Аннотация: Как сказалась пандемия COVID-19 на восприятии практике и на, связанных с этим, фундаментальных основах восточной ветви христианства.
Ultima experimentum
Время фиаско иллюзий
2020 год начинался странным образом: завершилось празднование Рождества Христова в храмах и в семейном кругу, салютами и фейерверками все страны мира весело отметили новогоднюю ночь; но где-то в подсознании у многих тлела искра тревоги -- в свои права вступал високосный год. С этим понятием у многих возникают (возможно суеверные) ассоциации с грядущими тяжелыми испытаниями, различными несчастьями, трагедиями и потерями. Древние славяне, кельты и римляне сходились в одном мнении -- в високосные годы ничего хорошего ожидать не приходится: и урожай погибает, и скот умирает. Историческая память многих народов хранила воспоминания о неотвратимых бедствиях, от которых не было спасения. Тем не менее, подобные тревоги современные люди легко прячут в самом темном углу подсознания благодаря зажигательному напору рождественских и новогодних телепрограмм. Обильные новогодние столы с шампанским, неизменным салатом Оливье, вкупе с почти двухнедельными новогодними каникулами в России -- всё это настраивало на оптимистический лад: жизнь хороша, жить хорошо, а будет и ещё лучше.
Однако, где-то в середине января появились отдельные малопонятные сообщения, немного встревожившие благоприобретенный населением к этому времени новогодний оптимизм. Оказывается, где-то в глубине Китая -- в городе Ухань зафиксировано странное заболевание (доселе незнакомое медицине), которое эпидемиологи связали с традиционным для этой области Китая обычаем употреблять в пищу летучих мышей и панголинов. Эти новости поначалу немного позабавили цивилизованных европейцев -- какой всё-таки отсталый народ эти китайцы, употребляющие в пищу такую дрянь (столь малопривлекательную живность). Да и волноваться, в принципе, не стоит -- Китай далеко, а коммунистические власти всегда славились своим умением сконцентрироваться в критических ситуациях и твердой рукой решать их. К этим вполне рациональным доводам добавлялась, исконно вскормленная с молоком матери, уверенность большинства православных христиан в том, что "именно мы истинные верующие христиане -- Сам Бог защитит нас от всех невзгод. Кого же ещё, если не нас?".
Тем не менее количество заболевших стремительно росло, многие больные имели тяжелую форму заболевания, процент смертности стал бить все рекорды. Лабораторные исследования показали, что новая эпидемия является вариантом семейства коронавирусных инфекций и её было присвоено название COVID-19. Январь месяц китайская диаспора, проживающая в Западной Европе и США, десятилетиями используют для посещения этнической родины и своих многочисленных родственников. Интенсивное воздушное сообщение между Европой, США и Китаем привело к тому, что коронавирус проник почти во все страны цивилизованного мира. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения характеризовала вспышку заболеваний в Китае как чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а с 11 марта продолжающийся рост заболеваемости во всем мире был оюъявлен пандемией.
С этого момента природа (или сам Создатель) начали всемирный решающий эксперимент (Ultima experimentum) по приведению к, адекватному реальности, пониманию истинного места и назначения христианства, потерявшегося в мифах и изощренных логических предположениях, недоказуемых экспериментально и затеоретизированных богословами всех мастей. Примечательно, что основные конфессии Западной ветви христианства (католическая, лютеранская или протестантские) достаточно быстро и вполне адекватно оценили надвигающуюся угрозу и соответственно с этим скоординировали свою богослужебную практику.
Восточная Церковь, издревле более уверенная в своем превосходстве над "обмирщенными" латинскими "заблудшими" собратьями (в своем узком кругу называя их еретиками), высокомерно заявила -- "святые отцы нас учили во всем уповать на Бога и ни на йоту не отступать от (с древности заведенного) годового богослужебного круга".
Первые весточки о реальном масштабе пандемии COVID-19 и значительной смертности среди священнослужителей и прихожан церквей стали поступать из стран Востока. В Южной Корее из 8200 случаев заболевания COVID-19, зарегистрированных к тому времени в стране, более половины пришлись на последователей Церкви Иисуса -- Синчонджи, которых насчитывается более 300 000 человек. Нечто похожее произошло и в Малайзии, где не менее 77 из 238 подтвержденных случаев заражения связаны с исламским религиозным фестивалем, происходившим на окраине столицы страны -- Куала-Лумпура.
Реакция на пандемию Церквей западной ветви христианства.
Руководство Церквей западной ветви христианства весьма своевременно среагировало на наступающую опасность. Видимо из исторической памяти христиан западных стран ещё не стерлись уроки катастрофических пандемий чумы, известных под названием "Чёрная смерть". Эта зараза периодически продолжалась несколько столетий с середины XIV века вплоть до XIX века. Жертвами болезни стали десятки миллионов людей: по разным оценкам от болезни погибло от 30 до 60% населения Европы. Первоначальная реакция Римско-католической церкви в XIV веке было предсказуема: причины подобных эпидемий были догматически ясно и доходчиво объяснены выдающимися богословами предыдущих веков -- подобные катастрофические бедствия, по сути, являются Божьим наказанием за человеческие грехи и отсутствие любви к ближнему в погоне за мирскими соблазнами при полном забвении духовных вопросов. Вся теоретическая подоплека подобных объяснений основывалась главным образом на книге евангелиста "Откровение Иоанна Богослова -- Апокалипсис". Церковь, а вслед за ней и народ, были убеждены в наступающем конце света, в происходящем узнавая сбывающиеся пророчества Христа и апостолов. В войне, голоде и болезнях видели всадников Апокалипсиса, причём именно чуме приписывалась роль всадника, чей "конь блед и имя ему -- Смерть".
С подобными бедствиями традиционно боролись при помощи молебнов и крестных ходов. Церкви были заполнены верующими. Лучшим лекарством для заболевших или для жаждущих избежать заражения, церковь рекомендовала "страх Божий, ибо Всевышний один может отвратить чумные миазмы". Из уст в уста передавались рассказы о множестве якобы произошедших чудес и о полученных святыми отцами откровениях. В конце концов провидцами был дан очень конкретный ответ на животрепещущий вопрос: что же конкретно вызвало Божий гнев и каким образом умилостивить Всевышнего, чтобы мор прекратился раз и навсегда? Этот ответ сегодня вызывает только недоумение -- оказывается в 1348 году причину несчастья видели в новой моде на ботинки с длинными высоко загнутыми носами, которые якобы особенно возмущали Бога.
В 1360 году, в самый разгар эпидемии, папа Климент VI объявил очередной Святой год, специальной буллой повелев ангелам немедленно доставлять в рай любого, кто умрёт в пути, направлявшегося на Пасху в Рим или же по возвращении домой. Действительно, на Пасху в Рим собралось около 1 миллиона 200 тысяч паломников, ищущих защиты от чумы, на Троицу к ним добавился ещё миллион. Каков же был результат этого истового христианского порыва? Домой вернулись лишь 10% от общего количества паломников -- 90% умерли в ужасных физических мучениях, но со спокойным сердцем: ангелы, исполняя приказ папы Климента VI, прямой дорогой доставили их в Рай. Героические усилия рядовых священников, честно исполнявших свою долг пастыря и принимавших последнюю исповедь умирающих, в конечном итоге привели к массовым смертям самих священнослужителей. Из-за этого в некоторых городах стало не хватать людей, способных провести таинство соборования или прочесть отходную над покойником.
12 сентября 1348 года "Королева Жанна Бургундская по прозвищу Хромоножка сходила на мессу в собор Нотр-Дам.Кто-то в задних рядах кашлянул -- и уже на следующий день место первой леди Франции было вакантным". Все эти исторические примеры показали одну четкую, но обескураживающую верующих мысль, которая решительно никоим образом не укладывалась (в до сих пор столь стройные) догматические построения теологов -- от пандемических вирусов не скрыться нигде: не помогает ни молитва, ни крестные ходы, ни самые изощренные обряды.
