Аннотация: Отчёт о поездке в Западный Казахстан (на полуостров Мангышлак) летом 2016 года. Есть подкаст (читает автор): https://www.youtube.com/watch?v=GdIKvBxET3Q https://www.youtube.com/watch?v=jv9VPEMttTg
Поездка на Мангышлак. Автор: Константин Михайлов
NB! Это урезанная текстовая версия без картинок. Пожалуйста, читайте pdf-файл с фотографиями. Это гораздо интереснее. Вот он:
Казакстан республикасы
Именно эту фразу мы слышали по радио на протяжении двух недель в середине лета. Да, мы были в республике Казахстан. Как так получилось? Позапрошлой весной я как-то мимоходом упомянул, что в Каспийском море водится самый маленький в мире тюлень. Так, слово за слово и появился план съездить в на Каспий, и при удаче этого тюленя увидеть. Но тем летом по целому ряду причин поехать мы не могли, поэтому поездку пришлось отменить. Но идея-то не умерла, поэтому при приближении этого лета мы начали подробно изучать интернеты в попытке найти интересные места для просмотра по пути и разрабатывать планы поездки. После нескольких неудачных попыток найти себе спутника мы смогли выполнить и этот квест, и вот в начале июля мы выехали из города Москва на юг, хотя пока вдвоём. Спутник задерживался, но должен был нас нагнать в Астрахани. Для тех, кому впадлу читать сразу спойлер -- съёздили хорошо, понравилось.
Начало путешествия.
Первой точкой на пути был город Саратов, где мы собирались остановиться на несколько дней, а после двинуться в сторону Астрахани. Подобный маршрут был избран по причине наличия родственников в вышеупомянутых городах.
Однако доехать до Саратова от Москвы в один присест дело непростое, это надо рано вставать да всё утро, весь день да весь вечер ехать. Подобный план оказался не для нас, поэтому мы решили выехать комфортным утром и заехать по дороге в лес и переночевать там, благо время летнее, ночь тёплая. Лес был избран неподалёку от деревни Лесное Конобеево, что под Шацком. Ночевали рядом со свалкой каких-то досок, которые пришлись очень кстати как дрова. Ночью оказалось неожиданно холодно, пришлось на ходу ипровизировать -- отыскивать пустую банку, засыпать туда углей и подобной жаровней палатку греть. Что такое голубые огоньки я в курсе, поэтому обошлось без угораний.
Утром мы решили зайти в эту самую деревню, которая оказалась неожиданно интересной. В ней была старинная разрушенная церковь очень живописного вида.
К вечеру, не без приключений, заключавшихся в том, что мы "догнали" на мокром спуске другую машину перед светофором, мы всё-таки добрались до Саратова. Ничего особенно интересного с нами там не приключилось, поэтому через некоторое время мы выехали на трассу на Волгоград с продолжением до Астрахани.
Дорога на Астрахань.
По дороге мы подобрали пару автостопщиков, направлявшихся в Грузию. Автостопщики оказались не то что бы совсем плохими и негодными, но не лучшими прямо скажем -- сидели сзади как мыши, слушали свой плеер. На попытки поговорить отвечали односложно. Почитали бы гайдов что ли, а то впечатление портят о всех автостопщиках. Хотя не насрали и не своровали ничего, уже хорошо.
После Волгограда мы высадили своих пассажиров и решили направиться не прямиком в Астрахань, а заскочить по дороге в Нижний Баскунчак. Однажды мы там уже были, но не смогли тогда попасть на гору Большой Богдо, да и фотоаппарата у нас не было. Ближе к Астраханской области мы подобрали ещё одного мужика, который ехал как раз до Баскунчака, только Верхнего -- он работает вахтовым инженером. Вообще отдельно стоит сказать о автостопе в Астраханской области -- по моему мнению это из области "вери изи", культура автостопа очень хорошо развита, берут замечательно. Совсем уж ночью, подобрав ещё одного паренька от Верхнего до Нижнего Баскунчака, мы остановились в пустыне неподалёку от Богдо на ночёвку. Из-за чудовищных колючек палатку в темноте раскладывать побоялись, и начали ночёвку сначала в машине, а потом и просто под открытым небом.
