Мне тут подсказали, что Летний конкурс в разгаре и народ очень волнуется, что ругателей мало, даже Тролли и те ленивые. Ну, я, натурально, подорвалась - как это, тусовка в ДК, а меня нет, никто керосинчику в костёр не плеснёт, слова недоброго в адрес участников не бросит. Вы же так о старушке думаете, ироды? Так за спиной гутарите о ней?
Ладно, нечего краснеть, носком босоножек песок пляжный ковырять! Меня вам ни за что не уесть и от обзоров не отвратить. Так получите же!
Ну, едрит твою через плетень в коромысло! Этак-то, и впрямь, можно детективы навостриться создавать. Их, чего учудил парнишонка Девалон! У него главгерой, чисто конкретно, списан с наших реальных пацанов 90 годов прошлого века, хотя, зуб Ванятки даю, в те года мои далёкие - его папа и мама ещё на картинках изучали материальную часть по деланию детей.
Так вот, тот самый герой, он очень уж дорожил своим другом, так дорожил, что неимоверно расстроился, когда друг ласты склеил. Натурально, молодой из себя мент, пусть и заграничный, ни с того, ни сего умирать насильственной смертью не должен? Нет. А он помер. И ментовка не чешется расследовать странную кончину. Ну, и чьё здесь выдержит терпенье?
Тут друг как учал суетиться, как стал везде бегать и все разузнавать, навроде таракана, когда на кухне ночью свет включат! Как предвижено было - а я предвидением обладаю, но не даром, а за деньги, чему у цыганок выучилась - на шустрого суетничка немедля обратил внимание тот, кто в смерти друга был заинтересован. И - опа! - реальному пацану чуть аналогичный проездной билет на тот свет не выписали.
Тока наш пацан годился в граждане Непала, поскольку зачат был правильно (это шутка из анекдота, если кто не знает), а потому имел телохран нешуточный. Ну, сгоряча превысил пределы допустимого мочилова и совершенно напрасно для интриги рассказа - угрозу жизни напрочь ликвидировал. В духе славных 90-х. Пулей в лобешник, ага. Контрольно и зачётно.
Тут, откуда не возьмись, нарисовался полностью живой друг, который использовал придурковатого главного героя, как приманку для негодяйцев.
Короче, наши "хорошие парни" в очередной раз победили "нехороших парней", надрали им задницы.
Такой вот современный, городской вестерн.
Рекомендация Девалону:
Парнишка, до настоящего детективного рассказа твоему творению не так уж далеко. Но перестань смотреть тупые голливудские боевики. Русский читатель, как правило, это грамотная женщина, которой хочется читать грамотные тексты, написанные хорошим русским языком про умных героев, которые умно и понятно, логически обусловлено шевелят извилинами, а не окунают читателя в ушаты крови и рои пуль на каждой странице.
Сделай ей приятно. Напиши про умного расследователя. А потом уж пусть он западает на смазливую коллегу неубиваемого, в натуре, друга...
О, майн гот! О, шьёрт побъери! Какая неимоверно сложная и мозгокрутная афёра воссоздана автором на пыльных российских улицах!
Злодеи скупили товар, расплатившись фальшивыми купюрами, да еще и не своими, а ворованными! Но народ и правоохранители нашли негодяйцев по перепродаваемой продукции, пресекли безобразие и даже навели относительный порядок. Умеют же, когда хотят!
Очень положительный рассказ, из серии "Преступление творят дураки, а следствие ведут простаки". Жаль, мало показано детективности, но житейская история о нечастом способе отъёма денег у населения - заслуживает уважения.
Рекомендация Летову:
Интрига детективного произведения может быть как угодно проста, но сюжетные навороты не имеют права делать её, интригу, скучной. Твой рассказ порой превращается в унылое повествование, подобное тлеющему костру из сырых поленьев. Лишь при ветре, когда кислород подгоняется в больших количествах, даже сырой лес горит с треском, взрываясь от внутреннего пара, эффектно разбрасывая искры. Что пожелаю тебе? Прогуляться по этим вот ссылочкам:
и там, при случае, взять на вооружение способы раздувании интереса к повествованию (скажем, работы в конце третьей ссылки - очень даже, для неофитов!). Словами всякими там, что неплохо бы применять, как ветер, (которые терминами называются - они тебе незнакомы пока), я козырять не стану, но статейки те, ох, они весьма полезны... Проверено на людях. На таких же, как ты, участниках.
