Асмолов Константин Валерианович : другие произведения.

История об отравленной фальшивке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Решил развернуть до синопсиса текст одного своего старого поста, (http://makkawity.livejournal.com/1306721.html), частично отвечая на вопрос о том, можно ли сделать действительно интересным сюжет про историю и историков. Ориентироваться хочется скорее на детектив в стиле Девятых врат или Маятника Фуко, но поглядим, что будет.


   История об отравленной фальшивке
  
   Решил развернуть до синопсиса текст одного своего старого поста, (http://makkawity.livejournal.com/1306721.html), частично отвечая на вопрос о том, можно ли сделать действительно интересным сюжет про историю и историков. Ориентироваться хочется скорее на детектив в стиле Девятых врат или Маятника Фуко, но поглядим, что будет.
   Действия разворачиваются в путинской России, причем все в той же версии Альтернативного Настоящего, когда фактический провал Олимпиады в Сочи вынудил руководство страны более активно завернуть гайки (в области/сфере морали особенно) и активно цепляться за стабильность и прочие духовные скрепы. В целом, не самая лучшая обстановка для ученого, который отличается свободомыслием и политической неангажированностью.
   Герою этой истории примерно 40-45 лет, он почти доктор наук, занимается историческими документами где-то в архивах и параллельно преподает в большом престижном ВУЗе (что является основным источником его дохода) такую занудную дисциплину как источниковедение. Обычно это довольно тяжелый курс, включающий в себя рассказ о том, кто и что написал по данным темам, с перечислением источников. Но в его устах получается интересный курс про загадки истории, правки, подделки, отражение в текстах политической конъюнктуры того времени: для него цель каждого историка понять, что же происходило на самом деле, зная - почти каждый свидетель врет или преследует свою выгоду. Такое похоже на работу следователя.
   Ранее он преподавал и историю ХХ века, но отказался от нее, так как в нынешних условиях это означает пережевывание уже навязших на зубах и вызывающих у него тошноту "духовных скреп". Если ему приходится излагать официоз, он сопровождает это контраргументами: вот одна точка зрения, вот - другая, а выводы делайте сами. На это накладывается довольно сильное неприятие лжи, фальшивок и двойных стандартов.
   В таком качестве он имеет хорошую репутацию в научном мире, а его определенное свободомыслие и неформальная манера общения воспринимаются в контексте известного анекдота про памятник Чайковскому - "да, мы его любим не только за это". Тем более что человек "женат на науке", не вылезает из башни из слоновой кости и начисто лишен каких-либо политических или карьерных амбиций, отчего руководству одна только выгода.
   Можно показать, как он приезжает на лекцию, сидя на заднем сиденье мотоцикла, который мчится по улицам и переулкам со скоростью и безбашенностью представителя корейской службы доставки пиццы. А затем на лекции весьма иронично препарирует текст наподобие дневников Берии от Сергея Брезкуна или тайных писем Сталина матушке Матроне, давая аудитории первый урок источниковедения и фактически транслируя куски из Суммы.
   (Для меня это важно, так как мне бы хотелось, чтобы после просмотра фильма какие-то элементы методологии и анализа остались в памяти аудитории не меньше, чем знания об итальянской истории и культуре - по прочтении опусов Дэна Брауна).
  
   Неприятности героя начинаются с того, что комплекс российских "государственных мифов" пополнился еще одной "скрепой особой духовности", освящённой книгой историка, обслуживающего интересы режима так рьяно, что на нем уже негде ставить клейма. Герой довольно жестко критикует этот опус, потому что ему не нравится ни упоминание "плана Даллеса", который для него является четким маркером некомпетентности иди нечистоплотности, ни комплекс приведенных им примеров и доказательств, одному из которых будет посвящен наш дальнейший сюжет.
   Героя вызывают в дирекцию вуза и, по возможности, мягко предлагают ему воздерживаться от критики человека, которого Владимир Владимирович Путин намедни назвал наиболее интересным российским историком. Доктор наук, академик РАЕНн, заслуженный мэтр, книгу которого похвалил президент России, не может быть неправ.
   Герой отвечает со сдержанной иронией и снова указывает на основные "дыры" в концепции. Да, мэтр был и остается прекрасным специалистом по (допустим) петровской эпохе, но это не значит, что его тексты по истории ХХ века написаны на том же уровне. К тому же, я сомневаюсь, что эту книгу он писал сам. Ему уже за 80, и, скорее всего, он осуществлял "общее руководство" молодыми дарованиями, привыкшими писать на заказ обо всем что угодно одинаково плохо. Конечно, я постараюсь быть помягче с мэтром, но скорее из уважения к его прошлым заслугам.
   Понятно, что после такого руководство ищет способ указать человеку на его место, и вот такая возможность представляется. Некая пробивная студентка, которая привыкла воспринимать образование, как комплекс платных услуг, на курсе данного преподавателя благополучно обламывается и получает "пару". На пересдаче она намекает на различные способы урегулирования проблемы, но для преподавателя на первом месте наука. А откровенные намеки на возможность расплатиться сексом вызывают еще большее возмущение и заявление, что "такая, как вы, не получит у меня зачет никогда".
   Девица уже практически купила себе красный диплом, и вот какая-то второстепенная дисциплина ставит крест на получении корочек вообще. Она переходит к "плану Б" и обвиняет преподавателя в том, что он предлагал ей интим в обмен на зачет. Так как один из ее папиков - журналист или даже редактор читаемого таблоида класса МК, это позволяет ей создать медиа-шум (или хотя бы угрожать им) в надежде на то, что испугавшееся огласки руководство вуза вынудит преподавателя пойти на компромисс. Часть руководства подыгрывает ей, рассчитывая таким образом пояснить герою важность игры по правилам, из-за чего заседание дирекции, где разбирается инцидент, слегка напоминает партсобрание.
   Но события разворачиваются неожиданно из-за некоторой социальной неадаптированности и эмоциональности преподавателя. В ответ на обвинения и в присутствии журналистов он заявил, что выдвинутые против него обвинения - чушь по простой причине: девушки его вообще не интересуют.
   Кто-то из присутствующих (тут даже неважно, журналист или коллега) переспрашивает - это надо понимать так, что вы гей? Герой, уже будучи взвинчен, машет рукой - понимайте как хотите, меня этот "разбор персонального дела" достал. Моя личная жизнь - это только мое личное дело. И уходит, хлопнув дверью и предоставив остальным досуживать его самостоятельно. На улице его ждет молодой человек на мотоцикле, которому он садится за спину и уезжает.
   - Кто это? - спрашивает один из преподавателей, выглядывая в окно.
   - Он говорил, что это его воспитанник - вроде приемного сына. Этот парень постоянно привозит его на работу и встречает после нее. Живут они вместе.
   - Даже живут вместе? - резюмирует кто-то из старших коллег. - Понятненько...
  
