Баканова Марина Владимировна : другие произведения.

Нужно ли освобождать мусульманок Европы от хиджаба?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликовано здесь: http://www.iarex.ru/articles/43065.html

  В последнее время западная цивилизация серьезно озабочена свободой мусульманок, хотя бы тех, которые проживают в странах Европы или Северной Америки. Причем символом ее служит освобождение женщин от власти "никаба", "хиджаба"... и прочей религиозной атрибутики.
  
  Так ли беззащитны мусульманки под покрывалом, как об этом пишут в прессе? И стоит ли их вообще освобождать? Для этого - сначала нужно разобраться в понятиях, терминах и восточно-западных менталитетах.
  
  Итак. Собственно о видах мусульманской одежды, поскольку если читать статьи, издаваемые на Западе или в России, создается впечатление, что их авторы сами не знают - о чем именно пишут.
  
  "Хиджаб" - в узком смысле это платок, закрывающий полностью голову и шею, кроме лица. А вообще - стиль женской одежды, который закрывает все, кроме лица, кистей рук, ступней (не во всех исламских школах), не является прозрачным или облегающим. Регламентировки цвета, фасона или типа одежды не предусматривается, есть только требование - отличие мужских фасонов от женских.
  
  "Никаб" - вуаль, закрывающая лицо женщины - полупрозрачная на все лицо или глаза или же - непрозрачная для нижней части лица, которая оставляет открытыми глаза. Как правило мусульманки, которые его носят также закрывают и ступни ног непрозрачными носками и кисти рук - перчатками.
  
  "Паранжа" - вид национальной средне-азиатской одежды (в настоящее время в основном распространена на территории Афганистана и провинции Хайбер-Пухтунва Пакистана), которая закрывает тело женщины полностью в виде своего рода шатра или палатки. Для глаз остается матерчатая сетка.
  
  "Бурка" - вид широкого однотонного халата или плаща, наиболее распространен в Иране, Пакистане, Индии. С ним по желанию носится платок или шарф по желанию с никабом.
  
  "Абайя" - арабский вариант длинного черного верхнего платья, как правило носится вместе с платком или шарфом и никабом.
  
  "Чадра" или "чадр" - очень широкий и длинный шарф, в который заворачивается женщина от головы до пят, включая и одномоментное закрытие лица. Распространен в Пакистане, Индии.
  
  "Джильбаб" - вид верхнего плаща, закрывающего фигуру, более характерен для арабских стран и в несколько адаптированном виде для Турции.
  
  Так что законодатели, которые в разных странах то и дело пытаются что-либо из этого запрещать, сначала должны, по идее, разобраться во всех этих типах женской одежды.
  Стоит сразу сказать, что все приведенные выше виды одежды, кроме базового понятия хиджаба, в исламе необязательны и носятся либо традиционно представителями отдельных стран, либо - новообратившимися мусульманками, считающими, что это наиболее соответствует законам религии. В исламе есть определенные споры относительно никаба, часть наиболее радикальных представителей считает его обязательным, однако - эта обязательность не подтверждается Кораном и является выводом из предписания женам Пророка Мухаммада (только и конкретно им) закрывать свои лица. Но относительно них были и некоторые другие предписания, которые не распространялись на остальных членов общины - например, запрет на повторное замужество.
  
  Что же касается ношения хиджаба или других видов мусульманской одежды в западных странах. Единая позиция политиков о том, что "хиджаб" или "никаб" навязаны женщине - не всегда правильна. Очень часто - это добровольный выбор женщины, осознанный или просто как следование традициям своей родины.
  
   Наиболее полно и четко предписаниям религии следуют как раз таки новообращенные мусульманки. И носящих никабы среди них гораздо больше, нежели среди традиционных мусульманок. Большинство эмигрантов из исламских стран предпочитает побыстрее растворится среди местного населения и стать незаметными, женщины легко перенимают западный стиль одежды и моду. Возвращаясь на родину - они так же легко меняют образ одежды на родной.
  
  Почему так, а не иначе?
  
  Восточное общество - это общество традиций и групповой психологии, где главное условие благополучного существования "не выделяться". Ничем - ни одеждой, ни поведением, ни образом мыслей. Очень страшны сплетни и слухи, которые зачастую могут не дать ни жить спокойно, ни работать. Дурная слава распространяется на поколения вперед и поговорка "сын за отца не отвечает" здесь не актуальна - если есть за что, то будет отвечать и брат, и сын, и внук и сотни-две других родственников.
  
  Сейчас с приходом городов и постепенным увеличением доли городского населения традиции начинают стираться. Происходит образование новой культуры, которая кстати развивается по двум противоположным направлениям - прозападное и арабско-традиционное. Западники предпочитают естественно европейский стиль жизнь, адаптируя национальные традиции в соответствии с ним. Так же меняется и стиль одежды женщин - платок исчезает или становится номинально-прозрачным, укорачиваются рукава одежды, появляются облегающие формы. Именно прозападники и стремятся уехать на постоянное проживание в Европу или Северную Америку, Австралию. Арабо-традиционалисты наоборот, предпочитают следовать исконным ценностям и укутывают женщин в традиционную одежду средневековой аристократии. И они никуда переезжать не стремятся.
  
