Ананян Армен : другие произведения.

Глава 4. Из жития Святого Антония

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Оставляя мiр, ни гроша не оставляй при себе, иначе истерзанный демонами падёшь ты в бою. Об этом рассказывает нам Кассиан (Coll. 24, гл. 11. 10). Пришёл однажды к Святому Антонию брат, не хотевший оставить мiра, и говорит: «Более достоин похвалы тот подвижник, кто сохраняет заповеди в городе». Святой спросил его: «Где и как живёшь»? Тот отвечал: «Живу в доме родителей, которые доставляют мне всё необходимое. Благодаря этому, я занят только чтением Писания и молитвой, и не отвлекаюсь ни на что постороннее». Святой же на то говорит ему: «Такой образ жизни лишает тебя той награды, которую получил бы ты, если бы сам зарабатывал себе на хлеб, по примеру Апостола Павла, который и среди трудов проповеди Евангелия, руками своими добывал нужное для себя и для друзей1. Вот почему и мы, имея возможность пользоваться пособием родных, предпочитаем лучше добывать себе хлеб в поте лица, нежели обеспечивать себя доставкой его от родных. Если будучи здоров, ты живёшь за чужой счёт (пусть даже близких), то поедаешь достояние бедных и больных».
  ❖❖❖
  Не считай себя праведным, исповедуйся, обуздывай язык, сердце и чрево. Дело, славнейшее из всех, какие может совершать человек – исповедовать грехи свои перед Богом и своими старцами, осуждать самого себя, и быть готовым встретить каждое искушение, до последнего издыхания.
  
  ❖❖❖
  Однажды спросили Святого Антония: «Что мне делать, чтобы угодить Богу?» Святой отвечал: «Куда бы ты ни шёл, всегда помни Бога, чтобы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании, и в каком бы месте ты ни жил, не стремись его оставить. Соблюдай сии три заповеди, и спасёшься».
  
  
  Неизвестный подражатель Босха. «Искушение святого Антония» (около 1515)
  
  ❖❖❖
  Не поклоняйся чреву своему и всякой похоти, презирай честь и славу людскую. Живи так, как будто ты не в мiре живёшь, и обретёшь покой.
  
  
  Велленс Де Кок. «Искушение святого Антония» (1520)
  
  
  
  ❖❖❖
  Всегда имей страх Божий пред очами своими. Помните Того, Кто мертвит и живит (1 Цар. 2, 6). Забудь мiр сей и всё, что в нем, забудь всякое плотское излишество. Живи не для себя, но для Бога. Не забывай, что обещал Богу, когда становился на Путь, ибо Он взыщет в день Суда. Не бойся голода, жажды, наготы и бессонных молитв. Не забывай грехов своих, плачь о них. Испытывай себя - достоен ли ты Бога? Не потокай плоти, чтобы спаслась душа.
  ❖❖❖
  Однажды брат просил Святого Антония помолиться о нё. Старец ответил ему: «Ни я, ни даже Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь молиться сам. Спасение твоё твоих руках».
  
  
  Никлаус Мануэль Дойч. «Демоны, терзающие святого Антония» (1520)
  
  ❖❖❖
  Больше всего Святой Антоний ценил скромность и усердие. Ищущего каких-либо привилегий среди братье называл «непонимающим своего чина и своих целей», и весь неуспех у иноков объяснял недостатком прилежания. Невозможно достигнуть добродетели без труда. Коль скоро встретим искушение в одном месте, переходим на другое, думая, что есть на земле место, где нет дьявола. Но кто осознал, что война не прекращается ни на минуту, тот не даст себе послабления, и с Божьей помощью сражается с врагом рода человеческого.
  
  
  Джованни Джироламо Савольдо. «Демоны, терзающие святого Антония» (1524)
  ❖❖❖
  Пришли однажды братия к Святому Антонию, и говорят ему: «Как нам спастись?» Старец отвечал им: «Вы слышали, что сказано в Писании? Этого достаточно для вас». Но они сказали: «Мы и от тебя, отец, хотим услышать наставление». Тогда Святой сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Они говорят ему: «Не можем так поступать». Святой сказал: «Если вы не можете подставить другую щеку, тогда стойко переносите удары в одну». «И этого не можем», отвечали те. «Если и этого не можете, сказал Святой, тогда отвечайте ударом на удар». Братия сказали: «И сего не можем». Тогда Святой сказал ученику своему: «Дайте им поесть, ибо они больны... Если вы одного не можете, а другого не хотите, то, чем я могу вам помочь? Нужно молиться им самим и другим о них, чтобы пробудился в них дух ревности, их нравственная сила».
  
