусы, из рыбы с перцем. Едят обычно всей семьей, на веранде или на кухне. Сидят на циновках вокруг плоского подноса или низкого столика.
Одежда - панунг - несшитые штаны (намотанные, обычно у мужчин, но носят их и женщины), рубашки. У женщин также - несшитые юбки и кофты. Женщины используют широкий шарф(пахом). Головной убор - шляпа из пальмовых листьев. Обувь - сандалии, но часто ходят и босиком.
Культура
До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монархия. Короля почитали, как бога. Простые смертные не имели права приближаться к королю, иначе, как на коленях. Король обладал высшей законодательной властью, судебной, был главнокомандующим всех вооруженных сил, верховным покровителем господствующей религии, буддизма. В 1932 г. произошёл переворот, была принята конституция, в 1939 г. Сиам переименовали в Таиланд, но король по-прежнему обладает довольно большой властью.
В тайском языке существует несколько разновидностей. Так, одним стилем говорит простой народ, совершенно по другому говорят при королевском дворе. Там существует свой язык.
Большое влияние на жизнь тайцев оказывает буддизм. В Бангкоке около 400 храмов. Наиболее крупный - Бенчам-обопит, сооруженный из белого мрамора(в переводе - Мраморный храм). Как и в соседних странах, здесь большое число буддийских монахов, которые не имеют права работать, а могут жить только подаянием.
В Таиланде несколько видов театра: кхам-пхак, или нангтхалон(кукольный), кхон(актёров в масках), нан(экранизированный), Йик(сатирический). На С.-В. Таиланда был издавна распространен жанр мор лам(народная драма). На юге древнейшим является жанр лакхон нора или Манора(малайского происхождения). Это - танец или танец-драма, где действуют три персонажа: принц(Будда), принцесса и клоун. Принцесса Манора - мифический персонаж, полу-птица, полу-женщина. Позднее возник жанр лакхон нок, отличающийся грубоватым юмором. Придворный вариант драмы - лакхон най, где играют мужчины, также танцевальный. Основными сюжетами были сюжеты из 'Рамаяны'. На юге развивался народный театр Ликай, с элементами оперы. В нём заметно влияние ислама.
Тайский национальный оркестр называется пситпат. В него входят ксилофоны, цимбалы, гонги, барабаны.
В литературе у кхонтаи первой была заимствованная из Индии и Цейлона культовая литература типа 'Жизнеописаний Будды'. Затем появились свои летописи. Местные традиционные космогонические мифы - нитти. Местный жанр любовной поэзии и песни - клон пет тон(строфа - две октавы). Частым персонажем является Кина Ре - полу-женщина, полу-птица. В литературе заметно влияние Индонезии и Китая.
Широко известен вид местного единоборства, тайского бокса (или муай-тай, в переводе 'свободный бокс'). Имея сходство с каратэ, он имеет также и отличия, для него очень характерны удары ногами, и широкое применение ударов коленями и локтями.
ВЬЕТЫ
Вьеты (вьетнамцы; самоназв. - вьет, кинь; кит. цзин) - основной народ Вьетнама, вьет-мыонгской языковой группы. Общая численность - 73,5 млн. чел. (2006).
Говорят на вьетнамском языке, который относят к мон-кхмерской семье, однако, он претерпел сильное влияние китайского. По религии - буддисты, даосисты, конфуцианцы; есть католики и протестанты, на юге - приверженцы синкретических культов Као-Дай и Хоа-Хао.
История
Предки вьетов и мыонгов - лаквьеты (кит. лоюэ) - являются автохтонным населением Северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов в начале I тыс. до н. э. и продвинулись в бассейн реки Красная. В древности лаквьеты входили в многоэтническую общность юэ (вьетн. вьет), населявшей во II-I тыс. до н. э. юг Китая от низовьев Янцзы. С ними связывается донгшонская культура Северного Вьетнама. Ими создано первое вьетнамское государство Ванланг.
Традиционная культура
Типична для народов Юго-Восточной Азии. Основное традиционное занятие - пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса, два основных - твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Ремёсла - ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др. Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) - место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме - алтарь предков. Внутреннее убранство - нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др. Традиционная мужская и женская одежда - прямозастежная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм (ао зай) - приталенное правозапашное платье-халат с со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нон). Осн. пища - рис, овощи, рыба, соевый соус (ныок нам), на севере - соевое молоко; распростраённые блюда - суп из рисовой лапши (фо), рисовые блинчики с мясной начинкой (нем (блюдо)); традиционные напитки - чай, рисовая водка. Распространены курение табака, жевание бетеля, обычай чернения зубов.
Сохраняется деление на патронимии (ок. 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков. На Новый год (Тэт) выпекают пирог из клейкого риса (бань тинг), дом украшают ветками цветущего персика, устраивают гонки на лодках, шествия с изображением дракона, вывешивают фонари и др.
