Арутюнов Сергей : другие произведения.

Школа одиночества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Александр Меньшиков. Рядом: Книга стихов. - Даугавпилс, 2007, 112 с.

  Это Очень Белая Книга. Северный квадрат с едва заметными разводами русского и латинского (латышского) алфавита. Кажется, на пенке толерантного ко всему вселенского молока пытается проступить портрет, но только на мгновение читки - после значки тонут, растворяются в белизне. Дан лишь миг для того, чтобы отозваться, аукнуться: "Стой. Я слышал твой Голос, Я слышу Тебя. Подойди!" - и случится чудо: буквы замрут, их не смоет приливом, пока будет звучать в отозвавшемся эта мелодия.
  
  "О том, что происходит,
  Трудно сказать,
  Придумать - и то легче,
  Но необходимо начать,
  Более того - неизбежно".
  
  Верлибрист храбрее регулярника: он отбрасывает рифму и метрику с ритмикой, чтобы остаться обнаженным, служить натурщиком самому себе. Прежнее лирическое "я" отсекается новым столетием: истолченное кровавой патетикой, оно более не достоверно. Какое же "я" идет ему на смену? Бесцветное, исчезающее, пытающееся назвать вещи впервые, суггестивное.
  
  Александр Меньшиков, по-видимому, один из тех, кто остался один на один с Европой, которая столетиями учит своего гражданина осознавать себя единицей, равной оглоушенному нулю: чем проще и незаметнее твоя судьба, тем шире, блаженнее и страшнее твоя свобода. Россия, судя по всему, тоже должна приблизиться к этой высшей из истин - каждый "я" обязан перестать полагаться на ближнего, запереться в индивидуальной ячейке, белой комнате без окон, обитой ватой, выхаркивая общину как рабство. Что б ты ни делал, не придавай этому значения. Ничего не вали на других. Ты - один: "медленно/ входишь в особое состояние, находясь в котором/ сначала/ теряешь способность ориентироваться во времени,/ А затем/ просто физически ощущаешь - / оно удлиняется, как рыболовная нить, процентов на 20, потом - разрыв".
  
  Это о поездке в Ригу. Вдоль петляющей Даугавы к морю, а значит, и к смерти, и к музыке. Путешествие к катарсису, езда в Ничто.
  
  Когда тирания перестает выжигать на человеке свои узоры, он обращается за советом к вещам, которые помнят его, и сам незаметно становится вещью - бадминтонным воланом ("Если удар достаточно сильный..."), но мольба о правде запечатлевается случайным прочерком на влажной садовой дорожке.
  
  Свобода слога прямо вытекает из свободы окружающего не замечать человеческих усилий, отдельного присутствия в миробытии. Свобода слога поневоле выдавливает из себя дневник (в латинской раскладке - lytdybr, блоггерский "лытдыбр", ставший символом десятилетия), ежедневный самоотчет себе о себе, напоминалку о том, кто (как бы) ты и (вроде бы) зачем.
  
  "Рядом" - зудяще-комариное настояние на том, что "здесь был Александр М.". Абсолютизируя послание, "здесь были мы, не сумевшие ничего сделать, едва говорившие и дышавшие, потому что осознали тщету империй и поселились у кромки моря, имя которому - Глобализм, он же - Вечность".
  
  "Делаю вид, что проснулся:
  Встаю с кровати,
  Но знаю: на самом деле
  Мне с нее не подняться".
  
  Что ж происходит? Человек, еще вполне помнящий свое детство, вырастает, работает в офисе, ездит отдыхать далеко-далеко, и "рядом" с ним бытует женщина, такая же обобщенная, как и он сам. Он путает дни, месяцы, годы, он пробует вспомнить. Может, ему стерли память, может, он законсервированный супершпион? Он просто проходит Школу Одиночества.
  
  "Глоток воздуха - офисный туалет.
  (...)
  можно
  сказать отражению в стекле:
  "Ты - робот".
  И услышать в ответ: "Потерпи, очень скоро:
  ты - тоже". "Свободу высадили в человека,
  а нужно было - в цемент".
  
  Из другого:
  
  "Главное - уяснить:
  будущего не будет.
  Тогда совпадаешь с самим собой,
  перспектива перестает беспокоить".
  
  Эти стихи - словно написанные героем оруэлловского "1984", есть свидетельство новейшей иллюзии счастья для всех - безымянного, но гложущего наши кости не хуже бодрых маршей из репродуктора, убийственнее всякой чертовщины, потому что - так здесь, сейчас и рядом, как ни замирай, ни пытайся отстранить, - внутри тебя, вечно с тобой, в миллиметре от вздымающегося сердца, - безостановочно, набирая скорость, - проносится - такая твоя и такая чужая - жизнь.
   Сергей Арутюнов
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"