Балтин Александр Львович : другие произведения.

Облдрамтеатр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ОБЛДРАМТЕАТР
   На репетицию народный
   Имеет право опоздать.
   Вальяжно-ветреный, свободный -
   Не станут меньше почитать.
   Он ведь один в облдрамтеатре.
   Фетисов - новый режиссёр
   Нагромоздит проектов Татры.
   У Збарской увлажнённый взор.
   В гримётной запахи витают
   Разнообразные весьма.
   -Зарплаты нам не прибавляют,
   тут и мерещится сума.
   -У Васьки снова только двойки.
   -Пивка хлебнёшь?..etc.
Горелов мается с попойки,
   какая уж теперь игра.
   На посторонний глаз занятна
   Ведь репетиция, когда
   В партикулярном платье (пятна
   На нём - такая ерунда!)
   Свой монолог бормочет Гамлет.
   -Покровский! Где же ваша страсть!
   Не говорит, а тупо мямлит.
  
   Но вечером - иная масть.
   Малинов занавес богатый.
   Вот постепенно гаснет свет.
   И пьесы лёгкий дух, крылатый
   Вам доказует - горя нет.
  
   СЛОВО О МАЛАХИТЕ
   Зачерствелый хлеб покрыла плесень
   В зелень чуть, седая, как зима.
   Малахит не зачерствеет - пресен
   День твоей фантазии весьма.
  
   Зачерствелый хлеб - а мыслишь: старость
   Вырвала синицу вдруг из рук.
   Малахит...А сколько мне осталось?
   Твой рисунок тонок, вместе груб.
  
   Он похож на чертежи ладоней -
   Ту, сухую повесть обо мне.
   Хлеб и малахит - а что законней?
   Суть ответа очевидна мне.
  
   Видел малахитовые вазы,
   Чаши и шкатулки и т.д.
   Зелень волн и прелесть летней фазы
   Видел в детстве где-то там...нигде.
  
   Город есть - Нигде, турецкий город.
   Или мозг запутал сам себя?
   В звеньях той цепи ты снова молод -
   Цепь же тянет в никуда судьба.
  
   Камень малахит - игра созвучий,
   Сумма нотных строк, etc.
   Коль боюсь - так темноты паучьей.
   Страх прогнать давным-давно пора.
  
   Камень мудр. Мне кажется порою.
   Немота - от мудрости его.
   Жизнь прожить, не портя жизнь игрою
   Тяжелей всего.
  
   ЖИЗНЬ В ЗНАКЕ
   Кинорежиссёр на склоне лет
   (извините за банальность) влился в слово.
   Мемуары сухо и сурово
   Строил будто дом, где будет свет.
  
   Жизнь даётся, чтобы в знаках ты
   Выразил её. В чём сущность знака?
   Двор, Его известные черты.
   Тополя. Заходится собака.
  
   Человек - ты знак! Ужели? Нет!
   Я из плоти, знаю мягкость мяса,
   Знаю силу кости и сюжет
   Будничности серенького класса.
  
   Знаки остаются? Иль на них -
   Все поблекнут! - новые напишут?
   Будет палимпсест, а был ли стих?
   Поколенья в общем разным дышат.
  
   Вот гроссмейстер книгу написал,
   И супермодель туда же - книгу.
   Коль душа молчит и не страдал,
   И не уподобил сердце крику,
  
   Что сказать способен? Двор молчит.
   Тополя осенние златятся.
   Этот успокаивает вид.
   Листья вон - грошовое богатство.
  
   Знак за знаком. Где же тишина?
   Знаками ли отшлифуешь душу?
   Коли жизнь дана, и жизнь одна
   С чем оставишь дорогую сушу?
  
   Светопись должна быть, не письмо!
   Одоленье плоти - личной, малой!
   Иль бездарность - чёрное клеймо?
   Иль - ты заболтался просто, малый?
  
   В жизни растворяйся - как кусок
   Сахара в том чае растворится,
   Что глотаешь ныне, одинок,
   Не сумев со знакописью слиться.
  
  
  
  
  
   ТЕРНОВЫЙ КУСТ
   Терновый куст, терновый хруст,
   Терновый символ мёртвых уст.
   Шипы грозят - колючий строй,
   Любой проколет мозг иглой.
  
   Проколет кожу, а не мозг!
   Мозг вечно даром строит мост
   К небесным далям, а они
   Молчат, дав длящиеся дни.
  
   Терновник-боль, терновник-смерть.
   Худое тело - будто жердь -
   Страданьем полнится. Душа
   Светла в том теле, хороша.
  
   Терновник-вой, терновник-бой,
   Что ветер делает со мной!
   Звенящий ветер бытия,
   В нём жизнь растворена моя.
  
   Спасенья нет! Спасенье есть!
   Не про мою, наверно, честь.
   Нарвать ли ягод? Но шипы
   Хранят надёжней, чем щиты.
  