Фольклор - цикл преданий о первопредке и культурном герое государе драконе Лак Лонг Куан, его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа; о борьбе духа гор Шон Тиня с духом воды Шон Тхюи за обладание дочерью правителя Ми Ныонг, о сёстрах-воительницах Чынг, о Золотой Черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече, эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек Тхань Мау.
Традиционные музыкальные инструменты - 5-, 4- и 3-струнный щипковые, 2-струнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и др.
СЕМАНГИ
Семанги (по-тайски 'курчавые'), самоназвание - меник, менди, моник, нгок, народ, населяющий внутренние части Малаккского полуострова. Ведут кочевой образ жизни, сохраняют самобытность примитивной культуры в целом, хотя частично испытали влияние малайцев. Численность - 8 тыс. чел. Язык - семанг, относится к малаккской группе австроазиатских языков. Понимают малайский. Верования сохраняют традиционные.
Делятся на 6 групп: джахай, батек, мендрик, ланох, кентак, кенсиу.
Происхождение
Это древнейший народ Малаккского полуострова, который был вытеснен малайцами и сеноями в дремучие леса во внутренних районах. По языку им родственны кхмеры, моны, вьеты, мыонги, седанги и другие народы австроазиатской семьи. Она включает кроме вьет-мыонгских, мон-кхмерских, мунда и нахали языков малаккскую группу, куда и входит язык семанг. Но по антропологическому типу они - негритосы, и подобны реликтовым народам Юго-Восточной Азии, таким как андаманцы, аэта и др. Вместе с сеноями и джакунами они составляют группу аборигенов Малайзии, хотя относятся к разным расовым типам. Семанги из них самые малочисленные.
Малайцы называют их 'оранг асли'(в переводе - исконные люди, аборигены), 'оранг хутан'(люди леса, 'оранг далам'(люди внутренних районов), 'оранг букит'(люди холмов), 'оранг улу'(люди верховьев рек).
Хозяйство
Ведя бродячий образ жизни, семанги занимаются собирательством, рыболовством и охотой. Лишь в 20 в. часть их перешла к оседлому образу жизни, освоила земледелие. Обрабатывают бамбук, обменивают ценную древесину и смолы на рис и железо у малайцев, торгуют сувенирами. Существует разделение труда - мужчины занимаются охотой, женщины - собирательством. Женщины также готовят пищу. Иногда нанимаются к малайцам на уборку урожая.
Жилище - навес из пальмовых листьев, шалаш. Строится из трех бамбуковых шестов, которые связаны вьющимися растениями и закрыты пальмовыми листьями. Такой шалаш рассчитан на одну малую семью. Иногда живут в пещерах или строят хижины на деревьях. У перешедших к более современному быту - свайные дома малайского типа.
Одежда - набедренная повязка у мужчин, юбка из луба или ротанга и передник у женщин. Сейчас предпочитают малайские саронги. Зубы подпиливают, прокалывают нос, раскрашивают или татуируют тело.
Общество состоит из экзогамных групп, владеющих территорией и другим имуществом. Счет родства - билинейный. Старший в племени - мужчина, часто шаман. Поселение состоит из 5 - 10 шалашей. Один шалаш занимает малая семья, все поселение обычно - это большая семья, то есть 3 поколения, муж и жена, их женатые дети и внуки. Шалаши могут ставиться в ряд или по кругу.
Духовная культура
У семангов развит анимизм, шаманизм и мифология. Имеются знахари-шаманы (б-лиан, хала). По поверьям, они могут превращаться в тигра, общаться с духами, также лечат при помощи трав. Верят, что души умерших уходят куда-то на Запад, но могут возвращаться в виде птиц и пугать живых. Испытывают суеверный страх перед грозой.
Основными богами являются Карей, грозный, злой дух грома и молнии, и Та Педн, создатель мира. Его синонимы - Кето, Мольтек, Англай, Пле. Его жена - Манои. Иногда Та Педн считается старшим братом Карея, иногда - одним и тем же лицом, и роль создания мира четко между ними не подразделяется.
Культурные герои - Та Пиаго и Та Тангой, муж и жена, сперва они были плодовыми деревьями перах и рамбутан. Затем научили людей охоте, изготовлению украшений. Та Тангой научила женщин быть привлекательными (делать украшения, наносить на них орнамент).
Бату Рибн - священная гора. Реальная гора с таким название есть на границе Таиланда и Малайзии. Некоторые племена почитают священную гору Гунонг Берапи (Гора риса), считая ее первым местообитанием людей. Существует вера в добрых духов, 'ценоев', которые, подобно германским эльфам, живут в цветах.