Этот жестокий урок Западная Церковь усвоила очень хорошо -- она спустилась с богословских затеоретизированных высот к осмыслению реальных результатов своей христианской практики. Изощренный ум богословов быстро нашел догматически приемлемые объяснения, позволившие достойным образом (не теряя своего лица) объяснить рациональное поведение руководства Западных церквей по массовому ограничению присутствия верующих во время пасхальных богослужений, обычно переполненных верующими. Священники и теологи разъяснили верующим, что, не посетив храм во время Пасхи, они не совершают греха -- при этом ссылаясь на слова самого Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Исходя из этих слов оказывается, что в ситуациях Force Majeure вполне достаточно отметить воскресение Христово в тесном кругу своих близких.
В США были отменены богослужения главным образом в штатах Вашингтон и Калифорния, откуда началось распространение коронавируса в стране. Площадь Св. Петра в Ватикане, где с балкона к верующим традиционно обращается папа римский, была ограничена для посещений: в Риме, как и во всей Италии введен карантин. Было принято беспрецедентное решение: все пасхальные богослужения в этом году пройдут в римских храмах без присутствия верующих. Церкви были закрыты, а сам папа Франциск отслужил мессу по интернету. В связи с распространением коронавируса ввели различные ограничения в религиозных обрядах: не используются общие чаши с вином при причастии, священники не применяют благословения и наложения рук, требующие физического контакта. Это стали практиковать и англиканская церковь, а также протестантские церкви Германии, Швеции, Нидерландов и ряда других стран.
Опустели церкви по всей Европе, не исключая и католическую Польшу, где храмы посещаются верующим очень активно. К примеру, в польском Оффенбахе не разрешают брать верующим причастие в руки из-за коронавируса, на приветствии мира не пожимают руки -- знак мира только через поклон. Раньше в Оффенбахе детей к алтарю звали "Отче наш" читать, взявшись за руки; сейчас они просто так там стоят, за руки не держатся... на расстоянии двух метров друг от друга. В небольшой деревушке Длуга Косцельна в окрестностях Варшавы, где обычно на воскресное богослужение приходят около 350 человек, 15 марта местный ксёндз отслужил мессу для единственного прихожанина. Остальные остались дома, подчинившись распоряжениям как светских, так и духовных властей, не рекомендовавших участие в массовых мероприятиях, к числу которых относятся и богослужения.
Однако фактический дрейф церквей Запада от всеобъемлющего упования лишь на традиционные средства спасения души верующих, привел к некоторому смещению акцента на другой (не менее важный) догматический аспект. А именно, ссылаясь на слова апостола Иакова (Брата Господня) "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:26), современная Западная Церковь большие усилия прилагает именно в делах социальной справедливости и помощи страждущим, справедливо считая, что истинная спасительная вера ведет к изменению жизни, и эта вера демонстрируется совершаемыми нами делами. Об этом же говорил и сам Иисус:
"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Мф. 7:16-18).
Исходя из этого, обладая трагическим и неудачным многовековым опытом противостояния эпидемиям и пандемиям имеющимся арсеналом церковных обрядов, Западные Церкви посчитали задачу сохранения здоровья и жизни своих прихожан неоспоримым приоритетом и максимально добрым делом, которое можно совершить в данной ситуации. Отсюда и столь реалистичное их поведение.
Западная Церковь в послевоенные десятилетия прилагает очень много усилий для материальной и моральной поддержке социально незащищённых слоем населения своих стран, руководствуясь словами Спасителя "...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Эта сформировавшаяся в послевоенные годы форма христианства, характеризуется свободой в вопросе традиций, принятием челове-ческого разнообразия; делая сильный акцент на социальной справедливости, заботе о бедных и угнетенных и об окружающей среде. Эта ветвь западного христианства (особенно сильно развитая в Латинской Америке) глубоко верит в то, что самой главной заповедью учения Иисуса Христа является заповедь "любите друг друга". Это убеждение приводит к ориентации на развитие таких ценностей, как сострадание, справедливость, милосердие, толерантность и часто приводит священнослужителей к политической деятельности.
Реакция на пандемию Церквей восточной ветви христианства.
Восточнаяветвь христианства, как это и ожидалось, оказалась намного более консервативной (или отчаянно безрассудной) по отношению к возможной опасности заражения своих приверженцев (как священнослужителей, так и прихожан) вирусом COVID-19. Чем было вызвано такое их отношение? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
--
Безусловной причиной столь консервативного поведения восточных христиан служит их излишне доверчивое (как это показала хронология борьбы с пандемией коронавируса в мире) и в высшей степени благочестивое отношение ко многим заверениям и обещаниям, представленным в книгах Ветхого Завета от лица Бога. К примеру, что представляет собою псалом 90 -- это подобострастно-поэтическое выражение желаемого отношения Яхве к человеку (предположительно высказанное одним из двух любимцев судьбы -- царями Давидом или Соломоном) или фиксация действительного положения дел, гарантирующего реальную и действенную защиту верующих в тяжелые времена?
"Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение -- истина Его.
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
...не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе -- охранять тебя на всех путях твоих" (Пс. 90: 3-8. 10-11).
Гибельная язва, зараза, опустошающая в полдень -- что же это иное, нежели описание различного рода инфекционных эпидемий?
Согласно тексту псалма защита от этих бедствий гарантирована -- "будешь безопасен... к тебе не приблизится". Даже Ангелам было строго заповедано: "...охранять тебя на всех путях твоих".
Явное расхождение обещанного от лица Бога Яхве в псалме, со статистикой протекания пандемии COWID-19 или с историческими фактами пандемий средневековья, наводит на мысль, что древние авторы псалма явно что-то недопоняли в своем общении с Богом или явно, в порыве верноподданнического рвения, вложили желаемое содержание в Его уста не спросив на это разрешения.
--
Другой причиной этого была, возможно, весьма характерная, присущая многим апологетам восточного христианства, высокомерная реакция на рационально-осторожное поведение Западной Церкви. По словам известного священника, доктора богословия протоиерея Тимофея Буткевича, написанным ещё в конце 19 века, "...в противоположность к Западу Восток всегда имел тяготение ко всему древнему, ко всему, дошедшему до него по преданию, он всегда питал любовь к таинственному...".
Это тяготение Востока ко всему таинственному, недостижимому и трансцендентному, непонятному и оттого ещё более желаемому; лишь отбрасывающему некую слабую тень (намек) в преданиях древности, очевидно прямо противоположно последовательному рационализму Запада. Психологически вполне понятно высокомерие отдельных ультра-православных личностей -- ведь они уже созрели духовно и находятся на пороге гарантированного получения особых откровений от Бога. А как же иначе, ведь именно они являются правомочными наследниками древних преданий!
Вот как заявил автору статьи один ретивый "борец" за чистоту православия: "Гусь щуке не товарищ, ни щука раку. И франко-латиняне нам не братья, как и все еретики и раскольники. Папежники -- гнилая ветвь, отпавшая от Лозы". Круто сказано! Своеобразная христианская любовь современного ортодокса проявилась в полном объеме. Принцип "сам дурак!" воистину незыблем. На мой вопрос: "Неужели у латинян нет апостольского преемства? Это что-то новое на сегодняшний день..." был дан ответ: "Нет, согласно канонам Церкви. Внешняя форма есть, а благодатного преемства нет, ибо таковое дается Духом истины". Ну, а Дух истины присутствует лишь в восточной ветви христианства --как же я это упустил?
