После захвата Арменией 20% азербайджанской территории при поддержки Москвы, все дипломатические попытки Азербайджана вернуть утраченные земли оказались безуспешными. Карабахский конфликт обрёл статус-кво, который вот уже три десятка лет обеспечивает мир, время от времени напоминая о себе провокационными вылазками со стороны Армении, ибо армяне не отказались от своих планов на дальнейшую экспансию в соответствии с нарисованной картой никогда не существовавшей "Великой Армении от моря и до моря" (1,2). Вместо того, чтобы выполнить резолюции ООН о выводе вооруженных формирований из оккупированной части Азербайджана, армяне развернули активную пропаганду, тиражируя ложь об историческом праве армян на Карабах. Надо отдать должное их фанатичному упорству, как в распространении лжи о "Великой Армении", так и в геноциде, который не был признан, как таковой, на первом же судебном процессе на Мальте в 1920 году, после которого армяне не решаются более обращаться в какой-либо суд (3), однако развели по всему миру пропаганду о кровожадности турок с целью поставить к стенке уже не отдельные личности, а весь турецкий народ. Сегодня пропаганда ведётся о Карабахе как исконно армянской земле.
Когда Россия вела войны с Персией и Турцией за Кавказ, вся территория, кроме Грузии, к югу от Главного кавказского хребта административно состояла из отдельных азербайджанских ханств: Дербентского, Кубинского, Бакинского, Ширванского, Ганджинского, Карабахского, Иреванского, Нахичеванского, Ленкоранского, Тебризского. Русские называли население этих ханств кавказскими татарами, потому что язык, на котором они разговаривали, был тюркским, известный для русских от коренного населения Крыма и Поволжья как татарский. На этой же территории проживали и армяне, так на момент завоевания Иреванского ханства, население его столицы состояло на 90% из тюрков (азербайджанцев) и по 5 % армян и курдов. Кстати, важно отметить, что когда русские захватили Грузию в её столице Тбилиси проживало 60% армян. К сведению, армяне жили и в Крымском ханстве. Занимаясь в основном в сфере торговли и ремесленничества, для армянского населения характерно очаговое проживание, впрочем не только им одним, например, китайцы, занимаясь торговлей, компактно селятся в городах по всему Миру. Так в Нью-Йорке есть China town. Армянское население в Калифорнии сопоставимо с числом армян в самой Армении. В последнее время на Кубани появились "армянские казаки" и армянские монастыри. Много армян проживают в курортных городах Северного Кавказа и Сочи. Так, что синдром Карабаха может проявится и там, а карту "Великой Армении" армянским картографам придётся несколько дополнить.
Кто знает, может случится и так, что цыгане, которые издревле живут почти в каждой стране, по примеру армян, потребуют возрождения "Великой цыгании".
С целью создания на территории, прилегающей к Турции, буферной зоны свободной от тюркского населения, царские колониальные власти проводили политику отъёма земель у проживающих в Иреванском ханстве азербайджанцев с последующей депортацией, а опустевшие земли раздавались армянам из Турции и Персии. Впоследствии там образовалась Армянская социалистическая республика, но практика отъёма земель и депортация тюркского населения продолжалась и при советской власти. Армяне планомерно уничтожали все следы проживания азербайджанцев на переданной им территории. В центре Еревана был до основания разрушен шахский дворец и мечеть, представляющие историческую ценность. Зато сегодня в Ереване армяне водрузили грандиозный памятник дашнаку Геригину Нжде, инициатору создания в составе Вермахта Армянского легиона, специализировавшегося на проведение карательных операций против партизан во время Великой отечественной войны. За сотрудничество с фашистской Германией Нжде был осуждён на пожизненное заключение (4).
Героизация фашиста Нжде произошла не на пустом месте. Дело в том, что партия "Дашнакцутюн", возникшая в 1890 году в Тбилиси, является первой партией с фашистской идеологией, то есть за долго до появления фашистской идеологии в Италии. Руководствуясь этой идеологией турецкие aрмяне, в 1915 году предприняли этническую чистку территории, предполагаемой под Великую Армению. В 1918 году дашнаки устроили кровавый мятеж в Азербайджане, подавленный, пришедшей на помощь Баку, турецкой армией (5). Интересно, что за те несколько дней, которыми армянские дашнаки были хозяевами азербайджанской столице, они проявили себя настоящими варварами, решив уничтожить самое красивое здание. Не имея достаточного количества взрывчатки, чтобы взорвать фундаментальное здание, армяне установили пушку и с близкого расстояния в упор расстреляли, частично разрушив. Здание оказалось прочным и калибр пушки был недостаточным для его полного разрушения. Нет сомнения, если бы турецкая армия не подошла вовремя, то армяне не оставили камня на камне, и от дворца ширваншахов.
