Подобно российскому фильму "Особенности национальной охоты", в котором весьма образно показано как следует понимать охоту по-русски и кто оказывается ее жертвой, израильские национальные особенности также вносят неповторимый колоритный аромат в блюда, предлагаемые тамошней политической кухней. Наиболее известные из них - демократия по-израильски, социализм по-израильски, еврей по-израильски (еврей по маме относится к сладкому блюду, а еврей по папе имеет своеобразный кисло-горький привкус), брак по- изра..., вернее по-парагвайски или такое блюдо как "контролируемые территории"(все что за зеленой чертой контролируется, а что находится внутри нее не поддается никакому контролю), правосудие по-израильски и так далее. Нельзя не упомянуть и о наиболее популярном на сегодняйший день блюде, - это Ближневосточный мирный процесс, вся особенность которого заключается в некоем мазохистском приложении, а именно, в процессе поочередного (к сожалению, с большими временными промежутками) прикладывания носка американского сапога к мягкому месту политических лидеров, конфликтующих сторон.
Политический курс Израиля осуществляется двумя крупными партиями Аводой и Ликудом, имеющими одну и ту же главную цель - строительство и защита государства. Отличие этих партий заключается в том, что экономическая политика Аводы основывается на квазисоциалистических принципах управления, а Ликуд декларирует свободу предпринимательства, приватизацию государственной собственности и расширение демократии. Именно декларирует, ничего в общем-то существенно не изменив в хозяйстве страны за годы своего правления. И на то есть объективные причины, вытекающие из политической программы Ликуда. Дело в том, что создание Великого Израиля по-ликудовски можно осуществить только при социалистической системе, как наиболее близкой к тоталитаризму, когда все рычаги управления, как политические, так и экономические сосредоточены в руках государства. Не случайно, что израильский вариант социализма так кстати подошел к сложившейся обстановки и вот уже более 50 лет просуществовал почти без изменения. Никакой стихийный свободный рынок не способен создать поселения и даже целые города "развития" исключительно с еврейским населением в стратегических и политических целях, как в пределах зеленой черты, так и на оккупированных (или, если хотите, на контролируемых) территориях. Причем, что примечательно, эти города испытывают ту же проблему безработицы, что и города БАМа в России, лишний раз демонстрируя порочность волевых решений, когда учитываются только идеологические соображения, не подкрепленные экономической целесообразностью.
Основная позиция блока Ликуд в политическом плане это оставление за Израилем всех завоеванных в ходе оборонительных войн территорий, а в социальном плане демократизация израильского общества. Вот здесь и кроется тот подводный камень, на который неизбежно каждый раз натыкается корабль Ликуда, а именно, невозможность демократических преобразований без решения палестинского вопроса. Такой, например, необходимый атрибут демократии, как конституция, невозможен только для избранной части населения, а уравнивать в правах арабское население территорий с евреями не входит в планы Ликуда.
С учетом выше изложенного политика Аводы всегда отличалась большей реалистичностью, Ликуд же преследовал иллюзорные цели, ничего общего не имеющие с действительностью, которая корректировала политику Ликуда и вынуждала его принимать те единственно возможные решения, которым следовал Ликуд вопреки своей партийной программе. Отсюда и судьбоносные для страны решения правительств при Ликуде, связанные с отдачей Синая и с Мадридской мирной конференцией, положившей началу мирным переговорам с палестинцами, итогом которых, несомненно, станет появление палестинского государства.