  
  Велленс Де Кок. «Искушение святого Антония» (1526)
  ❖❖❖
  Собрались как-то отцы у Святого Антония, чтобы выяснить, какая добродетель совершеннее, и какая могла бы охранить монаха от всех стрел дьявола. Одни хвалили пост и бдение, ибо они упорядочивают мысли, восприимчивым делают ум и облегчают Богопознание. Другие превозносили нищету и презрение мiра, потому так ум становится спокойней, чище и свободней от суеты и этим приближает нас к Создателю. Некоторые выше всего ставили милосердие, потому что Господь скажет милосердным: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Иные говорили иное. Так говорил Святой Антоний: «Все добродетели, о которых вы говорили, необходимы тем, кто ищет Бога. Но мы не раз видели, как братья изнуряли себя постами, бдениями, одиночеством, трудились, любили нищету, презирали мiрские удобства, до того, что не оставляли себе даже необходимое, всё раздавали бедным, и однако, падали, и лишившись плода всех добрых дел, принимали достойное осуждение. Виной тому – отсутствие Добродетели рассудительности и благоразумия. Ибо она учит и наставляет человека идти прямым путем, не уклоняясь ни влево, ни вправо. Если мы будем идти таким царским путем, то никогда не будем увлечены врагами, – ни справа, – к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности и лени. Рассудительность - око души и её светильник, как глаз есть светильник тела. Так, если око светло будет, то и всё тело светло будет, если же око темно будет, то и всё тело темно будет, как сказал Господь в Святом Евангелии (Мф. 6, 22. 23). Рассудительный человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Светом разума он расстраивает и уничтожает все направленные против него стрелы врага, безошибочно различая, что хорошо и что худо».
  ❖❖❖
  Кузнец, взяв кусок железа, наперёд знает, что из него сделать: косу, меч или топор. Так и мы наперёд должны рассуждать, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.
  ❖❖❖
  Монах, если возможно, должен спрашивать старцев о всяком шаге, который делает в кельи своей и о всякой капле воды, какую выпивает. Я знаю многих монахов, которые пали потому, что думали одни, сами по себе, угодить Богу.
  
  Лукас ван Лейден. «Искушение святого Антония» (1530)
  
  ❖❖❖
  Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и обезумили, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси Отца твоего, и возвестит тебе (Втор. 32, 7). (Дост. ск. 37). И ещё : Св. Писаниие заповедует ничего не делать без совета, так что не позволяет даже духовное питие, веселящее сердце человека, пить без совета, когда говорит: без совета ничего не твори (Сир. 32, 21), и: с советом пей вино. Монах, без совета поступающий, походит на город незащищённый, в который, враг беспрепятственно входит, убивает, насилует и грабит.
  
  ❖❖❖
  Пришли к Святому Антонию старцы, а с ними был и отец Иосиф. Святой, желая испытать их, предложил им сложное изречение из Писания и стал спрашивать каждого, начав с младших, что значит сие изречение? Каждый говорил по своим силам. После всех Святой говорит отцу Иосифу: «Ты, что скажешь о сем изречении»? «Не знаю. Я не уверен», отвечал Иосиф. Отец Антоний говорит: «Отец Иосиф на верном пути, когда сказал - не знаю!»
  ❖❖❖
  В человеке нет ничето постоянно. Одно усиливается, другое ослабевает. Так и ревность в вере то пламенеет, то гаснет. Если затухает вера, поддержи, чтобы совсем не погасла. Спрашиваешь, как? Во-первых, памятью о смерти. Всем надо помнить умом и сердцем, что день этот, может быть последним. Во-вторых, помнить, что будет после смерти.
  