   Таким демонстративным поведением герой фактически вырыл себе яму, так как "руководство нашего вуза, чья специализация основывается на почитании российских духовных скреп, не может оставить в составе преподавателей человека, который открыто признается в своем гомосексуализме". Нашего героя увольняют, и он даже обретает некоторую скандальную славу, но становиться иконой протестного движения он тоже не собирается, дав жесткий отлуп тем оппозиционным СМИ, которые пытались сделать из него профессионального гей - активиста или ожидали от него дополнительных разоблачений институтского руководства или тамошних порядков. В результате шум вокруг его увольнения быстро стихает, и хотя герой утешает себя тем, что теперь у него будет больше времени на научные исследования, настроение у него не очень.
   Герой ожидает поддержки от коллег или тех, кто разделяет его взгляды. Однако гомофобия в нашем обществе распространена больше, чем он думал. Пассаж "уволен в результате гей-скандала" создает такой хвост слухов и предубеждений, как будто его в прямом смысле сняли с несовершеннолетнего. При попытке устроиться на работу, ему деликатно отказывают: летняя сессия только прошла, в будущем учебном году все места заняты. Книга, которая должна была у него выйти, отдана на доработку. Наконец, те, кто выступал ценителями его способностей, меняют тон выступлений - легко писать про чужие подделки, которым сто лет в обед. Вот если бы он разоблачил нечто серьезное и новое, тогда он показал бы, что является настоящим ученым.
   Руку приложил и раскритикованный им мэтр, слово которого в научных кругах имеет значение. А критику в свой адрес он воспринимать разучился в силу возраста.
  
   Герой оказывается практически без работы, а деньги ему нужны не только, чтобы как-то выживать самому, но и для того, чтобы содержать своего воспитанника, который почти в два раза его младше и занимается хакерством, байком и прочими развлечениями данного сегмента молодежи.
   Скажу сразу - яой отменяется и четкого ответа, гей герой или нет (наподобие двоих в одной постели), мы не дадим, ибо, в общем-то неважно, но кое-что о юноше надо сказать. Поначалу молодой человек выглядит простым прожигателем жизни, погруженным в свои хобби. Но затем постепенно выясняется и то, что компьютерный взлом - часть его специализации в вузе (защита информации, криптография и т. п.), и то, что в свое время герой подобрал на улице трудного подростка и фактически развил в нем те таланты, которые без хорошего учителя сами не проявятся.
  
   Собственно, все это - прелюдия, рассказывающая о том, как герой оказался "на безрыбье". И вот к нему приходят представители некой негосударственной организации. Если бы речь шла о корееведе, это были бы представители корейских консерваторов или скорее даже очередной протестантской церкви класса "Источник Жизни". Но тут, скорее всего, речь идет о какой-то диаспоральной (евреев или украинцев, однако, не предлагать) организации, базирующейся за пределами России. Либо это нечто, похожее на современный "Мемориал".
   Важно, однако, что указанная НГО - это вовсе не какой-то фонд Сороса и тем более не "глобальный кагал". Корейские протестанты - более точный аналог и хороший пример весьма амбициозной конторы, чьи возможности в РФ, однако, ограничены. У них достаточно много денег, хорошая репутация уважаемой конторы, приличные связи, но не большой штат и проблемы с техническим ресурсом. Привлекать внимание спецслужб им неохота, и потому они как минимум не перегибают палку.
   Гостей двое. Один - человек весьма известный в "демократических гуманитарных кругах" и весьма пожилой. У него "боевая биография" человека, пострадавшего от советской власти и не боявшегося озвучивать свои взгляды еще в те времена, когда за них можно было очень дорого заплатить. В НГО он - один из руководителей, хотя не очень понятно - председатель, или зиц-председатель. Второй человек - при нем в качестве порученца или секретаря. Он даже несколько младше героя (если герою слегка за 40, то этому около 35).
  