Ночевали мы рядом с озером Мраморным, и нас страшно пугал работавший там полночи экскаватор. Вообще крайне рекомендую Мраморное озеро, очень красивое и интересное место, но для купания оно открывается раз в год, причём не в каждый год, так что узнавайте заранее. Мне по счастливой случайности удалось там побывать однажды, и я мечтаю побывать ещё разок, но пока никак не удаётся. К слову в нашем году там приёма не было вовсе.
Большой Богдо
На гору мы отправились ранним утром. Пришлось немного подождать, пока откроются ворота заповедника, но потом нам даже дали личного проводника-экскурсовода. Правда сразу разочарование -- на вершину отныне нельзя, потому что краснокнижные пискливые геккончики пугаются. Ходили вокруг.
Гора Большой Богдо является "прыщом" на выходе гигантского соляного пласта, и состоит из осадочных пород. Выходы выглядят весьма впечатляюще.
С горы прекрасно видно озеро Баскунчак -- сияющий белый четырёхугольник.
Впрочем от горы до озера идти будет далековато.
Около скал в изобилии растёт эфедра -- маленькие кустики с красными ягодами.
Ягоды по вкусу напоминают арбуз, правда слегка солоноватый и водянистый. Удивительно даже, что в пустыне, при всей нехватке воды эти ягоды так долго держатся -- казалось бы их должны есть сразу.
Вообще в астраханской области говорят "степь". Это заставляло меня в детстве думать, что степь -- это такое выжженное солнцем пространство, самым зелёным и сочным растением которого является верблюжья колючка. Впрочем так оно на юге, в районе Баскунчака даже злаковые встречаются.
В горе процессы выветривания сделали такие маленькие "пещерки", в которых можно спрятаться от солнца. Хотя время и утреннее, солнышко начинает таки изрядно припекать.
Местами в горе встречаются "водопады", проторенные весенними водами. Осадки, хотя и редкие, зимой скапливаются в достаточном для ручьёв количестве.
В горе есть поющие скалы, но поют они, по рассказам, в основном весной. При мне ни разу не пели.
Вот мы нагулялись вокруг горы и поехали в посёлок с перспективой похода к озеру. В первый мой приезд мне рассказали, что от посёлка до купального места подвозят "парни на мотоциклах с большими диванами". Эта загадочная фраза объяснилась просто -- там действительно ездили парни на мотоциклах с большими диванами! В смысле с мотоцикла снимали коляску, на её место примонстрячивали большую доску и к этой доске приколачивали самый настоящий диван. В прошлое посещение парни всё ещё подвозили на своих мотоциклах, но в этот раз парни исчезли, заменившись парнями на УАЗиках. Печально.
Печальна участь Баскунчака -- крайне впечатляющее, уникальное в мире место -- и такое запустение. Хотя вот эта дикая самобытная культура туризма в чём-то завораживает, лучше было бы глобальное развитие, пусть и с безликими отелями и автобусами. Причём если развитие туризма на Мангышлаке имеет природные ограничения, проблемы с транспортом и водоснабжением, то Баскунчак, с построенной железной дорогой и Волгой неподалёку есть всего лишь иллюстрация глобальной неэффективности туризма в России. Все разговоры о развитии туризма и прочих "мекках" на самом деле -- эвфемизм для слов "попилим бабло".
Пользоваться услугами парней на УАЗах мы не пожелали, и побрели к озеру пешком. Первыми на пути оказываются вот такие столбики.
Это -- остатки старого соледобывочного промысла. Вообще, если бы я писал этот текст после прошлой поездки, я бы отправил вас в музей соледобычи, что в Нижнем Баскунчаке -- лучший музей, который я видел в таком маленьком городке. Но музей уже закрыт, что есть дело крайне грустное, и хорошо иллюстрирующее "вставание сколен". Ну да я отвлёкся.
Вот на таких столбиках лежали помосты, куда складывали соль из озера. После того как соль обсыхала, её перекладывали в телеги и везли получателю. Столбики сохранились -- в этом царстве соли ничто живое не выживает. Хотя не то что бы совсем всё:
Красный цвет этой воды обусловлен тем, что там живут археи-экстремофилы, "любящие" концентрированные растворы соли. Ну не то, что любящие -- их там просто никто не трогает, вот они и живут в своё удовольствие.