  
  Корнелис Массейс. «Искушение святого Антония» (XVI век)
  
  
  ❖❖❖
  Надобно наперёд удостовериться в правоте и в опытности старца, и тогда уже довериться ему. Как узнать? Слова старца не должны противоречить Слову Божьему. Также надобно смотреть, на то, что повелевается. Если кто укажет тебе сделать что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится слово Апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божии (Гал. 5, 13; Еф. 5, 21). Напротив, если кто укажет тебе нечто противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя послушать паче, нежели Бога? (Деян. 4, 19). Подобает повиноваться Богову, нежели человекам (Деян. 5, 29). Будем помнить также слово Господа: овцы Мои гласа Моего слушают, и к чуждему не идут, яко не знают чуждого гласа (Иоан. 10, 5). Равным образом и блаженный Павел убеждает, говоря: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8).
  
  
  Питер Брейгель (старший). «Искушение святого Антония» (XVI век)
  ❖❖❖
  Однажды, перед едой, около девятого часа, встав помолиться, Святой Антоний ощутил в себе, что он восхищен умом, и что всего удивительнее, видит сам себя как бы вне себя, и кто-то его возводит на Небеса, в воздухе же стоят какие-то мрачные и страшные лица, которые преграждали ему путь к восхождению. Путеводители Святого сопротивлялись им, но те приступали, как власть имеющие, предъявляя свои права на Антония. «Надо вести счёт делам Антония» - говорили они . Когда же захотели вести счёт с самого его рождения, то путеводители воспротивились, говоря: «Что было от рождения, то изгладил Господь, когда он дал монашеский обет, ведите счёт с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу». В этом обвинители ни в чём не могли уличить его и отступили. Путь к восхождению Святого стал совершенно свободным и лёгким. Внезапно Антоний стал ощущать, что он возвращается, приходит в себя и становится прежним. Не мог найти он себе покоя, забыл о пище, и весь остаток того дня и всю ночь провёл в воздыханиях и молитвах, дивясь, со сколь многими врагами предстоит нам брань и с какими трудами должно будет человеку возноситься на Небеса. Тогда пришли ему на память слова Апостола Павла о князе власти воздушныя (Еф. 2, 2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими, стараясь преградить им путь. Почему и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф. 6, 13) и да посрамится враг, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2, 8).
  ❖❖❖
  Вёл Святой Антоний однажды беседу с братьями о состоянии души после смерти, и о том, где будет она пребывать. В следующую ночь зовёт его Некто свыше, говоря: «Встань, Антоний, выйди и посмотри». Святой выходит, ибо знал, Кто приказал ему, и видит жуткого великана, безобразного и страшного, который головой касался облаков, а тут с земли поднимались какие-то птицы, которым великан преграждал путь, некоторым удавалась перелететь через него, и, вознестись ввысь. На этих он скрежетал зубами, а о неудачниках радовался. Невидимый голос сказал: «Антоний, уразумей виденное!» Тогда отверзся ум его, и уразумел, что это есть прохождение душ от земли по смерти, и что великан этот есть исконный враг наш, который удерживает нерадивых и покорившихся его внушениям. Им возбраняет он вознестись на Небеса. Но нет у него власти препятствовать ревностным и не слушавших его, и они проходят выше его. Это видение Святой запомнил навсегда и стал прилагать ещё большее старание в подвигах противления сатане. Святой, перед этим видением, целый год молился, чтобы ему открыто было, что бывает по смерти с душами праведных и грешных. Так, он узнал, что у великана руки простёрты по всему небу, а внизу, под ним лежит озеро величиной с море, в которое падают птицы, которых ударял он рукой. В Латинском Отечнике, в рассказе о сем даётся мысль, что птицы тогда только ударяемы были великаном и низвергались в озеро, когда останавливались сами в воздухе ниже его рук, не имея сил подняться выше, а которые сильны были подняться выше его рук и головы, на тех он только скрежетал зубами, злобно смотря, как они воспаряли потом к Небу и были принимаемы Ангелами.
  
  
  Питер Брейгель (младший). «Искушение святого Антония» (XVII век)
  ❖❖❖
  Святой, сидя однажды на горе, взглянул на небо, и увидел, что кто-то огненной полосой возносится по воздуху на небо, а свыше сходит к нему на встречу сонм радующихся Ангельских ликов. Дивясь тому, он начал молиться, чтобы Господь благоволил открыть ему, что сие значит. И был к нему глас и это душа Аммона, Нитрийского инока. Сей Аммон до старости прожил в строгом подвижничестве. Он бывал у Святого и Святой бывал у него. Расстояние от Нитрийских гор до горы Святого 13 дней пути (650 верст). Через 30 дней стало известно, что Аммоне скончался в тот самый день и час, в который Святой видел, как душа его возносилась на небо.
  
