Астрологическая энциклопедия Цитата:
"Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения бывает "астрологичной". В первую очередь это относится к музыкальным произведениям. Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими представлениями о "гармонии сфер": считалось, что каждая из семи планет (включая Солнце и Луну) при своём движении издаёт звук определённой высоты, а благодаря одновременному движению всех светил возникает гармоническое звучание, т.е. звукоряд в одну октаву. "Гармония сфер" влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Под астрологическую концепцию "гармонии сфер" уже в античности был подведён фундамент физико-акустических теорий. Интересно, что подобная система была независимо создана и в Древнем Китае - с той лишь разницей, что в Китае использовалась пентатоника. Пять нот китайской гаммы соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким образом, музыка с древности базировалась на астрологических теориях. Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей - генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены астрологической символикой и обычно основывались на гороскопе новорожденного".
Алхимия
Цитата:
"Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
- очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путем прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
- священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
Последняя в европейской алхимии имеет форму "химической свадьбы", "королевского брака", соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы). Для египетско-греко-арабско-европейской алхимической традиции крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения)".
Словарь литературоведческих терминов
Цитата:
"Рассказ - малый эпический жанр, в основе которого изображение эпизода из жизни героя. Отличается от повести меньшим объемом, кратковременностью изображаемых событий, малым числом действующих лиц".
Горюнова Ирина "Что такое рассказ"
Цитаты:
"...закономерности (рассказа).
Единство времени. Время действия в рассказе ограничено. Не обязательно - одними сутками, как у классицистов. Тем не менее, рассказы, сюжет которых охватывает всю жизнь персонажа, встречаются не слишком часто. Еще реже появляются рассказы, в которых действие длится столетиями.
Временное единство обусловлено и тесно связано с другим - единством действия. Даже если рассказ охватывает значительный период, все равно он посвящен развитию какого-то одного действия, точнее сказать, одного конфликта...
Единство действия связано с событийным единством... ...рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либо одно-два события становятся в нем главными, кульминационными, смыслообразующими. Отсюда - единство места. Действие рассказа происходит в одном месте или в строго ограниченном количестве мест. В двух-трех еще может, в пяти - уже вряд ли (они могут лишь упоминаться автором).
Единство персонажа. В пространстве рассказа, как правило, существует один главный герой. Иногда их бывает два. И очень редко - несколько. То есть второстепенных персонажей, в принципе, может быть довольно много, но они - сугубо функциональны. Задача второстепенных персонажей в рассказе - создавать фон, помогать или мешать главному герою. Не более.
... перечисленные единства сводятся к одному - единству центра.
Рассказ не может существовать без некоего центрального, определяющего знака, который бы "стягивал" все прочие. В конечном итоге, совершенно все равно, станет ли этим центром кульминационное событие или статический описательный образ, или значимый жест персонажа, или само развитие действия. В любом рассказе должен быть главный образ, за счет которого держится вся композиционная структура, который задает тему и обусловливает смысл истории".
Lazy Rat "О рассказе как жанре"
Цитата: "Писание рассказов сродни выковыриванию изюма из булочек. В том смысле, что из жизни берётся некий примечательный случай, явление, и по мере видения да способностей автора впихивается в короткую повествовательную форму. Либо идея придумывается (высасывается из пальца, рождается на вдохновении) Казалось бы, чего уж проще - бери да записывай!
Однако, для того чтобы рассказ стал именно таковым, а не малопригодным к прочтению невразумительным огрызком, необходима логическая и семантическая законченность эпизода в целом. То есть, именно рассказ о неком законченном случае".
Михаил Веллер "Технология рассказа"
Цитаты: "Как жаждущая любви девушка всегда найдет, в кого влюбиться, так охваченный жаждой творчества писатель всегда найдет подручный материал для воплощения замысла. Глина под ногами у каждого, лепить из нее - вопрос таланта. Художник - это тот, кто способен увидеть смысл и почувствовать прекрасное в любой мелочи рядом с собой, сказал Бергсон.
Часами созерцая крошечный садик в два квадратных метра, японец приобщается к вечности. Он умеет видеть то, на что смотрит. Умение постичь взаимосвязь всего сущего, разглядеть поступь человечества в шажках ребенка, ощутить трагедию в слезах прохожего, - умение проникать под поверхность явлений гарантирует писателя от недостатка материала для произведений.
Осмысление материала означает умение увидеть в маленьком факте большой смысл, ибо наимельчайший факт - проявление всеобщности жизни".
"Композиция рассказа - это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов".
Зинаида Королева "Рассуждения о рассказе"
Цитата: "Различаются рассказы очеркового типа (описательно- повествовательного), и новеллистического (конфликтно - повествовательного) типа.
Рассказы очеркового типа раскрывают нравственно-бытовое и нравственно- гражданское состояние отдельной социальной среды или всего общества (такими произведениями являются "Записки охотника" И.С. Тургенева, рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского).
В рассказах новеллистического типа в основе заложены случаи, рассказывающие о становлении характера героя (к ним относятся "Повести Белкина" А.С Пушкина, "Враги" и "Супруга" А.П. Чехова). Иногда эту форму применяют и для "нравственного" содержания ("Муму" И.С.Тургенева, "Смерть чиновника" А.П.Чехова). Бывают также рассказы национально-исторического (Эпопейного) содержания (например "Судьба человека" М.А Шолохова)".
|