Бирманцы или мья́нма - народ, основное население Мьянмы, бывшего Бирманского союза. Численность - более 30 млн чел. (1987). Живут также в соседних странах. Язык - бирманский, тибето-бирманской языковой группы сино-тибетской языковой семьи.
Доминирующая религия - буддизм.
Происхождение
Предки современного народа мьянма, тибето-бирманские народы, переселились из Восточного Тибета в Индокитай в 1 тысячелении. Жившие здесь ранее мон-кхмерские народы были ассимилированы или вытеснены ими. Первыми мигрантами был народ тете(сок), который частично вошёл в состав араканцев, частично стал предками чинов. К 4 в. в долине р. Иравади появился народ пью (пяо), который основал свое государство Шрикетру. В V в. у них уже была письменность на основе письма пали.
В IX в. на среднем Иравади появляется этническая группа мранма, которая становится ядром современного народа мьянма (бирманцев). Они постепенно ассимилируют остальные этнические группы, консолидируются с остатками пью, и создают в XI в. государство Паган. Их происхождение связывают с народом цянь, скотоводами Тибета и Сычуани.
Мьянма(или Бирма) - древнейшая страна Юго-Восточной Азии, на территории которой существовали древние государства, Шрикетра, Паган, Аракан, Пегу, и др. Индийцы и кхмеры называли Бирму Раманнадесой, а Бирманцев - рман. Бирма - искаженное англичанами самоназвание бирманцев, мьянма, или мранма. Также более правильным является название столицы - Янгон, а не Рангун. Встречались и такие формы произношения, как народ 'мям', 'мянь', страна 'Мямма', 'Баама', 'Мраньма', 'Браньма'.
В XIX в. Великобритания захватила и колонизировала Мьянму. Борьба бирманцев против англичан вылилась в народное восстание в 1930-1932 г. В 1942 г. страна была оккупирована Японией, а в 1945 г. японцы были изгнаны из страны. С 4 января 1948 г. Бирма - независимая республика.
Этнические группы
* Интха ('озерные жители');
* мергуйцы и тавойцы, имеют общую черту, они сохранили средневековый архаичный бирманский язык;
* Каммон мямма лэйя, смешались с шанами и ва-палаунами;
* араканцы (самоназвание - рокай, йокай), самая старшая ветвь бирманцев.
Быт и хозяйство
По культуре Мьянма похожа на другие страны Юго-Восточной Азии. Это аграрная страна, основу экономики составляет производство риса. Экспорт риса приносит основной доход, за счёт него страна получает всё остальное. Другая важная отрасль хозяйства - заготовка ценных пород деревьев, - Мьянма богата тропическими лесами, где произрастает, например, сандал, палисандр, тик. Повсюду встречается бамбук, широко используемый в хозяйстве. Кроме риса выращивают также пшеницу, кукурузу, овощи, табак, батат.
Основные сельскохозяйственные орудия: плуг (го), борона (тандон), серп и палки. Как тягу для плуга использовали буйволов и быков.
Национальный костюм бирманцев мало чем отличается от одежды тайцев или лао. Мужчины носят куртки с застежками (тайпоун эйнджи) и несшитые юбки (лонджи), которые завязываются спереди узлом. Головной убор - повязка с узлом на боку или красная шапочка на каркасе. У женщин куртка застегивается на правом боку и заправляется в юбку (тамейн. Обувь - сандалии, часто не носят никакой обуви вообще. Прежде была распространена татуировка. Сейчас это уходящий обычай, но раньше татуировка показывала социальный статус. Для простого народа использовалась только синяя краска, аристократы же носили татуировку двух цветов, синюю и красную. Носили плащи с застежкой на одном плече. Праздничная одежда - та же, но более ярких цветов и из более дорогих материалов. У мужчин платок заменяется шапочкой (гаунбаун).
Дома строятся на сваях, без стен (традиционное жилище), крыша из листьев или соломы. В доме - 2 или 3 комнаты, мебель почти отсутствует. Постельные принадлежности, циновки, подушки и одеяла, складывают в угол. Под полом устраивались помещения для скота или же мастерские. Но могли держать скот и под навесом во дворе, там же были амбары и сараи.
Пища, как и в других странах Юго-Восточной Азии, чаще всего, растительная. Основу составляет рис, употребляют овощи и рыбу, острые приправы. Молоко не пьют. Мясо - праздничный продукт. Обед бирманцев одинаков почти у всех слоев населения, кроме самых бедных. Обычно употребляется вареный рис, суп (хкинджио), вареные овощи (тосая), блюда из рыбы или мяса (хин), рыбные пасты (нгапи), обязательны острые соусы, чаще - карри, на десерт идут фрукты. Завтрак проще. Масло - растительное, напитки - соки или вода.
