Балобанова Ирина Алексеевна : другие произведения.

Крушение веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В этот раз я участвовала в семинаре "Осознанное родительство", с интересной темой: "Формирование детского мировоззрения". Мероприятие проходило на территории педагогического колледжа. Участников было заявлено около восьмиста тридцати человек, по факту - только половина.
  Моё выступление было последним в программе.
  - Следующая тема нашего семинара "Формирование детского мировоззрения", читает Вера Петровна Орлова.
  
  Волнуясь, я подошла к профессорской трибуне, во рту пересохло. "Хорошо, что из-за неё не видно, как у меня дрожат колени. Интересно это волнение когда-нибудь пройдёт?" - думала я, пока слушатели рассаживались на свои места, после перерыва.
  Как замечательно, что есть стаканчик с водой. Делаю маленький глоток, чтобы просто смочить рот, обводя взглядом помещение.
  "Ну, понеслась!" - подумала я и начала свой доклад.
  - Дети - невинны. А взрослые - глупы.
  
  По лицам вижу, что сейчас начнутся возражения и споры, со второго ряда слышен "цок" языка, а в середине - пыхтение. Важно успеть предупредить, нежели потом просить и успокаивать.
  - Предвещая ваше несогласие, прошу, просто послушайте моё объяснение. А после, обсудим и каждый сделает свои выводы. Хорошо! Договорились?
  
  По аудитории прокатилось нечленораздельное согласие, сопровождаемое кивками голов.
  - Тогда продолжим - сказала я, отпив ещё воды.
  "Пока всё хорошо" - пронеслось в голове.
  - Дитя - словно чистый лист, оно всё воспринимает на веру, так как ещё не обладает достаточными знаниями и не умеет сомневаться или подвергать критике полученную информацию.
  
  На лицах слушающих читалось: согласие, скепсис и неуверенность, но все слушали.
  - Дитя - словно пустой сосуд.
  "Вот оно, раздражитель - реакция, психология я тебе обожаю" - думаю, тихонько улыбаясь.
  
  Примирительно поднимаю руку, останавливая самых ярых и продолжаю.
  - Да, да, у него уже могут быть, врождённые задатки и черты будущего характера. Это все знают, всё хорошо.
  Так вот, именно его окружение, сначала: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки, а потом: друзья, детский сад, школа, в общем социум, наполняют его знаниями, моделями поведения, пониманием где, как и когда себя правильно вести, что, как и зачем делать и много чего ещё, в процессе воспитания, обучения и становления личности.
  Именно среда формирует человека и то, каким он выйдет, многое зависит от окружения.
  
  Многие теперь согласно кивали, видна была заинтересованность темой.
  "Отлично, теперь вы мои" - радовалась я.
  - Мир новорожденного, в особенности первые месяцы - это мама, иногда папа.
  По мере роста, Мир ребёнка расширяется, появляются новые люди, предметы, формируются новые навыки. Происходит развитие, налаживается контактность и двусторонняя связь.
  Активно развивается мозг и тело, ребёнок так многому учится в первый год - полтора своей жизни.
  
  Слушатели превратились в одно большое ухо, все глаза были направлены на меня.
  - Сами подумайте, он учится: держать головку, владеть руками и ногами, переворачиваться, ползать по-плостулски и на четвереньках, стоять, ходить и бегать, и помимо этого, ещё учится смеяться, произносить звуки, говорить.
  Не мало так успевает осваивать, правда!?
  
  Народ в аудитории заулыбался, скинулось излишнее напряжение. "Замечательно" - я улыбалась.
  - Всё это он постигает, при постоянном контакте извне. Взрослый показывает и направляет, то есть - обучает, формирует навык и умение, что уже есть опыт. И ребёнок на подсознательном уровне, полностью верит, доверяет и впитывает абсолютно всё.
  Родители, воспринимаются детьми словно Боги, хотя ни этого слова, ни его значения они ещё не знают. Ведь они всё знают, всё умеют и всё могут, в отличии от него самого.
  
  И да, это прекрасно, ведь именно в этот (в разных источниках до десяти лет) момент закладывается основа будущего человека. Опираясь на которую, ребёнок будет взращивать себя сам, формируя личность уже осознанно, идентифицирую себя с идеалом, на которого хочется быть похожим.
  В руках родителя, что вложить в дитя. Правда для этого важно самому быть тем, кого хочется видеть в ребёнке.
  
  На лицах слушателей появилась задумчивость, размышление и переосмысление.
  - Но это уже отступление. Вернёмся к теме.
  Как ребёнок познаёт Мир? В начале, он пробует на вкус и зуб, далее пробуя что-то делать и задавая бесчисленное количество вопросов.
  Он безоговорочно верит всему, что скажет взрослый. И здесь важно не шутить и ржать над ним, а давать верные ответы.
  