Безусловно, декларируемые цели Ликуда отражают мечты большинства израильтян, продолжающих находиться в мире иллюзий и не желающих, в силу инертности мышления, воспринять происшедшие изменения в политической ситуации Ближнего Востока, который долгое время являлся ареной столкновения интересов США и СССР из-за наличия мировых запасов нефти. Крах Советской империи и отказ Кремля от политических планов взять под свой контроль ближневосточный регион, лишив тем самым Запад энергетических ресурсов, привел к ситуации, при которой Америка стала единственным и полновластным политическим арбитром Ближнего Востока. Это наглядно продемонстрировано вполне оправданной с политической точки зрения Войной в Заливе в 1991 году и совершенно ошибочным нынешним вторжением в Ирак, которое принесет Америке нежелательные политическими последствиями. В результате, задача Вашингтона добиться стабильности Ближневосточного региона намного усложнилась, ведь кроме иракской проблемы, назрела необходимость решить застарелую проблему арабо-израильского конфликта, - главную виновницу Нью-йоркской трагедии 11 сентября (см. мою статью "... и грянул гром"), проблему, которая, подобно раковой опухоли даёт метастазы в различных точках Земного шара.
Здесь мы подошли к самому неприятному моменту для израильских правых. Совершено ясно, что Америка использует все рычаги политического и экономического давления на Израиль для претворения в жизнь лозунга "мир в обмен на территории" и главным препятствием такому обороту дела является блок правых партий во главе с Ликудом, которому нечего предложить для решения палестинской проблемы. Раздираемый внутрипартийными противоречиями Ликуд долго не протянет и первая же уступка американскому давлению вызовет его распад.
Ликуд и Авода переживают не лучший период, связанный с необходимостью смены идеологической установки. Программа сионизма по созданию государства выполнена. Израиль признан мировым сообществом и даже его врагами. Пришло время перейти на полностью демократические условия внутригосударственной жизни, без которых невозможен дальнейший прогресс и нормальное существование государства и больше всего этим требованиям отвечает программа блока Мерец. Авода, пытающаяся разрешить палестинскую проблему, на самом деле льет воду на мельницу Мереца. С решением вопроса контролируемых территорий, являющимся главным препятствием дальнейшего развития демократии, последует цепочка демократических преобразований, которые ликвидируют госмонополии и подорвут тем самым экономическую базу электората Аводы.
Особенности политической картины Израиля обязаны особенностям довольно пестрого по социальным, этническим и религиозным признакам электората, представленного различными партиями.
Электорат Аводы это наиболее высокооплачиваемая часть населения, работающая на государственных и полугосударственных предприятиях, которые представлены монополиями. Доходы этой части населения несоизмеримо высоки по сравнению с затрачиваемым трудом, если сравнивать со значительно меньшими доходами наемных работников частного сектора, труд которых тяжелее и менее защищен в социальном плане.
Социалистическая партия породила сонм партийных чиновников и функционеров, имеющих своего рода синекуру с пожизненным квиютом. По этому же принципу построены все государственные институты. Вспомните насколько безуспешной была попытка Барака отправить на пенсию кучку партийных функционеров. Кажется, что сохранение материального благополучия для большей части электората Аводы важнее партийной идеологии и, если лишить ее синекуры и всякого рода социальных привилегий, то возможно завтра, она окажется в рядах оппозиции.
Электорат Ликуда состоит в основном из людей, работающих в сфере частного бизнеса, сюда же можно отнести и большую часть репатриантов из бывшего уже СССР. Примечательно, большинство русских репатриантов, представляющих когда-то советскую интеллигенцию, придерживаются правых политических взглядов, в отличие от израильской, да и от интеллигенции всего остального мира тоже, что уже наводит на некоторые размышления. (см. мою статью "Багаж из империи") Почему люди, испытавшие на себе национальное притеснение, люди понимающие суть тоталитаризма и прошедшие школу двойной морали, оказавшись здесь в Израиле, приняли за аксиому идею главенствующего положения евреев по отношению к палестинским арабам. С репатриантами религиозных взглядов все ясно,- для них есть евреи и есть гои, располагающиеся по отношению к Богу на более низкой ступени, но, когда что-то подобное слышишь от интеллигента, такое просто не укладывается в сознании. Или еще. Как то раз, интеллигентнейший репатриант из Риги, возмущался требованием прибалтов независимости, мотивируя свое несогласие тем, что им и так было неплохо в СССР по-сравнению с узбеками, будто свободу можно соизмерять с уровнем жизни и материальным благополучием. Неужто свое государство дозволено только избранным, а латышам, четверть которых была сгноена русскими коммунистами в сибирской тайге, оно вроде как и не к чему. Как тут не вспомнить аналогичный довод (имеется ввиду до интифады), что палестинским арабам в Израиле живется не хуже, чем арабам Иордании или Египта и их мечта о своем государстве просто блажь.
