Балабаев Андрей Михайлович : другие произведения.

Всё будет хорошо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Время не ведает категорий добра и зла, оно сметает эпоху за эпохой своим неудержимым потоком. Проснувшись однажды в новом мире, уповать стоит лишь на то, что люди сумели не свернуть с правильного пути. Именно от их воли зависит, какое будущее встретит реликт минувших веков, и если воля эта - благая, не сомневайся: всё будет хорошо.

  - Всё будет хорошо, - говорит она.
  Нужно верить. Кому можно верить, если не ей?
  - Всё будет хорошо...
  У неё огромные фиолетовые глаза и длинные волосы, развевающиеся вокруг белым нимбом. Тонкое лицо застыло в моменте наивысшего напряжения.
  - Всё... будет...
  Её волосы взмывают вверх и впиваются в моё тело тысячей светлых струн.
  Страха нет. Я знаю - мне нечего бояться, ведь она так сказала.
  Она. Кто - она?..
  - Всё будет хорошо...
  
  ***
  
  Никогда так не просыпался - сразу с открытыми глазами. Несколько минут понадобилось на то, чтобы понять - белое вокруг не видения сна, а что-то материальное. Я не сплю. Значит, спал? Ничего не помню. Сонливости нет, но и двигаться нет желания. Разве что глазами...
  Глазами я вижу нечто. Снежно-белое кружево, сквозь которое пробиваются лучи солнца. Очень красиво. Кажется, потолок.
  Точно. Я лежу в постели, накрытый тонкой простынкой. Надо мной - дырчатое произведение искусства, за которым видна какая-то зелень. А что вокруг?
  Взгляд перемещается ниже и тут же проваливается в арку. Позади неё - морская лазурь и чистая синева небес. Кажется, я в раю. Голый. В раю полагается быть голым? Не помню. Зато помню, что я атеист. Атеистам райские кущи не светят.
  Вот новость - оказывается, я не могу шевелиться. Парализован? Страх вспыхивает и тут же гаснет. Если и парализован, то что с того? Всё уже совершилось.
  Зато глаза движутся.
  И на море я могу смотреть вечно.
  Едва слышно шумит вода, накатывая на невидимый берег. Ветерок обдувает лицо. Сверху шуршит листва. Больше - ни звука. А я? Я вообще - могу говорить?
  - А я могу говорить? - произношу я вслух, понимая в процессе, что да - могу. Причём совершенно свободно.
  И - как заклятие спало. Руки зашевелились, едва-едва. Дрогнули ноги под простынёй. Ура, я живой и двигаюсь!
  Сбоку от меня - маленький столик. Тоже белый. Не возражаю - мне нравится белый цвет. На нём одинокий стакан с водой. Или не с водой? Макнуть палец, понюхать, лизнуть... Всё-таки там вода. Как, оказывается, приятно пить... Только осушив стакан, понимаю, какой он странный - цилиндрический, твёрдый, звонкий - и при этом намного легче стекла. Странность стакана тянет за собой цепочку мыслей, та наматывается на ворот процесса мышления, и вот уже поверхность сознания вспучивается, выпуская косматую корягу сомнений.
  Где я?
  И... кто я всё же такой?
  Ответ на второй вопрос находится быстро. Он всегда был рядом со мной и теперь услужливо падает в подставленную ладонь. Аэций Флавий Котаев. Родители постарались. Хотели, чтобы чадо начинало новую жизнь со славным именем. Новую жизнь... Да, я и в самом деле пытался её начать. Колонист. Я должен был стать колонистом. Так что же... стал?
  Чёрт. Ничего не помню.
  Анабиоз... Да. Да, да! Помню, как трясло, как боялся, что в полёте умру и к цели долетит только хладный труп. А раньше? Подготовка, тесты, отбор... Да. Теперь вспоминаю.
  Я, Аэций Флавий Котаев, по праву рождения гражданин Евразийского Союза, будущий колонист Земли-2, прибыл на орбитальную станцию, которая служила перевалочной базой при загрузке первого союзного колонизационного корабля "Новая заря". Прошёл финальную медицинскую проверку и был погружён в состояние стабилизированного гиперсна, а потом, наверное - и в полный анабиоз.
  Проснуться я должен был уже на орбите Земли-2. Что-то пошло не так?
  Надо встать. Встать и осмотреться. Если вокруг меня терапевтическая иллюзия, это выяснится довольно быстро.
  Ногу на пол, за ней ещё одну... Пол чуть пружинит. Медленно встаём. Вестибулярный аппарат работает идеально. Подсознательно я ждал чего-то иного. Обмороков, головокружений?
  Шаг наружу. Как же здесь удивительно! Воздух такой, такой... Словами не могу описать. Вода плещется у порога, белый песок.... идеален. Не бывает в жизни такого песка. Первая ласточка? Нет, все ощущения в норме. Именно так должны чувствовать себя ноги под ласковыми прикосновениями воды. Именно так, именно так... И рука, зарываясь в песок - чёрта с два такую точную иллюзию наведёшь. Но вот сам песок...
  Вот он, мокрый, в горсти - один к одному, ни единой примеси, ни клочка водорослей, ничего лишнего - будто кто-то спроектировал его идеальным. Идеальное море, как на картинке. Идеальный песок. Где я?