Развиты ремесла. Издавна известно гончарство, плетение из бамбука и ротанга, например циновок(хпья). Из бамбука делается утварь, черпаки, трубы, сосуды, музыкальные инструменты, орудия труда. Применяются и другие породы дерева, чаще тик. Искусство резьбы по дереву и бамбуку исчезает. Даже в храмах сейчас используют ажурные накладки из листового железа. Выплавка, ковка и кустарный прокат существовали с древности. Ткачество - в прошлом каждая семья имела свои ткацкие станки. Славятся лаковые изделия.
Транспорт
Издавна наиболее развиты были водные пути. Самым ранним средством передвижения был плот, используется до сих пор. Затем появились лодки-однодеревки. Используются лодки типа шлюпки(сходны с малайским прау), лорчи - крупные боты для дальних перевозок, имеющие от 1 до 3 мачт. Как и у малайцев суда ярко раскрашены. Сейчас большое значение имеют шоссейные дороги и авиалинии.
Общественные отношения
Семья моногамная. Брак патрилокальный, наследование патрилинейное. Положение женщины относительно свободное. Иногда благосостояние семьи зависит от доходности женских занятий, огородничества, ткачества, мелкой торговли.
Культура
На жизнь бирманцев большое влияние оказывает буддизм. Каждый ребенок обязательно должен хотя бы неделю провести в монастыре, а некоторые остаются там на всю жизнь. Монахи бреются наголо и носят желто-оранжевые накидки. Они не должны работать, а живут только подаянием. В Янгоне и других крупных городах очень много пагод. Пагоды напоминают ступы с остроконечными верхушками. Наиболее известны пагоды в древних городах Пагане и Проме(Пьи). Знаменитый храм Ананды в Пагане построен в 11 в. В нем стоят 4 10-метровых изображения Будды, одно - бронзовое, остальные - из ценных пород деревьев. Самая большая пагода - Шведагон в Янгоне, высота - 170 м, перестраивалась в 1768 г. Достопримечательность - колокол Маха ганда, уступающий по размерам только московскому Царь-колоколу.
Несмотря на сильное влияние буддизма, сильны традиции культа духов(натов). Тавадейнта - страна, обиталище натов. Верховный нат - Тхайя Мин. Патрон жилища - Нахджири Нат Мин. Духи в основном - покровители(профессий, дома, рода, и т. д.)
Фольклор составляют мифы, легенды, сказы, сказки, сравнимые с индийским циклом 'Шукасаптати'. Кроме заимствованных из Индии, были свои бирманские хроники, 'Махаязавин', араканская 'Летопись зерцала Хрустального дворца'. [править] Праздники
Главный бирманский праздник - Тинджан, то есть Новый год, 12-16 апреля.
* Табаун - буддийский праздник обновления, окончания сухого холодного сезона.
* Тазаундайнпвэдо - конец муссоного влажного сезона и уборка урожая.
* Касхоун - день рождения, просветления и паринирваны Будды.
* Вазоу - годовщина первой проповеди Будды.
* Тэдинджупвэдо - день пришествия Будды.
* Катхэйнбвэ - праздник преподношения одежды буддийским монахам.
Никобарцы - коренные жители Никобарских островов. Численность - 22 тыс. чел. Большинство верующих - христиане, но есть и мусульмане. Сохраняют традиционные верования. Делятся на собственно никобарцев и шомпенов.
Никобарцы населяют Никобарские острова, входящие в состав Индии, прежде принадлежавшие Великобритании.
Происхождение
Есть предположение, что никобарцы - выходцы с Малаккского полуострова. В их облике присутствуют монголоидные черты.
Шомпены, живущие в глубине Большого Никобара, считают никобарцев пришельцами. Они, видимо, аборигены. На никобарцев они антропологически не похожи, - у них ярче выражены австралоидные черты, меньше - монголоидные.
Языки
Языки относятся к никобарской группе австроазиатской семьи. Это - кар(пу), центральноникобарский (собственно никобарский), с диалектами каморта, качель(катчелл), нанкоури, тринкат, языки тэтэт, шом-пенг, южно-никобарский(мило), тересса (тэнх-лонг). Письменность появилась в 20 в. на основе латинской графики.
Между отдельными группами островов велась и ведется оживленная торговля. Есть специализация, каждый остров производил что-то свое. Например, на о. Чаура делали глиняную посуду, хотя глину добывали на о. Тересса, и завозили ее на о. Чаура. На южных и центральных островах производили каноэ и поставляли их северянам. Особую роль в этом товарообмене играл о. Чаура, перекресток на торговых путях. Здесь собирались гости с разных островов.
Поселения - главным образом на побережье, традиционное жилище - каркасное с конической крышей, переходящей в стены. Крыша кроется травой, пальмовыми листьями, тростником.
Одежда - набедренная повязка(касат), один конец которой свисает сзади до земли. Сейчас национальную одежду вытесняет саронг индонезийского типа а также европейские шорты и рубахи.