--
В отличии от практики современных Западных Церквей -- в частности католической, которая свято верит в оправдательную силу милосердия и добрых дел (fides caritate formata); православная ветвь христианства всем своим сердцем покорилась максиме Серафима Саровского "Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Исходя из этого сформировалась практика православного христианства -- многочисленные монастыри, где многие тысячи мужчин и женщин пытаются многочасовыми молитвами и длительными постами достичь желаемого спасения самих себя, дабы вокруг в тысячекратном размере возросло число спасенных сограждан. Столь пассивное отношение верующего православного человека к окружающей действительности выразил один из адептов восточной Церкви красивыми, но совершенно далекими от реальности, словами:
"Все наши слова, поступки творят этот мир, творят Вселенную, понемногу, день за днем, возводя или разрушая стены, выращивая или уничтожая цветы, изменяя воздух, воду, почву... Поэтому не нужно менять мир и живущих в нём, -- измени себя, своё отношение к другим, и мир, в котором ты живёшь, преобразится...
Ведь всё, что есть на свете, -- ты и любовь. Всё остальное -- придуманное, искусственно созданное человечеством, -- иллюзия... Зла не существует, -- это всего лишь отсутствие любви... Всё, что враждебно душе -- есть созданное нами в состоянии отсутствия любви".
Именно упор на самоуглубленную молитву и на полную отдачу самих себя в распоряжение (фактически в ментальное рабство) так называемых духовников, отказавшись от собственной воли и своих желаний -- является главным вектором жизни образцового православного человека. Очень точно подметил эту черту известный православных протоиерей Алексей Чаплин с своей статье "О потерянном рабстве и рыночной свободе" в православном журнале "Благодатный огонь":
"Рабская психология -- норма для православного... Христианство -- это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология -- это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина... Если исходить из состояния двойной морали многих современных верующих, включая их пастырей, то нет ничего удивительного, что молитвы таких прихожан не достигают Небес и не имеют никакого практического результата...
...И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек -- это бесправный раб Божий... Перефразируя слова апостола о любви, можно сказать так: "Как ты дерзаешь себя называть рабом Бога, когда не научился быть рабом у человека?"".
--
Другая причина подобного шапкозакидательского отношения к надвигаю-щейся опасности мне видится в том, что многовековое некритическое отношение ко многим теоретическим богословским представлениям выродилось в профанное жонглирование весьма туманно-отвлеченной терминологией, касающейся трансцедентальных представлений, уже по определению не поддающихся экспериментальной проверке. В головокружительном темпе мелькают термины: гноме, формальная свобода, подлинная свобода, логос, фисис, усиа, дюнамис, энергиа, субстанция с акциденциями, ипостасное свойство. транссубстанциация и т.д. Особенно забавно звучат определения -- воля предваряющая, воля определяющая, воля завершающая. Человеку моего поколения невольно на память сразу приходят лозунги застойного времени -- предваряющий год пятилетки, определяющий год пятилетки и непременный завершающий год пятилетки.
Современному человеку, привыкшему к строго регламентированной методике проверки любого теоретического мнения (гипотезы) обязатель-ными многократными экспериментами, слыша этот теоретический лепет остается лишь воскликнуть -- "Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша! Это разговор ни о чем -- схоластика в чистом виде. Какими терминами тавтологию не оснащай, абсурдная суть от этого не переменится".
Конечно и Ефрем Сирин, и Максим Исповедник, и Марк Эфесский (именами которых так любят прикрываться доморощенные современные схоласты) -- это все очень достойные мыслители древности, но они весьма отвлеченно размышляли о том, чего сами никогда воочию не видели и потому невольно выдавали желаемое за непогрешимую истину. Современному образованному человеку весьма затруднительно принять принцип Consensus patrum, сформулированный в V веке Викентием Лиринским: в чем святые Отцы согласны -- то и есть абсолютная истина. В наше время более популярен другой принцип: "Доверять доверяй, но и проверяй!".
--
Также нужно принять во внимание, что Восточная Европа и Россия, в частности, по счастью избежали катастрофических последствий "черной смерти", которые опустошили половину Западной Европы. Это обстоятельство способствовало тому, что в народной памяти не зафиксировалась тщетность попыток противостать стихиям пандемий догматически бесспорными и, как утверждалось, весьма благотворными для сохранения здоровья себе и своей семье средствами молитвы и еженедельного посещения ближайшей церкви.
Можно предположить, что такие представления "народного христианства" являют собою некий "магический фундаментализм", основанный на том, что в храме с человеком ничего плохого произойти не может. Христианская аксиома "Храм -- это дом Божий" крепко засело в головах большинства искренне верующих людей. Если храм -- это место, где в нашем мире обитает Бог, то заразиться в храме нельзя. Православные люди всегда истово, не взирая ни на какие логические аргументы, верили в эти богословские аксиомы.
Как показало дальнейшее развитие коронавирусной эпидемии в странах с преимущественно православным вероисповеданием, большинство священно-служителей, как и рядовых верующих, фанатично верят в спасительную силу церковных молитв и обрядов. И не только верят, но и всячески пропагандируют эту точку зрения среди своей паствы вопреки рекомендациям медиков или светских властей. Их сопротивление, в конечном счете, оказалось направлено и против вынужденных (по мнению многих сторонних наблюдателей) требований патриархата РПЦ.
Посмотрим несколько типичных примеров отношения к надвигающейся угрозе в высказываниях православных священнослужителей и, столь же типичную, реакцию прихожан РПЦ:
--
Александр Агейкин, настоятель кафедрального собора в Елохове (Москва), в своих проповедях, можно сказать, сублимировал все представления так называемого народного православия. Его позиция основывалась на теоретическо-догматическом представлении о охранительной силе всенародной молитвы, совершаемой во время их пребывания в храме. В своё время отец Агейкин дал интервью, в котором призывал мирян не поддаваться панике и посещать храмы, не отсиживаясь дома. По его утверждению причастием человек непременно исцелится от самых страшных недугов, а молитвы защитят верующих от всех болезней и вирусов.
Он неоднократно подчеркивал, что церковь представляет собой не просто здание определенной архитектуры, но является местом объединения всех присутствующих в одной молитве, общаясь с Богом. Именно ему принадлежит догматически верная и столь милая слуху его прихожан фраза:
"За века церковь накопила богатейший опыт противодействия эпидемиям. Эпидемия черной смерти-чумы была остановлена молитвой".
Как мы уже видели выше, эти утверждения отца Агейкина явно расходятся с историческими фактами. Признать неправоту этого высказывания, по факту будет означать признание мифичности этого, столь глубоко засевшего в православных, суждения. Что в свою очередь, неизбежно приведет к появлению сомнения в отношении к другим подобным "аксиомам". А признать правоту сказанного Агейкиным означает противостоять (подобно бунтарям-либералам), столь неохотно спущенным сверху, указаниям о недопустимости богослужений (во время пандемии коронавируса) с участием паствы. Ибо подобные указания патриархата фактически, сами по себе, являются скрытым отрицанием правдивости мифов о спасении паствы в стенах храмов во времена эпидемий.
По словам диакона Андрея Кураева "Отец Александр Агейкин озвучивал как раз... не свою позицию. В принципе, это была позиция мейнстрима конца марта -- вот то, что он говорил. И митрополит Иларион тогда так же говорил и многие другие спикеры патриархии".
И именно этот крепкий, жизнерадостный, добрейший, чистый сердцем человек, фанатично придерживавшийся и веривший во все каноны веры (но явно оторвавшийся от адекватного восприятия реалий жизни) стал первой жертвой COVID-19 среди духовенства РПЦ, скончавшись в возрасте 48 лет.
--
Протоиерей Владимир Воробьев:
"Если мы будем дезинфицировать лжицу, мы продемонстрируем наше маловерие... Наша Церковь учит, что никакие болезни через причастие Святых Христовых Таин не передаются. Мы это учение демонстрируем, можно сказать, каждый день, когда служим Литургию, и священник или диакон потребляет Чашу после того, как из нее причастились сотни людей. И я не знаю ни одного случая, чтобы кто-нибудь из-за этого заразился какой-то болезнью. И не только я, но и от других не слышал, чтобы такое было...
Ни священник, ни епископ, никто из священнослужителей никогда не должен впадать в такое маловерие и демонстрировать его другим людям. А если мы будем показывать свое маловерие, то тогда люди тоже потеряют веру или уйдут от нас, и все".
