Байки Седого Капитана : другие произведения.

Трансформаторная подстанция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очередная история, рассказанная в советские годы, пионером Алексеем Гвоздарёвым, по прозвищу Лёха Гвоздик.

  Когда внешне невозмутимый Лёха Гвоздик, начал "толкать" пацанам эту немыслимую историю, я сразу же заметил, как судорожно подёргивается его правое веко, охваченное лёгким тремором.
  
  Это могло означать лишь одно - главным героем повествования, на сей раз, является сам рассказчик!
  
  И я не ошибся.
  
  То и дело оглядываясь по сторонам, будто до сих пор опасаясь чего-то, Гвоздик поведал, что два года назад, летним вечером, он пошел гулять по городу со своим закадычным другом - одноклассником Мишкой Самсоновым, по прозвищу Самсон.
  
  На обратном пути, не доходя трёх кварталов до своего дома, друзья проголодались и купили в ближайшем продовольственном магазине "Восход", два "песочных" пирожных по цене 11 копеек за штуку, а затем присели в чужом дворе на одну из деревянных скамеек, чтобы перекусить и заодно немного отдохнуть.
  
  Метрах в двадцати от них, рядом с детской площадкой, возвышалось типовое здание советского образца из красного кирпича.
  
  Доносившееся оттуда низкочастотное гудение переменного тока, свидетельствовало о том, что это - трансформаторная подстанция.
  
  Доев пирожные, Гвоздик и Самсон решили подойти поближе и рассмотреть одинокое строение, тяжёлая двухстворчатая металлическая дверь которого, хотя и была плотно закрыта на внутренний замок, но имела многочисленные щели.
  
  И школьники, прильнув к отверстиям, с интересом разглядывали внутреннюю обстановку, благодаря включенному дежурному освещению - на потолке неярко "горела" единственная лампочка мощностью примерно сорок ватт.
  
  В помещении находились массивные железные шкафы с работающим электрическим оборудованием - трансформаторами, рубильниками и переключателями.
  
  Спереди, на металлических панелях распределительных щитков, поблёскивали стёклами различные стрелочные приборы - вольтметры, амперметры и прочая измерительная дребедень.
  
  Правее стояли небольшой письменный столик из ДСП и стул.
  
  На столе, рядом с настольной лампой, лежала покрытая толстым слоем пыли, хозяйственная книга, по всей вероятности, журнал периодической проверки оборудования, а сбоку - шариковая ручка.
  
  На стене висел производственный календарь с изображением Иосифа Кобзона.
  
  В общем, ничего интересного.
  
  Друзья уже хотели уйти, как вдруг совершенно отчётливо услышали доносившийся изнутри тихий голос.
  
  Или это был не голос, а вздох? А может, им просто показалось?
  
  Школьники затаили дыхание и внимательно прислушались, прислонив ухо к двери.
  
  Определенно, там играла тихая музыка и как будто кто-то подпевал двумя голосами - мужским и женским, хотя сквозь щель никого не было видно.
  
  Обуреваемые любопытством, друзья решили быстро сбегать домой за инструментом, чтобы попробовать открыть дверь.
  
  При этом предусмотрительный Самсон захватил с собой ещё и коробок спичек.
  
  Осмотревшись, дабы не привлекать излишнее внимание свидетелей из числа случайных прохожих, Гвоздик с трудом повернул плоскогубцами квадратный металлический выступ замка по "часовой стрелке", и они осторожно зашли в здание.
  
  С левой стороны подстанции, в самом дальнем, неосвещенном углу, на месте отсутствующего железного шкафа, располагалась деревянная тумбочка с дверцей и декоративной алюминиевой ручкой.
  
  На тумбочке стоял отечественный катушечный магнитофон "Астра-4", на крышке лентопротяжного механизма которого, имелась разноцветная переводная наклейка с рисунком орла, расправившего крылья и надписью латинскими буквами - "МONTANA".
  
  Две круглые пластмассовые катушки, иначе называемые бобинами, заправленные магнитной лентой "Свема", медленно и плавно вращались со стандартной скоростью 4,76 сантиметра в секунду, последовательно воспроизводя на минимальной громкости популярные в те годы шлягеры советской эстрады в исполнении Геннадия Белова: "Травы, травы", "Черноглазая казачка", "Соловьиная роща", "Шумят хлеба", "Дрозды" и другие.
  
  Причём слово "Дрозды" на картонном футляре из-под ленты, было подчёркнуто синей пастой дважды!
  
  По-видимому, как самая любимая песня.
  
  В кирпичной стене, прямо над тумбой, имелась небольшая ниша размером примерно метр на метр, и сантиметров сорок глубиной, в которую тянулись два электропровода от магнитофона.
  
