Баканова Марина Владимировна : другие произведения.

Затерянные в океане - мусульмане Фиджи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Затерянные в океане - мусульмане Фиджи.

  Республика Фиджи, расположенная на одноименном архипелаге Микронезии, затерянном на просторах огромного Тихого океана более чем на 2 тысячи километров удалена от любого материка. Ближайшими к нему считаются острова Футуна, острова Тонга и Новые Гербиды. Около 1800 км по прямой от Фиджи до Новой Зеландии.
  Однако - и на этих островах посередине океана есть мусульмане, появлению которых среди местного фиджийского населения (занимает промежуточное место между меланезийцами и полинезийцами) Фиджи обязаны колониальной политике Британской империи.
  В середине 19в над Индией полностью установилась власть Британии. А значит - она заполучила в свои руки огромнейшие ресурсы, в том числе - и население Индии. С 1879 по 1916г индийское население Бихари, Бенгалии, Панджаба и южных территорий страны активно вывозится в отдаленные части метрополии, где особенно не хватает рабочих рук, в том числе - и на Фиджи. Число завезенных рабочих было столь велико, что даже в настоящее время число так называемых фиджи-индийцев около 345 тыс человек, что составляет более 40% всего населения островов. Для работы завозились не только исповедующие индуизм, определенную долю из них составили индийские мусульмане, хотя их и было меньшинство.
  Как правило, рабочие на плантации завозились целыми семьями, так что до сих пор число смешанных браков на Фиджи составляет очень малое количество. Фиджи-индийцы живут достаточно обособленно, сохраняя свою культур, традиции и религию. А вот язык претерпел довольно-таки значительные изменения, традиционный хиндустани смешался с фиджийским и английским, образовав едва ли не новый самостоятельный языковой феномен. Однако, внутри отдельных общин фиджи-индийцев в зависимости от их изначального происхождения продолжают использоваться традиционные языки Индии: бихари, бенгальский, панджаби, тамильский и телугу. При общении с остальным населением архипелага они, как правило, используют английский.
  Поскольку среди завезенных на Фиджи индийцев мусульман изначально было не очень много, то и в настоящее время они составляют численное меньшинство. Всего только 7% населения (около 62,5 тысяч) относит себя к мусульманам, что впрочем, совершенно не мешает им быть социально-активной частью общества.
  Тем не менее - мусульмане Фиджи по происхождению относятся к разным народам. Так, часть из них была завезена из Карачи, часть из Мадраса, часть из Панджаба. Даже некоторое количество из Белуджистана и Афганистана. Таким образом, современные мусульмане Фиджи - это смесь индийских народов: синдхов, панджабцев, белуджей и пуштунов.
  В отличие от последователей индуизма, индийские мусульман более активно сохраняли свою религию в неприкосновенности. Несмотря на то, что рабский труд на плантациях далеко не всегда способствовал совершению пятикратного намаза или соблюдению поста в месяц Рамадан. Также им катастрофически не хватало мечетей и религиозных ученых. Несмотря на то, что индийские мусульмане были набраны из различных территорий Индии, они довольно быстро сумели организовать цельную общину.
  Первоначально часть индийских мусульман, наиболее сведущих в религии, взяла на себя роль религиозных лидеров. Были организованы молельные дома, в которых проводились джума и религиозные собрания и праздники. Через некоторое время в 1898г в качестве свободного эмигранта на Фиджи прибывает Мулла Мирза Хан, активный и деятельный мусульманский проповедник. Под его руководством уже в 1900г была открыта первая на архипелаге мечеть и медресе в Наусори на земле, предоставленной Колониальной компанией по производству рафинированного сахара. Чуть позже открывается мечеть и в Лабаса. В период с 1902 по 1909г мусульмане подготовили обращение в Комиссию по образованию, для того, чтобы их дети могли обучаться на языке урду. И это обращение было одобрено. В 1915г Анджуман Хидайят уль-Ислам обращается к правительству Фиджи для разрешения мусульманам заключать религиозные браки у кадиев, которые были бы приравнены к гражданскому бракосочетанию. С 1916г ислам начинает распространяться и в Лаутоке.