Основная пища - варёные или тушёные овощи, рыба, свинина, домашняя птица, с приправами. Кокосовая пальма дает не только пищу, но и материал для многих предметов. Популярное блюдо - кувен (пудинг из плодов хлебного дерева). Любимый напиток никобарцев - тодди. Распространено жевание бетеля.
В социальной организации сохраняются большесемейные общины(до 100 человек). Деревни возглавляет староста. В браке никобарцы соблюдают моногамию, но встречается полигамия в богатых семьях. Характерный обычай - кувада. Перед родами муж и жена уходят в специальню ритуальную хижину, а в последний момент перед родами жена уходит и оттуда. Месяц после родов они не делают тяжёлой работы, муж часто купается в море, моется, считается больным, ходит под зонтом от солнца и соблюдает еще ряд запретов. Считается, что их нарушение может повредить здоровью ребёнка. Им нельзя завязывать узлы, так как душа ребёнка тоже будет завязана узлом. После рождения следующих детей срок этих табу сокращается до 1-2 дней. Похожие обычаи встречаются у многих народов Юго-Восточной Азии - например, жёны ждут родов и рожают в отдельных домах, так как считаются в это время нечистыми. При ухаживании юноша несколько раз проникает к невесте ночью и пытается ее приласкать, при этом она его бьёт. Если он терпит, то она, убедившись в его терпении, соглашается.
Имущество переходит от отца к сыну. Размеры его определяются количеством свиней, пальм, домов и огородов.
Никобарцы любят праздники, пиршества, соревнования (гребля на каноэ, по национальной борьбе), но соревнования проводят не ради первенства.
Духовная культура
Никобарцы суеверны, верят в духов, имеют анимистические представления, но не имеют своей религии. Хоронят в земле. Существует легенда. Очень давно в области Андаманских и Никобарских о-вов произошло наводнение. Один никобарец спасся на дереве, где просидел до тех пор, когда ушла вода. Затем он нашел на ветке дерева собаку, спас ее и сделал своей женой. От них произошли никобарцы.
Второй вариант говорит, что один бирманский царь отправил дочь в изгнание, узнав о ее противоестественной связи с собакой. На Никобарских островах принцесса убила собаку, а замуж вышла за своего сына от этой собаки. От них произошли никобарцы. Отсюда и набедренная повязка с хвостом.
Культура шомпенов
Шомпены живут в маленьких хижинах без стен, из одежды носят только набедренную повязку, и юбку - женщины. Прежде они вообще не носили одежды. В пищу употребляют бананы, кокосы, панданусы, дугие растения, мясо кабанов.
АНДАМАНЦЫ
Андаманцы - коренные жители Андаманских островов. Сейчас насчитывается 200-300 человек племени джарава и около 100 человек племени онге. На острове Сентинел обитает племя, избегающее контактов, численность его неизвестна. Правительство Индии способствует изоляции аборигенов. Расовый тип - негритосы, ветвь австралоидной большой расы.
Андаманцы населяют в настоящее время внутренние участки Андаманских островов и небольшой остров Сентинел. Часть их после завоевания независимости Индией переселена на остров Стрэйт. Политически острова входят в состав Индии, географически ближе к Мьянме, расположены между 10 и 15 градусами с.ш. Сюда входят острова Северный Андаман, Средний Андаман, Южный Андаман, Малый Андаман, Ратлэнд и другие мелкие острова.
Происхождение
Существовала гипотеза, что андаманцы - потомки африканских рабов, потерпевших кораблекрушение при траспортировке их португальцами. Сейчас установлено, что это остатки туземного населения, негритосы, родственные семангам и аэта. Их расовый тип также сравним с типом африканских пигмеев, так как их рост очень низок, - 4 фута 10 дюймов (1,4372 м) у мужчин, и ещё меньше у женщин. Цвет кожи варьируется от чёрного до красно-коричневого (у онге).
Истории
Завоевание островов Англией в XVIII в. и колонизация вызвала эпидемии и быстрое вымирание аборигенов. Англичане застали здесь 12 племен численностью 5000 человек. В начале XX в. их оставалось 625 человек. До прихода европейцев острова привлекали многих авантюристов, арабских работорговцев, малайских и китайских пиратов. В конце XVIII в. здесь было пристанище адмирала Каходжи Ангры, который захватил однажды корабль британского губернатора Бомбея и получил выкуп - порох и ядра. Неоднократно он захватывал суда голландцев, португальцев и англичан, оставаясь непобедимым до своей кончины в 1729 г. В 1789 г. британский офицер Арчибальд Блэр основал на Южном Андамане опорный пункт Ост-Индской компании. Племя джарава выступило против завоевателей с луками и стрелами, но подверглось карательным мерам. На этом месте теперь находится административный центр - Порт-Блэр. После многих лет колониального владычества острова были включены в состав Индии, получившей независимость в 1947 г. Старая часть в Порт-Блэре сохраняет старинный вид, дома в основном двухэтажные, три улочки и монумент в честь жертв колониализма. В городе много представительств разных религиозных конфессий и храмов: индуистские, буддийские, кришнаитов, адвентистов и прочие. Аборигены получают гуманитарную помощь. Обжитые же побережья в настоящее время заселены индийцами.