  Первый ответ - самый верный. Он же - наиболее бесполезный. Я - сижу на пороге маленького белого домика, кружевного и сказочного. Передо мной - солнечный и бескрайний морской простор. По сторонам - изгиб зелёного берега. Интересная черта - ни единой стереотипной пальмы. Какие-то деревья, не то падуб, не то акация... Береговая линия позади пляжа - слегка всхолмлённая. С одной стороны, ландшафт земной, с другой - совершенно незнакомый. Не знаю я таких мест.
  Что должен делать колонист в такой ситуации? Озаботиться сбором данных для принятия решений. Для начала - хотя бы обойти домик. Вдруг с той стороны дверь в декорациях.
  Выполнить своё намерение я не успеваю.
  - Доброе утро! - поёт музыкальный голос прямо над ухом. Поёт с такой странной интонацией, что ни одна мышца в моём теле не сокращается - будто отключили рефлексы.
  Лицо, нависшее сверху, выглядит смутно знакомым. Женское, тонкое, огромные глаза с сиреневой радужкой и длинные белые волосы - не седые, просто молочно-белые, здоровые и блестящие. Юное экстравагантное лицо - если прибавить пару техно-украшений, такое легко можно увидеть на улицах Токио или Новосибирска. Но без украшений, в белом платьице, босиком...
  - Доброе, - наконец-то отвечаю я, и тут осознаю, что по-прежнему совершенно гол. Не то, чтобы это было особенно неприлично, но всё же...
  - Вы на Земле, - девица не обращает никакого внимания на моё смущение. - На оригинальной Земле-1. Вас наверняка волнует этот вопрос.
  - Да, пожалуй.
  Её явно не заботит мой внешний вид. Это действует расслабляюще. А если я на Земле...
  - Что произошло с экспедицией?
  - "Новая заря" была уничтожена в системе Земли-2 в ходе боя с кораблём Содружества "Авалон". В настоящее время вы - единственный известный выживший.
  Так-так-так. Что-то начинает проясняться. Война. Пропустим. Неудивительно. Рано или поздно... Но... В системе Земли-2. Это означает, что я туда долетел, и потом... И в настоящий момент...
  - Какой сейчас год?
  - Догадались, - улыбается девушка. - У вас крепкая психика, но всё же советую подготовиться.
  - Готов, - выдавливаю я. Кровь уже прилила к лицу, но желание знать перевешивает страх. - Какой год?
  - Прошло более ста тысяч лет с момента вашего погружения в гиперсон.
  Это похоже на внезапный удар - вата в голове, но боли нет, она задушена адреналиновым всплеском. Сто тысяч лет... Вид повзрослел на треть, а цивилизация - аж в несколько раз... Мой мир может оказаться более чуждым, чем далёкая Земля-2.
  Вдох. Выдох. Закрыть глаза. Воздух пахнет морской свежестью. Я жив. Другие люди тоже. Всё хорошо. Почему мне знакома эта фраза? Неважно. Всё в самом деле хорошо. Всё плохое осталось в прошлом.
  В открытые глаза снова бьёт яркий свет. Девушка в белом платье смотрит на меня с лёгкой тревогой.
  - Я в порядке. Ещё один вопрос, если можно. Человечество объединилось? Никто больше не воюет?
  - Да, - чуть помедлив, отвечает она. Мне кажется, или в ответе я слышу грусть? - Миру на этой планете больше не угрожает никто.
  Как гора с плеч. В конце-концов, я знал, на что шёл. Просто... мой полёт затянулся.
  - Вы ещё пользуетесь именами?
  - В какой-то мере. Вам многое предстоит узнать. Пока можете звать меня...
  Такое ощущение, что она придумывает себе имя. Или выбирает из множества вариантов?
  - ...Фая. Оно женское и достаточно красивое.
  Неужели и в самом деле придумала?!
  - А я...
  - Аэций Флавий Котаев. Мы выяснили это вместе со значительной частью вашей биографии.
  - Можно просто Аэций.
  - Хорошо, просто Аэций. Есть ли у вас какие-то...
  Готов поспорить, что она шутит. С абсолютно невозмутимым лицом. Хороший знак?..
  -...пожелания помимо тех, что легко читаются на вашем лице?
  Ну вот, улыбнулась. Ещё одна гора с плеч. Сколько их там у меня? Горный хребет? Если у людей по-прежнему имеется юмор, всё куда лучше, чем ожидалось.
  Кстати, почему я так безоглядно ей верю?
  
  ***
  
  Мы идём по зелёной траве - босиком. Мои нежные ноги, избалованные урбанистической цивилизацией, находят это странным. Подспудно я ожидаю уколов, веток, острых камней - но ничего подобного нет. Здешняя трава мягче любого ковра.
  - Это что-то вроде санатория?
  - Да. Мы на архипелаге... он не имеет названия.
  Краем глаза я слежу за Фаей - она беззаботно скользит рядом и выглядит обычной девушкой. Обычной - но только на первый взгляд. Я - бывший колонист. Я должен замечать странности.
  Её движения точны, как у автомата. Ни единого колебания центра тяжести - тело движется по идеальной кривой, словно нарисованной в воздухе. Кожа не то, чтобы здоровая - она совершенна, как на картинке. На мгновение представляю эту красоту с оружием в руках и замираю от мысли, что образы стыкуются идеально. Военная?.. Бред. Через сотню тысяч лет оружие должно эволюционировать во что-то непредставимое.