Ну вот и само озеро. В озере невозможно утонуть -- насыщенный раствор соли(рапа) имеет очень высокую плотность. Берега озера, кстати, из соли, дно тоже. Первые метры дно представляет из себя соляные "рифы", весьма болезненные, так что не забудьте взять с собой шлёпанцы. Потом начинается мягкий соляной песочек, очень приятный на ощупь. Немного в сторонке от берега в ямах можно накопать целебных грязей. Смыть эти грязи можно рапой из озера -- но потом нужно смывать и рапу. На берегу, в месте отправления парней есть множество душевых, но всё же возьмите с собой хоть по паре литров пресной воды на человека, дойти будет куда проще.
После озера мы зашли в музей заповедника в посёлке Средний Баскунчак. Тоже на удивление неплохой музей, правда неясно сколько он ещё будет существовать.
После посещения всех этих достопримечательностей мы отправились дальше в Астрахань. Подвезя по дороге несколько человек мы добрались таки до места назначения.
Основной задачей в Астрахани было -- дождаться третьего члена нашей команды, приготовиться к поездке, купить некоторый НЗ из тушёнки, круп и галет. Третий пункт - очень, ОЧЕНЬ глупая затея. Учитывая цены в Казахстане.
Попутно немного развлеклись купанием и походами на рыбалку. Купание удалось на славу, рыбалка выдалась так себе, хотя мне удалось изловить щурёнка за хвост.
Астраханские джунгли.
И вот, дождавшись нашего нового товарища Катю, мы наконец выехали. Первым интересным пунктом, ещё в России, был понтонный мост через реку Бузан.
Мост платный, водилы дикие. Несколько вконец поехавших ухитрились нас на нём обгонять(!). Когда это происходит на обычном мосту, это плохо и глупо, но вот рисковать не просто штрафом и звездюлями, а вообще жизнью, огоняя на понтонном -- это нужно быть совсем чокнутым.
Рядом с понтонным мостом места для купания особенно не нашлось, однако это дельта Волги, так что вскоре подвернулась мелкая, но широкая речка. Мы выгнали коз и немного освежились сами.
Я нахожу друга. Одна из лягушек оказалась совершенно непугливой, плавала рядом и спокойно сидела на руке. Абсолютно загадочный факт.
Вскоре после купания мы таки пересекли границу. Все пограничники -- что русские, что казахи, отнеслись к нашей поездке со здоровой долей пофигизма. Не везём мы ничего запрещённого, ну и ладно. Удивило другое. На российской стороне в целом тишь да гладь. Ларьки, обменники и автострахование конечно были в наличии, но всё было мирно. На казахской налетела орда народу, какие-то дети и бабки, все хотят срочно поменять деньги, либо продать что-нибудь. Нам нужна была страховка. Мы совершенно без труда нашли искомую страховку и купили её по умеренной цене, несколько раз, впрочем, пресекая попытки нас обсчитать и обжулить. Самое интересное что казахи на эти пресекания прореагировали спокойно, но заметно обидились когда я им предложил мелочь для ровного счёта, предпочтя невыгодное для них округление в меньшую сторону. Деньги мы менять не стали, заподозрив невыгодный курс. Скажу сразу -- курс там невыгодный, но не сильно. Стоило поменять немножко денег для комфортной езды, а остальные менять в Атырау.
Посоветовавшись с казахами, мы узнали что дороги вокруг везде плохие, хотя пока что этого заметно не было. Через несколько километров нам встретилось первое мусульманское, точнее казахское, кладбище. Я подобное кладбище видел в астраханской области, где казахов тоже приличное количество, а вот у татар кладбища немного другие.
Казахские кладбища очень расточительны по месту, у нас на такой площади четверых хоронят.
Кладбищенские муравьи, сфотографированные секретной техникой. Какой -- смотрите видео Кэтрин о Эквадоре.
Тем временем подкрался вечер и мы срочно начали искать место для ночлега. Первым интересным наблюдением оказалось сильное казахское огораживание -- любая территория, хорошо подходящая для пастбища, незамедлительно огораживается. Нам, тем не менее, удалось отыскать неогороженный участок у ручья, где красиво росло одинокое дерево. Там и остановились на ночлег.
Ночью нас пугали неведомые животные, с шумом плюхавшиеся в воду. Были ли это особо жирные лягушки или выдра -- неизвестно.
Утром был организован поход на огороженную территорию, где обнаружились великолепные кувшинки.