Увы, действительность, самым очевидным образом, посрамила эти догматически-безрассудные высказывания протоиерея. СМИ неоднократно сообщали, что есть священники, которые молча игнорируют призывы Патриархии к прихожанам оставаться дома, и есть те, кто открыто проповедуют, что в храме заразиться невозможно, а причащать с исполнением объявленного по Вашему [патриархии] благословению порядка (дезинфекция лжицы, отказ от целования Чаши) -- это чуть ли не отступничество от православной веры.
--
Вот довольно типичная реакция рядового прихожанина:
"Не верю глазам и не могу внутренне принять такое нововведение в храме. Слёзы к горлу подступают. Как можно? С каким сердцем будут батюшки дезинфицировать причастную лжицу и крещальную купель? Что останется от веры с такими действиями?
А никто не подумал, так, хоть мельком, что страшнее, коронавирус подхватить или Божью благодать потерять, от своей трусости и маловерия? И вообще слова "На Бога надейся и сам не плошай"-- мне кажется совсем не о том, чтоб святыни дезинфицировать, тут лучше вспомнить слова апостола Павла "Моя жизнь -- Христос, а смерть -- приобретение"".
--
Указания патриархата РПЦ вызвали очевидное недовольство многих фундаменталистски настроенных священнослужителей. Известный проповедник, клирик Московской епархии РПЦ протоиерей Андрей Ткачев, выступил с резкой критикой идеи совершать пасхальные богослужения за закрытыми дверями. По его мнению, проект "Пасха дома" -- это абсурдная ситуация, при которой "христиане, панически боясь заболеть и умереть, то есть из страха смерти, отказываются праздновать победу Христа над смертью... Если христиане из страха смерти откажутся поклоняться Воскресшему Христу, это будет конец христианства. И может быть мы наблюдаем его на наших глазах. Предлагаю вам об этом подумать. Если вам будет стыдно -- значит вы еще живы".
Когда рядовые прихожане во время пандемии остро, в фантасмагорических масштабах (подобным предвестниках обещанного появления Антихриста) воспринимают требования по дезинфекции причастной лжицы или запрет целования руки священника, распятия и чаши при причастии -- то это понятно и простительно. Но, что извинительно для простых прихожан, воспитанных окружением в духе "народного" христианства, то предосудительно слышать в выступлениях священнослужителей, которые (по своему статусу) должные знать важнейшие положения литургической практики, зафиксированные в трактате конца 17 века "Известие учительное". Этот документ присутствует во второй части "Служебника" -- непременном атрибуте для совершения священником литургии.
Исторически трактат "Известие учительное" восходит к аналогичному по содержанию трактату "De defectibus", находящемуся в одобренной Тридентским Собором (1545-1563) редакции римского "Служебника".
Так вот, в разделе трактата "О прилучившихся недостатках служащего священника" сказано следующее:
"Если же по этому случаю Святые Дары, освященные или не освященные, за долгим отсутствием священника растлеются, т.е. хлеб заплесневеет и вино станет кислым, так что станут непригодными к потреблению, то священник, взяв их, всыплет в текущую реку...
Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте, надо часто проверять со всякой должной для Них честью и поклонением, имея непокрытую голову и чистые руки. Если невозможно проверять каждый день, то хотя бы каждый второй или третий, чтобы они по нерадению и невниманию священника не заплесневели и не растлелись от влаги. Иначе иерей, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана".
Из этого документа очевидно следует, что уже во времена средневековья священнослужители были отлично осведомлены о том, что освященные Святые Дары могут быть подвластны законам природы (заплесневеть и растлеться от влаги) -- то есть могут стать опасными для здоровья причащающейся паствы. И этот факт, противоречащий догматическому положению о том, что причастные Хлеб и Вино являются подлинными Телом и Кровью Христа, нимало не смущал духовенство 16 века. Недоумение вызывает лишь факт, что произошедшие неблагоприятные изменения Святых Даров в результате долговременного отсутствия священника (возможно по вполне уважительной причине) вменяются ему в качестве смертного греха.
Тем не менее, предосторожности средневековья появились не на пустом месте -- это сконцентрированный опыт западных христиан ещё со времен пандемии чумы. Элементарное благоразумие и опыт убедил западную ветвь христианство в том, что догматические максимы теологов о пресуществлении (transsubstantiatio) хлеба и вина (Святых Даров) в истинное Тело и истинную Кровь Христову в реальности имеют некоторые ограничения материального свойства. Поэтому нет ничего предосудительного в том, что во время пандемии коронавируса призывают к элементарной осторожности при принятии Святого Причастия в храме. Призывы священников игнорировать здравый смысл, опираясь на благочестивые (но практически не доказанные) предположения древних богословов о невозможности заражения во время принятия Причастия, можно расценивать как антихристианские по сути.
Хроника количества заболевших и смертей от COVID-19 среди духовенства РПЦ.
Как гласит восточная мудрость: "сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет". Аналогично -- сколько не манипулируй хитроумными комбинациями всевозможных (непроверяемых в принципе) теологических терминов, верований, откровений и понятий -- реальная жизнь от этого ни на йоту не изменит вектор своего развития. Именно это и случилось в первые месяцы эпидемии в России, особо затронув православное духовенство. На "канонической территории" Московского патриархата духовенство и монашествующие оказались одной из самых уязвимых для коронавирусной инфекции социальных групп. Накануне Пасхи и после ее наступления ленты новостей переполнились сообщениями о заболевших митрополитах, епископах, священниках, целых монастырях и семинариях. Настоятель храма РПЦ МП во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский сообщил, что более 5 % духовенства РПЦ МП в российской столице заразились коронавирусом. Этот факт вызвал искреннее недоумение протоиерея: "У нас заражаются люди -- это менее 1 %, а почему-то среди священнослужителей заражаются более 5 %. Откуда берется эта цифра? Честно говоря, я просто не понимаю. Вероятно, есть в этом какой-то промысел Божий".
• 21 апреля 2020 года -- Александр Агейкин, настоятель кафедрального собора в Елохове (Москва), скончался от коронавируса в возрасте 48 лет?
• 23 апреля 2020 года -- из 130 монахинь Свято-Елисаветинского монастыря в Минске заражены коронавирусом 100 насельниц. Монахини рассказывают: "Мать Алексия лежит с положительной covid-пневомнией в реанимации. Отец Василий -- тоже в больнице. Из ста тридцати сестер сто больны". Больных отселили от пока здоровых из корпусов в гостиницу, но строго наказали -- "Приедут медики, скажете, что вас отселили потому, что в корпусах идет ремонт". В последний день апреля трех сестер из обители подключили к аппаратам искусственной вентиляции легких в минских больницах. Одна из них, монахиня Мария (Ковальчук), позже скончалась -- ей было 82 года.
• 24 апреля 2020 года -- послушник Троице-Сергиевой Лавры Дмитрий Пелипенко, узнав, что заразился коронавирусом, поджег себя перед храмом мученицы Галины Коринфской на территории больницы. Он получил ожоги 90% поверхности тела и скончался два дня спустя 26 апреля.
• 24 апреля 2020 года -- протоиерей Владимир Верига, клирик подмосков-ного Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове, скончался от коронавируса в возрасте 70 лет.
• 24 апреля 2020 года -- администрация Сергиево-Посадского городского округа сообщала, что коронавирус подтвердился у 37 насельников лавры. Более актуальные данные не публиковались. В самой лавре, закрытой после вспышки инфекции, не раскрывают число заболевших. источники говорят о значительно большем числе; заболели епископы Парамон и Питирим. "Преподавательский состав академии до последнего не верил в развитие ситуации. Не верил, что вообще можно заразиться, и, в частности, сам ректор". Один из насельников лавры рассказал, что к опасности заразиться коронавирусом в лавре долгое время относились "скептически"
• 25 апреля 2020 года -- Евгений Трофимов, клирик кафедрального собора в Елохове (Москва), скончался от коронавируса в возрасте 62 лет.