  Очевидно, там находились колонки - звуковые акустические системы.
  
  И тут, во время тишины, возникшей из-за короткой паузы между песнями, из ниши снова послышался едва различимый гортанный голос, и они услышали осмысленное слово: "Па-ма-ги-те".
  
  Самсон вскрикнул от неожиданности и попытался зажечь спичку, но у него ничего не получилось, так как сильно тряслись руки.
  
  Наконец, с шестой попытки, ему это удалось и он от страха выронил на пол коробок, а Гвоздик едва не потерял сознание.
  
  При свете огня, их взору открылось нечто невероятное и пугающее.
  
  По обе стороны углубления, на деревянных подставках стояли две обритые наголо человеческие головы - мужская и женская.
  
  Весь ужас заключался в том, что они ПЕЛИ, синхронно шевеля своими красиво очерченными, розовыми губами, безошибочно исполняя на фоне звучащей музыки, известную песню: "Вы слыхали, как поют дрозды..."
  
   На лбу мужской головы хорошо просматривалась чёткая надпись, выполненная зелёным фломастером, состоящая из двух заглавных букв - "НЧ", очевидно - низкая частота, а на лбу женской - "СЧ" - средняя частота, что было вполне логично с точки зрения акустики и электродинамики, но полностью противоречило обстановке и здравому смыслу.
  
  Вдобавок, от каждой шеи тянулся толстый плетёный жгут из разноцветных электрических проводов, присоединенных через контактную колодку к стоявшему посередине неизвестному устройству в пластмассовом корпусе чёрного цвета, по форме напоминающему стабилизатор напряжения для стационарного лампового телевизора, только гораздо больших размеров.
  
  Зловещий прибор был подключен к сети 220 вольт, вероятно для того, чтобы надлежащим образом поддерживать основные функции мозга.
  
  Две гибкие прозрачные трубки соединялись специальными медицинскими зажимами с артериями в области шеи с одной стороны, а с другой - были опущены в трёхлитровую банку, наполненную до краёв темно-красной жидкостью.
  
  Тут же валялся маломощный паяльник со свежими отпечатками коричневого цвета на деревянной ручке, самодельный пробник-индикатор напряжения с неоновой лампочкой, миниатюрная отвёртка, моток изоляционной ленты и старый кусок канифоли.
  
  Полуоткрытые прищуренные глаза обоих голов, пристально, но равнодушно смотрели на противоположную стену, где висел пожелтевший агитационный плакат - улыбающийся рабочий в спецовке сталевара на фоне земного шара, указывал рукой на красные точки - контуры стран социалистического лагеря.
  
  Внизу имелась надпись:
  "С о ц и а л и з м шагает по планете!"
  
  Но большая часть первого слова была аккуратно замазана белой краской, поверх которой рука неизвестного юмориста написала иные буквы, и теперь любой желающий мог прочесть чуждый по духу, но понятный по смыслу и содержанию тезис: "П о . . и з м шагает по планете!"
  
  Однако, смеяться в такой ситуации, ребятам вовсе не хотелось.
  
  Ужасная находка довела их до полуобморочного состояния.
  Лёха стоял как завороженный, вцепившись в руку школьного товарища, чтобы не упасть.
  
  Его трясло и он не мог членораздельно говорить.
  
  В аналогичном состоянии пребывал и Самсон, рыжие вихрастые волосы которого встали дыбом.
  
  Найдя в себе силы аккуратно открыть упомянутый журнал проверки исправности электрического оборудования, внимательный Гвоздик разглядел, что ответственным лицом, чьими датами и подписями были отмечены соответствующие графы листов, значился электрик 6-го разряда городских электрических сетей, некто Евсеев А.В.
  
  Очевидно, ему принадлежал и магнитофон с адскими колонками.
  
  Испытывая тошнотворное отвращение, школьники начали потихоньку пятиться к выходу и, кое-как закрыв за собой дверь трансформаторной подстанции, быстро помчались домой.
  
  Спустя полчаса, где-то вдалеке послышались первые раскаты грома - надвигалась сильная гроза и всё небо постепенно заволокло тёмными дождевыми облаками.
  
  Этой же ночью, во время непродолжительного ливня, сокрушительный разряд молнии ударил в проклятую подстанцию, частично повредив крышу и кирпичную кладку строения, при этом главный понижающий трансформатор, не выдержав колоссальной перегрузки, моментально вспыхнул и загорелся.
  
  Вместе с ним, внутри сгорело всё, что вообще могло гореть.
  
  Приехавшие пожарные только потушили пламя и пожимая плечами, уехали восвояси.
  