Тут всё простенько, без зауми. Читать приятно, как смотреть штатовский фильм ужасов, сидя за столом и уплетая пельмешки с ядрёной горчичкой. Почему так? А не страшно. Потому что понимаешь - неправда это, понарошку. Ведь нормальный человек, если ему Спилберг не прикажет, дураком притворяться не станет. Он непременно почует неладное, в подвал не пойдёт спрашивать: - Эни бади хие?
В рассказе я вижу большой плюс - правильный герой выбран. Излюбленный герой в обычном триллере всегда беспомощно-тупорылая идиотка или инфантильный дебилоид. Понятно, нормального человека пусти в ужастик, так он эту бодягу одним верным поступком завершит.
Но я увлеклась, а надо же сказать о сюжете и не забыть интригу, да? Говорю. Сюжет нормально выглядит, я бы даже его раскудрявила привнесением дополнительной остроты, плеснула бы кислоты на нервы читателя. Кирпич с крыши уронила перед носом ГГ, чтобы тот всполошился, полез разбираться с покусителем на него, ан, там просто труба от старости и небрежения рассыпается, вот кирпич сам и свалился...
Если же без придури, то в рассказ надо бы добавить жизненную правду. В кинематографе, конечно, условностей может быть много. Но там ведь кино, чудо, к которому зритель, как бы искушён ни был, устойчивости стопроцентной иметь не сможет. И невольно верим, что никто и никогда не интересовался исчезновениями прекрасного пола, как-то географически связанными с этой благопристойной и законопослушной семейкой.
Детский детектив, ага. Напомнил он мне какой-то давний рассказ какого-то славного писателя о равно "умных" детях и родителях. Те мальчишки легко и просто переложили из чемодана отца в чемодан вороватого родственничка - ради своих, жуть как важных забот - сверток с деньгами от продажи дома.
Помню, меня огорчил в том, полузабытом рассказе всего один момент - почему автор умолчал, а выпорол ли отец себя? Ведь тех пацанов-то пороть было не за что, вся ответственность лежала на родителе. Как и в этом рассказе.
Оставляя детективность на рассмотрение более полномочных критиков, отмечу в Малине несомненное достоинство в виде почти полноценного расследования. Шерсть, следы...
Внучатки мои, это практически подарок читателю. Браво, автор, за это. Ты смогла отважиться на неполное соответствие заповедям Конана нашего Дойля, который большой любитель был утаивать от читателя факты и фактики. Не в широком кругу детективистов будь сказано, а лишь среди новичков, но на хамскую реплику Шерлока в духе: "Отвянь, Джон, некогда рассказывать, что я обнаружил, постучав тростью по полу или по стене", получил бы Холмс кочергой по спине, чем мгновенно излечен был бы от снобизма.
Да...
Немного простоват детектив, облегчен, но вполне достоин доброго слова.
Рекомендации Агате:
Чисто технически, при таком приятном слоге тебе надо лишь понять, что главным в детективном рассказе является не только интрига, но и верная композиция.
Смотри, вот у тебя кульминация, вот у тебя разоблачение преступного умысла, т.е "момент истины". И тут же - финал:
- Не он, говорю же, опередили его! - тётя Нина всё-таки вырвалась и бросилась к сыну, заговорила сбивчиво. - Бес попутал! Подслушивал. Мне велел в морс снотворное подмешать. Но вчера какой-то лысый мужик на машине его опередил, дом ваш ключами открыл.
Отец так и замер, побледнел и поставил Пашку на землю.
- Лысый на машине? - переспросил тихо. - А не врёшь?
- Вот тебе крест, - тётя Нина поспешно сына собой прикрыла. - Мне Пашка всё рассказал.
- Ключами открыл, - повторил отец тихо. - Права ты Ленка оказалась.
У нас на улице такая манера рассказывать называлась "серпом по...", правильно, "по молоту". Позднее применялась ироническая оценка: "короче, все умерли". Не, ты, конечно, можешь использовать авторское упрямство: "идите все в сад! Это моя манера письма!" Но тогда и читатель будет использовать своё право поупрямиться: "Иди ты, авторка, в другой сад! Я твою недоделанную хренотень читать не стану!" Но Б-У понимает, что ты деточка умная и не капризная, поэтому мягко скажет:
- Финал скомкан. Его, практически, нет. Тетя Нина могла бы кричать, что не он, но сразу сдавать про подслушку и морс, это, звиняйте - моветон. Надо было дать глупому и разозлённому папе возможность ворваться в берлогу Пашки, найти там уличающие остатки прослушки, случайно обнаружить остатки снотворного для морса, замахнуться бутылкой на Пашку...