   Терновый страх, сакральный знак -
   Ты одолеть обязан мрак,
   И по-другому жить. А как?
  
   ВСТРЕЧА
   -Я ваш сын, - спокойно говорит.
   А кафе шумит.
   Двое за столом. И двор - в окне.
   Два бокала сока. - Не вполне
   Понимаю, что угодно вам? -
   Пожилой сказал. - Не знаю сам, -
   Молодой ответил. - Но хотел
   Поглядеть на вас. - Что ж, поглядел?
   -Да, и убедился наконец -
   вы подлец.
   Шум кафе - звенящий, молодой,
   Драме оной в общем-то чужой.
  
   ФОНТАН
   Се - дерево из жидкого стекла:
   Сокрыты механические корни.
   Тритон, лягушка, пеший или конный
   Герой несут сиятельную крону,
   Какую солнечная острая игла,
  
   Проткнёт едва ль,
   Играя - но вполне безрезультатно
   С водой, текущей вверх, затем обратно.
   Чья вертикаль
  
   Примером вряд ли может послужить:
   Нет целостности...если взгляд ликует,
   То значит эти струи существуют
   В подмогу. Хоть без них возможно жить.
  
   Се дерево, которое листву
   Не растеряет осенью помпезной.
   И ветер будет биться, бесполезно
   Терзая, - и настырно - ту ли, ту,
  
   Иную ветку - каждая струя
   Она же ветка. Но в мороз не будет
   Сверкать фонтан - изъят из бытия.
   И не осудит
  
   Никто его - таков уж механизм...
   Фонтаны! Городские украшенья!
   Блестят монеты будто подношенья.
   Пустой трюизм.
  
   Фонтан, изобретённый без тебя,
   Глядящего с восторгом или вяло,
   Просуществует - такова судьба.
   И если брызги - пенная гурьба -
   Легко лица коснутся, то нимало
   Не удивит подобный оборот
   Готового к коллизиям субъекта.
   Он, насладившись зрелищем уйдёт,
   Забыв фонтан как поворот сюжета,
   Не слишком важный средь других забот.
  
   К 45-ЛЕТИЮ СМЕРТИ ФОЛКНЕРА
   Седина стальная благородна.
   Фермер? Нет, скорей, аристократ.
   Своеродно, просто бесподобно -
   Фугами! - романы те звучат.
  
   Щёточкой усы его подстрижены.
   Виды замечательны в Париже, но
   Густота и мощь земли родной
   Матерьял для прозы, или почвы
   Оной прозы. Много ль может почта
   Сердца обещать душе чужой?
  
   Ну а есть вообще чужие души?
   Фермерство - как близость к небесам,
   И к тому клочку могучей суши,
   Что в словах потом представит нам.
  
   * * *
   Я тяжело переживаю
   Твоё отсутствие, мой друг.
   Пусть я тебя совсем не знаю,
   Но слишком знаю мир вокруг.
  
   Про одиночество банально -
   В стихах тем паче - говорить.
   Оно едва ли инфернально,
   В нём можно так уютно жить.
  
  
   Но всё же нечто - и свинцово -
   Порою душу тяготит -
   Через неё проходит слово -
   К кому оно потом летит?
  
   ШКОЛЬНАЯ ПУТАНИЦА
   -Взяли Трою персы во главе
   с Александром Невским! - Кореш спятил!
   -Байрон вёл по греческой траве
   войско - испугался неприятель.
  
   -Вы сдурели! Байрон ведь погиб
   до того. А тут всё делал Цезарь!
   -Цезаря кормить столкнули рыб!
   -Инки добывали в Трое цезий.
  
   -Нет, Помпей повёл свои войска...
   -Братцы, а кого осилил Гитлер?
   -Мандарины будете? - Тоска!
   Сок закапал сине-белый свитер.
  
   -Плыл Веспуччи к этим берегам.
   -Да каким? - Открыл Веспуччи Трою.
   Это ясно, охламоны, вам?
   Плаванье - вот дело для героя.
  
   -Вагнер сочинил им гимн! - Ахилл
   пел его и вёл кого-то в горы.
   -Кто открыл Америку? - Убил
   кто кого? - А этот вот, который
   как бишь? Он кого-то утопил.
  
   Торквемада! Дарвин что ль? Ещё
   Был какой-то Шиллер! точно - Шиллер!
   -Он не брал вам говорю её,
   брал Аякс - умелый, парни, киллер.
  
   -Тю! Сбесился! Ведь Аякс - футбол!
   Точно, я смотрел, вчера играли,
   Помню я забитый каждый гол...
   Спутаны все данности, все дали.
  