  - Интересно? - лукаво улыбается Фая. Сдаётся мне, она близка к чтению мыслей.
  - Да.
  Не вижу смысла скрывать. Между нами такая пропасть, что ничего неприличного нельзя сделать по определению.
  - Тогда спрашивай.
  - Похоже, люди стали куда более совершенны.
  - Это не вопрос.
  - Да.
  - Мы не болеем и не умираем. Почти неуязвимы с твоей точки зрения. Обладаем намного более совершенными органами чувств и рефлексами. Ты это хотел узнать?
  - Почему сначала было "вы", а теперь - "ты"?
  - Разве это не ваша культурная норма? Местоимение "вы" используется в начале знакомства, потом сменяется местоимением "ты".
  - В целом, конечно, верно... На самом деле всё немного сложней. Кстати, почему мы разговариваем по-русски?
  - Потому что это твой родной язык.
  - А какими языками пользуются сейчас?
  Фая замолкает. Я уже успел понять - она делает паузу, когда хочет заставить меня самого о чём-то подумать.
  - Другими. Очень изменившимися. Настолько, что мы пока не пришли к единому мнению, каким образом начать твоё обучение.
  Пара фраз - и столько информации для размышлений. "Мы" - значит, моим случаем занимается целый консилиум. Не пришли к единому мнению касательно способов обучения - значит, учить в любом случае будут, но не уверены, справится ли мой мозг с их сигнальной системой. Поневоле задумаешься о том, какая ты примитивная обезьянка.
  Впереди, за деревьями - город. Почти привычный: невысокие ландшафтные окраины и хрустальные иглы в центре. Вот только в городе, как и в Фае, проглядывает неприметная странность. Ни один аппарат не летает над шпилями. Не слышно вездесущего гула.
  - У вас коммунизм?
  - Вряд ли это можно так назвать. А ты ждал наступления коммунизма?
  - Пожалуй.
  Подсознательно я готовился к чему-то ефремовскому - да и теперь почему-то сравниваю происходящее с этим базисом.
  - Можешь считать наш строй технокоммунизмом. У нас нет частной собственности, конкуренции за ресурсы и несознательных личностей.
  - В последнее с трудом верится.
  Фая мелодично смеётся. Интересно, ей и правда смешно - или она имитирует знакомую мне реакцию?
  - Почему же? Эволюция неумолима - они просто не дошли до конца.
  - Значит, больше эволюция не работает?
  - Конечно! Мы же бессмертны.
  - Бессмертие могло быть достигнуто и раньше, чем светлое будущее.
  - Так и случилось, - она больше не улыбается, в глазах - холод. - Но эволюционный процесс весьма инерционен.
  Ноги ступили на розовую плитку дорожки. Мы наконец-то дошли до города и я опять вспомнил, что абсолютно гол.
  - Мне немного неуютно без одежды.
  Удивилась.
  - Что же ты сразу не сказал?
  - Не придал значения.
  - Идём!
  В самом деле - идём. К ближайшему высотному зданию. Вокруг - восхитительный пригород, с черепичными крышами, лавочками, газонами, фонарями, с редкими уютными домиками, декоративными оградами и ручьями. В моё время такое место непременно несло бы на себе отпечаток роскоши, но здесь я ничего похожего не чувствую. Я вообще ничего не чувствую - потому что кругом нет ни одного человека. Только мы с Фаей - и пустота.
  В вестибюле красивой призмы этажей на двадцать - всё то же стерильное запустение.
  - Выбирай. Или придумывай сам.
  Вокруг разворачивается что-то вроде виртуальной реальности - только спроецированной "вживую", вокруг меня. Ряды всевозможной одежды приходят в движение, управляясь простым усилием воли. Что ж, интерфейс хорош, спору нет - но воображение пока что не поражает.
  - Как - придумывать?
  - Просто представь. Ты ведь понял основной принцип?
  Представить...
  После пары минут опытов странные уродцы, созданные моим воображением, превращаются в чёрное длиннополое одеяние полувоенного вида. В прошлой жизни я тяготел к похожим вещам - пусть будет хоть каким-то якорем и в новой реальности.
  Не могу удержаться - нужен эксперимент. Система послушно рисует короткий меч, синее кресло, мячик и оптический сенсор от скафандра "Искатель". Не задавая вопросов, отдаю мысленный приказ "воплотить" одежду и меч. Интерфейс гаснет.
  - Там!
  В зеркальной стене - открытая ниша с моим "заказом".
  Одежда подходит идеально. Медленно одеваюсь и лишь затем беру в руки меч.
  Да.
  Сталь клинка, кожа или полный её аналог на рукояти, синий камень в навершии. Химический состав не проверить, но тактильные ощущения и вес говорят о том, что меня не обманули.
  Взмах!
  Лезвие со свистом рассекает воздух.
  - Зачем? - интересуется Фая.
  - Стало интересно, делает ли эта штука что-то кроме одежды.
  - Экспериментируешь? Хорошо.
  Похвалила? А как насчёт наградить конфеткой?
  - Как работает эта технология?
  - Молекулярная сборка.
  - Так быстро?