  С 1909 по 1919 активно растет мусульманское население в Суве. Окончательно мусульмане Фиджи сумели объединиться в 20-х гг 20 века. 31 октября 1926г была образована Мусульманская лига Фиджи - де-факто, политическое объединение мусульман для лоббирования своих интересов в правительстве. Историческое собрание проходило в Джаме мечети Турака.
  В настоящее время на Фиджи представлены две основные организации мусульман. Ранее упомянутая Мусульманская Лига Фиджи, объединяет в основном последователей учения имама Ханафи. Чуть позже, в 1942г была сформирована Маунатул Исламская Ассоциация Фиджи в основном выходцами из южных штатов Индии (Кералы), прибывшими на Фиджи между 1903 и 1916г. Большинство последователей это ассоциации являются шафиитами.
  Мусульманская лига Фиджи активно начинает образовательную деятельность. Уже в 1926г открывается исламская школа для девочек, которая действует и по сей день (Начальная мусульманская школа в Суве). В настоящий момент мусульмане имеют 17 начальных и 5 средних школ на Фиджи. Кроме того - организован и Исламский институт Южной части Тихого океана, который выпускает религиозных деятелей и ученых. Образование в мусульманских школах доступно всем, а не только мусульманам. В настоящее время около 20% учащихся составляют фиджийцы-христиане, и чуть менее 10% - индуисты, сикхи и представители малых религий. Мусульманская лига помогает в заеме денег мусульманам у банков, согласно исламским законам для получение высшего образования, как на островах, так и по специально согласованной программе в Пакистане. Отдельный акцент строится на получение образования девушками, преимущественно в области медицины и образования. Кроме того, благотворительная деятельность Лиги включает в себя помощь пострадавшим от стихийных бедствий и беспорядков. Беднейшие члены общины могут рассчитывать на ее помощь с питанием, одеждой, предметами первой необходимости. Также им помогают собрать детей в школу.
  Маунатул Исламская Ассоциация Фиджи имеет в своем распоряжении 3 основные базы: в Лаутоке, на Ба, в Таува. Каждая из них имеет образовательный исламский центр, в котором могут получить исламское образование как дети, так и взрослые.
  С момента объединения мусульмане Фиджи принимают участие и в политическое борьбе, понимая, что только их активное вмешательство в государственное управление может обеспечить им достойное существование. С 30-х гг по настоящее время мусульмане входят в состав правительства Фиджи и периодически выдвигаются в Законодательный совет. Наиболее известные политики из фиджийских мусульман: Сиддик Моидин Койя, Мухаммад Тахир Хан, Абд-уль-Латиф.
  Но и этим интересы фиджийских мусульман не ограничились. Уже в 1944г был организован первый межрайонный турнир по футболу среди мусульман под патронажем Фиджийской Мусульманской Ассоциации по спорту. С тех пор он проводился ежегодно, а в 2006г вышел на международный уровень.
  В 90-х гг прошлого века мусульмане Фиджи (в основном в поисках работы) стали эмигрировать, сформировав жизнеспособные диаспоры в Австралии и Новой Зеландии, в США и Канаде и даже в Англии. При том, что они активно вливаются в организации местных мусульман, они сохраняют свой неповторимый индо-фиджийский культурно-религиозный компонент.
  В настоящее время фиджийские мусульмане очень активны. Они организуют лагеря и встречи для мусульманской молодежи, работают с выпускниками ВУЗов. Отдельно стоит организация фиджийских мусульманок, которая отстаивает права девушек и женщин. Большинство из образованной части населения владеет не только хинди-фиджийским, но и урду, и английским языками.
  Наиболее известными членами мусульманской общины Фиджи были: Имрана Джалал - советник по правам человека в рамках Программы развития ООН и в качестве члена Международной комиссии юристов, Хафиз Хан - член парламента и сенатор Фиджи, Рокки Хан - игрок в регби, Айяз Сайид Хайюм - генеральный прокурор Фиджи.
  Такой непростой была судьба мусульман, затерянных на просторах Тихого океана, которые, несмотря на все, смогли не только выжить, но и сохранить, и даже развить свою культуру и религию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"