  
  Ян Брейгель. «Искушение святого Антония» (1603-1604)
  ❖❖❖
  Молил я Бога показать мне, что защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов хранили его, как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И бывает, однако и так, что, несмотря на всё это, дьявол одолевает монаха, и тот падает. И пришел ко мне голос от милосердного Господа и сказал: никого не может низложить дьявол, он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается лени и потакает своим похотям и страстям. Я спросил: всякому ли монаху дается такой покров? И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой. Тогда я воззвал: блажен род человеческий и воинство иноков, что имеет Господа, столь милосердного и столь человеколюбивого! Будем же ревновать о спасении своём и, прогнав всякое нерадение, усердно нести труды наши! Да сподобимся Царствия Небесного, благодатью Господа нашего Иисуса Христа!
  
  Фредерик Фалькенборх. «Искушение святого Антония» (1618-1621)
  ❖❖❖
  Некоторые ученики Святого, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных добродетелями, и с жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили его: «Отче, долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит всё это множество монахов?» Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: «Придёт время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и пойдут в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей. Вместо скромности, они возлюбят роскошь, а смирение заменят гордостью. Многие будут гордиться пустым знанием, забудут добродетели, любовь охладеет, вместо воздержания умножится чревоугодие. Будут заботиться как угождать плоти, не менее самых мирян, от которых монахи будут отличаться разве что одеянием, и не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединёнными2. При этом, они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1, 12). Вся сила их монашества будет состоять в достоинстве их предшественников - они будут хвалиться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас, ибо блаженнее тот, кто мог предать, и не предал, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто принужден был к добру массой ревнителей. Посему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо много прославляются в Писании».
  ❖❖❖
  Смертью и тем, что будет по смерти, возгорается страх Божий. К страху Божьему призывал Святой: «Всегда имейте страх Божий, бойтесь Того, Кто мертвит и живит... Страх Божий есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой-либо тёмный дом, разгоняет тьму и освещает его, так страх Божий, когда войдёт в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нём светильник ревности к добрым делам.
  
  Томас ван Апшовен. «Искушение святого Антония» (1622)
  ❖❖❖
  Надо, чтобы вера била из сердца, как источник воды живой. Для этого необходимы три условия. Первое условие - ощущение сладости жизни в Боге. Пока не будет этого чувства, до тех пор вера наша ненадежна. Один брат спросил Святого: «Почему, когда Бог, по всему Писанию, обещает душе высшие блага, душа не бывает тверда, а уклоняется ко всему переходящему, тленному и нечистому?» Он ответил так: «Кто не вкусил сладости небесных благ, тот ещё не возлюбил Богу от всего сердца, потому и возвращается к тленному. Для такого совершенства необходимо служить Господу из покорности Святой воле Его, так чтобы говорить пророком: скотен бых у Тебе (Пс. 72, 23), т.е. я работал Тебе, как подъяремное животное». Второе условие - любовь к Богу. Святой по себе знал, что любовь сильнее страха, и говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, т.е. не страхом побуждаюсь, как держать себя, но любовью, ибо любы вон изгоняет страх (1 Иоан. 4,18). И других убеждал, что нет силы выше любви. Однажды спросили его братья: «Чем же можно угодить Богу?». Он ответил так: «Самое угодное Богу дело есть дело любви. Его исполняет тот, кто непрестанно хвалит Бога, помнит с благодарностью об обетованных благах и обо всём, что Он для нас совершил. От памятования обо всём этом рождается полная любовь, как предписывается: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея и всею силою твоею (Втор. 6, 5), и как написано: якоже желает олень на источники водныя, тако желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2). Вот дело, которым должны мы угождать Богу, да исполнятся и в нас слова Апостола: кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или беда, или меч? Ничто же (Римл. 8,35. 38). (Patr. gr. t. 40. р. 1094)». Третье условие - радость творения добра и пребывания в Слове Божьем. Спросили однажды Святого: «Что есть радость о Господе?» Он ответил так: «Исполнять заповеди с радостью, во славу Божию – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться, напротив, когда не исполняем их, должно печалиться. Посему постараемся исполнять заповеди с радостью сердца, чтобы взаимно утешаться в Господе. Только будем остерегаться, чтоб радуясь не вознестись гордостью, но всё упование своё возложим на Господа».
  