• 26 апреля 2020 года -- коронавирус подтвержден у 52 преподавателей и студентов Московской духовной академии РПЦ МП из общего количества 136 человек. "В тяжелой форме находятся преподаватели из духовенства преклонных лет. У нас есть несколько преподавателей-священноархимандритов, которым уже за 70 лет. Вот они в тяжелой форме".
• 26 апреля 2020 года -- епископ Железногорский и Льговский Вениамин (Королев) в инфекционной больнице Курска скончался от коронавируса в возрасте 55 лет.
• 2 мая 020 года -- наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) назвал число зараженных монахов: "В Святой обители более 200 братии, заболело 68 человек. У 19 человек не подтвердился диагноз, был отрицательный результат, 28 человек имели положительный результат теста (на коронавирус), 25 человек были в больнице".
• 3 мая 020 года -- протоиерей Евгений Корчуков, служивший в подмос-ковном Покровском Хотьковом ставропигиальном женском монастыре, умер "от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией" в возрасте 65 лет.
• 3 мая 020 года -- священнодиакон Андрей Молчанов, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы, скончался от коронавируса в возрасте 54 лет.
• 4 мая 020 года -- митрополит Иона (Карпухин), почетный настоятель сто-личного храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, скончался от ковидной пневмонии в возрасте 78 лет.
• 6 мая 2020 года -- игумен Тихон (Барсуков), главный врач Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии (МДА) скончался от осложнений, вызванных коронавирусом в возрасте 65 лет. Отец Тихон работал на износ, практически не смыкая глаз даже ночью. За последние два месяца у него не было ни одного выходного дня. Бывшие пациенты назвали его героической личностью и очень чутким доктором.
• 7 мая 2020 года -- основатель и духовник Введенского женского монастыря в Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов) в возрасте 81 года скончался от двусторонней пневмонии с подозрением на коронавирус.
• 7 мая 2020 года -- на 50 году жизни отошел ко Господу уставщик Данилова монастыря иеродиакон Димитрий (Николаев). В рабочей группе при патриархе сообщили, что иеродиакон был заражен коронавирусом.
• 8 мая 2020 года -- от коронавирусной инфекции скончались два насельника Троице-Сергиевой лавры -- архимандрит Лаврентий (Постников) и иеродиакон Каллист (Косулин).
• 9 мая 2020 года -- протоиерей Владимир Бушуев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался в возрасте 68 лет.
• 9 мая 2020 года -- от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Ферапонт (Апполонов). Это была уже шестая смерть от коронавируса среди насельников лавры.
• 1 июня 2020 года -- в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области от коронавируса умерли несколько монахинь. Епархия признала, что несколько сестер скончались от ковида: "Действительно, несколько монахинь скончались из-за коронавирусной инфекции". Официально сообщили о 76 заболевших, хотя источники говорят о более чем 160 больных.
Дивеевский монастырь до самого последнего момента нарушал санитарные предписания и совершал богослужения в Великом посту при большом количестве прихожан и паломников.
• 23 июня 2020 года -- в возрасте 44 лет, скончался насельник Сретенского монастыря монах Николай (Муромцев), вследствие осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.
• 8 августа 2020 -- митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Герман (Чесноков) скончались от осложнений, вызванных COVID-19. Митрополиту Исидору было 79 лет, отцу Герману -- 78 лет.
--
27 сентября 2020 года знакомый автору, весьма интеллигентный и адекватный, прихожанин одного из Московских храмов в православном чате сообщил о сложнейшей ситуации, сложившейся в церковной общине:
"Прошу молитв о здравии настоятеля нашего храма раба Божиего о.Константина. Вчера вечером мне сообщили, что он заболел ковидом.
Пришла печальная новость, что заболели все наши священники -- Константин, Григорий, Георгий, и многие церковнослужители храма, а также члены их семей.
Двое священников госпитализированы, один из них сегодня утром, ему за 70.Две матушки больны, одна отказалась ложиться в больницу.
Как всё это надоело, скорее бы пришёл конец этому вирусу!
Сегодня [7 октября]интересовался по поводу нашего храма. Закрыт пока на карантин. Один священник и его матушка в больнице, регент в больнице, остальные священники и некоторые прихожане лечатся на дому".
--
21 октября 2020 года -- в возрасте 69 лет от последствий перенесенного коронавируса скончался почетный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Протоиерей был известен своими крайне консервативными взглядами и резонансными высказываниями.
Что можно сказать, просмотрев этот, далеко не самый полный, список заразившихся коронавирусом или скончавшимся от осложнений, связанных с ним? Большинство православных христиан, затронутых в той или иной мере эпидемией COVID-19 -- это чистые сердцем, глубоко и искренне верующие в Бога люди. Почему именно они стали жертвой пандемии несмотря на то, что со всем тщанием соблюдали все фундаментальные предписания православия? Почему именно священнослужители, проводящими в стенах храмов почти всё свое время, молясь за благополучие русского народа, умирали одни из первых?
Характерно отношение московского священника Анатолия к эпидемии коронавируса, находящегося в больнице на Соколиной горе -- он, понимая тщетность усилий священнослужителей традиционными методами церкви помочь пастве уберечься или вылечится от постигшего заболевания, вынужденно благодарит Бога за создавшуюся ситуацию в Москве, так как одновременно с лечением от COVID-19 для него появилась возможность подлечить больные ноги (частое профессиональное заболевание многих священников). Вот его сообщение, посланное своим друзьям:
"Я лежу в хирургии. Моим лечением интенсивно занимаются. Нас в боксе двое. Посетителей не пускают, больница инфекционная. У меня лимфаденит и тромбофлебит. Оценивая ситуацию, какие непродуманные ответы приходят на ум:
Первое: Неповезло;
Второе: Не было печали, черти накачали;
Третье: За что?
Четвёртое: Не всё коту масляница;
Пятая: Слава Богу за всё!
И это всегда беспроигрышныйответ! В моём случае это было так. Ноги отекали иболели давно. Ложиться вбольницу изаниматьсяими всерьёз было не охота. Тем более мой знакомый пожилой хирург сказал: "Насосы, гонящие лимфу, вышли из строя, клапанане держат. Лечения нет!".Несмотря на депрессивный прогноз, явсё-таки мечтал когда-нибудь подлечиться.
И Всемилостивый Господь мне всё лучшим образом устроил!"
Удивительное свойство человека, особенно русского, даже в отчаянном положении увидеть хоть какую-то положительную сторону. Конечно, можно сказать, что пожилое и престарелое монашество и священство уже в силу своего возраста (от 70 лет и выше) не обладали отменным здоровьем и любая инфекция (даже обыкновенный грипп) могла быть фатальной. Хотя далеко не все отошедшие в мир иной были старческого возраста -- многие были в расцвете своих сил. Но подобное объяснение, будучи весьма реалистичным, нивелирует те высокие религиозные принципы, которыми эти люди руководствовались в течении своей долгой жизни и которые проповедовали с церковного амвона. Оказалось, по большому счету -- не видно никакой практической пользы от всевозможных догматически самых проверенных молитв и церковных ритуалов: для коронавируса все на одно лицо -- и самый прославленный молитвенник, и какой-нибудь запойный пьяница.
Какие объяснения дают православные священнослужители по поводу причин, обрушившегося на верующих, коронавируса?
После первых двух месяцев повсеместного наступления коронавируса, большое количество заразившихся священнослужителей РПЦ или даже умерших от осложнений, связанных с ним, стало очевидно для всех. Один из прихожан студент МДА Александр Терентьев выразил общее недоумение верующих, относительно всплеска заболевших именно после Пасхи:
"Меня смущает, почему столько заболевших в лавре, Дивееве, Елисаветинском монастыре [Нижегородской епархии] появилось именно после Пасхи. Возможно, это спланированная акция против Церкви. Заболели все реально, но ведь и до этого [их]исповедовали старцы архимандриты, и до этого были богослужения. В лавре были службы и на Страстную седмицу. Всплеск после Пасхи слишком резкий".