Все нацистские идеологии, в которых слышится национальное превосходство и "величие", порождают прежде всего историческую ложь то о "Великой Германии", то о "Великой Армении", что служит основой для территориальных претензий и как следствие военной агрессии. Очень точная картина о национальном "превосходстве" армян представлена Василием Гроссманом ("Знамя", н.11, 1988.):
"С коварной лёгкостью теряет национализм народа свою благородную основу, он не становится грозным, он становится, жалким, не вызывает, а унижает. Так стремясь доказать некую неполноценность, человек обнаруживает свою собственную. Кое кто из моих собеседников во всех областях человеческого творчества прежде всего особо выделял армянский национальный приоритет в архитектуре, науке, поэзии. Они подчеркивали превосходство архитектурных достоинств храма в Гарни над казавшейся им примитивной архитектурой Акрополя: говоря о поэте Туманяне настойчиво убеждали меня, что гений Туманяна выше гения Пушкина. Суть конечно не в том, что не совершенней ли архитектура Гарни над архитектурой Акрополя, гениальней ли Туманян, чем Пушкин, суть, и суть конечно печальная, в том, что и поэзия, и архитектура, и наука, и история сама по себе, по существу своему в разговорах некоторых моих собеседников перестают значить. Они значат лишь для того, чтобы обнаружить превосходство армянского национального характера над национальным характером других народов. Не поэзия оказывается важна, а важно лишь доказать, что армянский национальный поэт выше скажем, русского или французского поэта. Мои собеседники, сами того не замечая, обедняли свои души и сердца тем, что переставали радоваться поэзии, совершенству архитектуры, величию науки, а видели в поэзии и науке лишь средство утверждать своё национальное превосходство. Это стремление бывает так фанатично, узко, что минутами кажется проявлением безумия."
Позиционируя себя самой культурной нацией, армяне одновременно проявляют вандализм и какую-то звериную ненависть ко всему, что не имеет отношения к армянской культуре. Так, если армянская церьков в самом центре Баку находится в неизменном прекрасном состоянии, то мечеть в Шуше, являющаяся историческим архитектурным наследием Карабахского ханства, за время оккупации превращена в хлев для скота и находится в полуразрушенном состоянии.
На фотографиях мечеть в Шуше до оккупации и в настоящее время с разобранным когда-то мраморном полом и оскорбительными надписями как проявление армянского вандализма и как следствие статуса-кво, за продолжение которого так ратует Ереван и Москва.
Статус-кво заключает в себе понятие временное, но никак не рассчитанное на десятилетия. К сожалению находится немало сторонних наблюдателей не понимающих, а чаще не желающих понимать значение и принцип статуса-кво, а главное к каким последствиям приводит, когда статус-кво теряет свой изначальный смысл и превращается в закрепление успехов одной из соперничающих сторон на постоянной основе. Представьте, что в момент битвы за Сталинград появляется некто призывающий остановить войну и объявить статус-кво на 30 лет. Как-то пришлось услышать в интернете выступление известного писателя и журналиста Шендеровича, призывающего остановить военные действия в Карабахе - "я не армянин и не азербайджанец, но мне жалко людей погибающих на войне". О.К. ты не армянин и не азербайджанец, ты - еврей. Представь, - спрашиваю - что Сирия оккупирует Голаны, захватывает города Акко и Хайфу с проживающим в них арабским населением, после чего объявляется миротворец, призывающий прекратить войну, установить статус-кво, во избежание жертв. Ответа от Шендеровича я не дождался. Слов нет, мир лучше войны, однако, если бандит с ножом предлагает вывернуть карманы и отпустить с миром, это имеет одно определение - грабёж.
1. А была ли Великая Армения? https://alikbahshi.livejournal.com/54896.html
2. Армянский национализм на сайте 33b.ru как отражение общей картины в средствах массовой информации.
https://alikbahshi.livejournal.com/17810.html
3. К вопросу о геноциде, или почему Армения остерегается суда. https://alikbahshi.livejournal.com/44394.html
4.. Парад Победы по-армянски, или возрождение фашизма на постсоветском пространстве. https://alikbahshi.livejournal.com/43343.html
5. Дырка в портрете или от Великой Лжи к "Великой Армении". https://alikbahshi.livejournal.com/14877.html