Для объяснения наиболее общих механизмов эволюции на всех уровнях Уилбер выдвигает так называемые 20 принципов, которые подробно описаны в его книге "Пол, экология, духовность" (ПЭД) и в сокращенном виде повторены в книге "Краткая история всего" (КИВ).
1. Реальность состоит не из вещей или процессов, а из холонов, которые являются целыми и частями одновременно.
2. Холоны обладают четырьмя фундаментальными свойствами:
а) самосохранение (деятельность)
б) самоадаптация (общение)
в) самотрансценденция
г) саморастворение.
3. Холонывозникают.
4. Холонывозникаютхолархически.
5. Каждый холон превосходит и включает в себя своих предшественников.
6. Низшие определяют возможности высших, высшие определяют вероятности низших.
7. Количество уровней, которые содержит иерархия определяют ее "глубину", а количество холонов, находящихся на конкретном уровне определяют его "размах".
8. Каждый последующий уровень эволюции производит большую глубину и меньший размах.
9. Разрушая какой-либо тип холона, вы разрушаете все холоны, расположенные выше, и не нарушаете те холоны, которые расположены ниже.
10. Холархии ко-эволюционируют. Микро всегда находится внутри макро (вся деятельность - это деятельность в общении).
Хотя вопросы механизмов развития, казалось бы, должны играть ключевую роль в интегральной концепции глобального эволюционизма, Уилбер в своих последующих книгах не ссылается на эти принципы в явном виде, упоминая лишь некоторые их них. Эти принципы также не представлены на русской и английской страницах Википедии, посвященных Уилберу и его интегральной концепции. Отчасти это может быть также связано с тем, что Уилбер под влиянием критики вынужден был пересмотреть некоторые свои представления о холонах и ввести такие понятия как артефакты и массивы, которые он называет "холонами в широком смысле слова", но к которым 20 принципов не применимы.
В данной статье я хотел бы остановиться на двух моментах, связанных с изложением Уилбером принципов эволюции. Первый момент - это вопрос о роли случайности. Уилбер посвящает довольно много места в КИВ (стр.52-58) тому, чтобы показать, что случайности недостаточно для объяснения возникновения биологических форм. При этом он допускает серьезные ошибки в своей интерпретации биологической эволюции в случае с так называемой половиной крыла (КИВ, стр.53), на что не раз указывали его критики (см. например, обзор на эту тему Франка Виссера http://www.integralworld.net/visser20.html).
Дело в том, что ученые-эволюционисты не утверждают, что эволюция - это полностью случайный процесс. Это одно из самых распространенных заблуждений, относительно процессов биологической эволюции. То, что мутации возникают "случайно", то есть ненаправленно (имеется в виду, что они не являются специфическим откликом на внешние воздействия), не делает весь процесс случайным. Существует еще естественный отбор, у которого своя логика и свои закономерности. Поэтому пример с мартышками, которые, нажимая случайным образом на клавиши, печатают пьесу Шекспира (КИВ, стр.57), нисколько не отражает реального процесса эволюции, хотя и поражает воображение читателя. Необходимо еще добавить некий механизм отбора, для того чтобы этот пример можно было бы рассматривать как рабочую модель эволюции.
Хотя Уилбер считает, что случайности недостаточно для объяснения эволюции, он не упоминает естественный отбор как один из механизмов эволюции. "Другими словами, нечто управляет развитием мира помимо случайности. Для традиционных ученых случайность была спасением. Случай был их Богом. Он объяснял все. Случайность плюс бесконечное время создавали мир. Но у нас нет бесконечного времени, поэтому их бог подвел своих адептов. Этот бог умер. Случайность не объясняет происхождение мира, случайность - это то, с чем борется мир, с чем борется самопреодоление Космоса" (КИВ, стр.58).
И здесь мы подходим ко второму моменту. Уилбер вводит для объяснения процесса эволюции неизвестный фактор или силу, которую он называет вслед за Э. Янчем "самопреодолением", Эросом, Духом или телосом. "Эволюция в целом является процессом самопреодоления: у нее есть совершенно невообразимая способность превосходить то, что было достигнуто раньше" (КИВ, стр.54). "Самопреодоление является причиной появления жизни из материи и разума из жизни" (КИВ, стр.54). "Это формирующий импульс, телос, существующий в природе" (КИВ, стр.58). Телос в контексте споров о механизмах эволюции нужно, видимо, понимать как изначально заданную цель, которая определяет направление эволюции.
Использование Уилбером таких терминов как "самопреодоление" или "телос" для объяснения механизмов эволюции по сути ничего не добавляет к объяснительной силе его концепции и уж тем более не может служить альтернативой современной эволюционной теории. Хотя современная теория эволюции далека от полного понимания процессов эволюции, на сегодняшний день, похоже, нет никакой другой теории, которая бы лучше объясняла и интерпретировала известные нам факты и явления. Подобная позиция Уилбера сближает его интегральную концепцию с взглядами креационистов на эволюционный процесс, хотя Уилбер пытается дистанцироваться от них (КИВ, стр.58).
Таким образом, современные научные представления о процессах эволюции рассматривают эволюцию как вероятностный процесс, имеющий закономерности, но не имеющий изначально заданной цели. При этом существуют также представления об эволюции как о духовном процессе линейного развертывания Духа в сторону изначальной цели всего творения. Если Уилбер ставит своей задачей объединить современные научные достижения и духовные откровения в единую концепцию, то надо признать, что ему это плохо удается, а 20 принципов вряд ли можно считать "ориентирующим обобщением", которое синтезирует оба подхода.