   В общем, представители НГО просят героя оценить подлинность документа. Что именно это за документ, я опять-таки думаю. Если бы речь шла о корееведе, это безусловно, было бы секретное соглашение между СССР и Японией, в рамках которого в обмен на японский нейтралитет в грядущей второй мировой войне сталинская клика должна была полностью уничтожить корейскую диаспору на советском Дальнем Востоке. Иными словами, у нас налицо некий текст, который, будь он подлинным, мог бы радикально изменить трактовку некоторых острых событий российской или советской истории и при этом нанести ошеломляющий удар по одной из тех духовных скреп, с которыми так носится позднепутинский режим.
   Повторюсь, это должно быть "риальне бомбо": что-то существенно более убойное, чем "соглашение КНВД и Гестапо", генеральный план "Вест" по геноциду народов Прибалтики и заселения этой территории выходцами с Кавказа или "документ ФСБ, раскрывающий подноготную уничтожения польского руководства под Смоленском при помощи секретного климактерического оружия".
   Герою хватает беглого взгляда, чтобы устроить подробный и иронический разбор той фальшивки, которую ему показали. Она изобилует всеми типами ошибок, - начиная от фактографических или стилистических (какое министерство госбезопасности в 1939 г. ) до информационной изоляции документа и полного отсутствия легенды о том, почему этот "архивный" текст никто не обнаружил раньше. "Вы вообще представляете себе, когда в широкое употребление вошли шариковые ручки, а у вас текст написан гелевой". Подделку такого уровня даже студент-старшекурсник в состоянии опознать.
   Но гости не уходят. Спасибо за консультацию. Вы действительно выдающийся профессионал. Но скажите, а могли бы вы помочь нам сделать этот документ более реалистичным? Вы же понимаете, куда катится страна. И на что нацелен именно этот сегмент нового государственного мифа. Мы знаем ваши политические взгляды и понимаем, что вам можно доверять. К тому же, эта работа изменит ваше материальное положение и позволит вам спокойно заниматься наукой, не думая о том, на что жить.
   НГОшники уходят, и мы слышим, как младший из них пытается спорить со страшим.
   - Зачем мы к нему пришли? Все равно, даже этот документ вызвал бы нужную реакцию. Наша целевая аудитория в него бы, безусловно, поверила. Даже если его потом разоблачат, это все равно произойдет потом. Потом, а куш мы сорвем в любом случае. Зачем зря тратить силы и деньги?
   Старший поправляет его:
   - Молодой человек, во-первых, я не хочу, чтобы эти документы были разоблачены когда бы то ни было. Наша организация заслужила репутацию искателей правды кровью и потом. Во-вторых, помимо тех, кто разделяет наши идеалы, есть еще много людей, которые не знают правды или заблуждаются. Текст, о котором я вас просил, должен быть рассчитан именно на них. Иначе мы так и будем выходить на митинги, на которых журналистов будет больше, чем нас, а милиционеров - больше, чем нас и журналистов, вместе взятых.
   - Но ведь проверка все равно будет заранее предвзятой. Власть в любом случае объявит, что документ фальшивый... Поэтому главное, чтобы тексты успели продержаться ...
   Старший обрывает его: Вы слишком привыкли вести дискуссии в интернете. И думаете, что если ваш пост про митинг собрал 2000 лайков, что столько человек на него и придет. А я хочу, чтобы этот документ открыл глаза массам, и для этого требуется совсем иной уровень работы. Поэтому, пожалуйста, сделайте всё, чтобы этот человек начал с нами сотрудничать.
   Но всё делать не приходится. Уже в конце этого разговора герой звонит старшему на мобильный и сообщает о своем согласии. По нескольким причинам сразу. Во-первых, ему действительно нужны деньги. Во-вторых, история с увольнением задела его за живое. И у него есть некоторое желание отомстить за это, хотя оно направлено не столько на систему, сколько на конкретных людей. В-третьих, он понимает, что если не примет этот заказ, на него найдется другой исполнитель. А главное - его авантюрный характер подталкивает его к попытке сделать своего рода шедевр, применить на практике свои навыки источниковеда, пусть и совсем с неожиданной стороны. Еще одна мотивация - желание показать коллегам уровень своей работы. Так сказать, показать класс.
  
  
   Дело осталось за малым - окончательно понять, что же это за скрепа, под которую так активно подкапывается демократическая НГО; какому событию должен быть посвящен документ, вокруг коего все завертелось. А тут есть затык.
   Дело в том, что после/позднепутинский режим не позиционирует себя как прямого наследника СССР, и потому какие-то разоблачения, связанные с этим периодом, заденут только тех, кто ностальгирует по красному мифу. А вещи более ранние, даже касающиеся царской России ХХ века, не настолько на слуху, чтобы какая-то правда сильно отличалась от вбиваемого в массы мифа. Любой подобный срач не заменит и не подомнёт под себя существующие настолько, чтобы произвести хотя бы эффект раннего Резуна.
   Затем, современная структура информационного общества приведет к тому, что Великое Разоблачение на самом деле затронет не всех, а некоторый сегмент политозабоченного интернета. Да, там страсти будут кипеть, а из "высранных кирпичей" можно будет складывать стены, но для того, чтобы история минимально затронула больше, требуется, как минимум, специфический внешний контекст.
  
   Возможно, Россию ожидает некое новое закручивание гаек в рамках борьбы за стабильность и моральность, и в преддверии принятия серии законопроектов (а это может быть даже отмена отделения церкви от государства или дальнейшее закручивание гаек наподобие судебного преследования за оспаривание каких-то элементов государственного мифа). Власть начинает активно внедрять в массовое сознание некие совсем новые мифологические конструкты, которые пока еще просто не известны публике.
   Поэтому мы сделаем некоторую паузу и несколько вариантов того, что это все-таки за скрепа - разной степени реалистичности и под разные варианты контекста.
  