Языки и племена
Андаманцы делятся на группы (племена):
* северные (ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа - в настоящее время объединились в единое племя)
* южные (онге и джарава)
* жители островов Большой Сентинел и Рутлэнд (Ратлэнд) (последние вымерли в начале 20-го века)
Языки: североандаманский (большой андаманский), онге и джарава, делятся на ряд диалектов. Эти языки образуют свою собственную андаманскую семью. Существует гипотеза о связи их с папуасскими языками, а также с кусунда и нихали - изолированными языками малых народов Индии и Непала. Кроме деления по лингвистическому признаку они делятся на группы ариото и эремтага, то есть прибрежных и лесных.
Быт
Занятия береговых андаманцев - ловля морских черепах и рыболовство, лесных - охота, главным образом на диких свиней. Оружие - лук и гарпун, в охоте использовали собак. Дома южных андаманцев - круглые с конической крышей, северных - прямоугольные с двускатной крышей. Лесные обычно жили в большом общем доме целой общиной, береговые - в небольших хижинах отдельными семьями. Юноши до брака жили в мужских домах. До 10 лет дети живут с родителями, а девочки продолжают жить с ними и дольше. Андаманцы не живут на одном месте, а меняют расположение поселений. Пищу пекут или жарят на открытом огне.
Традиционная одежда - набедренная повязка из растительного волокна. На Северном Андамане носят длинные волосы, на Южном - бреются наголо, онге стригутся коротко, джарава носят пышную копну. Иногда встречаются усы и бороды. У онге практикуется раскраска лица глиной. Андаманцы хорошо сложены и изящны, хотя раньше бытовало другое мнение. Во времена Марко Поло считали, что у андаманцев якобы лица, как у собак, и верили в то, что они каннибалы.
Социальные отношения
Организация - племенная. Племена делятся на кланы. Сведений об андаманцах мало, но известно, что у них, например, не было сословия вождей и частной собственности. Те, кого европейцы называли вождями, видимо, выполняли другие функции. Половой зрелости достигают в 15 лет, средний возраст вступления в брак - 25 лет. До замужества интимные связи характерны, но после вступления в брак измена может стоить жизни жене, а иногда и любовнику. Брачная церемония проста. Жених убегает в лес, изображая мнимое колебание, родственники убеждают его вернуться. Он возвращается, садится на колени к невесте, после чего брак считается заключённым. После смерти одного из супругов другой может вступить в брак снова. Хоронят на платформе, где умерший находится 3 месяца (срок траура). Детей хоронят под полом. Кости затем откапывают, дробят и делают из них украшения.
Духовная культура
Основной культ - культ Пулуга (Билику) и Тараи, духов двух муссонов, летнего и зимнего. С ними связаны представления о смене сезонов и природных явлениях. Культурный герой - Томо (первочеловек, научивший потомков ремеслу). Распространены культы природных духов, магия. Андаманцы верят в то, что души умерших взрослых превращаются в духов природы, а умерших детей - перевоплощаются в новых детей и возвращаются на землю. О религии андаманцев известно очень мало, - народ почти вымер. В мифах есть сходство с австралийскими, предки носят имена животных. Это - следы тотемизма. Некоторые мифы записал Радклифф-Браун. Гораздо больше сведений об анимистических верованиях, которые связаны с деятельностью шаманов (око-джуму или око-паияд). Духи природы представлялись им чаще всего злыми. Духи назывались лау или чауга, Джуру-вин, дух моря, Чол, приносивший солнечный удар, Эрем-чаугала и другие.
Основное развлечение - танцы. Танцуют оба пола, почти каждый день. Танцы однообразны, без музыки, сопровождаются песнями. У андаманцев есть легенда о потопе, они верят, что их острова оказались разделёнными потопом, и разделились их племена. Есть обычай обмена подарками, который укрепляет дружбу между отдельными родами и племенами, хотя бывают и ссоры.
ТЯМЫ
Камбоджа Камбоджа-317 тыс. чел Вьетнам Вьетнам-127 тыс. чел Лаос Лаос-15 тыс. чел Малайзия Малайзия-10 тыс. чел Таиланд Таиланд-4000 чел Соединённые Штаты Америки США-3000 чел. Франция Франция-1000 чел.