Закономерно среди православных верующих возник вопрос: "Как вообще возможно такое положение дел, когда искренне верующие люди, посещающие храмы, регулярно причащающиеся Тела и Крови Спасителя мира Иисуса Христа, заражаются коронавирусом чаще, чем остальная (индифферентная к вере) часть населения страны?". Неужели в этом присутствуют некие мистические причины? И вот среди страхов, в поиске мистической тайны, начинают звучать покаянные нотки: "Видимо, мы что-то делали не так, раз Господь нас вразумляет".
В этих словах, несомненно, есть рациональное зерно. К примеру, Епископ Железногорский и Льговский Вениамин, умерший в расцвете сил в возрасте 55 лет от коронавируса, в своей последней проповеди сказал: "Сейчас мы видим, как сатана пытается унизить православную Церковь. Инфекция, перед которой люди впадают в панику и страх -- творение дьявола, но ничего не происходит без воли Божией, и нам следует задуматься об этом".
Почетный патриарх неканонической Православной церкви Украины (ПЦУ) Филарет, заявил, что причиной коронавируса вероятнее всего стали однополые браки. Такое мнение он выразил в марте 2020 года в эфире украинского "Четвертого канала". Он считает, что пандемия COVID-19 стала карой за однополые отношения. Филарет напомнил, что Бог, согласно Библии, сжег города Содом и Гоморру за грехи их жителей, среди которых, в частности, было распутство. При этом он отметил, что причастие в храмах на время карантина прекращать не будут. По его мнению, свершение церковных таинств не является средством распространения вируса. Стоит ли говорить, что и сам патриарх Филарет к осени стал жертвой коронавируса, что в его преклонном возрасте грозит фатальными последствиями.
Итак, общий тренд объяснений происшедших событий прост и незатейлив -- Бог позволяет своему подчинённому (агентурная кличка Сатана, он же Люцифер, также повсеместно известен под псевдонимом Дьявол) измываться над людьми во имя некой высшей цели. Нечто подобное в своих выступлениях заявляет и видный российский протоиерей Димитрий Смирнов: "Жизнью и смертью распоряжается не вирус, а один господь Бог". Священнослужитель уверен, что, даже если россияне будут соблюдать все рекомендации по профилактике заражения вирусом, возможность заболеть и умереть останется. "Так уж Богу угодно", -- объяснил он. Волею Судеб произошло именно то, о чем говориться в мудрой русской народной поговорке -- "с чем боролся, на то и напоролся". Протоиерей, как и многие другие священнослужители РПЦ, заразился коронавирусом и в результате осложнения хронического заболевания скончался в возрасте 69 лет.
К общему хору подобных заявлений присоединился и архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, госпитализированный: с пневмонией: "Всякая болезнь -- это посещение Божие, и воспринимать ее нужно как Его великую милость". Насельник Троице-Сергиевой Лавры отец Андрей, болея коронавирусом в своей келье, говорил только, что "Бог попустил болезнь, значит так надо!". Этот тренд по возложению ответственности, за начавшуюся эпидемию, на некие грехи самих верующих развил в своей проповеди после всенощного бдения 2 мая и духовник Свято-Елисаветинский монастыря в Беларуси прото-иерей Андрей Лемешонок, обладающий колоссальным авторитетом среди бело-русских верующих: "...болезнь каждой сестры -- точечное попадание, промысел Божий и достается им по их грехам".
Вот характерная картинка исконно русской народной веры в силу церковных обрядов -- сообщение из Свято-Елисаветинского монастыря в Минске:
"Но при этом [в конце апреля 2020 года -- в самый разгар эпидемии коронавируса] монастырь работает, и паства в него идет толпой. К примеру, только на Пасху за ночь от одной ложечки причастилось 970 человек. Ложечка не обрабатывалась, и когда одна девушка из желавших причаститься расплакалась и попросила ложку обработать, ей ответили, пусть идет в другой храм и там причащается, а здесь только так. Но если придут медики, заболевшим велено сказать -- "Вы заболели после Пасхи. Только что". А сестры говорят, что надо не патриарха слушать, а надо отца Андрея, он -- святой, и по его молитвам никто не заболеет. В проповедях он говорит, что благодать все дезинфицирует и исцеляет, и в храме нельзя заболеть, в храм можно больным прийти и исцелиться".
Появившиеся в СМИ факты о массовых заболеваниях коронавирусом в монастырях, самым очевидным образом подрывает надежду верующих на действенность молитвы к Богу. Неужели монашество уже не то, что было раньше? Надежд на избавление от наступающей эпидемии у православного паствы, посредством молитвы монашествующих, с избытком; а вот что касается практических результатов, то тут совсем некстати проявились проблемы. Информационные сети полны подтверждений явной неэффективности молитв современных монахов. Измельчал ныне монашеский люд, видимо.
В свою очередь Священный Синод Кипрской Православной Церкви с бравадой сообщил на весь мир о том, что он не будет запрещать верующим причащаться из-за эпидемии коронавируса, так как Тело и Кровь Христовы не могут стать источником распространения вируса, сообщает издание "Romfea.gr":
"Что касается Святого Причастия, то мнение Церкви известно -- Святое Причастие не символизирует, но является Телом и Кровью Христа. Было бы богохульством думать, что Тело и Кровь Христа могут передавать любую болезнь или вирус. Как показывает многовековой опыт христианства, доказательств такой передачи нет. Священники, которые служили в инфекционных больницах и причащали пациентов, в конце концов, употребляли остаток Божественного Причастия сами, используя ту же лжицу. Ни один священник не был заражен в этих случаях".
Подытожим основную догматическую аксиому, озвученную Кипрской Церковью: всякие мысли о возможности передачи коронавируса через Евхаристию богохульны. Однако, если это действительно так, то почему констатированы случаи заражения COVID-19 после причащения недезинфицированной лжицей?
В противовес православно-народному отношению к надвигающейся угрозе, руководство РПЦ (словами патриарха Кирилла) объяснило православным людям причину того почему православные священнослужители оказались одной из наиболее подверженных эпидемии слоев населения. Предстоятель РПЦ дал ясный и точный ответ на вопрос, кто и с какой целью напустил на человечество зловред-ный коронавирус. По убеждению патриарха, пандемия -- суть Божественный промысел, преследующий целью разрушить идеалы потребительского общества. Об этом патриарх Кирилл сообщил после службы в храме Христа Спасителя по случаю Вербного воскресенья:
"Господь неслучайно проводит нас через испытания. Сейчас об этой неслучайности многие уже говорят и пишут, каждый со своей точки зрения. Но большинство склоняется к тому, что все развитие человеческой цивилизации, особенно в последние десятилетия, настолько переориентировало сознание людей, что центром их жизни стало безудержное стремление иметь больше, желать больше, потреблять больше. А все великие идеалы, возвышенные и прекрасные, в том числе самый прекрасный идеал веры в Бога, для многих ушли на периферию жизни.
Может быть, и эти испытания постигли нас, чтобы и этот идеал, и многие другие вновь вернулись с периферии в центр нашей жизни... Если мы, проходя через эти скорби, изменимся, если мы преодолеем предрассудки потребительского общества... если мы выйдем из тяготения этих страстей, то во благо будет и то, что с нами происходит".
Патриарх добавил, что скорби даются, чтобы они стали уроками жизни. "И вот если через преодоление этой скорби мы станем ближе к Богу, то мы несомненно победим и саму скорбь". Из речи патриарха Кирилла можно сделать один недвусмысленный вывод -- коронавирус был целенаправленно послан Богом, чтобы человеческая цивилизация поняла границы своих возможностей и осознала собственную хрупкость. "Чтобы мы, не теряя духовного оптимизма, понимали, что надо всем Бог. Эти обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере, чтобы сомневающиеся стали верующими", -- добавил он.