   Школьников на перемене трёп
   У окна, широкий подоконник.
   Хорошо не бьют друг друга в лоб.
   На продлёнке несъедобный полдник.
   Путаница в головах, увы.
   Имена и даты здесь - компотом.
   Интересны данности узлы,
   Вверенные новым оборотам.
  
   НОВЫЙ ИНДИКОПЛОВ
   Новый Индикоплов
   Собирает золото слов
   В закрома памяти.
   Небесный злак не постичь.
   А ясна ли церковь, опричь
   Здания, куполов, паперти?
  
   Что же с собою в дорогу взять?
   Трудности предугадать
   Мешает узость сознанья.
   На пересеченьях дорог
   Подстерегает рок,
   Или отчаянье.
  
   Впрочем, случайностей нет.
   В пути был увиден снег
   Впервые - он манну
   Напоминает, но
   Несъедобен он всё равно -
   Вкус подобен обману.
  
   Зёрна слов прорастут
   Непременно, когда маршрут
   Выбран верно.
  
  
   Хмель далёких путей!
   И дерево наших страстей!
   Сломана ветка.
  
   Ветка - не корни. А ты
   Сам лишь объект мечты
   Чьей-то возможно.
   Лошади и ослы,
   Тюки, сбруя, мослы.
   Страшна даже не ложь, но
  
   Ошибка. Вперёд! Вперёд!
   Индия духа ждёт,
   Если так - непременно
   Дойдёт, избравший путь,
   Избавляющий мерно от пут
   Всего, что скверно.
  
   АДЮЛЬТЕР
   (стихотворение в прозе)
   Машину занесло, и он ударился о руль. Чертыхнувшись, продолжил поездку.
   Женщина встречала его в розовом пеньюаре. После
   механической (как банально!) схватки любви, они сидели на кухне, и она кормила его ужином.
   -Сациви тебе удалось сегодня, - похвалил он.
   Горели свечи.
   Он давно забыл, как занесло машину, и что он ударился о руль.
   Жена, уверенная, что он в командировке, спокойно
   легла спать.
  
  
  
  
  
  
  
  
   АВАРИЯ
   ( стихотворение в прозе)
   Спешил встретить жену, завозился слегка, опаздывал, рванул на красный. Даже не увидел машину.
   Водитель, уже затормозив, обречённо опустил голову на руль.
   Жена ждала его полчаса. Злая и раздражённая, таща сумки,
   пошла домой.
   Только через два дня, после измотавшей её, бурной деятельности, она узнала, что её муж погиб.
  
   * * *
   Глотаю из чаши гриппозной
   Болезни полынный настой.
   Пространство махиною грозной
   Нависло сейчас надо мной.
  
   В сознанье моём отражаясь,
   Как в зеркале прожитых лет,
   Мерцает реальность, меняясь,
   Когда изменяется свет.
  
   Что люди и космос едины
   Узнал из мистических книг.
   Но личного сердца глубины
   Ещё до конца не постиг.
  
   И чаша гриппозная эта
   Наукою новой дана -
   В ней сходятся линии света
   И чёрная мистика дна.
  
   ОЛИВЕР ТВИСТ
   Потом прочёл романов триста,
   А может тыщу одолел.
   Но образ Оливера Твиста
   От этого не потускнел.
  
  
  
   Тот съел десяток сочных устриц,
   А тот с картофелем бифштекс.
   А кто из полицейских умниц,
   Роняет, глаз прищурив, тэк-с?
  
   Кто стулья поломал в конторе?
   Но цифры мёд не принесут.
   Оплакивать чужое горе
   Для ребятни привычный труд.
  
   И слёзы утирая, дети
   Сопровождают пышный гроб.
   Работ достаточно на свете -
   Все добывали пищу чтоб.
  
   Ты ремесло освоишь вскоре -
   Легко утирки воровать.
   Тому мордатому обжоре
   Не грех карманы пощипать.
  
   Сок жизни? Часто он - отрава.
   Повсюду - грязной ватой - смог.
   И крик из переулка справа
   Рванувшись резко, тут же смолк.
  
   * * *
   Ларь на чердаке нашёл,
   Уголки с латунью тусклой.
   Ларь достаточно тяжёл,
   А настрой душевный - грустный.
  
   Книжки пухлые хранит
   Ларь, они покрыты пылью.
   Замусоленность страниц
   Резко вспыхнет детской былью.
  
   Тут же старый-старый горн,
   И солдатиков коробка.
  
   В них играя, малый горд
   Был собой, вообще-то - робкий.
  
   Малый вырос. Память жжёт,
   Будто едкая извёстка.
   Ларь опустошён - и вот
   Дыбится на дне двухвостка.
  
   О СМЕЛОСТИ И БЫТЕ
   Генетиков группа
   Внутри советской системы.
   Переть против Лысенко достаточно глупо -
   Необходимо ради истины! - единственной темы,
  
   Стоящей жертвы.
   Листва аплодирует птице.
   Поэт понимает подобный успех,
   Но не жесты
   Важны - расширенье границы
   Мировоззрений, пусть понятное не для всех.
  