И вот тут врывается тятя Нина, начинает вопить, закрывать телом неразумное дитя. Папа получает всю инфу про "лысого с ключами", хватается за голову...
Но это лишь кульминация.
А финал тут напрашивается иной, отдельным абзацем. Примерно так: как папа с милицией схватили лысого Владимира, он не рассказывал. Деньги нашлись, ключи - тоже, их лысый в спешке обронил в машине под сиденье. А тетя Нина, в порядке искупления Пашкиной вины, заставила его вскопать/ выкосить/ выполоть/ вырубить/вычерпать сотку/два гектара нашего огорода/леса/озера...
Я говорю от имени читательниц, которым надо "сделать красиво". Понимэ?
Пардон, делаю перерыв. Эти абзацы я вынула из обзора и переместила сюда, чтобы никого не задевать, но чтобы всякие там правозащитники и радетели за права меньшинств опасались со мной свару затевать. Я женщина слабая, беззащитная, но тяжёлое вооружение в виде метлы и лопаты имею, и, если что, лопатой так отмахнусь, так уе... пардонте, уем словами, что мало не покажется.
Старорежимная я. Мне политкорректные заметки, фильмы о ковбоях с горбатой горы или бескомпромиссно крутых копо-геях, как и повести про несчастных педерасто-мужеложцев и лесбиянках - вот где сидят! (Показываю ребром ладони на горло). Поэтому в конце идущего ниже рассказа, ну, очень я огорчилась.
Да что вам, больше заняться нечем, как выискивать противоестественные чуйства? Деточки, давайте будет нормальными, давайте помнить эллинские трагические сказки, где инцест по незнанию кровного родства приводил к нешуточным моральным страданиям и самоубийству, а не к продолжению сожительства мамы с сыном.
Природа, деточки, делала и делает выбор в пользу большинства гетеросексуальных особей. Отбраковываются дефектные, понимаете? И воспевать их, как страдальцев - это тупиковый путь. Первый, кто ради эпатажа такое сделает, ещё имеет шанс войти в историю искусств, наподобие Малевича с примитивно-издевательским квадратом, но все последующие - подвергнутся осмеянию как эпигоны...
Это не к автору относится, а бушуют во мне отголоски страстей по Водяновской сестре, где я снова неполиткорректна в позиции, поскольку долго работала с подобным контингентом, фекально утрированным в "Отпетых мошенниках".
Извините, прооралась, теперь могу нормально говорить.
Рассказец хорош задумкой. Если не обращать внимания на личность преступника, то мотив хорош: "Так не доставайся же ты никому!"
Вечный мотив. Хозе, грубо воткнувший кинжал в Кармен, до сих пор удостаивается внимания и аплодисментов просвещённой публики. Тут же задумка - намного изящнее. Убийство бабочкиной пыльцой, замаскированное под самоубийство - рукоплещу автору, ей же ей!
Чего мне не хватило? Дык! Знамо дело, детективного расследования. Тут сказывается неосведомлённость автора о специфике написания детективного рассказа. Важным умением является раскладывание ключиков, очень похожее на Чеховское развешивание ружей в первом акте пьес, но более тонкое, завуалированное.
Понятно, искушённый читатель просекает такие ключики на раз-два. Но если умно замутить интригу, подпустить "драйва и саспенса", выражовываясь в терминах, столь любимых одним из моих знакомцев, то ключики можно подложить почти незаметно.
(Ты спрашиваешь, что это за словеса иноземные? Ну, замени их на "соль, перец, скипидар или горчица, мазанутая под хвост" - и всё станет понятно. Средства для разгорячения вялотекущего повествования, для подстёгивания переживаний читателя за судьбу героя, говоря нормальным языком)
Вот этого у тебя почти нет. Как догадаться, что психотерапевт - по сути психологиня с мозгами набекрень? Никак. Как догадаться о дивной аллергии на пыльцу? Никак. Это ты сообщаешь мне, автор, чуточку поздно, когда строить собственные версии уже незачем - всё известно. А прелесть детектива именно в том, чтобы посостязаться в детективно-индуктивном мышлении с главным героем, и хоть на строку, да опередить его, польстить собственному самолюбию. Пуркуа бы и не па?
Отсюда и рекомендации тебе:
Выстраивая сюжет, заранее предусматривать места выкладки "ключиков", которые потом дадут твоему расследователю собрать мозаику преступления и заявить опоздавшему с подобными умозаключениями читателю:
- Элементарно, Ватсон. Психолог Майк Кросс на самом деле была мисс Кросс, на что вы не обратили внимания. Помните, он/она сказал/а на первой беседе, что Джейн влюбилась в него/неё? Кросс солгала, всё было совсем наоборот, это она, одинокая, несостоявшаяся лесбиянка - по уши влюбилась в Джейн. И когда перед свадьбой с Патриком, во время последнего девичника, будущая жена оторванно трахалась со смазливым мулатом - мисс Кросс переклинило. Не доставайся же ты никому.
