Тема, которая не перестает вызывать бурные дискуссии, которые в современном мире только подогреваются блоггерами и другими активистами интернетосферы.
Мнения высказываются диаметрально противоположные, причем каждое из них базируется вроде бы на фикхе.
Страшно читать, что многие мусульманки отрицают возможность многоженства для их мужей, поскольку в данной позиции они явно нарушают права мужа. Не менее страшно читать, что женщина должна молча сносить очередную женитьбу мужа, особенно когда такие мысли высказывают сами женщины-мусульманки... Встречаются и такие биологически продвинутые идеи, что полигамность присуща мужчине от природы, а значит - многоженство единственный для него выход легально реализовать свою изначальную природную полигамность.
Можно сказать, что каждая сторона выражает свои мысли относительно многоженства. Однако, реально есть только несколько постулатов, от которых мы можем отталкиваться. Все остальное - голословные рассуждения, которым можно следовать, а можно и не следовать.
Основной постулат - многоженство разрешено, но не одобряемо. Это исходит из коранического аята, о том, что можно брать до четырех жен, но при абсолютно равном к ним ко всем отношении, причем далее написано, что никто не сможет быть абсолютно справедлив по отношению ко всем женам.
Многие "писатели" темы о многоженстве утверждают, что согласие предыдущих жен не важно для следующей женитьбы, их можно поставить перед фактом. Плохо, что такого мнения придерживаются и многие женщины-мусульманки. Другое дело конечно, что устраивать истерику с битьем посуды - это никак не выход. Однако, женщина должна если уж не разрешить мужу повторную женитьбу, то как минимум - должна ее одобрить. Это связано с высказыванием Пророка Мухаммада (сас) о том, что та женщина, которая поделилась своим мужем с другой будет поистине великодушной.
И третье, и самое на мой взгляд важное. Введение возможности многоженства было связано с тем, что периодически в обществе возникает избыток женщин, которые не имеют защиты, достойного дохода, какие-то сложности. Т.е. возможность многоженства в первую очередь (да и во все остальные тоже) создана как институт поддержки для вдов, сирот, пожилых неустроенных женщин, о которых некому заботиться. Женитьба на второй и последующих предполагает женитьбу на женщинах именно из этих социальнонезащищенных категорий с целью не удовлетворения своих полигамистских наклонностей, а с целью социальной поддержки женщин. Сам Пророк (сас) кроме двух исключений, имел жен именно из категорий вдов, разведенных и обездоленных женщин.
Т.о. мужчины-мусульмане, которые начинают поиск второй и последующих жен среди молоденьких незамужних девушек лукавят и вовсе не планируют "стойкое выполнение предписанного религией". Таким образом они пытаются сбежать от проблем в своей предыдущей семье, когда развод по каким-то причинам нежелателен или невозможен. Мусульманским обществом должны приветствоваться повторные браки на социально неустроенных женщинах, однако к поискам "на стороне вторых молоденьких девочек" отношение должно быть резко отрицательным.
Кроме того. Обеспечение женщин в мусульманских семьях - число мужская забота. Каждый женящийся повторно мужчина должен не делить имеющийся у него достаток надвое, и этим самым ущемлять первую семью, а начать зарабатывать в два раза больше, чтобы обеспечить вторую семью равноценно с первой. В условиях же искаженного многоженства даже возможны ситуации, в которых две жены и один муж умудряются проживать в однокомнатной квартире с радостными лицами и лозунгами "вперед к светлому многоженскому будущему"! Правда радость в таких условиях длится как правило очень недолго.
В реально исламском обществе должен существовать только один вид многоженства: женитьба обеспеченых мужчин на социально неустроенных женщинах, которые максимально возможно будут равно относиться к каждой жене. Все остальные повторные браки очень близки к тому, что называется "узаконенным прелюбодеянием". Конечно, встречаются изредка случаи, когда молоденькая девушка полюбит женатого мужчину до такой степени, что согласится выйти замуж за него второй женой и даже убедит свою семью и ее отец даст и свое согласие и благословение. Но это - исключительная редкость, которая только подтверждает общее правило.
К сожалению, современное околомусульманское общество больно искаженным многоженством и пытается его изо всех сил пропиарить и протолкнуть в качестве легального, что и заканчивается плачевно. Как правило, пострадавшая сторона всегда - женщина, которая и сама раньше была только "за", а теперь вдруг ставшая категорически "против".