Утром к нашему ужасу стало ясно что казахи не обманули про качество дороги. Дорога и правда была жуткой, второй по ужасности во всём нашем путешествии. Причём движение там достаточно оживлённое, я там в первый раз видел обгон при скорости обгоняющего 10 км/ч.
Там же нам встретились первые верблюды, вызвавшие неподдельный восторг у Кэтрин.
Одними верблюдами, лошадьми и коровами дело не ограничивалось -- встретился и какой-то орёл на кусте, храбрый видимо до крайности.
Мои спутницы, после поездки по дельте, всерьёз рассчитывали на купание в пустыне.Я относился к этим планам скептически, так как дельта уже закончилась, но спустя несколько километров, казалось, был посрамлён -- глазам предстала вода! Причём, казалось, не совсем даже лужа, а даже маленькое озерцо. Мы сразу остановились, и отправились к неожиданному водоёму. Но некоторые характерные признаки подсказывали мне что огорчаться посрамлению рано.
Подойдя поближе я убедился что это просто размоченный солончак. Видимо относительно недавно прошёл дождик, и рапа не успела испариться.
В рапе плавали дохлые богомолы. Тоже обманулись?
Вот так выглядит небольшой размоченный солончак. Отложения соли по берегам не очень заметны, но широкая мёртвая полоса говорит о качестве воды.
Но не все лужи одинаково солёны, вот эта плотно оккупирована коровами и лошадьми. В рапе они бродить точно не будут. "Мёртвая полоса" на этот раз явно создана копытами.
По дороге мы встретили и посадили какую-то казахскую старуху. Казахи вообще не дураки ездить автостопом. Старуха была вонючей, а через некоторое время начала вздыхать "жарко", явно намекая на то, что бы мы включили кондиционер. Мы же, по отсутствию тенге экономили бензин, охлаждаясь воздухом из окна. Вскоре старуха вышла, не вызвав ни в ком никаких сожалений.
Через сотню километров дорога немного улучшилась, а спустя ещё сто стала даже неплохой. Так мы добрались до первого крупного города -- Атырау, бывший Гурьев.
На центральной площади стоит памятник казахским героям.
Главной целью было поменять деньги и зарегистрироваться. Проблемой являлось отсутствие вменяемой информации в интернете, что нужно делать россиянам в Казахстане. На всякий случай мы решили сходить в миграционную службу.
Первым делом мы погуляли по банкам и поменяли деньги. В миграционную службу мы не успели -- сказалась мерзкая дорога, из-за которой мы так долго добирались до Атырау, поэтому мы отправились в местный супермаркет.
В супермаркете была молельная комната с такой вот забавной табличкой.
Погуляв по супермаркету выяснилось следующее -- продуктов российского производства в супермаркете примерно 50%, продукты российского производства в Казахстане в два раза дешевле, чем в России, продукты казахского -- ещё дешевле, чем продукты российского. Описывая это, я не испытываю ни на грош гордости за Россию, только стыд. Этож как дико нас обирают, что после оплаты транспортных издержек продукты остаются настолько дешёвыми?
Рядом с молельной комнатой находился туалет, откуда мы в несколько ходок набрали литров двадцать питьевой воды в дорогу.
Накупив кучу еды в дорогу, отправились на свою вторую ночёвку в Казахстане.
Для второй ночёвки мы избрали реку Урал.
Урал -- река довольно большая и на удивление петлистая. Течение довольно быстрое. Выкупались на славу, хотя переплывать не стали, памятуя Василия Ивановича. Утром наловили рыбы, попытались подкормить лошадей арбузными корками(не вышло, очень пугливы), погоняли от лагеря телят(которые арбузных корок не пугались и пытались украсть ещё не съеденную половину арбуза).
Наловленную рыбу пожарили на прутике и съели.
Скромный завтрак.
После завтрака мы отправились в миграционную службу. Там выяснилось что все мучения были зря, и добрый месяц мы можем кататься по Казахстану без каких-либо проблем.
Итак, дальше в путь. Следующая остановка -- Доссор.
По дороге мы останавливались в интересных местах. Например вот эта песчаная пустошь, она же дно древнего моря.
.
Хорошо сохранились останки былых обитателей.
Ракушек очень много, популярным строительным материалом в тех местах является так называемый "ракушеблок".
Начали встречаться и подсохшие солончаки.
