Мы оставляем в стороне вопрос "можно ли рассуждать о боге?". Мы изначально будем исходить из того, что о боге рассуждать можно, то есть для этого нет каких-либо теологических, юридических или моральных запретов. Но даже если таких запретов нет, это еще не означает, что это нужно делать, что в этом есть какой-то смысл. Именно это мы и попытаемся прояснить.
Для некоторых верующих людей ответ на этот вопрос будет отрицательным по двум причинам, как минимум. (1) Природа бога в отличие от окружающего физического мира настолько превосходит возможности человеческого разума, что наивно полагать, будто с помощью рассуждений можно что-либо понять о боге. (2) Рассуждения о боге могут привести к таким выводам, которые придут в противоречие с убеждениями, основанными на вере. Тем самым вера будет поколеблена, а может быть, даже подорвана.
Даже если признать ограниченность человеческого разума, из этого вовсе не следует, что нам не нужно воспользоваться способностями нашего разума, чтобы лучше понять бога. Речь ведь идет не об исчерпывающем понимании. Речь идет лишь о том, что разум может нам помочь лучше понять, что имеется в виду, когда говорят о боге. Строго говоря, исчерпывающего понимания и абсолютного знания человек не может достичь ни об одном объекте этого мира. Каждый предмет выступает в качестве своеобразной вещи в себе. Мы не только можем бесконечно углублять наше знание о предмете, но и должны учесть те изменения, которые с ним происходят в течением времени. Несмотря на то, что наше знание о любом предмете неполное и гипотетичное, мы не отказываемся при этом вообще от познания. Для многих практических задач нам вполне хватает неполного знания.
Кто-то может возразить, что бог открывается человеку не в рассуждениях, а в особых переживаниях, мистических откровениях и озарениях. Но с этой точки зрения любой предмет или явление этого мира, будь то чашка, кошка или гроза, открывается нам в особых переживаниях. Но наше понимание того, что лежит за этими переживаниями с неизбежностью потребует интерпретации нашего личного опыта, то есть рассуждений. В случае с грозой можно интерпретировать это как действия Зевса-громовержца, а можно интерпретировать это как электрические явления в нижних слоях атмосферы. Наш разум позволяет нам сравнивать разные интерпретации и выбирать наиболее удачные.
Говоря о возможном ущербе от рассуждений для веры в бога, мы вступаем в область психологических механизмов веры. В отличие от знания вера обладает определенной силой уверенности, которая напрямую не зависит от содержания веры. Уверенность сама по себе играет роль психологической защиты от неопределенности окружающего мира.
Но если в нас достаточно мужества, чтобы встретиться лицом к лицу с неопределенностью и загадками реальности, мы можем задаться вопросами о механизмах своей собственной веры в бога, о ее происхождении и о степени ее соответствия окружающей действительности.
Почему мы верим в этого бога, а не в другого?
Как мы пришли к этой вере?
Является ли эта вера в бога обоснованной или это слепая вера?
Менялись ли представления людей о боге в исторической перспективе?
Должны ли представления человека о боге меняться в течение жизни, или они должны оставаться неизменными?
Может ли вера в бога углубляться?
И так далее.
Возможно, рассуждения на эту тему и несут определенный риск для сложившейся системы убеждений человека. Возможно, какие-то положения веры в результате могут потребовать пересмотра и переосмысления. Но это риск, который несет в себе любое познание. Если бог действительно существует, для человека жизненно важно знать как можно полнее и точнее его природу, а не довольствоваться ограниченными предрассудками. А если бог не существует, то отказ от ограниченных предрассудков является не менее важной задачей.
В любом случае, мы должны попытаться найти способы, чтобы говорить на эти темы, чтобы делиться своим пониманием и быть готовыми отказаться от убеждений, которые не согласуются с реальностью. И в этом процессе познания у верующих и неверующих одни и те же цели, потому что мы все находимся в одной и той же лодке под названием "Земля", которая плывет по безбрежному океану Космоса.