   Первый предполагает, что у нас собираются закрепить культ победы в его ультра-пропагандистской версии, введя уголовную ответственность за все, что можно притянуть к реабилитации нацизма.
   Кокосовый вариант ответа на такие действия власти - запредельное нечто наподобие попыток Сталина осенью 1941-го вести сепаратные переговоры с Гитлером на унизительных для Кремля условиях, причем ради сохранения власти большевики были готовы стать младшим партнером Рейха и даже провести у себя "санацию евреев". Но это, имхо, чересчур.
   Более нравится вариант, когда, поскольку почти все ветераны умерли, а старые образы типа Хатыни уже ничего не говорят молодому поколению, вброшен некий новый образ украинской или белорусской деревни, полностью истребленной немецко-фашистскими захватчиками. Естественно, с применением всех возможных зверств в стиле "женщин и детей насиловать, мужиков и поросят резать, потом всех сжечь и отрезать головы". Название данного села упоминается провластными кругами в каждом споре и призвано прекратить всякие рациональные рассуждения. Вы тут говорите о... а ОНИ!! ТАМ!! ТАКОЕ!!! ДЕЛАЛИ!!! Что характерно, сожженная деревня действительно есть.
   Подкоп под миф в этом случае заключается в том, что "на самом деле" это были не эсэсовцы, а спецотряд НКВД, переодетый в немецкую форму. Сталинский режим сделал это для того, чтобы возбудить ненависть к немцам, а также потому, что староста этой небольшой деревни был коллаборационистом, сотрудничал с немцами и за счет этого добился для деревни уважения и экономического процветания. Немцы благоволили к этой деревне и сделали из нее позитивный пример того, как богато могут жить русские крестьяне без жидов и комиссаров. Естественно, что партизаны не могли приходить туда и безнаказанно грабить население, после чего Москва приказала уничтожить деревню и списать все на СС.
   Правда, скорее всего, окажется такой. Действительно, староста сотрудничал с немцами и отказал в помощи командиру местного партизанского отряда, который сам по себе отличался одиозной "красно-зеленой" репутацией в стиле Рогова и слабыми связями с Центром (этот партизанский командир засветится еще в одном моем сценарии). Из желания отомстить партизаны атаковали немецкий конвой или даже убили на дороге важного чиновника в непосредственной близости от деревни, зная, что после такого оккупанты явятся туда и повесят старосту за то, что недосмотрел и не доложил. Естественно, никто не мог представить себе, что это наложится на внутринемецкие разборки между сторонниками жесткой и мягкой линии, после чего будет принято решение отказаться от миндальничания и провести показательную порку: деревня была полностью уничтожена именно немецкими карателями.
   Я даже допускаю вариант, при котором командир отряда даже упомянул об этом в мемуарах или личном письме, после чего или вследствие чего в 1950-е годы он был репрессирован, а затем реабилитирован посмертно при Хрущёве (или в перестройку) как замученный режимом герой-партизан.
  
   Другой вариант предполагает усиление ксенофобии и рост влияния православия, после чего появляется некий конструкт нового православного великомученика, моделью для которого частично послужил Евгений Родионов. Официальная версия говорит о том, что солдат-призывник из православной семьи неким образом попал в чеченский плен, где ему предложили отречься от православия и принять ислам или умереть в муках. Юноша отказался, после чего злодеи распяли его на кресте. Юноша оставался живым несколько дней, после чего ему отрезали голову. Боевики были настолько впечатлены этим, что передали его матери эту голову и его нательный крест.
   В настоящее время юношу уже объявили местночтимым святым в нескольких регионах, и определенная группа внутри РПЦ ведет разговоры о его полной канонизации.
   НГО, для которой эта канонизация - создание "божественного покровителя оккупантов и ксенофобов", пытается не оставить от этого мифа и камня на камне. Никаких чудес не было. Просто молодого солдата старослужащие или командиры отправили за водкой, и его, безоружного, захватили какие-то боевики. Затем они потребовали за него выкуп или какие-то выгодные условия наподобие отведения войск из стратегически важного района или освобождения главаря боевиков. Но кровавый режим не пошел на переговоры, и, несмотря на просьбы матери, которая была готова продать все, чтобы выкупить сына, несчастного мальчика умертвили, а его отрезанную голову подбросили к позициям российских войск.
   Что же до правды, то действительно, с одной стороны, обычный и не такой уж православный молодой парень не был идеальным солдатом и попал в плен, когда пошел в самоволку за водкой. Однако в плену он действительно проявил мужество, отказавшись принять ислам. Вел он себя при этом совсем не как страстотерпец, и, наоборот, организовал восстание пленников. Их побег удался лишь частично, а этому парню не повезло. Прикрывая отступление товарищей, он попал в плен обратно. Его убили, голову отрезали, и тело его выставили на всеобщее обозрение. А через короткое время эта территория была отбита федеральными войсками, после чего останки юноши попали к ним.
   Наконец, есть вариант, когда Кремль собирается существенно увеличить полномочия спецслужб для борьбы с террористами, экстремистами и их пособниками. НГО отвечает на это мифом о том, что у Путина с самого начала были свои "эскадроны смерти", тайные, подчиняющиеся лично ему и отвечающие за все громкие убийства и происшествия. Но это уже не история а политика, и потому скорее нет, чем да.
  
