Аннотация: Кинокритика, фильм "Tuntematon sotilas" 1955 г
Не столь давно посмотрел фильм "Неизвестный солдат" ("Tuntematon sotilas") 1955 года, снятый по мотивам романа финского писателя Вяйнё Линна, признанного классика национальной литературы. Следует знать, что его книга занимает одно из ключевых мест в культуре Финляндии - если перевести в нашу систему ценностей, то получится... примерно как "Война и мир" и "В окопах Сталинграда" в одном флаконе.
Действие ограничено рамками т.н. "войны-продолжения", когда Финляндия, по итогам "незнаменитой" зимней кампании, уступившая в пользу СССР немало территорий, решила взять реванш и вписалась во Вторую Мировую на стороне Оси. На протяжении более чем двух часов зритель знакомится с боевым путем, с личностями и бытом солдат и офицеров одной пулеметной роты финской армии. Этот "взгляд из чужого окопа" и составляет основную изюминку фильма.
Отношения солдат и офицеров принципиально иные, чем в Красной Армии: дистанция между ними заметно более короткая, естественно, нет никаких комиссаров и прочих стукачей, а над навязываемым официозом "Освободительной войны" многие просто посмеиваются. Муштра и шагистика презирается солдатами - преимущественно потомственными хуторянами, крайними индивидуалистами - как неуместная и ненужная на войне. Главный герой, капрал Рокка, например, вообще отказывается козырять старшим по званию и величать непосредственного начальника "господином лейтенантом" - потому, что тот младше его. Впрочем, ему это сходит с рук исключительно благодаря его замечательной отваге - а вот парочку особо непослушных "для укрепления дисциплины" все-таки расстреливают перед строем.
Финны воюют обстоятельно, по-крестьянски. Деловито наступают, не гнушаясь ползать в грязи: все, призывавшие идти в атаку в полный рост с воплями "За Родину! За Маннергейма!" отравятся свинцом в первые жэ минуты войны и дальше дело пойдет без ненужного пафоса и ура-патриотизма. Врага бьют хладнокровно, но без злобы: солдаты знают, что если не ты - то тебя, но никак не могут понять ожесточения русских, бомбящих невооруженные обозы и в упор расстреливающих автобус с ранеными.
А когда дела начинают идти плохо, никто не гундит: "Ни шагу назад", для надежности упирая в спину дула винтовок и пулеметов - финны организовано и слажено отходят, унося с поля боя раненых и убитых, и умудряясь отстреливаться на бегу.
Особо интересно смотреть фильм, зная, что большинство актеров - мужчины 1920-1925 годов рождения, явно знакомые с войной не понаслышке - учитывая тот факт, что во время войны в финскую армию было мобилизовано практически все здоровое мужское население страны. Это придает "Неизвестному солдату" какую-то особую... достоверность, заметно отличающую его от советского кино, посвященного ВОВ, где из артистов-ветеранов сходу вспоминается лишь Алексей Смирнов.
Ключевой момент фильма - солдатский диалог, посвященный перспективам войны:
-Mutta suomen sotilas vastaa kymmentä ryssää.
- Mhiin... Kyllä kai. Mutta mitäs sitten tehdään, kun tulee se yhdestöista?
- Но один финский солдат стоит десяти русских.
- Ну... да. Но что делать, если придет одиннадцатый?
И действительно, одиннадцатый приходит, и гигантскому скоплению живой силы и техники под красными знаменами финская армия не можэт противопоставить ничего - не помогает ни знание местности, ни традиционная стойкость в обороне, ни наличие могущественных союзников...
Финляндия, как мы знаем, проиграла эту войну. Финский мужик, не знавший голода и черных дней террора, не живший в атмосфере тотальной лжи и пропаганды, спасовал перед натиском доведенного до ручки русского мужика...
Тем не менее, вопрос - как воевать? - остается в силе до сих пор. Выливать на противника ушаты грязи, доводить себя до исступления ритуальной ненавистью к нему, выплескивать накопившееся остервенение на пленных и гражданских? Или ж просто ходить на войну как на работу, делать свое дело старательно - но без фанатизма, ибо не должно быть на войне фанатизма, как не должно его быть в ассенизаторском или прозекторском ремесле?
Впрочем, события августа 2008 позволяют нам сделать однозначный вывод - каким образом Россия решила для себя данный вопрос.