  Вот теперь я действительно впечатлился. Даже не могу представить, как такое возможно.
  - Всё зависит от условий.
  - А что это за здание? Магазин?
  Сочувствие - вот что я читаю в её глазах.
  - Нет. Это просто здание с доступом к производственной сети.
  Сеть! Как я раньше не догадался!
  - А информационная сеть у вас есть? Не могу же я всё время задавать тебе вопросы. Если вы дадите мне доступ...
  - Не получится.
  - Почему?!
  Такое чувство, что у меня отобрали игрушку. Или что-то скрывают?
  - Принципы её организации таковы, что ты не сможешь быть полноценным пользователем. По крайней мере, сейчас.
  Но меня так просто не убедить.
  - А посмотреть? Хотя бы как выглядят интерфейсы? Как вы работаете с данными? Символьная система?
  Фая очень терпелива. Очень. На её лице не проскальзывает и тени недовольства.
  - Аэций, если бы у тебя не было глаз - как бы ты сумел посмотреть на звёздное небо?
  - Я...
  Кажется, начинаю понимать.
  - У меня нет соответствующих отделов мозга, верно?
  - Немного по-другому, но ты дал почти точное объяснение. Ты физически не воспримешь инфосферу - при всём желании.
  - Меня возможно модифицировать? Или я так и останусь - калекой?
  Слова рождены обидой, но по сути они верны. Теперь ясно, как именно я соотношусь с жителями этого времени.
  - Это ещё не решено. Мы не всемогущи, но у нас добрая воля. Не думай, что к тебе относятся, как к животному.
  Снова читает мысли. Впрочем, в моём состоянии тут нет ничего сложного.
  - Пойдём. Я покажу тебе, как здесь жить.
  Пойдём, фея нового мира. Надеюсь, моя психика это выдержит.
  
  ***
  
  Раньше... Непривычное слово - раньше. Для меня оно всё ещё длится, всё ещё сейчас. Сто тысяч лет для трупа на орбите далёкой звезды пролетели, как один миг.
  Раньше ночная тьма была роскошью: огни разросшихся мегаполисов заливали небосклон разноцветным сиянием. Теперь ночная Земля почти целиком темна. Странно осознавать, что эта тёмная и пустынная планета по технологической и промышленной мощи на много порядков превосходит блистающий и грохочущий техномир прошлого.
  Раньше я ненавидел многолюдные города - теперь в моём распоряжении есть целый город, улицы которого днём и ночью пусты. Я могу по собственному желанию включить и выключить иллюминацию, заставить фонтаны бить на сотню метров ввысь или перестроить любое здание во что душа пожелает. Радости в этом нет.
  Раньше я знал, для чего живу. Сейчас вокруг меня - настоящий вакуум. Что можно сделать в мире, где всё уже сделано до тебя?
  Здесь пусто. Очень и очень пусто.
  Пять дней, как я воскрешён - но до сих пор видел лишь троих людей, кроме Фаи. Все трое - добрые на вид. Все трое - как и сама Фая - выглядят совершенными.
  Становится неуютно.
  - Что меня ждёт?
  - Обучение. Процесс будет очень медленным.
  - Сколько? Десятки лет?
  - Да.
  - Как скоро?
  - В течение сотни дней.
  Зачем они приходили? Посмотреть на древнего предка? Увидеть подтверждение каким-то своим гипотезам?
  Да, я знаю. Я мог бы задать вопрос и получить на него ответ. Но я не задал.
  А пока - пока я просто скучаю. Есть лишь старые книги - моего времени и за пару следующих столетий вперёд. Это начинает надоедать. Информация, за которую я совсем недавно отдал бы всё, что имею, разом потеряла значение.
  - Аэций!
  Фая. Кажется, я к ней привязался. Импринтинг или что-то в таком же духе. Выходит из-за деревьев, всё в том же легкомысленном белом платье. Чем она занята? Где проводит свободное от обязанностей моего воспитателя время?
  - Привет. Скоро меня отпустят из зоопарка?
  - Ты испытываешь негативные эмоции.
  - Ага.
  Я смотрю на горизонт с прибрежного холмика. Мобилизация первых дней заканчивается. Я уже не целый колонист - теперь я всего лишь колонист. Не военный, не центроплановец. Меня готовили к стрессам - но не к таким, и теперь остаётся лишь наблюдать за тем, как гордая крепость медленно поддаётся эрозии.
  - У меня для тебя подарок.
  Ого! Подарок в мире, где всё доступно по умолчанию, должен быть чем-то особенным.
  - Давай я угадаю с трёх раз.
  Она садится рядом со мной. Ветер треплет белые волосы. Почти похожа на человека.
  - Угадывай.
  - Меня модифицируют.
  - Неверно.
  Пробный камень. Область решений определена.
  - Вы нашли способ выпустить меня в сеть.
  Улыбается. Обезьянка порадовала учителя.
  - Выпустить - это ещё не скоро. Я сделала для тебя транслятор.
  Я? Не обычное "мы"? Этот факт почему-то радует, да так, что недолго и расплакаться.
  Спокойствие. Нельзя терять остатки самоконтроля.
  - Спасибо. Я очень рад.
  - Держи!
  Что-то маленькое и холодное приклеивается к левому виску, столь быстро, что я не замечаю движения.
  - Это он?