   Что выбрать, выставляю на обсуждение моей аудитории. Готов выслушать и иные предложения.
  
  
  
   Работа идет, герой зарывается в историю, которой посвящен предполагаемый пакет документов, всерьез изучая контекст. Официальная история полна подчисток и передергиваний, и дело безусловно темное. Однако чем глубже он копает, тем больше понимает, что правда ближе к официальной версии, чем к тем мифам, которые собирается продавить НГО.
   Впрочем, желание героя написать статью, в которой будет защищаться точка зрения, отличная от заказной, НГОшники воспринимают как замечательный отвлекающий маневр. После того, как вы опубликуете материал с этой точки зрения, никто не подумает, что к нашим документам руку приложили тоже вы.
   Понятно, что создание идеальной фальшивки - это работа очень кропотливая и многообразно сложная. Но постепенно герой создает целый пласт историй и целый комплекс документов, хотя где-то это требует вставки в архивные дела новых листов, не нарушая нумерации страниц, или даже работы с фальшивыми свидетелями, которые когда-то что-то видели. Так он создает целостную картину, дающую разумный и понятный ответ на целый комплекс вопросов о том, почему такой важный документ нашли только сейчас.
   НГО помогает ему, чем может, и героя постоянно сопровождает один из ее сотрудников. Естественно, это тот, кто помоложе. Впрочем, он и его подручные скорее мешают, ибо, во-первых, хотят малой кровью, побыстрее и подешевле. Если герой тратит недели на поездки по заброшенным поселковым управам в поисках оставшихся с тех времен пишущих машинок и старой бумаги для них, его сопровождающий готов купить такую в антикварном магазине за любые деньги, абсолютно не понимая, даже того, что такая покупка не останется незамеченной.
   Более того, он постоянно вмешивается в работу с требованиями добавить драматизма, игнорируя контекст эпохи и демонстрируя незнакомство с реальностью вплоть до предложений вставлять в сюжет совершенно одиозные истории в духе современных рассказов про расстрелы из миномета с оркестром в Северной Корее.
   Герой пытается что-то пояснять, но в целом натыкается на "Вы наивно думаете, что факты имеют значение. Мне, например, вообще неважно и я знать не хочу, кто там на самом деле кого убил. Опомнитесь, важен только медиа-эффект и политические последствия. Так что вы не рефлексируйте, вы делайте свое дело". Как и последователям "духовных скреп", ему нужны некоторые события, которые можно "правильно" интерпретировать. Различается только набор аксиом, а в остальном все те же заходы категории "это же общеизвестно и в доказательствах не нуждается", наложенные на постмодернистское видение мира и снисходительно-циничное отношение к ученому.
   Вообще, в отличие от старого, молодой активист четко вызывает неприятие и автора, и героя. Ибо из тех, что ушли в оппозицию потому, что не попали во власть, и вместо того, чтобы бичевать врагов Путина, получая солидную зарплату от власти, они бичуют режим Путина, получая не менее солидную зарплату от НГО. Денег хватает, чтобы жить как "небыдло", тыкать этим в куда более скромно живущего героя и при этом четко осознавать что максимум неприятностей, которые может устроить ему режим - это пару часов в автозаке после очередного митинга.
  
   Но молодежь есть молодежь, и инициатива серьезной работы над фальшивкой исходит не от него. Поэтому герой выходит на контакт со старшим в паре и аккуратно пытается узнать, отчего же уважаемый и явно небесчестный человек решил пойти на откровенную фабрикацию документов.
   Но разговор скорее разочаровывает героя. Оказывается, в свое время в тюрьме или в психушке времен СССР заслуженный диссидент находился вместе с человеком, который "рассказал ему страшную правду". Он поверил в эту историю и верит до сих пор, хотя все попытки найти в архивах подтверждение этого сюжета (а искали долго и старательно) не увенчались успехом. И старик уверен, что власть просто уничтожила все улики, а поэтому не видит ничего плохого в том, чтобы вместо них появились "замещающие", потому что "правду не скрыть".
   Он даже приводит в пример "Хижину дяди Тома" или творчество Солженицына. Теперь известно, что на самом деле ни с неграми, ни в ГУЛАГе, все было далеко не так страшно, но ведь иначе люди не обратили бы внимание: Линкольн не начал бы борьбу за права негров, а СССР бы не стал разваливаться под тяжестью самиздата. Главное - то, какой процесс начался с этой книги, а если автор что-то не договорил или исказил, история его оправдает.
   Герой аккуратно пытается намекнуть своему собеседнику, что рассказанная ему в лагере история может быть красивой байкой, но это вызывает в ответ недоумение. Человек, отсидевший 20 лет в лагерях и умерший от подхваченного там туберкулеза, не может быть неправ. К тому же, и сам диссидент чувствует приближение смерти, и поэтому для него жизненно важно, чтобы правда достучалась до человеческих сердец как можно скорее. А все так называемые духовные скрепы суть безусловное зло и фальшь хотя бы потому, что всё, что исходит от официальной власти - это зло и фальшь.
  