По дороге встретилась могила некоего казахского святого. На иллюстрации ниже показано, как должен и как не должен выглядеть посещающий сие место казах.
В пустыне начали попадаться новые интересные обитатели, например вот такой паучок.
В самом деле не так уж он и велик, хотя и значительно крупнее привычных пауков.
Вскоре по дороге встретился размоченный, но очень большой солончак. Прямо таки кажется, что это уж точно большой водоём, в котором можно поплавать -- а при температуре воздуха под 40 подобная идея кажется очень разумной.
Но подойдя ближе оказалось, что солончак этот отличается только размерами, но не качеством. Вместо воды, в которой можно плавать, там всё та же рапа. Глубина всё так же не превышает десяти сантиметров. Из воды выкристаллизовывается соль, мелкие кристаллы которой плавают прямо по поверхности.
Предметы, попавшие в него сразу становятся центрами кристаллизации. Например вот это неудачливое перекати-поле.
На некоторых веточках соль отлагается очень красиво.
К слову, на Баскунчаке процветает подобный бизнес -- наращивание солевой корки на различных веточках и цветках, и продажа подобных сувениров желающим.
Дно солончака выстлано той же самой чёрной грязью, которой намазываются на Баскунчаке и на Мёртвом море.После прохода по дну остаётся след из чёрной мути..
Некоторые несознательные члены нашей команды не поверили тому, что солончак мелкий везде, и отправились в далёкий путь по дну. О успехе этих попыток можно судить по фотографии ниже.
На обратном пути я немного опередил своих спутниц и увидел падший столб электроснабжения, и грузовик с казахами, приехавшими его починять. К сожалению, фотоаппарат, бывший с моими спутницами не запечатлел этого, так как они пошли другой дорогой.
Вскоре мы проехали через Доссор и повернули на дорогу к Кульсарам. Но перед Кульсарами нас ждали меловые скалы Аккергешен.
По дороге мы увидели в отдалении небольшой пруд. С одной стороны пруд порос деревьями, что говорило о том, что это точно не очередной солончак. Уже вечерело, и мы решили остановиться там, а не ехать к Аккергешену. Как выяснилось потом, это был совершенно верный поступок.
Как сказала Катя, третий наш участник, "раньше я бы назвала это паршивой лужей, но сейчас это прям оазис в пустыне". Пруд был конечно паршивый, глубиной по грудь, с мутной водой -- но во-первых вода была пресная, в ней можно было искупаться и её, после тщательного кипячения, наверное можно было бы попробовать пить. Впрочем мы не рискнули -- запас питьевой воды у нас собой был приличный -- набрали в из под крана в туалете торгового центра.
Кроме того, от кустов можно было набрать сухих сучьев в качестве топлива.
На фотографии пруд как он есть.
Вода, кстати, оказалась удивительно холодной, видимо где-то на дне бьёт родник. При температуре окружающего воздуха это было очень приятно.
На безлесой части пруда был водопой, к которому приходило немеренное количество животных. Встречали нас лошади, впоследствии приходили верблюды.
После купания мы немного порыбачили на хлеб. Удивительно, но маленький, изолированный пруд изобиловал карасями, встречались и лещи. Судя по поведению карасей, выпрыгивающих из воды, кто-то в пруду их активно хищничал, но его изловить было не на что, удочки на крупную рыбу у нас не было.
Вечером ветер, и так гулявший по пустыне, немного усилился. Мы перегнали машину так, что бы она немного защищала палатку от ветра, и легли спать, но не тут то было. Ветер не прекращал усиливаться. Нам пришлось лечь в распорку, удерживая руками и ногами стенки палатки, что бы их не сдуло. Так мы, в раскоряку, и пролежали всю ночь. Вообще описать бурю в пустыне довольно сложно, это надо пережить, когда палатка сотрясается, приходится напрягать мышцы, что бы её удержать, а при особо сильных порывах палатка аж подпрыгивала, угрожая нам судьбой Элли и встречей с Гудвином. Где-то вокруг били молнии, что было окончательно страшно. Молния, как правило, ударяет в возвышающийся предмет, и с ещё большей охотой -- в проводящий. Самым высоким и вдобавок металлическим предметом на несколько километров вокруг была наша машина, немногим ей уступала палатка. Но молния, к счастью нас миновала. Изредка по палатке ударяла капля-другая дождя.