  - Нет. Это маяк, чтобы система опознавала тебя как актора и выделяла точку входа. Транслятор - там. Виртуальный.
  - А как мне...
  - Привет, человек!!! - вопит жёлтое чудовище, выскочившее прямо перед глазами. Попытка отодвинуться ни к чему не приводит: эта штука поселилась у меня в глазном нерве. Если приглядеться - напоминает шиншиллу: округлое тельце, усатая мордочка и длинный хвост с кисточкой.
  Не скрипи зубами, Аэций. Вряд ли она издевается. Терпи, осваивай и надейся, что тебя признают годным к зачислению в детский сад.
  - Привет, чудовище.
  - Эй! Не обзывайся!
  Как же мерзко оно пищит.
  - Фая, что это?
  - Интерфейс транслятора, - совершенно серьёзно отвечает она. - Ты можешь задавать ему вопросы, и, если он сумеет интерпретировать информацию - выдаст тебе ответ. На что-то сложное пока не рассчитывай, но как обращаться с бытовой техносферой - расскажет. Я, постепенно, сделаю его поумнее.
  - А почему у него такой вид?..
  - Очень милый.
  Я внимательно смотрю ей в глаза, но так и не могу сказать - шутит эта странная девушка, или нет. Транслятор болтается тут же - но отодвинулся в сторону, чтобы не мешать. Что ж, проверим.
  - Чудо, - сопровождаю обращение мысленным указателем, - мне нужен небольшой летательный аппарат. Как его получить?
  
  ***
  
  Флаер. Такой, как видел в старом кино. Прозрачный пузырь с двумя креслами, материал корпуса сам открывает и затягивает проёмы. Теперь в зоне доступа - весь немалый архипелаг. От нечего делать пытаюсь составить карту - жёлтая шиншилла не умеет выдавать информацию в графическом виде. Карта не похожа ни на что из обрывочных воспоминаний. Предполагаю, что это Карибское море - просто потому, что не помню очертаний тамошних островов, а звёздное небо кое-как подходит под широту.
  Идёт одиннадцатый день мой новой жизни. В общей сложности я видел уже семерых человек, и в кои-то веки не все они интересовались моей персоной. Похоже, ни двое серьёзных мужчин в плащах, ни загадочная девица, танцевавшая на улице, не знали русского. Улыбались, молчали в ответ на мои робкие попытки заговорить. Девица нарисовала в воздухе картинку - что-то сложное и переливающееся. Для меня оно выглядело разноцветным фрактальным драконом. Нарисовал в ответ озадаченную лису. Потом - большую черепную коробку и внутри - малюсенький мозг. Прочертил стрелку к себе. Девица нахмурилась, выдала ещё более сложную картину - совершенно непонятную, но красивую - потом порывисто меня обняла и сбежала. Похоже, Аэций выставил себя идиотом.
  Продолжаю исследовать острова.
  Мне кажется, что потомки - смешно, у меня ведь не было детей - цивилизация, погружённая в ностальгию. Чем ещё объяснить эти странные города, где никто не живёт и смешались в удивительном коктейле множество стилей? Всё, что я до сих пор видел, выглядит, как огромный парк - безопасный, идеальный, пустой. Можно пойти по любой дорожке и обязательно наткнёшься на что-нибудь интересное. Вот и сейчас - дорога привела меня к обрыву над морем, а на обрыве - тысячи чёрных призм. В предзакатном пламени выглядит немного зловеще. Могилы? Призмы высотой мне по грудь, но на них ни единой надписи. Что это, для чего?..
  Блеск. Возле одного из "надгробий" лежит цветочек. Серебристая металлическая астра. Оставил её кто-то из приходивших людей, или этот цветочек - деталь ландшафта? Мне не узнать.
  Мрачное место. Но почему-то - родное. Символическое кладбище старого мира.
  
  ***
  
  Фая понемногу начинает меня учить. Говорит - это необходимая подготовка. Пытаюсь привыкнуть к тому, что человеческое мышление почти перестало манипулировать отдельными объектами. Вернее, понятие объекта ушло очень далеко от того, к чему я привык. Теперь каждый объект мышления - по умолчанию и класс явлений, и элемент множества, а множество - и есть основная единица мыслительной деятельности. Осваиваю простейшие рассуждения, чувствуя при этом, как проваливаюсь в тёмную бездну.
  - Не огорчайся, если не понимаешь. Сейчас у нас - этап психологической подготовки. Привыкание к чуждости. Главная задача - сделать так, чтобы твоё сознание не пострадало при переходе к новым формам восприятия и мышления.
  - Думаешь, я справлюсь?
  - Конечно, - не допускает она сомнений. - Ты - мотивирован, целеустремлён и стоек. Хорошие качества.
  - Подготовка колониста.
  - Возможно. В любом случае, всё могло быть гораздо хуже. И тебе, и нам повезло.
  - Вам?..
  - Ага. Вдруг бы ты не захотел адаптироваться?
  - И что бы было тогда?
  - Ничего бы не было. Я ведь знаю - ты остро переживаешь собственную неполноценность. И это зря. Граница неполноценности - именно в желании или нежелании становиться лучше. Ты - желаешь. Ты - настоящий человек. Все так думают.
  - Ого. Я стал местной знаменитостью?
  - О тебе знает каждый на Земле, - отвечает она. - Все хотят помочь.