   Понятно, что работа не проходит без приключений. В доме героя обнаруживаются жучки, которые замечает его сожитель по квартире. Собственно, именно после этого герой перебирается на дачу, благо дело происходит летом, и даже "расстается" с воспитанником, потому что не может уделять ему столько внимания, а также - потому что не хочет, ни чтобы на него давили через близких, ни чтобы дорогой ему человек получил возможные проблемы. У тебя остался последний курс, тебе надо получить диплом без лишних препятствий. Если что, - мы расстались, причину придумаешь сам. Юноша согласен и отправляется в долгое мотопутешествие по всей стране, для которого у него теперь есть финансовые возможности.
   Во время полевых выходов героя пытаются сфотографировать непонятные люди на мотоциклах. НГОшник предполагает, что это, конечно, представители спецслужб. Но герой считает, что "им нет до нас дела". Изучая механизмы власти, он хорошо себе представляет, что там сидят такие же ленивые бюрократы, как и везде.
  
   Работа кипит, но планы героя несколько меняются: по мере работы над проектом желание мести постепенно уходит на второй план и вытесняется желанием создать шедевр. Да и фортуна разворачивается к герою лицом.
   Девица, которая послужила толчком к его увольнению, влипла в еще один скандал. То ли сбила кого-то насмерть на иномарке своего папика и очень неумело пыталась прикрыться его авторитетом; то ли выяснилось, что ее "спонсор" использовал ее как шпионку, подкладывая под нужных людей для получения сенсационных материалов; то ли она сама решила украсть полезное, но была поймана на горячем. В общем, ее полощут в прессе, и поскольку имя героя тоже частично всплывает, становится понятным, что послужило причиной его увольнения.
   Кроме того, (возможно, это было частью условий сделки с НГО) в престижном издательстве большим тиражом выходит книга автора, посвященная загадкам истории и ее подлогам. Раньше ее никто не хотел печатать, потому что там были неприятные примеры и для правых, и для левых. Но стараниями его спонсоров она вышла и тоже привлекла к нему большое внимание.
  
   Работа героя заканчивается, хотя он перерабатывает - делает  не один текст, а целый пакет непротиворечивых документов,  вполне устраивающих заказчика. Эти документы должны найтись в разных источниках, с разной легендой, как бы один вытягивая другой в ходе дальнейшего поиска. Герой разрабатывает примерный сценарий того, где что должны обнаружить и как залегендировать то, почему эти документы не нашлись ранее.
   В "истории" их создания находится место и покойному другу представителя НГО, и "заслуженному академику": вытанцовывается так, что именно он оказывается главным заметателем следов и создателем фальшивой версии события, которую он окончательно легитимизировал в своей последней книге.
  
   Дело сделано, пора зачищать улики: все черновики и рабочие материалы уничтожаются под присмотром представителей заказчика. Возможно, даже в форме пожара деревенского дома или старой дачи, где герой устроил себе "мастерскую" (не делать же это на виду у всех в своей московской квартире).
   И вот в один прекрасный день активисты неправительственной организации "случайно обнаруживают" искомый документ, и дело раскручивается по расписанному героем плану. Месть можно считать совершенной - когда весь пакет становится достоянием гласности, он вызывает именно тот взрыв, о котором мечтал заказчик. Духовная скрепа рассыпается на глазах, а вялые попытки оправдаться отбиваются, так как все предусмотрено, и среди документов есть тайное указание властей  скрывать следы произошедшего и готовить фальшивки. При этом - сначала находят его, и только потом становится понятно, КАКОЙ ужас предполагали сокрыть. Документы находятся постепенно, и "страшная правда" как бы сама складывается на глазах зрителей и читателей.
   Волна споров следует за волной, заводя даже научное сообщество, потому что к фальшивке действительно не подкопаться. Там НЕТ ни грубых ляпов типа "подписи председателя КГБ Берия" в документе от 1937 г., ни более неочевидных проколов. В результате даже некоторые представители противоположного лагеря готовы поверить новооткрывшимся фактам и скорректировать свою позицию. Есть среди них и бывшие коллеги героя, те, кто критиковал его научную малосостоятельность. А иные не поверившие не могут ничего противопоставить "правде" кроме эмоций - и тоже смотрятся не лучшим образом.
   Герой же до определенного времени старается не вмешиваться в эти споры: я изучаю материал и пока ничего не могу сказать - исследование занимает время, многое надо проверить. К тому же, после выхода книги он благополучно стал звездой, и принцип "Мы его любим не только за это" заработал с новой силой. Извинения от прежнего начальства принесены. Новое место работы еще более престижно. Даже изыскания по потаенной проблеме конвертированы в статью, где критикуется прежний официоз, и доказывается более точная версия.
   Есть лишь одна неприятность, которая не дает спать спокойно. "Любимый автор Путина", который стараниями героя оказался в фокусе критики и был им "изувековечен" как пример нечистоплотного историка, умирает от сердечного приступа именно в результате связанных с этим переживаний. Герою кажется это неправильным, неэквивалентным. Да, мэтр пытался разрушить или остановить его карьеру, но он не пытался специально разрушить его жизнь, И смерти за это он никак не заслуживал. Более того, в сообщениях о его смерти ни один из журналистов не написал о его действительно больших заслугах как специалиста по временам Петра. В массовом сознании он запечатлелся только как автор фальшивой версии, и героя это гнетет.
   Он чувствует, что джинн, которого он выпустил из бутылки, уже не находится под его контролем. И хотя все концы, позволяющие вывести на героя как на исполнителя, благополучно убраны, наш историк начинает подозревать, что может оказаться слишком важным свидетелем в будущем. Поэтому он готовит конверт "В случае моей смерти..." и отправляет письмо своему воспитаннику, который сейчас где-то на Алтае.
   Между тем, мы видим, как с парнем героя пытаются разговаривать какие-то люди, похожие на спецслужбистов. Впрочем, это больше похоже на попытку присматриваться к перспективному специалисту по защите информации. Его спрашивают о "вашем, так сказать, воспитателе", но он произносит заученное "Мы расстались". Фраза "Я думаю, вам понятно, что вы должны сделать, чтобы получить хорошую работу; помогите нам, а мы поможем вам" в разговоре присутствует.
  