Но, так или иначе, нас не сдуло, ветер немного успокоился и под утро удалось немного поспать.
Утром я с удивлением обнаружил, что угли в моём костре не погасли. Во время всего путешествия я отдавал предпочтение костру в яме -- его легко тушить и на нём удобно готовить. Ветер нанёс в яму песка на угли, а вот выдуть угли из ямы не мог. Редкие дождевые капли летели почти параллельно земле, и замочить угли были не в силах.
Вот как выглядел наш лагерь с другой стороны пруда. Утро.
Мы собрались, перекусили карасями, а так же налили технической воды и набрали сухих сучьев в запас -- мы не знали, всегда ли нам удастся так удачно ночевать, как в предыдущие разы. Могло сложиться так, что у нас в распоряжении будет лишь пустыня без единого прутика. Хотя наша основная еда(тушёнка, зелёный горошек и галеты) допускала возможность обойтись без готовки, это всё же не так приятно. Да и без чая как то не тру.
Итак, следующий пункт -- скалы Аккергешен.
Мы съехали на побочную дорогу и остановили какого-то конного казаха. К сожалению, он совершенно не понимал по русски, а мы не особо понимали по казахски. После долгих попыток объясниться мы поняли, что какая-то гора впереди точно есть.
Итак, мы поехали вперёд. До скал было каких-то 30-40 километров, поэтому я думал что до обеда мы управимся и доехать, и посмотреть. Но не тут-то было. Дорога на Аккергешен -- это худшая дорога, которую я видел в своей жизни. Ямы на ней таковы, что их видно даже на гуглокартах. В некоторых из них можно спрятать не то что машину, а пожалуй целый танк.
Дорога является одновременно прямой и петлистой. Сама дорога прямая, но то и дело встречаются съезды на обочину, где пролегает альтернативный путь. Он тоже не везде гладок -- то глубочайшая колея, то огромный провал, куда страшно съезжать, потому что потом можно не выехать.
Вскоре по дороге встретились казахи на джипах с дровами. Они подтвердили, что едем мы туда, и предложили пристроиться за ними. Но ехали они крайне лихо, не меньше тридцати километров в час, и мы очень скоро от них отстали.
Плюсом этой поездки была природа. Так как дорога была, по видимому, довольно малопопулярной, на ней мы всласть насладились видами пустыни. Например, модный верблюд с пирсингом в ушах.
Было огромное количество птиц. Вот, например, белоголовый орёл (название собственное). Здоровенная птица на самом деле.
Он же сидит на дороге. Этих орлов мы видели в больших количествах именно здесь, в остальной дороге они нам не встречались.
Птицы встречаются не только поодиночке, но и большими стаями. В основном это всякие воробьиные, но бывают и куропатки.
.
Вскоре на дороге появился ещё один водоём. Это был пруд, огромный по своему размеру, с водой ярко-изумрудного цвета. Глубиной он, к сожалению, не превышал колено. Вода в нём была слабосолёная.
В этом пруду водились утки, которые улепётывали от меня с кряканьем. Маленькие утята(голову его можно наблюдать на фотографии, если присмотреться) спасались нырянием.
Другой орёл, помельче. Этого мы прозвали "коричневоголовый". Они были куда распространённее, и неоднократно встречались нам во всём Казахстане.
И вот, спустя добрых пять часов, мы увидели цель пути.
Аккергешен издали.
Дорога пролегала между двумя группами скал, поэтому, остановившись наиболее близко к скалам, мы отправились в путь. Почва здесь изобилует то ли мелом, то ли гипсом, а может быть и тем, и другим. В любом случае то и дело встречались белые проплешины, их можно увидеть на фотографии.
Непосредственно перед остановкой на дорогу выбежало некое млекопитающее семейства куньих, довольно крупное. К сожалению оно быстро убежало, не дав себя запечатлеть.
Рядом с машиной рос чертополох, окучиваемый сумашедшим бражником. Бражники -- бабочки ночные, и что заставило этого пастись днём -- загадка.
И вот, пройдя около километра, мы подошли к скалам.
Аккергешен сблизи.
Формы у скал довольно интересные.
.
На фотографии они выглядят немного игрушечными, однако не так уж они и малы. Мел довольно рыхлый, и карабкаться по нему дело непростое, и может стать опасным.
На этих скалах нас ждал сюрприз, которого мы не думали здесь увидеть. Им стал легендарный пискливый геккончик.