Религиозные граждане Израиля также придерживаются преимущественно правых взглядов, интуитивно понимая, что мир и демократия, эти две неотделимые друг от друга категории, положат конец религиозному засилью в общественной жизни страны. Постоянное представительство религиозной олигархии в парламенте и правительстве страны также можно отнести к особенностям израильской политической кухни. Все что есть аморального в политике ярко демонстрируется религиозной фракцией Кнесета. Неуемная жажда власти и денег со стороны религиозных членов Кнесета вносит элементы восточного базара. Уже одна торговля голосами чего стоит! Недаром один из раввинов - вор Яир Леви сидел в тюрьме, а другой рав Арье Дери за аналогичное "богоугодное" дело после семилетнего следствия также оказался за тюремной решеткой, что чуть ли не вызвало бунт марокканской общины Израиля.
Именно жажда власти и желание доказать свою значимость перед избирателями толкает раввинов на протаскивание противоречащих демократии религиозных законов.
Освободить раввинов от несвойственного им занятия, вернуть их Богу в силах только конституция, провозглашающая отделение религии от государства, как это сделано во всех цивилизованных странах. Поражает несерьезное и даже снисходительное отношение израильтян к постоянному давлению религиозных кругов на права светского населения. Происходит самый, что ни на есть, настоящий диктат меньшинства и здесь кроется основная опасность для государства. Вспомните исторические примеры, когда совершенно легально к власти приходили диктаторские режимы, опирающиеся на идеологию, воспринимаемую как истину в последней инстанции, и какие несчастья они приносили впоследствии. Не надо иметь богатое воображение чтобы представить будущее Израиля, если у власти окажутся клерикалы, которые, ссылаясь на исключительность евреев, на их качественное отличие перед гоями, отградятся от все-го человечества посредством "железного занавеса" подобно тому, как коммунисты в СССР оберегали советский народ от проникновения чуждых идеологий. За законом, запрещающим ввоз некашерного мяса, последует запрет на балет и эстраду и вообще на все виды искусства, как на происки гоев. Единственно разрешенными песнями останутся псалмы, и единственным музыкальным инструментом - бараний рог, а ожидание прихода Машиаха будет подобно коммунистическому светлому будущему. Не исключено, что в таком случае единственно дружественной страной окажется Иран. И это будет концом государства Израиль.
Немаловажной особенностью политической жизни Израиля является ее более чем тесная связь с финансовой олигархией. Кстати, нашумевшее дело Лернера лишний раз обнажило эту связь и, кроме того, показало, что Израиль является прибежищем для бежавших из СНГ воров, которым закрыт въезд в Европу и Америку. Израильскую полицию не интересовало ни происхождение лернеровских миллионов, ни его заигрывания с депутатами Кнесета, ни его непростые отношения с российской мафией, от которой он оберегался группой телохранителей, но стоило Господину Лернеру попытаться открыть свой банк, как он без суда угодил за решетку. Сам шеф полиции командировался в Москву в надежде раздобыть криминал на него. Лернер отлично понимал, что без поддержки политиков ему не пробиться в банковскую сферу, но он не учел того, что израильские банкиры не желают ни с кем делиться доходами и используют властные структуры для защиты своих интересов.
Большая часть из особенностей политической жизни Израиля является следствием отсутствия давно обещанной народу конституции, содержащей принцип разделения законодательной и исполнительной властей, принятие которой сдерживается главным образом палестинской проблемой.
В упомянутом выше фильме из-за особенностей русской охоты жертвой ее становится незадачливая корова одного из охотников. Как бы в результате особенностей израильской политики жертвой не оказалось само государство Израиль.