  Не шутит - теперь-то я вижу ясно.
  Я провожаю её взглядом, пока деревья не скрывают белую фигурку. Без Фаи становится одиноко. По-прежнему интересно - чем она занимается там, в мире современных людей? Как это выглядит? На что похожа её работа? Странно, но я никогда не видел, чтобы Фая пользовалась флаером или другим транспортным средством. Каждый раз она просто уходит - как сейчас. Ногами. Пешком.
  Сейчас, когда я об этом задумался... Я ведь не видел других флаеров, только свой. И вообще ничего летающего. Людей немного, это уже понятно. Но как они перемещаются?.. Что-то типа метро?
  Транслятор инфосферы лишь недоумённо моргает, схватив лапками хвостик. Словосочетание "современная транспортная система" ему незнакомо.
  
  ***
  
  - Фая, люди всё ещё получают удовольствие от купания в море?
  - Конечно.
  - Поплаваешь со мной?
  Странно смотрит. Потом - без тени стеснения раздевается. У неё в самом деле восхитительно прекрасное тело - но у меня не поворачивается язык назвать его сексуальным. Больше похоже на произведение искусства, чем на объект плотского вожделения.
  Мы синхронно ныряем в воду и плывём под самой её поверхностью, разглядывая дно. Моя шиншилла вылезла и, как ни в чём ни бывало, притворяется, что плывёт поодаль. Можно и прогнать, но зачем?
  Дно - белое, песчаное, почти голое. Кое-где - веточки подводных растений. Пара ракушек. Замечаю рыбку - и долго слежу глазами за её неторопливым дрейфом. Ни разу не видел такого чистого, и в то же время - такого бедного дна.
  Рядом, едва двигая ногами, скользит прекрасная дева в короне белых волос. Слежу за ней взглядом - солнце играет бликами на золотистой коже.
  Через полчаса возвращаемся обратно на сушу. Любуюсь, как вода стекает с моей спутницы, одеваюсь - всё, мгновенья сказки закончились.
  - Фая, вы ведь не люди.
  Даже не вздрогнула.
  - Почему ты так решил?
  Вместо ответа я достаю из носа заранее вставленные дыхательные устройства.
  - Мы пробыли под водой почти тридцать минут. Всё это время ты не всплывала. Каким бы совершенным ни был твой организм, вряд ли он способен так долго обходиться без кислорода.
  - Интересное заключение. Не бесспорное - но всё равно хорошее. А ещё аргументы есть?
  - Я ни разу не видел транспортных средств. Вообще ничего похожего. Даже флаер для меня изготовили, сообразуясь с моими рекомендациями. Косвенные наблюдения - твоя скрытность, моё заключение на этом архипелаге, очень бедная фауна, да и флора. Кто вы? Что случилось с Землёй?
  - Критическая масса странностей подтолкнула тебя к выводам. Это хорошо.
  - Хорошо?
  - Мы ждали, когда ты сам о чём-нибудь догадаешься и решишь проверить. Сочли, что так будет менее болезненно и опасно.
  - Так вы - не люди? Я на Земле?
  - Я ни разу не солгала. Мы - люди, ты на Земле-1. Но мы... не совсем те люди. Не совсем... живые. Не носители генетической информации Homo Sapiens.
  Голова идёт кругом. Её ответы всё только усложняют.
  - Смотри.
  Фая берёт мой меч - тот самый, сделанный в первый день, таскаю, как сувенир - и резко проводит лезвием по собственному предплечью.
  Крови нет. Чистый разрез на моих глазах затягивается, не оставляя следа. Кажется, что реальность дрожит и рушится.
  - Моё тело - полностью искусственная система, не имеющее ничего общего ни с телом настоящего человека, ни с машинами, какими они были в вашу эпоху. Мой разум - разум человека, рождённого другим человеком. Он прошёл через века, был перемещён с органического носителя в репозиторий и по факту находится в нескольких километрах под поверхностью земной коры. Тело, которое ты видишь - сродни одежде. Ему не нужен транспорт: в любом узле универсальной сети оно может быть разобрано или собрано - уже в другом уголке планеты. Боишься?
  Нет смысла лгать.
  - Да. Мне страшно.
  - Понимаю. Но мы всё ещё люди. Другие, чуждые, страшные - но когда-то мы были почти такими, как ты. Мы не желаем зла. Ни тебе, ни кому бы то ни было. Всё будет хорошо, Аэций. Только... очень непросто.
  Одиночество давит безмерным грузом.
  Я больше не один среди сверхлюдей - я один среди... существ? Машин? Венцов эволюции?
  Вот она, прямо передо мной - ветер треплет лёгкое платье, чуть склонилась вбок голова - но у неё в теле нет ни клеток, ни ДНК. Как заставить себя привыкнуть к такому?!
  - Если вы все... там, под землёй - зачем вообще тела? Неужели специально ради меня?
  - Не преувеличивай! - смеётся Фая, но вдруг становится очень, очень серьёзной. - Мы действительно живём в наших телах - в противном случае давно превратились бы во что-то иное. В то, чем стать не желаем. Даже моя внешность - тень той внешности, что я имела к своём изначальном теле.
  Как, ну как мне это принять?!
  - Я хочу в Африку. Можно?