Жил себе участковый, в ус не дул, но в один прекрасный день свалилась на него неприятность - дура из односельчанок решила, что видела в лесу труп. А трупа там не оказалось! Не успел участковый дух перевести - ещё весть о трупе, но теперь в виде утопленника.
Ну как тут Анискина не вспомнить? Вспомнила я, посетовала, что участковый те фильмы не смотрел, а больше сериалом "Участок" увлекался, где Безруков и Галкин мне актерской игрой понравились, но режиссер со сценаристом - подлежали бы порке крапивой за убогость выдумки...
Т.е. - участковый начал тупо совершать единственное, чему обучен, сиречь - обход потенциальных подозреваемых. А такое действие как подворный, т.е сплошной обход с опросом на тему "кто что видел и слышал" - это уже для главного как бы героя уже чисто подвиг. Высший пилотаж.
Не, автор, я не осуждаю гг! И тебя тоже не осуждаю. Там, в рассказе, есть разумные следственные действия, есть выводы и даже логичный вывод на преступника - кто бы спорил? Не я, будь уверен. Так что, по большому счёту, ты написал именно детективный рассказ, с загадкой, расследованием, с ложными следами и с разоблачением. Очень здорово про красную обувку, которая указывала на рецидивиста, задумано. Блеск! И телега чужая, ага. Тоже здорово.
Не веришь? Зря. Это, и впрямь, хорошие ходы. Только вот беда - скучновато мне стало читать, начиная с середины. Хочешь знать, почему? А ты был когда-нибудь в комнате страха? В пещеру страха? Ну, в такой развлекаловке, где тебя внезапно пугают, но не до смерти?
Дошло, о чём речь? Вот именно, о чередовании острых и спокойных моментов!
Ты ж меня убаюкал бесконечными диалогами, из которых выясняется очередной фактик, присыпил размеренной ходьбой из пункта а в пункт я через все пункты, на которые и русского алфавита мало. Разве так можно с читателем? Ты на него набрось того же благодушного рецидивиста, дай ГГ подножку, позволь Кабану убежать в кусты и затеять охоту на Сигизмунда. И вот тут сметливый опер-капитан с его сержантом должен осрамиться, а наш с тобой лейтенантовый ГГ - показать Анискинскую прозорливость и самому взять по уликам не Кабана, а Генку. Сюжет должен будоражить, завлекать, ясно? И никогда не присыплять!
А то у тебя, как у того повара, который бездумно готовит по поваренной книге - все компоненты в кастрюлю добавлены: и капуста и морковка и протёртое сало, и свеколка и ... А пробуешь - верно, капуста с морковкой и свеклой, заправленная салом. Но не совсем борщ.
Положа лапу на сердце, скажу - рассказ понравился. Только ведь БУ, она вредная, требовательная. Ей подавай шедевры, на меньшее она не согласна. И чем лучше рассказ, тем мелочнее придирки бабкины. Такая вот она у вас, старая стерва....
Ещё один рассказ, который надо бы отлаять по первое число. Ну ведь умеешь ты, паря, умеешь! А какого вот? Прочла я, как Наталка тебе навтыкала за избыточность, за заколку пр лысом черепе. И не стану повторяться. Нормальный рассказ, но повесть из него будет лучше. Зуб нашего общего знакомого даю.
А вот это уже интересно, Гоблин! Такого захода я не ожидала. Через пацана показать следствие. Круто. И необычно.
В детали углубляться не стану, только замечу, что стиль выдержан. Слог приятен. И даже, вот диво-то, стих Бродского выбран не из кучи нелюбимой мною поздней зауми, а ранний, осмысленный, из стансов, кажется...
Превосходно показана российская жизнь, повседневная, которая БУ близка, как естественная среда обитания. И рукосуй, и Смирниха и умный, понимающий опер, который в финале произносит не возвышенную речь о своей правоохранительной обязанности, а предлагает варианты решения бытовой проблемы Вовки:
- От твоего "боксёра" мы тебя избавим в два счёта. Где, по-твоему, он будет смотреться лучше: на нарах или на больничной койке?
Лучшего финала не придумать.
Поэтому копаться в рассказе я не стану, пойду дальше, тем помогать, кто чуток недотягивает до шедевра.