Ислам суннитского толка, малая часть ислам шиитского толка, индуизм, буддизм
Тямы (чамы) - народ во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде, общей численностью 500 тыс. чел (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи. По вере тямы мусульмане-сунниты, малая часть исповедует шиизм, индуизм и буддизм.
Во Вьетнаме тямы населяют долины Фанранга, Фанри, Туйфон, равнины провинции Фантхьет, численность - 127 тыс. В Камбодже они живут вдоль дороги от Тайниня до Компонгчама, 317 тыс. чел. В Таиланде - 4000.
Происхождение
Вопрос о происхождении тямов не решён. Существуют две версии. Или это остатки автохтонного населения, занимавшего более широкий ареал, или это - пришельцы из Индонезии. По языку они близки малайцам, индонезийцам, австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам. Считается, что вьеты, их ближайшие соседи, оттеснили их из центра на юг страны. В Камбодже живут переселенцы из Вьетнама.
История
Предположительно тямы связаны с культурой Са-Хюинь, существовавшей на территории Вьетнама и Лаоса в 1000-200 гг. до н. э.
Наиболее значительная страница истории тямов - существование в древности сильного государства, Тьямпа (Тямпа), или Чампа. Синонимы его - Линьи, Ламап (7в.), Хуанван,Хоанг-выонг-куок (8в.), Чжаньчэн, Тиемтхань (11в.). В тот период оно было проводником индийской культуры в здешнем регионе. Тямпа вела войны с родственными народами горных тямов, которые в последующий период, напротив, стали его опорой. Позже тямы воевали с соседними вьетами и кхмерами, а также с монголами. Государство обладало высокой культурой и собственной оригинальной письменностью. В 15 в. большая часть государства была захвачена вьетнамцами, однако тямское княжеств Падуранга существовало вплоть до начала 19 в.
В годы правления в Камбодже 'красных кхмеров' тямы в Камбодже были почти полностью уничтожены, поскольку все они являлись мусульманами; формальным поводом к геноциду стало то, что незнание кхмерского языка было объявлено преступлением.
Хозяйство и быт
Основа хозяйства - поливное рисосеяние, но разводят также коз, кур, уток. Распространено рыболовство. В прошлом тямы были опытными мореходами, теперь ограничиваются речной и прибрежной ловлей рыбы. В земледелии используется буйвол. Как и у вьетов, буйвол - рабочее животное, его мясо в пищу не употребляется.
Селения тямы строят чаще всего вдоль рек, придерживаются линейной планировки, деревни насчитывают до 300 домов. Традиционный дом чаще свайный, с четырёхскатной крышей, которая кроется соломой или черепицей. Стены обшиваются досками. Окна - круглые. Внутри дом делится на 4-5 комнат перегородками, из них 2-3 комнаты для женщин. Кухня и другие хозяйственные постройки - отдельно. Из вещей в доме находятся стол, топчан, ткацкий станок, веретено, посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности. В зажиточных семьях есть европейская мебель. Вход обычно один - с фасада.
Ремесла не уступают вьетским. Изготовляют хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Саронги тямов покупают вьеты и кхмеры. В рыбной ловле применяют сети (лыой тха). Торгуют также копчёной рыбой. Одежда традиционная - саронг, сверху - узкий халат с рукавами, на голове - тюрбан, у женщин. Перенимают вьетские фасоны. Женщины носят стеклянные украшения, причесок не делают, предпочитают свободно распускать волосы. Мужчины носят усы и бороды, волосы собирают на затылке в пучок. Пища тямов не отличается от вьетской. Это - рис, овощи, рыба и мясо с приправами.
Социальные отношения
Тямы отличаются чувством национального единства и поддерживают обычаи взаимопомощи. Западные тямы сохраняют матриархат. В большой семье главной фигурой является бабушка. Родство считается по матери, наследство передается женщине, жениха выбирает невеста. У восточных тямов - наоборот, патриархат, родство считается по отцу, наследство переходит от отца к сыну. Нередки случаи многожёнства(полигиния).
Искусство и культура
Тямы исповедуют ислам и брахманизм. У брахманистов почитается Бхагавати, супруга Шивы, в честь неё построен храм в Нячанге. Существуют пережитки анимизма: вера в духов, различные табу, обряд почитания духа земли.
Наиболее яркой частью культурного наследия чамов являются индуистские храмы. Архитектурные памятники сохраняются в провинции Куангнам (храмы Чакьеу,Мишон, Донгзыонг), Нячанг (По Нагар), в провинциях Ниньтхуан и Биньтхуан (башни По Клонг Гарай, По Роме). Стиль сходен со стилем строений Индии и Индонезии. Богато поэтическое, песенное, танцевальное наследие. Известные произведения - несколько хикаятов (акаятов), предания о герое Че Бонг Нга, поэмы Чам-Бани, Бани-Чам. Танцы ритуального происхождения, например, женский танец вееров, мужской танец огня. В культуре тямы оказали и оказывают заметное влияние на вьетов.