   Утончаясь,
   Мир усложняется постепенно.
   Многие карты и адреса,
   Меняясь,
   Кровь иную вливают в вены.
   Жизнь, которую знаем - это ведь жизнь не вся.
  
   До рожденья, до этой жизни другая была -
   Яркая и насыщенная, хоть позабыта.
   Что будет после этой, после неё?
   Насколько посмертная доля светла
   Зависит не от условий быта.
   Из многих учений тайных узнаешь
   Что-нибудь про загробное это житьё-бытьё.
  
   Генетики те
   Розенкрейцеры что ли?
   Ты сам способен осуществить прорыв?
   Или, заложником косной воли
   Остаёшься, не ведая перспектив?
  
   Сады
   Есть повсюду - в музыке, физике, в общей гамме
   Существованья социума твоего.
   Но их плоды
   Зависят от многих причин, которых мы сами
   Часто не знаем, думая о
  
   Пресловутом тельце
   И Мамоне.
   С чем остаёмся в руках, ибо песок
   Утекая, заставит меняться в лице.
   А на троне
   Вновь злодей, и - хоть пулю в висок!
   Отвращеньем исходишь.
   Но ведь занавес раньше времени не опустить.
   Если сможешь - уловишь
   Силу правды в лучах, а унынье уволишь,
   И узнаешь как надо, как следует жить!
  
   Ночь.
   Двор деревьями полон, как войском,
   Это войско едва ли пойдёт на тебя.
   Чьё мерцает окно? Если кто-то не прочь
   Жить хорошим, весёлым весьма беспокойством -
   Беспокойством стиха и молитвы - то стоит усилий судьба.
  
   ПОЭМА ПЕСКА
   Песок в барханах - просто сумма
   Песчинок - сколь крупней зерно?
   Но прорасти должно оно,
   А тут совсем другой рисунок.
   Другая масть, другой ранжир.
   Песчинок тут неисчислимо.
   Они желты, по цвету - жир.
   Они притом сильнее Рима
   И Вавилона и всего -
   Хоть меди, хоть и Моби Дика.
   Пространство вечно безъязыко,
   Но очевидно торжество
   Его. Кругом один песок,
   И синева над ним бездонна.
   А караван - он безусловно
   В таком раскладе одинок.
   Песок в часах. Блестит стекло.
   Кусочек времени? Пустыни?
   В масштабах зрелости - светло?
   В разъёме старости? Отныне
   Всё будет ближе темнота.
   Песок слагается в поэму.
   Насквозь пройдя судьбины тему,
   Узнаешь - что есть пустота.
   Но и насыщенность вполне
   Возможна в переливах яви.
   Бархан подобен ли волне
   Застывшей? Кто ответить вправе.
   Мир на метафорах стоит,
   Скрывая сущность стержневую.
   В уверенности - существую -
   Лишь голос времени звучит.
  
   ХХI ВЕК
   ...от фотографии цветной
   упорством веет...
   ( век ХХI нам какой
   раскроет веер?)
  
   На фотографии поэт -
   Попробуй век сфотографируй!
   Кто оставляет след,
   Необходимый миру?
  
   ...колонизация была,
   стрельба и деньги...было много
   ужасных красок, боль цвела,
  
   звучали войн колокола.
   Теперь продолжена дорога.
  
   .................................
  
   ...что будет в ближайшее
   время?
   не знаете люди дражайшие,
   или дрожащие.
   ешьте варенье!
  
  
   * * *
   Лицом упрёшься в стену - не найдёшь
   Красот, а отойдёшь - фасад красивый.
   Вот так оценок в настоящем ложь
   Реальность опровергнет перспективой.
  
   * * *
   Весь мир вложить в рифмованные строки!
   Ну а зачем? Мир - вот он, есть.
   А жизнь любая - голос одинокий,
   Но в каждом - солнечная весть.
  
   * * *
   Я уже не знаю -
   Мастер я иль нет?
   Вновь стихи читаю
   Собственные - бред.
  
   А когда-то нравились
   Эти камни слов.
   Да видать оплавились
   Суммою годов.
  
  
  
  
  
   * * *
   Чтобы стихи взошли лучами,
   Ты сеешь в душу грусть и боль.
   И осень жадными очами
   Глядит, как ты играешь роль.
  
   Стремясь постигнуть тайны тверди,
   С трудом одолеваешь дни.
   Стихи с тобой. До самой смерти.
   И душу жарко жгут они.
  
   Но чтоб стихи взошли пшеницей,
   В себя, как в почву, сеешь боль -
   Чтоб всходам радостью лучиться,
   Меняя к лучшему юдоль.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"