  По крайней мере, когда на следующий день после обеда, ребята пришли на тоже самое место, то ничего, кроме почерневших кирпичных стен и закопчённых частей металлических конструкций с облупившейся краской, они не обнаружили.
  
  На свой страх и риск, едва сдерживая дрожь, пионеры снова залезли внутрь подстанции и даже заглянули в то самое углубление, где стояли дьявольские колонки, но ниша была пуста.
  
  Вечером Гвоздик всё-таки решился подробно рассказать обо всём своему отцу, но тот лишь посмеялся, сказав, что, вероятно, в раскрашенные пластмассовые головы от сломанных кукол, или манекенов для демонстрации одежды, местным самоучкой-радиолюбителем, были просто вставлены малогабаритные низкочастотные и среднечастотные динамики для воспроизведения звука.
  
  И добавил, что у страха глаза велики.
  
  Похожей версии придерживался и отец Самсона.
  
  Особо не вдаваясь в детали, он только уточнил, что это могли быть умело переделанные предметы театрального реквизита, например декоративные подставки из синтетического каучука для париков и шляп, либо карнавальные маски.
  
  Но друзья понимали, что на самом деле, всё обстояло гораздо хуже и ужаснее.
  
  Спустя два месяца, в сентябре, когда начался новый учебный год, по инициативе директора и завуча, в средней школе N5, где учились Самсон и Гвоздик, был организован любительский радиотехнический кружок и всем желающим было предложено туда записаться.
  
  Тогда записалось человек десять - в основном мальчишки из 5, 6 и 7 класса.
  
  Для кружка выделили небольшое помещение на первом этаже, где раньше располагался склад хозяйственного инвентаря.
  
  Однажды на перемене, стоя у окна, Гвоздик совершенно случайно подслушал доносившийся из коридора разговор двух молодых незамужних учительниц начальных классов, которому сперва не придал никакого значения.
  
  - А этот, новенький-то, Александр Валерьевич, прямо-таки ничего, красавчик, ха-ха-ха! - весело щебетала одна.
  
  - Да...сразу видно, интересно, а он женат? - вторила ей другая.
  
  Тучи сгустились над Гвоздиком на следующий день: он увидел, как записавшиеся в кружок ученики, радостно болтая, тащили в упомянутое помещение, наряду с картонными коробками, набитыми всевозможными радиодеталями, катушечный магнитофон "Астра-4".
  
  Когда школьники проходили мимо, ему вдруг на мгновение показалось, что на крышке лентопротяжного механизма мелькнула какая-то разноцветная переводная наклейка овальной формы с рисунком и надписью латиницей.
  
  Но природа иногда бывает щедра на выдумки, особенно для несовершеннолетних с богатым воображением.
  
  Тотчас переговорив по этому поводу с Самсоном и поделившись с ним последней новостью, впечатлительный Лёха сказал, что уже совсем скоро состоится первое занятие кружка, на котором дети сначала изучат основные графические обозначения элементов на радиосхемах, а позже - самостоятельно соберут простейший детекторный приёмник.
  
  Дурные предчувствия еще более усилились во время прочтения Гвоздиком висевшей на стене, рядом с дверным проёмом, свежеизготовленной деревянной таблички: Кружок "Юный Радиотехник", а ниже - маленькими буквами: "Руководитель Евсеев А.В."
  
  Однофамилец? Родственник? Вряд ли.
  
  Безобидный текст, косвенно подтверждал самые худшие опасения.
  
  Целую неделю Лёха приходил в себя, пытаясь восстановить душевное равновесие.
  
  Однако, выпавшие на его долю испытания, словно шли по нарастающей.
  
  Как-то раз, после окончания уроков, остановившись напротив входной двери радиокружка, испуганный и взволнованный пионер, услышал тихий, зачастую переходивший в сладкую хрипотцу, мужской голос: "А сегодня наша лекция будет посвящена моей ЛЮБИМОЙ теме.
  Пожалуйста, запишите в тетрадку название: "Электродинамические головки, громкоговорители, звуковые колонки и акустические системы".
  
  Пока преподаватель возился с подключением внешних динамиков к выходу аудиоаппаратуры, наглядно дополняя теорию примером из практики, в классе повисла гнетущая тишина.
  
  Но когда Гвоздик припал ухом к замочной скважине и, стараясь не дышать, напряг слух, его внезапно прошиб холодный пот, а ноги сделались ватными.
  
  На фоне восторженного, одобрительного гула юных радиолюбителей, из самодельной колонки раздались чарующие звуки давно знакомой мелодии, воспроизводя в соответствующем диапазоне частот, популярную эстрадную песню, начинавшуюся словами: "Вы слыхали, как поют дрозды...", в исполнении неоднократного лауреата Всесоюзных конкурсов, Геннадия Белова.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"