Поистине удивительное объяснение случившегося -- заставить людей угрозой смертельной опасности поверить в Творца. Не через любовь, а через показательные смерти далеко не самых плохих представителей человеческого рода. Неужели реальные смерти от коронавируса, если они действительно инспирированы Творцом, могут хоть каким-то образом заставить полюбить Его?
К примеру, прожившие в браке 48 лет супруги из американского штата Северная Каролина заразились коронавирусной инфекцией и умерли от нее в один день с разницей в четыре минуты. Об этом сообщает People:
"67-летний Джони Ли Пиплс (Johnny Lee Peoples) и его жена, 65-летняя Кэти Дарлен (Cathy Darlene), заболели COVID-19 в начале августа. Они боролись с болезнью 30 дней, но так и не смогли победить недуг. Когда доктора поняли, что спасти пару не удастся, они поместили супругов в одну палату и поставили их койки рядом. 2 сентября Джонни и Кэти скончались с разницей в четыре минуты, держась за руки.
"Они прожили в браке 48 лет, 50 лет были вместе и шли рука об руку", -- рассказал сын погибших Шэйн (Shane). Он отметил, что его родители влюбляли в себя всех с первого взгляда".
Ранее сообщалось, что супруги из американского штата Нью-Джерси скончались в один день от новой коронавирусной инфекции. Они прожили в браке 62 года. За два дня до их смерти от этой же болезни умер их 51-летний сын. Реальные примеры явно показывают, что трактовка эпидемии коронавируса как средство умножения веры в Бога весьма чревата морально-этическим уроном авторитета Церкви. Такое недобровольно-принудительное напоминанием "горшку" о том, кто в доме Хозяин, чем-то напоминает автору две известные фразы: одну из пьесы Евгения Шварца -- "Тень, знай свое место!", а вторую (ещё более знаменитую) из кинокомедии "Джентльмены удачи" -- "Деточка! А вам не кажется, что ваше место возле параши?".
Суммируем разнобой мнений служителей Восточной ветви христианства, вызванный столь нежданной для всех экспериментальной проверкой корона-вирусом действительной прочности традиционных догматических представлений:
1. Святые отцы учили во всем уповать на Бога и ни на йоту не отступать от исторически сложившейся церковной практики.
2. Свершение церковных таинств в принципе не может является средством распространения вируса.
3. Благодать богослужения все дезинфицирует и исцеляет -- в храме нельзя заболеть, в храм можно больным прийти и исцелиться.
4. Святое Причастие не символизирует, но действительно является Телом и Кровью Христа. Было бы богохульством думать, что Тело и Кровь Христа могут передавать любую болезнь или вирус.
5. Церковь учит, что никакие болезни через причастие Святых Христовых Таин не передаются.
6. Святое причастием непременно исцелит истинно верующего от самых страшных недугов, а молитва защитят от всех болезней и вирусов.
7. Молитва в храме -- это непосредственное общение с Богом, незримо присутствующим среди молящихся. Представить себе ситуацию, что одновременно с Богом в храме может присутствовать и некий, враждебный жизни верующих, коронавирус -- для православного человека является высшей степенью наглого святотатства и богохульства.
8. Коронавирусная эпидемия -- дело рук дьявола, но происходящее по воле Божьей во имя некой высшей цели.
9. Коронавирусная эпидемия -- это кара Божья за однополые браки.
10. Подобные катастрофические бедствия, по сути, являются Божьим наказанием за человеческие грехи и отсутствие любви к ближнему в погоне за мирскими соблазнами.
11. Пандемия -- это Божественный промысел, преследующий целью разрушить идеалы потребительского общества. Коронавирус был целенаправленно послан Богом, дабы человеческая цивилизация поняла границы своих возможностей и осознала собственную хрупкость.
12. Заболев коронавирусом, не ропщи. Помни, что это посещение Божие, и воспринимать её нужно как Его великую милость, всячески благодарив за это.
Практические шаги, рекомендованные прихожанам, для уменьшения опасности заражения COVID-19.
До эпохи коронавируса в умах верующих твердо укоренилось мнение, регулярно подтверждаемое священнослужителями со своих кафедр -- "Спасение без Церкви невозможно". И вот, как гром среди ясного неба, в самый разгар распространения эпидемии всем открылась невероятная истина, провозглашенная патриархом Кириллом 29 марта 2020 года во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя:
"Воздержитесь от посещения храмов. Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии... Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись... Давайте на себя возложим подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить".
Во исполнение этого решения патриархата, в РПЦ приостановили работу воскресных школ, приходских секций и православных кружков из-за опасности заражения коронавирусом. Одновременно были введены новые правила проведения богослужений и совершения таинств -- верующим, чувствующим недомогание, рекомендовано не посещать храм, чтобы не заразить окружающих. В процессе роста количества заболевших, церковные иерархи разъяснили, что не только "спастись можно без храма", но и "причащаться можно самим запасными дарами", "службы можно совершать дома без священника", "вербу и пасхальные снеди можно освятить самим, покропив их святой водой" и так далее.
Как оценивать эти, вполне рациональные меры, высшего руководства РПЦ? Неужели эти истины сознательно скрывались от прихожан или Церковь была вынуждена покориться требованиям светской власти? Ведь ещё в середине марта высшие чины РПЦ, как и самые авторитетные священнослужители на ТВ и в рунете говорили, что "храмы не закроются ни при каких условиях" и "зараза через причастие не передается", а уже в начале апреля эти же самые персонажи говорят своей пастве -- "в храмы ходить нельзя" и "вирус может быть на лжице или чаше". Неужели такие утверждения из уст священнослужителей свидетельствуют об их двойной морали -- как же это может быть, что болезнетворный вирус может передаваться в момент причащения тела и крови Христова?
После подобных рекомендация в головах правоверных православных, с детства не мысливших свою жизнь без посещения храма, возникает вихрь противоречивых мыслей и эмоций -- с одной стороны рекомендации патриарха Церкви, ослушаться которого большой грех; а с другой стороны, поколениями заложенная в генах русского человека, вера во всемогущество Бога. Как пастве правильно отнестись к рекомендации не посещать храмы на Пасху? Как, в таком случае, воспринимать предостережение "не ходи в церковь, ты там заразишься и других заразишь"? Для действительно верующего человека такого рода рекомендации во многом неприемлемы. Где это он заразится: в священном месте во время одного из самых святых праздников христианства? В тот момент, когда он будет МОЛИТЬСЯ -- то есть непосредственно общаться с Богом? А Господь Бог что же -- всё это "попустит"? Или даже САМ нашлет этот самый "ковид"?
Нет, ну это же просто святотатство! Кто, как не Бог, властелин над всякими вирусами и законами физики и химии? Это же абсурд -- верующий во время беседы с Творцом всего и вся, вдруг заражается коронавирусом. Закрадывается подозрение -- что-то в церковном сообществе не до конца осмысленно и реальность немного отличается от того, что мы себе представляем.
Коронавирус поставил исконные верования православных христиан под большой вопрос. Где чудеса исцеления, якобы происходившие в древности, о которых многократно говорилось в апологетических брошюрах или в, подобных сказочным мифам, житиях святых? Почему микробы и вирусы перестали вдруг погибать на иконах, как раньше? Вполне законные вопросы, на которые нужно дать отчетливые, без лукавства, ответы
Священнослужители среднего звена, вопреки своему сердцу, попытались претворить в жизнь рекомендации высшего церковного руководства, но прихожане, особенно в отдаленных храмах, несмотря ни на что, стремились посетить храм на Пасху, и рекомендованная дистанция 2 метра друг от друга не соблюдалась. Потому священнослужителями было предложено традиционное средство -- молитва. Руководство многих монастырей предлагало читать "Псалтырь, или Евангелие, или Канон за больного или 150 молитв "Богородица, Дева, радуйся..." или "молитву Иисусову"".