  К слову, нужно сказать, что арабская абайя и никаб - это действительно одежда аристократов. Сложно представить себе женщину в вуали и перчатках, работающую в поле, пасущую верблюдов или доящую коров.
  
  Есть и отдельная тема - национальный костюм. В Европе и России мода на национальную одежду закончилась давно, и сейчас стиль одежды может кардинально отличаться у представителей одной и той же национальности. На Востоке это не так. Национальная одежда приравнивается к понятию исламская, мусульманская. И если в Пакистане традиционен шальвар-камиз (костюм из шаровар и туники) и дюпаты (шарф на голове и плечах), то для Турции - это уже длинная юбка с блузой и платком. И поэтому в Пакистане турчанка одетая в своем национальном стиле будет выглядеть немусульманкой в представлении большинства населения, и наоборот пакистанка в Турции выглядит прозападно, поскольку использует в своей одежде брюки. При этом неполный хиджаб, т.е. одежда с коротким рукавом, без платка или даже частично прозрачная, но в национальном стиле все равно считается мусульманской. Это парадокс!
  
  Новообращенные мусульмане лишены заморочек подобного рода и воспринимают хиджаб более прагматично. Они могут использовать в своей повседневной одежде комбинации из разных стилей и часто следуют европейскому дресс-коду, дополняя его до понятия "хиджаба". Нередко мусульманок, особенно среди молодежи, можно встретить в джинсах, длинном свитере со стоячей горловиной и бейсболке или бандане - принцип хиджаба соблюден полностью, но при этом не нарушен и европейский стиль, просто он стал чуть более закрытым.
  Что же касается такой темы, что "женщины-мусульманки и хотели бы ходить без головного убора и одеваться в европейском стиле, но их отцы и мужья не позволяют им этого, тем самым угнетая их". Конкретного навязывания быт не может. На то в Европе существует система ювенальной юстиции - если это касается подростков и детей, и социально-страховая система для женщин. Естественно женщина, которую под угрозами заставляют носить никаб или платок вполне может туда обратиться. Большинство женщин одеваются так или иначе именно потому, что делают этот выбор сами, по своему личному желанию и предпочтению.
  
  Что касается светской Франции, которая ввела запрет на вуаль в общественных местах. Вот интересно - если на званый ужин француженка тоже придет в бальном платье с стиле 19 века и соответствующей ему шляпке с вуалью (которую в то время было принято носить) - вот ее тоже полиция должна задержать или как? Если следуя букве закона - то не только задержать, но и оштрафовать за закрытие лица. А если при этом она еще и скажет, что на подобном одеянии настоял ее супруг - так и против его возбудить дело? Так что при возведении формализма в крайнюю степень можно получить очень неприятные и неожиданные результаты.
  
  Что же касается такого понятия, как "светское государство" к которому аппелируют радители запрета на религиозную атрибутику. Подобного рода государство разделяет религию и государство, регулируется гражданскими нормами и государственные разрешения и запреты не могут быть обоснованы религиозными нормами.
  
  По логике, Франция, запретившая религиозную атрибутику в школах, сама стала жертвой определения светскости и нарушила свои же принципы.
  
  С другой стороны - появление большого числа образованных выходцев из арабских стран не выгодно государству. Поскольку в семьях коренных французов отрицательный прирост населения, т.е. коренное население Франции вымирает и нужно через несколько десятилетий ждать, что важную роль в политике и экономике страны займут как раз те дети, которые на данный момент обучаются в школе и современные политики вполне на достойных основаниях опасаются размытия французской культуры и исламизации общества. Можно сказать, что принятые законы относительно ограничения хиджаба и запрете никаба - это вынужденные экономическо-политические ходы.
  
  Открыв двери для мигрантов, для спасения стран от вымирания населения Европа руководствовалась экономическими причинами. Неучтя при этом, того, что прибывающее население окажется далеким от европейских ценностей и не захочет слепо за ними следовать. Настоящие попытки как-то ввести мусульман в систему светского государства оказываются либо бесполезными, либо внедряются полицейскими методами.
  Подобное навязывание личной культуры мигрантам может вылиться в полнейшее отрицание культуры как прежней, так и новой - что только поспособствует образованию полного духовного вакуума у нового смешанного поколения европейцев. Платок - символ угнетенности женщин Востока ни одевать, ни срывать не нужно насильно. Поскольку и то, и другое вызовет активное противодействие. Жесткие запреты только подстегнули Европу к исламизации и теперь мусульмане начинают требовать больших свобод и прав в европейском обществе, организовываясь из отдельных диаспор в один большой коллектив, который к тому же активно пополняется выходцами из этнических европейцев, имеющих отличный опыт отстаивания своих прав.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"