  Сербская икона. «Искушение святого Антония» (17 век)
  
  
  
  ❖❖❖
  Один охотник увидев, что Святой шутит с братьями, усомнился в их праведности. Святой говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Святой говорит ему: ещё натяни. Тот ещё натянул. Опять говорит: ещё натяни. Охотник отвечал ему: если я сверх меры натяну лук, то он сломается. Тогда Святой сказал ему: так и в деле Божием: если мы сверх меры будем напрягать силы, то сломаемся. Посему необходимо давать по уму послабление.
  ❖❖❖
  Терпение необходимо подвижнику. Нет терпения – нет монаха. Однажды Святой Антоний увидел, что известный монах не переносит оскорблений. Так сказал он ему: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками. Искушения необходимо переносить с еликим терпением. Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное. Без искушений, никто не спасётся»
  
  
  Давид Тенирс (млад.). «Искушение святого Антония» (XVII век)
  ❖❖❖
  Молитва. Молитве учил он своим примером, ибо все знали, как долго он молится. Блаженный старец иногда так углублялся в молитву, что простаивал в ней целую ночь, и когда восходящее солнце пресекало его молитву, говорил: зачем мешаешь ты мне, о солнце? Ты будто для того и восходишь, чтобы отвлечь меня от Божественного истинного света.
  
  Абрахам Блутелинг.. «Искушение святого Антония» (XVII век)
  ❖❖❖
  Слёзы. Однажды брат спросил Святого: «Что мне делать с грехами моими?». Он ответил: «Кто хочет освободиться от грехов, плачем должен освободится от них. Псалмы - есть плач. Помни пример Езекии, царя Иудейскаго, который, как написано у Исаии пророка (гл. 38), за плач не только получил исцеление от болезни, но и сподобился прибавления жизни на 15 лет, и на которого напавшее вражеское войско в 185 тысяч, сила Божия поразила на смерть, ради пролитых им слёз. Святой Петр Апостол плачем получил прощение в том, что трижды отрёкся Христа. Мария, за то, что орошала слезами ноги Спасителя, сподобилась услышать, что о ней всюду будет возвещаться вместе с проповедью Евангелия.
  
  
  Себастьяно Риччи. «Искушение святого Антония» (1706-1707)
  ❖❖❖
  Пустому смеху место не находил Святой в жизни инока. Ученики спросили его: «Можно ли нам когда-нибудь смеяться?». Ответил старец так: «Господь наш осуждаёт смеющихся, когда говорит: Горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25). Итак, верному монаху не должно смеяться, нам должно паче плакать о тех, коими хулится имя Божие, по той причине, что они преступают закон Его, и всю жизнь свою пребывают на иждивении, погрязая в грехах. Будем стенать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб Он не попустил им ожесточиться в грехах наших и смерть не застала нас всех прежде покаяния.
  
  
  Поль Деларош. «Искушение святого Антония» (XVII век)
  ❖❖❖
  Смирение, привлекающее покров свыше и сохраняющее нас от всех падений. Видел я, говорил Святой, однажды все сети врага, распростёртые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: мудрое смирение. Итак, если творим доброе, то должно нам крайне смиряться пред Господом, чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею и хранил. Ежели вознесемся гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем. Как гордость и возношение ума низвергли дьявола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на Небеса. Посему, чтобы подвиг, например молчанья, не привел к гордости, Святой советовал давать ему самоуничижительный смысл. Если кто, говорил он, берет на себя подвиг молчания, пусть не думает, что проходит какую добродетель, но пусть держит в сердце, что потому молчит, что не достоин говорить.
  
  
  Александр Луи Лелуар. «Искушение святого Антония» (1871)
  
  
  ❖❖❖
  Сам Господь так ведёт нас внутренне, что нередко скрывает от нас результаты наших трудов, дабы мы не возносились в сердце своём. Если мельник не будет закрывать глаза ослика, вращающего тяжёлое колесо, то у него ничего не получится. У бедного животного закружится голова и оно упадёт. Так и мы, по Божьему устроению не видем все плоды добрых дел своих, дабы мы не возгордились и не пали. Бывает, что боремся со своими грехами и никак не можем одолеть их полностью, за что горько упрекаем себя. Мудро поступает Господь, чтобы мы, видя свою немощь, не гордились, а удачи нам даёт, дабы не впали в уныние. Так, наше маленькое добро надежно прикрывается.
  