  - В Африку... - эхом повторяет она. - Можно. В какой-то мере.
  - В какой-то?
  - Ага. Смотри.
  Её корона - то, что я всё время звал волосами - начинает шевелиться и формирует между нами проекцию. Знакомый-знакомый голубой шар.
  - Можешь крутить рукой.
  Я опасливо трогаю планету, будто в самом деле могу повредить её. Привычным по прошлой жизни жестом увеличиваю изображение. Стираются облака, обретают чёткость коричневато-зелёные континенты.
  - Это какая-то шутка, да?
  Автоматически говорю стандартную фразу, словно она может уберечь меня от реальности. Я ведь знаю - Фая со мной не шутит.
  - Это планета Земля. Современная, - подчёркивает она голосом, - планета Земля.
  Да. Я вижу. В руинах здания иногда можно различить облик того дворца, которым оно было давным-давно. В том хаосе клочьев суши, что проплывают под моей ладонью, кое-где проглядывает старый мир - былые континенты, архипелаги, горные цепи...
  Старого мира нет. Огромный остров на месте Северной Америки - а вокруг россыпь островов поменьше, словно крошки вокруг печенья. Три осколка там, где раньше водилась Африка - интересно, как потомки назвали эти проливы? Южная Америка перевёрнута вверх ногами, иззубренная и тонкая с севера, странным образом распухшая к югу. Антарктида - зелёный архипелаг. Родную Евразию изгрызла стая мышей - её форму и словами не передать. В Индийском океане всплыло что-то новое, размером с половину Австралии - а сама Австралия разрезана прочерченным под линейку каналом шириной не меньше семисот километров.
  Я не знаю сил, которые могли сотворить такое с ликом планеты. Просто смотрю - сейчас все мои вопросы и мысли как на ладони.
  - На Земле больше нет экосистем. Имеющаяся в наличии жизнь воссоздана на основе биоматериала, собранного в Солнечной системе и на остатках "Новой зари". Этого слишком мало, чтобы создать устойчивую совокупность популяций, поэтому мы искусственно моделируем необходимые условия, ограничивая или поддерживая те или иные виды.
  Корона Фаи чуть колышется. Её глаза потемнели, стали почти фиолетовыми - и в памяти всплывает забытый образ. Белый нимб, уносящий меня поток и якорь голоса...
  Всё будет хорошо.
  Правда будет?..
  - Всё вокруг тебя, всё, что ты видишь - искусственно воссоздано при помощи технологий управляемой материи, наноассемблеров и объёмных квантовых преобразований. От поверхности старой Земли уцелели только остатки континентальных плит.
  Её голос звучит мрачно и торжественно. Мир вокруг меркнет, оставляя меня наедине с видениями рукотворного ада.
  - Война, вспыхнувшая между Евразийским Союзом и Атлантическим Содружеством затмила первую и вторую мировые войны в той же степени, в которой они затмили всё, что случалось прежде.
  Вспышки света испепеляют улицы и кварталы. Рушатся гордые башни, обращаются в пепел жители. Багровые закаты пылают над руинами городов, морские левиафаны разят друг друга и сушу огненными стрелами. Поля устланы трупами. Миллионы умирают от голода, болезней, покрывшись язвами. Люди свежуют и едят людей.
  - Третья мировая заставила человечество развиваться быстрее.
  Быстрее?..
  Трупы становятся землёй. Зелень затягивает обгорелые раны материков. Растут ввысь новые города. Покрываются скорлупками куполов Марс и Луна. Мегаполисы сползают с берегов под воду.
  - Но технический прогресс, как и встарь, обогнал социальную эволюцию.
  На Землю приходит смерть. Генетическое оружие косит всех, кому не хватило места в герметичных убежищах. Рои микроботов и биоконструктов уничтожают инфраструктуру. Снова горят термоядерные костры - теперь уже в попытках остановить заразу. Солнце не светит сквозь мутные облака. Атмосфера губит жизнь, последние дельфины дохнут на серых пляжах.
  - Именно тогда люди осознали, что для выживания им нужно изменить не средства защиты, а самих себя. В мире, который каждым касанием грозил нарушить целостность организма, нам понадобились другие тела.
  Нам? Она... Фая застала эту войну?
  И люди меняются. Уцелевшая популяция стремительно - по историческим меркам - перерабатывает себя во что-то новое. Впервые разум человека не ограничен его черепной коробкой. Впервые разум обретает свободу...
  Это ошибка.
  Лишённые тел разумы сливаются воедино.
  - Ты видишь рождение Богочеловека. Начало последней в этом мире войны.
  Я стою посреди каменистой, голой равнины. Вместо неба - кипящий котёл ядовитых туч.
  Горизонт поднимается и катится на меня.
  Если есть в этой вселенной абсолютный страх - думаю, это он.
  Не цунами. Не ураган. Не горный хребет.
  Прямо на моё жалкое существо катится сама плоть Земли, вздымаясь ввысь дрожащей серой стеной. Вот она закрыла полнеба. Вот - уже надо мной, и последние крохи света меркнут в далёком гребне. Мир сотрясается до самых основ, готовясь превратить человека в пыль.
  - Богочеловек попытался ассимилировать или уничтожить независимые разумы, - раздаётся спасительный голос Фаи, и под этот аккомпанемент я вижу, как меняют свои очертания континенты, как рушатся горы и пузырится управляемая материя, пожирая старые ландшафты и сотворяя новые.