  
   Вызванный героем скандал превзошел все ожидания, и власть, которая пытается что-то сделать со столь серьезным ударом по духовным скрепам (дежурными завываниями о том, что это происки врагов, в данном случае не обойтись), официально формирует комиссию, которая должна дать экспертное заключение - вынести окончательный вердикт о том, является ли данный документ фальшивкой. Проблема в том, что один из ведущих специалистов по данному отрезку истории, мнение которого наиболее весомо - именно наш герой. Его мнение, очевидно, станет решающим.
   На этом фоне героя снова посещают представители НГО, К этому времени старший от НГОшников помирает естественной смертью с удовлетворенной улыбкой на устах, и на встречу с героем приходит уже новый руководитель - моложавый, напористый и говорящий по-русски с акцентом. Герою довольно грубо намекают, что он должен подтвердить подлинность документов. "Ну, вы сделали трудный выбор, но в конце концов решили, что на первом месте должна стоять научная объективность... в общем, придумаете что сказать".
  
Герой нервничает, ибо, как минимум, ТАК они не договаривались. Получается, что НГО или не соблюдает секретность, или с самого начала планировала его подставить и использовать до конца. Поэтому он занимает позицию "Господа, вы о чем?! Документы нашлись в архиве, я не имею к этому никакого отношения, мои взгляды на проблему известны и не совпадают с вашими, так что я изучу материалы и дам то заключение, которое будет соответствовать истине".
   Но на болт с левой резьбой встречаются гайки с хитрой нарезкой. Мы предполагали, что в процессе работы ваша мотивация будет меняться и у вас мог возникнуть план Б. Сперва создать идеальную фальшивку, а затем разоблачить ее, таким образом показывая и свой профессионализм, и свою гражданскую позицию. И рыбку съесть, и на трамвае прокатиться. На этот случай примите к сведению, что вы свою половину улик уничтожили, а мы свою - нет. Если вы вздумаете разоблачить наши планы, мы предадим гласности факт сотрудничества, причем в несколько измененном виде - это не мы пришли к вам, а вы предложили нам создать фальшивку. Поверят нам - мы уважаемая организация, а ваша репутация все еще под боем. Да, будет скандал, но нас это заденет по касательной, а на вас все окончательно поставят крест.
   И потом - вы сами любили говорить студентам, что опровержение горячей новости прочтут хорошо, если 10 % тех, кто прочел саму новость. Так что главное вами уже сделано, волна уже пошла, и даже если вы попытаетесь ее как-то остановить, у вас ничего не выйдет...
   Естественно, говорится это гораздо более вежливо, но то, что герой выпустил на волю, действительно оказало куда больший эффект, и поверивших слишком много.
  
   НГОшники выходят от героя разозленные, и младший бросает старшему: "Надо было действовать сразу, а так непонятно, чем все закончится. Но вы не беспокойтесь, я все улажу, у меня есть связи в...". И в следующем кадре снова появляется мото-спутник героя, который вернулся из путешествия. Он очень торопится, как если бы получил тревожное известие. Впрочем, мы знаем, что он вообще любит ездить, не разбирая дороги. Затем мы видим, как он сломя голову поднимается по лестнице в квартиру героя, и натыкается на свежепотушенный пожар. Мимо парня проносят обгоревший труп, который еще, похоже, пытались специально изуродовать, разбив голову.
   Милиция на всякий случай расспрашивает парня о том, кем он приходился покойному, но с точки зрения следователей ситуация очень проста -покойник вроде как был геем, а значит скорее всего привел домой "не того". Не случайно труп нашли обнаженным, значит преступник размозжил ему голову, обокрал дом, а потом устроил пожар, чтобы скрыть улики.
   Впрочем, в ангажированном документами сегменте общества в случайную смерть не верит никто. Дискутируется только то, властные или антивластные силы приложили к этому руку, замаскировав это под проявления антисемитизма и гомофобии, - из погибшего снова начинают делать мученика, убитого за национальность, ориентацию и воззрения. Более того, связанные с НГО круги начинают намекать, что да, сторонником их позиции покойник не был, но был честным ученым, и скорее всего, подтвердил бы подлинность документов. За то его и убили, и тот факт, что человека убили из-за каких-то бумаг - наилучшее  доказательство того, что они истинны.
  
И тут "слово предоставляется лучшему другу покойного". Он вовсе не историк, и репутация у него та еще, но у него на руках письмо "Вскрыть в случае моей смерти", где очень подробно рассказано об истории создания фальшивки и названы все нужные имена. История ему в целом пофиг, - он скорее намерен вывести на чистую воду тех, кто убил человека, который был ему близок.
  
   Скандал выходит на второй виток, и те, кто был уверен в том, что документы - фальшивка, получают свою порцию аргументов. Проблема в том, что а) "разоблачитель" однозначно кажется ангажированным из-за его собственных довольно странных взглядов (не, он не запутинец, но убеждения НГО прямо ему противоположны - вплоть до принадлежности к сталинобусам) б) концы зачищены достаточно  хорошо, а прямых улик в тексте нет. Да, есть очень детальный рассказ о том, что и как было сделано, но это "слово против слова" и текст, посланный по электронной почте без цифровой подписи. К тому же где гарантия, что это послание не подделка в попытке примазаться к посмертной славе и опорочить научную репутацию покойного, который, как известно всем, был убит из-за своих антипутинских взглядов?
  