На самом деле он очень маленький и очень юркий. И ещё облизывает себе глаза, это очень забавно выглядит. Хотя он и называется пискливым, у нас он звуков не издавал.
Мы осмотрели внимательно скалы и заточили немного ягод эфедры, которая здесь тоже растёт, хотя и не в таких количествах. Время было уже позднее, но нужно было торопиться -- мы приехали не на месяц, к сожалению, а всего на две недели. Мы решили ехать как получится -- при неудаче переночевать на карасином пруду, а при удаче доехать до реки Жем.
Обратный путь, к счастью, оказался короче -- окрестности мы уже осмотрели да и дорога была чуть лучше известна.
На обратной дороге меня перепугал верблюд. Он вот ниже на фотографии. Я шёл впереди машины, осматривая ямы на вопрос того, можно ли проехать -- многие из ям выглядят совершенно непонятно, то ли яма гладкая, но на дне чёрный асфальт, то ли она настолько глубокая, что свет дна не достигает. Солнце было уже довольно низко, поэтому ямы второго типа встречались не так редко, как это можно было предполагать. Ладно, я отвлёкся. Итак, меня перепугал верблюд. Он тихо мирно стоял на обочине (на такой горбатой дороге даже верблюды стоять отказываются), и вдруг, посмотрев на меня, с диким криком понёсся в мою сторону. Я малясь присатанел и сел в машину от греха подальше. Впрочем выяснилось что его эмоции вызвали какие-то другие верблюды за моей спиной. Что за эмоции осталось тайной, так как добежав до них он резко остановился и вновь погрузился в своё флегматичное состояние. Зачем было так орать и нестись сломя голову -- осталось загадкой.
Итак, потихоньку мы вернулись обратно на трассу и поехали к реке Жем. Река Жем протекает неподалёку от Кульсаров, и в том месте, где трасса пересекает эту реку организован казахский курорт. То есть постоянно стоит несколько машин, и казахи то шашлыки жарят, то в казане что-то варят. Иные бухают, но те, которые отдыхали в тот момент, были то ли особо трезвенниками, то ли особо мусульманами. В общем мы поставили на песке палатку, выкупались в реке и легли спать.
Выше на фото -- казахская машина и казахский же казан.
Утром мы встали, разожгли остатки казахских дров, наварили чаю. На реку сначала пришли лошади, с другой стороны. Они нас прилично побаивались, тем не менее напились, а один жеребёнок даже выкупался, довольно забавным образом. Река очень мелкая, плавать даже человек там может только в фарватере, и то только если хочет -- вода доходит до груди в лучшем случае. Жеребёнку вообще было мелко, тем не менее он зашёл в воду и упал на бок, в ту же секунду вскочил и побежал, храбро размахивая головой. Вообще жеребята -- это самое страшное, что ожидает водителя в Казахстане. Повадки у них следующие -- вы едете по дороге, на горизонте на обочине стоит жеребёнок. Вы едете, он стоит -- ему страшно. Вы проезжаете один километр, второй. Жеребёнок стоит. И вот, когда остаётся последние сто метров он сломя голову бежит через дорогу, а перебежав гордо трясёт гривой и аж подпрыгивает. Так что тормозить перед ним обязательно. Сами казахи кстати ездят сломя голову, и я поначалу удивлялся, как они не сбивают жеребят. Потом увидел как-то в густой траве около дороги труп жеребёнка и вопросы отпали.
Нормальная скорость движения казаха по хорошей дороге - 120 км/ч. Это объясняется тем, что за превышение на 30 и менее км/ч штраф сравнительно небольшой и с гаишником можно договориться. Хорошие дороги без ограничений размечены россыпями птичьих трупов. Таким образом, 120 км/ч является граничной величиной также и для мелких пустынных птиц. Ниже 120ти придорожные птицы хорошо оценивают скорость, поэтому могут адекватно рассчитать, когда вовремя взлететь или как лихо пролететь перед движущейся машиной. А вот на 120ти они уже не понимают - мысленно занижают скорость угрозы, а ошибочный рассчёт ведет к удару о лобовое стекло. По-видимому, в природе со скоростями 120 и выше эти птицы не встречаются, а ниже - вполне себе да.
Ладно, я отвлёкся. Выехали мы с реки Жем, и приехали в город Кульсары.