  - Люди одержали победу и установили непреложный закон: нет разума вне физического тела. Без оболочки наши личности лишь хранятся - но не исполняются.
  Изуродованная Земля полностью лишена жизни. Все следы человека растаяли, как снег по весне. Содраны и уничтожены грунты, расплавились ледники, стали мёртвой водой моря.
  - Десятки тысяч лет потребовались на то, чтобы вернуть нашему дому хотя бы подобие жизни.
  Земля снова цветёт, но как же пустынна и бедна она стала! Сад на камнях, разбитый с невероятным упорством.
  Рассказ окончен. Я лежу на песке и смотрю в небо. Лицо горит.
  - Фая... Сколько человек сейчас на Земле?
  - Таких, как я - восемнадцать тысяч девятьсот пятьдесят один.
  - Есть и другие?
  - Есть. Девятьсот два техноморфа и более пятидесяти тысяч тех, кого мы называем "детьми". Я расскажу, не беспокойся.
  Опять читает мысли. По лицу, по запаху - или напрямую считывает активность мозга? Можно спросить, но я боюсь услышать ответ.
  - Техноморфы - человеческий интеллект, воспроизведённый на электронном симуляторе головного мозга, - продолжает Фая. - Копии реально существовавших личностей. Они локализованы в пространстве и обладают более или менее постоянными телами. "Дети" - результат нашей попытки запустить воспроизводство человека.
  Каким-то образом я понимаю, что не обычных детей она имеет в виду. Или специально даёт понять при помощи интонаций?
  - Когда удалось ликвидировать последствия последней войны, мы задались вопросом: можно ли восстановить человеческую популяцию? Первое решение было очевидным: отыскать генетический материал и вырастить новых людей. Это решение столкнулось с проблемой. Ты уже догадался, да? Генетического материала не осталось в природе. В ходе боевых действий он уничтожался целенаправленно и эффективно. Удалось накопить небольшой банк из останков, найденных в Солнечной системе, но этого было откровенно недостаточно.
  - А как же базы данных с расшифровкой генома? С вашими технологиями собрать реальную ДНК по виртуальному образцу...
  - Полностью уничтожены. Никто не защищал эту информацию, считая её второстепенной. Вторым решением было - на основе имеющихся данных и сложного вариативного алгоритма искусственно создавать биологические симуляторы головного мозга человека. Симулировать процесс развития личности. Спроектировать тела, способные к росту.
  Фая говорит, а я утопаю в океане безграничной власти, что скрывается в её словах. Спроектировать мозг и тело... Воссоздать человека по образу и подобию, не имея возможности сделать точную копию - кем надо быть, чтобы отважиться на такое? Богами?
  - ...дошёл до этапа практической реализации. К сожалению, мы столкнулись с серьёзными трудностями. То, что получилось в итоге, можно с полным на то основанием считать искусственным интеллектом, но новым человеком оно не является. Все "дети" крайне похожи друг на друга и не обладают полноценными личностями. Алгоритм, вносящий вариации в матрицы их развития, не может заменить генетическое разнообразие. Модели развития головного мозга недостаточно точны. Мы опять упёрлись в тупик.
  - А что с теми личностями, которых вы создали? На что они похожи?
  - На детей, которые вечно останутся детьми. Некоторые научились решать весьма сложные задачи, но свободными творческими личностями так и не стали. Они содержатся в... чём-то вроде парка, где могут реализовывать свои потребности, оставаясь в безопасности.
  - Кажется, я догадался, для чего меня оживили.
  - Правильно. Куда лучше, когда человек делает вывод сам, а не получает его в готовом виде. Столкнувшись с очередной проблемой, мы вернулись к изначальному варианту, решив провести глобальный поиск сохранившегося генетического материала. В том числе - там, куда не докатилась война в её наиболее неприятном виде.
  - На месте катастрофы "Новой зари".
  - Шансов было мало - космические сражения редко оставляют на своём месте что-либо, за исключением газа и фрагментированных обломков. К счастью, нам повезло."Новую зарю" поразило сравнительно маломощное кинетическое оружие. Так мы нашли тебя.
  - Только меня?
  Внутри вспыхивает безумная надежда - что, если?.. Быть может, в других уголках Земли так же маются мои бывшие... бывшие... кто? Соотечественники? Эволюционные современники?
  - К сожалению. В целом виде, по крайней мере. Были образцы тканей других людей. Достаточное количество. Вместе с живой моделью - тобой - у нас достаточно информации. Люди будут воссозданы.
  Это уже чересчур. Слишком много потрясений для меня одного. Гибель и возрождение человечества, пережитые в течение часа...
  Фая смеётся. Её волосы живут собственной жизнью и щекочут моё лицо.
  Я жив. Впереди - вечность.
  - Ты всё ещё хочешь, чтобы тебя модифицировали?
  Хочу ли я пройти чужой путь? Зачем, когда у меня есть свой?
  - Что с нами будет?
  - Всё, что вы захотите. Кроме войны.
  - Ты будешь со мной разговаривать?
  - Куда же я денусь?
  Смеётся. Всё-таки она - человек. Значит... - Всё будет хорошо, - в один голос говорим мы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"