А рекомендация Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, произнесенная в среду 5-й седмицы Великого поста, четко регламентировала: что, сколько и как следует делать во время молитвы, чтобы получить благословение Бога в своих земных проблемах.
Во время конкретных молитвах необходимо совершать поклоны:
--
"Помилуя мя, Боже, помилуй мя!" (поклон). По Уставу полагается сделать 500 земных поклонов, но по немощи человеческой можно сделать и поясные поклоны. (почему 500, а не 399 или 450? Откуда такая филигранная точность в методике?).
--
"Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!" -- 33 поклона.
--
"Святителю отче Андрее, моли Бога о нас!" -- 17 поклонов.
Подобные скрупулёзные калькуляции невольно наводят на крамольную мысль -- а если ошибешься с количеством поклонов, то Царства Небесного не видать, как своих ушей?
"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"-- козырная карта,боевого арсенала исторически-догматических мер по борьбе с бедствиями,пущена в ход.
По истечению определенного времени, неудачи традиционных мер Церкви по борьбе с коронавирусной напастью, связанные с многочасовыми молитвами, иступлено жаждущих чуда верующих, стали очевидными для всех. Либо молитвы не выражали действительную глубину скорби сердец молящихся, либо у Бога были свои, неведомые нам -- простым смертным, основания для их игнорирования. Патриархат РПЦ для преодоления двусмысленной ситуации, связанной с явной недостаточностью привычной церковной практики, применил в качестве припасенной козырной карты (для форс-мажорных ситуаций) возможности особо почитаемых икон, которым молва приписывала несомненные чудотворные способности. Судя по историческим легендам некоторые из этих икон, неоднократно выручали русских людей в тяжелых ситуациях.
Наиболее близкий к нам по времени эпизод был связан с событиями поздней осени 1941 года, когда немцы рвались к Москве -- прорвав все линии обороны, танковые колонны немцев прорвались к Волоколамскому шоссе. Казалось, что в результате этого Москва не устоит и будет оккупирована врагом. И вот именно в этот момент, из уст в уста верующих, передается весть об облете города Москвы самолетом с Казанской иконой Пресвятой Богородицы на борту, совершенной якобы по приказу Сталина. И действительно случилось чудо -- истекая кровью, рота панфиловцев прикрывает столицу и останавливает наступление немецкие армады. Был ли факт этого полета или нет, сейчас не установить достоверно -- архивных подтверждений нет. В 1990-х об этом писала в основном газета "Завтра" и это воспринималось как часть хитро выдуманной советскими патриотами альтернативной реальности, но потом, в новом веке, этот спасительный облет Москвы с иконой в 1941 стал частью вполне мейнстримовых СМИ и попал в арсенал официальной телепропаганды. Тем не менее, легенда осталась и живет в сердцах русских верующих.
Первыми эту чудодейственную, исторически зарекомендовавшую себя, возможность противостать эпидемии с помощью чудотворных икон применили православные христиане Вифлеема, которые 10 марта 2020 года совершили паломничество по улицам города с образом Вифлеемской Божией Матери, молясь о защите от коронавируса. "Сегодня на улицах Вифлеема православные христиане-арабы проехали на машинах с изображением Вифлеемской Божией Матери, а на курильницу с горящими углями положили благовония и объехали город с молитвой против коронавируса, в то время как католики закрывают свои церкви и прячутся в своих домах. Таким образом, верующие должны действовать бесстрашно и с верой", -- с гордостью написал автор поста на одном из интернет-чатов, попутно заклеймив исконных еретиков-католиков в трусости перед надвигающейся опасностью.
Эстафету христиан-арабов подхватил сам Патриарх РПЦ Кирилл, который 3 апреля 2020 года совершил объезд города Москвы с иконой "Умиление" с той же целью -- остановить разгул коронавируса. ВРИО руководителя Пресс-службы Патриарха Московского Владимир Легойда написал: "Это та самая чудотворная икона, перед которой молился преподобный Серафим Саровский, тайно хранившаяся у благочестивых людей после закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году". В преддверье подготовки этой акции, новость о предстоящем объезде Патриархом Москвы вызвала энтузиазм и поддержку у патриотически настроенной части православных верующих. Ведь эта идея вполне укладывается в матрицу религиозных представлений и дел, на которые веками опиралась русская православная церковь. Известный политолог Сергей Марков, с чувством восторженной надежды на чудесные результаты, написал в своей страницу на Facebook:
"Прямо сейчас Патриарх Русской православной церкви Кирилл возвращается в храм Христа Спасителя, после того, как он объехал Москву по МКАД с иконой Богоматери, молясь о спасении Москвы и России от эпидемии.
Тому, кто не верит в Бога и надменно свысока смотрит на верующих, это кажется странным и смешным. И такие особенно много концентрируются здесь, в сети.
Но для миллионов людей, искренне верящих в Бога, этот по сути одиночный крестный ход патриарха с иконой вокруг Москвы вселяет надежду и силы, которые так нужны для преодоления эпидемии и соблюдения карантина. Это древняя традиция-- крестный ход с намоленной иконой вокруг города, оказавшегося в бедствии. Так ходили вокруг Москвы и раньше. Так ходили вокруг древних столиц Руси -- Киева, Владимира. Так ходили вокруг Константинополя. Так ходили вокруг Рима, вокруг Парижа, Лондона. Наверное, там уже не ходят так.
Конечно, чувствуешь, что живешь в исторические времена. Лучше понимаешь прошлые поколения. Так и хочется сказать, Господи, помоги нашему народу! Избавь от напасти. Так говорят миллионы православных людей. И перекреститься за икону или золотые купола. И войдет облегчением благодать в душу".
Но сами обстоятельства объезда Москвы на "Мерседесе" в сопровождении спецмашин с мигалками вызвали многочисленные критические отзывы в СМИ. Вызывал некоторое сомнение в действенности результата этого объезда по эталонно-ровному асфальту МКАД, сам комфорт проведенной акции -- телерепортаж из салона машины показал всем вальяжно сидящего Патриарха в супер-комфортном салоне роскошного автомобиля. Характерны комментарии по этому поводу: "Патриарх Кирилл в кортеже размером с президентский объехал Москву по МКАД с иконой и молитвами против коронавируса", "Надо было не на Мерседесе объезжать Москву с иконой, а на телеге, а еще лучше пешим ходом! Попроще надо быть, Господь не воспримет такой роскоши!".
Многие видные публичные люди России обратили свое внимание на эту бросающуюся в глаза, явно не подобающую молитвенной акции, роскошь. Доктор филологических наук, библеист, профессор РАН Андрей Десницкий написал:
"Можно ли молиться Богу, находясь вне вертолета, самолета, кортежа с полицией, несущегося по МКАД? Доходчива ли будет такая молитва без спецсигналов? Мне кажется, ответ очевиден.
Можно ли молиться Богу, когда вокруг насилие, угнетение, ложь, когда сироты и вдовы вопиют о справедливости, нищие взывают о милосердии, а князья лишь утучняют себя самих? Доходчива ли будет такая молитва? Мне кажется, библейские пророки и на этот вопрос давно ответили.
Но уж как привыкли...".
Другой видный россиянин, диакон Андрей Кураев, сомневается в результативности подобной акции:
"Долго идти натруженными ножками крестным ходом с иконой -- это жертва. Возможно, она будет принята Господом. Но проезд в шикарном лимузине? В чем тут жертва?...
Я не вижу тут никакого утруждения. Любой из нас с радостью с ветерком прокатился бы по свободному МКАДу в шикарном авто, да еще с мигалками. С тем же успехом можно сказать, что олигарх для спасения России скушал двойную порцию фуагра.
Город и люди в ведении Одного Бога. Он может внять молитвам Своей Матери (а может и не внять). Она может внять нашим мольбам (а может и не внять). Свои же просьбы за нас она обращает к Сыну и без нас, засранцев.