Тямы горные
Тямы горные - группа народов, родственных тямам по языку и происхождению. Населяют плато Контум на юге Вьетнама. Общая численность - 500 тыс. человек. В древности у них была теократия. Это - джарай (зярай, 160 тыс.), эде (148 тыс.), хрой (10 тыс.), раглай и тюру (15 тыс.).
Занятие - подсечно-огневое земледелие, охота, отлов и приручение слонов, речное рыболовство и собирательство. В культуре имеют много общего с тямами.
ФИЛИППИНЦЫ.
Филиппинцы - группа народов, населяющих Филиппинский архипелаг, или в политическом плане республику Филиппины, которые территориально практически полностью совпадают. Общая численность - около 103 млн человек, в том числе население Филиппинской республики - 91,1 млн чел. (2007)(а также -висайя - 40 %, тагалы −21 %, илоки - 12 %, моро −7 %).
Население относится разным антропологическим типам, главным образом к южномонголоидному типу с европеоидным компонентом, или к смешанному монголоидно-австралоидному. Есть отдельные группы австралоидов (Более подробно - читайте ниже). По религиозным признакам приблизительно 86 % - католики, 10 % - мусульмане (население юго-западных островов, объединенных в особый мусульманский регион). Христианство смешано смешано с местными верованиями, в результате чего популярны синкретические культы, например, местная филиппинская аглипаянская церковь.
Языки относятся к филиппинской зоне западно-австронезийской группы австронезийских языков. Состоят в близком родстве с индонезийскими и малайским языками. Государственный язык Филиппинской республики - тагальский язык.
Этногенез.
Филиппинцы происходят от малайцев, двумя волнами переселившихся сюда. Протомалайцы - первые, от них происходят горные народы. Дейтеромалайцы вторые, они принесли с собой более высокую культуру и оттеснили горных вглубь суши. В 14-16 вв. на Филиппинах были феодальные княжества. В 16 в. они были колонизованы испанцами, острова были названы в честь принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II. В результате борьбы испанцы были изгнаны, и провозглашена республика (1898). Но республике навязали свой диктат американцы. Официально независимость Филиппины получили в 1946 г.
Языки подразделяются на группы: ями-иватанская, думагатская, северокордильерская, центральнокордильерская, южнокордильерская, самбалическая, ценральнофилиппинские, языки Палавана и Миндоро, Манобо и Данао, Субанон, Южного Минданао. Итого ок, 400 языков и диалектов. Отдельные языки: бабуян, ями, иватан, паланан, илокано, бонток, пангасинан, пангалато, самбал, бикольский, бисайя, масбатенья, таусуг, палавано (пиналаван), агусан, манобо, маранао, субанон, багобо, билаан и др. Тагальский имеет 11 диалектов.
Кроме вышеперечисленных народов малыми группами на всех островах живёт народ аэта, или негритосы, австралоидной расы. Это автохтонное население, вытесненное переселенцами. В 1970-е годы на Филиппинах был открыт неизвестный науке народ - тасадай-манубе, как предполагается, около 1000 лет проживший в изоляции и не знавший о других соседних народах. Развитие его на самом низком уровне.
Общественные отношения
Филиппинцы живут общинами, которые прежде назывались барангаями. Слово происходит от названия большого судна, барангай, на которых малайцы переселялись на Филиппины. Экипажем командовал вождь(дато), остальные находились у него в строгом подчинении. Ниже вождя стояли махарлика(благородные), ещё ниже - два класса: свободные граждане и рабы. Первые имели собственность, работали на вождя 1 день из 4, женились без его согласия, вторые не имели этих прав и работали на вождя 3 дня из 4.
Барангаев давно нет, но система отношений сохранилась. Филиппинец очень зависит от родственных отношений, он чувствует себя не отдельным человеком, а членом рода, затем - народности, и наконец - человечества. Без семьи и своей общины он страдает. В такой ситуации младший всегда подчиняется старшему, слово отца - закон, его авторитет неоспорим. Старшие заботятся о младших, а когда те вырастают, начинают сами помогать родне, причем помощь эта далеко не формальна.
Такие же отношения между помещиками и крестьянами. В крестьянине воспитывают с детства преданность помещику, в случае лояльности он становится для помещика протеже. Это называется система бата-бата(покровительства и фаворитизма). Однако на деле чаще помещик берет зверские проценты, не оказывая никакой помощи арендаторам. Не везде в помещике видят благодетеля: классовая борьба на Центральном Лусоне достигает особой остроты. Кроме того, капиталистические отношения сейчас разрушают старые традиции. В настоящее на Филиппинах бросается в глаза разительный контраст между роскошью одних и нищетой других.