  
  Доменико Морелли. «Искушение святого Антония» (1878)
  ❖❖❖
  Сколь пагубно самомнение, наглядно показывалась падением юного подвижника после совершенного им чуда. Мимо кельи, где жил юный монах, шли старцы к Святому и крайне утомились. Он позвал диких осликов и повелел им отвезти их на себе к Святому. Когда старцы сказали об этом Святому, он ответил: «Монах этот подобен перегруженному кораблю. Боюсь, не дойдёт до пристани». И действительно, возгордившись, тотчас пал бедный юноша. Почувствовав это, Святой Антоний сказал ученикам: «Сейчас пал тот юный подвижник. Пойдите и посмотрите». Они пошли и увидели его сидящим и оплакивающим свой грех гордыни.
  ❖❖❖
  Сколь пагубно самомнение, столь спасительна скромность. Святой молился в кельи своей и услышал глас, говоривший ему: «Антоний, ты не достиг совершенства башмачника из Александрии!» Старец пошел в Александрию, нашел того башмачника, и просил ему открыться. Ремесленник был удивлён и сказал: «Не знаю, о чём ты говоришь. Знаю только, что проснувшись, прежде чем сяду за работу, со вздохом думаю - вот, все в этом городе, от мала до велика, достойны Царствия Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Также и ночью, прежде, чем лягу спать».
  ❖❖❖
  Никогда не ищи виноватого, пусть даже и явного! Всегда во всём вини себя, и делай это искренно, ибо кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет сам Бог.
  
  
  Джон Доллман. «Искушение святого Антония» (1897)
  
  
  ❖❖❖
  Взаимопомощь. Братья спросили Святого: «Хорошо ли это, если кто скажет: я ничего не буду просить у братьев, и сам ничего не буду им давать, для меня достаточно того, чего имею?». Так отвечал им Святой Антоний: «Дети мои, кто таков, тот жесток сердцем, и душа его подобно хищнику. Его надо считать изгоем». Братья спросили: «Как надо служить братьям»? Он ответил: «Кто хочет служить братьям, пусть служит им, как слуга хозяину, и как Господь служил Петру, омыв ему ноги, будучи Творцом всей вселенной. Этим показал Господь, что если те, которые отвергают оказываемое им услужение, не безупречны, то тем паче достойны осуждения те, которые низким считают послужить братьям. Если первые не будут иметь радости с Господом, как сказал Господь Петру, то, что сказать о последних? Помните, от ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа».
  
  
  Ловис Коринт. «Искушение святого Антония» (1897)
  ❖❖❖
  Сострадание и снисхождение к павшим. В обители отца Илии с одним братом случилось искушение. Его выгнали оттуда, и он пошел в гору к Святому. Святой, приняв его у себя на некоторое время, послал его обратно в обитель, но братья опять прогнали его. Он снова пришел к Святому: «Не захотели принять меня братия, отче». Тогда Святой послал его с такими словами: «Буря застигла корабль на море, он потерял груз свой и с трудом спасся, а вы хотите потопить и то, что спаслось у берега». И братия со стыдом, тотчас приняли его.
  
  
  Хосе Гуадалупе Посада. «Искушение святого Антония» (1910)
  ❖❖❖
  В одной обители оклеветали брата в блуде, и он пришел к Святому. Пришли также и братия его. Они стали горько обличать павшего. Случилось тут быть и отцу Пафнутию Кефалу. Он рассказал им такую притчу. На берегу болота видел я человека, который увяз по колена в грязи. Друзья пришли к нему на помощь, и погрузили его по самую шею. Так сказал Святой Антоний, услышав это - «Вот истинно такой человек, который может врачевать и спасать души!» Устыдившись, монахи поклонились брату, и приняли его опять к себе.
  ❖❖❖
  Человек, если не живет в нем Бог, не может быть действительно добрым, как бы ни желал того, ибо никто не благ, только Бог один.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"