   На "любовника убитого историка" начинают вешать собак, но он держится, заявляя, что у него еще есть козырь в рукаве, который он готов объявить публично. Что ж, уверенные в своей правоте сотрудники НГО устраивают на ведущем оппозиционном интернет-канале прямую трансляцию дебатов, во время которой фрика предположительно окончательно размажут, ибо дополнительная проверка в узком кругу еще раз показывает, - у юноши нет никаких реальных доказательств. Он покинул героя до того, как работа вошла в основную фазу, а кроме письма, покойный точно ничего для него не оставлял. Соответственно, у него просто НЕ МОЖЕТ быть ни улик, ни свидетелей.
  
   Дебаты начинаются с явным преимуществом НГО из-за ряда ошибок противника, начавшего вообще с "я не историк, я криптограф и байкер, но...". Умелые бойцы "специальной Олимпиады" благополучно загоняют байкера в угол, интересуясь, когда же будет явлен тот самый последний козырь.
   И он явлен: "как уже было сказано выше, я не историк, а криптограф, и если мой друг не сумел привить мне вкус к истории, от меня он многому научился". Например, скрытым кодам в тексте сообщения. Вот, к примеру, один из ваших документов. Если взять каждую вторую букву в каждом втором слове, то получится...
   Вот он, яд, которым наш герой изначально отравил фальшивку, оставив любовнику ключ. И хорошо если это указанный выше шифр типа примененного Штильмарком, а не более сложный код, в котором слились знания героя как историка и навыки криптографии его младшего друга. При этом озвучено не только описание этого шифра, но и подтверждение того, что покойный ранее пользовался этим - да хоть в качестве практического примера на семинарах по источниковедению. Тут и флешбэк: в конце эпизода на лекции его как раз спрашивают про коды в текстах, и герой обещает рассказать об этом на следующем семинаре, в преддверии которого раздает некий листочек с написанным.
  
   Совпадение? Подстава? Нет, любой может применить указанное к текстам, которыми полна сеть - пробуйте. И хотя шоу сворачивается (как нельзя ко времени на канал случается "нашистская ДДос-атака"), теперь каждый из желающих проверить может сделать это, и воистину в каждом из документов находятся похоже закодированные куски, причем находятся множеством случайных людей, которые не поленились разобрать тексты по предложенному алгоритму.
   Данный козырь крыть уже нечем. А парень забивает в крышку гроба последний гвоздь и рассказывает, что предвидя странное в поведении заказчиков, покойный герой просил своего друга о прикрытии. Соответственно, таинственные люди, которые пасли и фотографировали героя, на самом деле были не столько врагами, сколько теми, кто готов был прийти на помощь, если бы с ним случилось что-нибудь не то. Естественно, что эти фотографии тоже предъявляются широкой общественности, подтверждая, как минимум, факт контактов покойного с представителями данной НГО, хотя официально они вроде бы не общались.
  
Финита. Феерический провал и дискредитация ранее довольно уважаемой НГО, которая пошла не только на фальсификации, но и на убийство. Таковая даже может лишиться лицензии, а ее самый наглый представитель (тот самый, который наибольший циник, арестован властями, как предполагаемый организатор и заказчик убийства). У следственных органов нет оснований не считать, что подобная контора вполне могла организовать провокацию под чужим флагом.
  
   С другой стороны, скрепа от этой истории тоже не укрепилась, поскольку доминирующей трактовкой стала не столько официальная, сколько разработанная покойным героем, максимально близкая к правде и освященная его гибелью.
   Но заканчивается история не этим. Мы видим, как парень, ставший знаменитым, покидает место очередного интервью, посвященного разоблачению НГО, а на выходе его ждет представитель спецслужб. Да, вы со своими приятелями идеально все организовали, такие люди нужны конторе, и когда вы получите свой диплом, у вас будет достойная работа. Родине нужны люди, которые могут принимать нестандартные решения. Но парень едет дальше, и мы видим, как его мотоцикл подъезжает к хорошему дому в новом районе, и даже не совсем ясно, Россия это или нет. Он поднимается на лифте, открывает своим ключом дверь в квартиру и на фоне окна его ждет смутно знакомый силуэт.
  
   ЗЫ: У меня была идея добавить еще одну мотивацию, от которой я потом отказался. В дополнение к проблемам на работе герой сдает анализ крови, после чего доктор сообщает ему что-то довольно неприятное, отчего жизнь его может оказаться внезапно коротка. В дополнение к прочим неприятностям - это хорошая мотивация пуститься во все тяжкие, не оглядываясь назад. Однако, через три месяца герой сдает анализы снова и выясняется, что предыдущий анализ был ложно-положительным и ничего страшного нет. Однако дедушка Нургль подсказывает мне, что данный штамп слишком изъезжен и потому - скорее обойдемся.
  
   Еще одна идея заключается в том, чтобы перенести время действия этой истории на тот период, когда подобные громкие разоблачения действительно могли бы всерьез взбаламутить целое общество. Но тогда это, скорее всего, либо 1989-1990 годы и время перестроечных сенсаций, либо 1993-94, когда всерьез готовился суд над КПСС.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   12
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"