  - Иначе выйдет, как в этой истории.
  Пусть главного героя зовут - Ромка. Так вот ему, старшие друзья сказали: "Мышь откладывает яйца, и из них вылупляются мышата". Они посмеялись, а он поверил, ведь они старшие, принял это за истину и жил с ней.
  И вот, на копке картофеля, в лунке ему попалось мышиное "гнездо"*с новорожденными, голыми мышатами.
  *Пояснение: Мышиное "гнездо" - норка в земле, выстланная мягкой, сухой травой и птичьими перьями.
  
  И он гордо поделился своими знаниями. Взрослые и другие дети смеялись, а Ромка был очень смущён и явно чувствовал неловкость. На лице читалось сомнение, недоверие и растерянность.
  Ему, конечно же, объяснили, как на самом деле это происходит. И теперь он знал правду, но Мир, в котором жил Ромка, рухнул, его обманули друзья.
  
  Кто-то хихикал, кто-то улыбался, а кто-то сохранял серьёзность.
  - Теперь представьте, что пережил этот ребёнок. Поставьте себя на его место и прочувствуйте всю гамму переживаний.
  
  Смех прекратился, улыбки исчезли с лиц, в зале воцарилась тишина.
  - Нельзя врать и обманывать, только для того, чтобы посмеяться - это подло и некрасиво. А ещё, ребёнок перестанет верить, и будет всё подвергать сомнению - сказала я, подведя итог этой истории.
  
  - Вот вам другой пример, он из личного опыта.
  Я тоже, как и все вы, была маленькой. Задавала много вопросов, слушалась родителей, помогала по дому и хозяйству. Наблюдала, что и как делали они, и повторяла - училась.
  Уважала и очень старалась мочь всё, что могли они. Очень радовалась, когда у меня получалось сделать что-то значимое. Если не выходило, то пробовала снова и снова, пока не получалось.
  Считала взрослых - очень мудрыми и умными. И верила им во всём.
  
  Первый класс, я очень ждала школу, любила учиться и узнавать новое. Она мне представлялась, чем-то таинственным и священным. Мама говорила, что там учителя, которых важно слушаться. И каким-то образом, я приравняла Учителей к "Богам". Они учат разным знаниям и предметам, что у меня будут разные книжки и тетрадки. Мне очень хотелось попасть туда. Это было чем-то весьма ответственным, даже взрослым что ли.
  
  Я смотрела большими глазами, полными благоговения, на свою первую Учительницу - взрослую женщину. Мне она казалась более мудрой и умной, знающей что-то такое, чего не знают другие.
  Старательно выводила прописи, высунув язык и замирала, когда она подходила корректировать положение ручки в руке.
  Из левши, меня сделали правшой. Я не спорила и особо не сопротивлялась, так как безоговорочно верила старшим. Они же всё знают!
  
  И вот однажды, на перемене, я пошла в туалет. Сделав то, зачем пришла, мыла руки.
  Зашла она - мой "Бог". До сих пор помню, как удивлённо провожала её взглядом и думала: "Зачем она пришла в туалет? Что ей здесь делать?"
  Учительница прошла в кабинку и я поняла, зачем.
  
  Мой Мир рухнул, оказывается она - просто человек! Значит и другие учителя - тоже люди, такие же, как мои родители и все остальные.
  Остаток учебного дня, я провела в задумчивости и размышлениях. Учительница, несколько раз делала мне замечание, возвращая к классной работе.
  Я всё так же прилежно училась. "Богом" она, конечно же, уже не была, но взрослой, у которой можно научиться чему-то новому, оставалась.
  
  - Эта история показывает, что ребёнок склонен "обожествлять" то, что ему не совсем ясно, с чем он ещё не имел дела.
  Опять-таки, родители не достаточно прояснили, что такое школа и кто такой Учитель. Я, опираясь на полученную информацию, сама сделала заключение. В этом случае не верное - закончила свою историю.
  
  Люди тихонько перешёптывались, улыбались, было видно, что им хочется поделиться своими рассказами и опытом.
  - В подведении итогов хочется ещё раз заострить ваше внимание, на важности правильного общения с детьми. Вы для них "Бог"* - они верят вам, просто на слово.
  *В этом случае "Бог" - их создатель, мамы и папы, именно они создали своих детей.
  
  В большей степени, от родителей зависит, каким вырастет его ребёнок.
  Поэтому воспитывайте себя, а дети вырастут похожими на вас.
  И помните, вы были детьми, а они ещё не были взрослыми. По крайней мере, в этом воплощении.
  
  Слушатели понимающе смотрели и улыбались.
  - У взрослых уже есть знания, опыт, представления о Мире, сложившиеся модели поведения, реакции и действия, которые применяются в ежедневной жизни "на автомате".
  
  Дети же, ещё вообще ничего не знают об этом мире, его разнообразии и возможностях. У них нулевой опыт и знания. Они ещё только учатся, поэтому прошу вас, проявите чуткость, внимательность, терпение и одарите любовью.
  Именно родители прописывают поведенческую базу будущего человека.
  
  - Желаю вам осознанного родительства и воспитания. Надеюсь, материал был полезен.
  Если у вас есть какие-либо вопросы, я готова ответить в перерыве. На этом, семинар "Осознанное родительство" закончен. Всех благодарю. До свидания.
  
  #ваша_Я
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"