Банчик Леонид : другие произведения.

Притча о блудном сыне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Блудный сын, старший сын - кто они? Да это же мы с вами!


Блудный сын

   Леонид Банчик
   Пожалуй, самой проникновенной притчей из всех, рассказанных Христом, является притча о блудном сыне (или о расточительном сыне, как ее называют на других языках). По этой притче великий Рембрандт написал в 1669 году свою последнюю картину, в центре которой старый слеповатый отец и коленопреклоненный сын, вернувшийся в родительский дом после долгой разлуки. Сын повернут спиной к зрителям, но мы многое можем узнать о нем по лохмотьям, стоптанной обуви, струпьям на голове, голой пятке. Руки старца ощупывают сына. Вероятно, он уже не в силах прижать сына к себе. Рядом находятся другие люди, свидетели трогательной встречи, однако Рембрандт показал их фигуры явно второстепенными. Все наше внимание сосредоточено только на двоих - отце и сыне. Художник к тому времени потерял своего любимого сына, и эта Библейская история была ему особенно близка.
   Иисус отвечал на обвинение фарисеев в том, что "...Он принимает грешников и ест с ними" (Лука 15:2). Учитель рассказал им сразу три притчи, показывающие отношение Бога к своим чадам, даже, казалось бы, к самым недостойным чадам. В этих историях заблудшая овца, потерянная драхма и блудный сын символизируют покаявшихся грешников, а старший сын - образ фарисеев и всяких самоправедных людей. Кто же тогда отец? Конечно же, это добрый и любящий Господь. Пожалуй, Рембрандт допустил в картине единственную ошибку, изобразив отца слепым. В притче Христа он вполне здоровый и необычайно деятельный хозяин имения.
   Итак, обратимся к притче и трем ее главным героям - отцу с двумя сыновьями, причем разделим наш рассказ на две части.
  

Часть первая. Младший сын

   "Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Лука 15:21-16).
   Когда в семье несколько детей, то родители обычно считают старшего своей опорой, главным наследником, зато младшим достается больше родительской любви. Младший сын потребовал свою часть имения, и отец исполнил его просьбу, хоть мы не видим в ней сыновнего уважения. Согласно Моисееву закону, это была третья часть, потому что две трети полагались первенцу (Втор. 21:17). Но обязан ли был отец удовлетворить его просьбу? Конечно, нет. Наследство полагалось после смерти отца, а не при его жизни. Вспомните шекспировского короля Лира! Он все раздал дочерям, рассчитывая на царский прием в их домах, а его попросту вышвырнули вон за ненадобностью.
   В нашей притче отец соглашается отдать часть наследства младшему сыну, оставаясь хозяином двойной части, которая после его смерти отойдет к старшему. По истечении немногих дней младший, обратив имущество в деньги, подался в дальние края. Нам неизвестно, сколько времени ушло у него на растранжиривание состояния. Скорее всего, произошло это достаточно быстро, так как распутная жизнь требует немалых затрат. И вот уже бывший барчук вынужден устроиться на самую низкооплачиваемую работу. Для еврея быть свинопасом наиболее позорно. Вероятно, Иисус намеренно дал Своему герою такую профессию, чтобы показать слушателям: Господь прощает кающихся грешников, даже если они упали ниже допустимого в глазах общества порога, ниже предела падения.
   Рожковое дерево растет в Израиле, Сирии, Малой Азии. Его стручки, терпкие на вкус, служили пищей для скота и бедных людей. Сегодня их добавляют в напитки и сладости. По христианскому преданию рожками питался Иоанн Креститель. У раввинов есть интересная поговорка: "Когда евреям приходится есть рожки, тогда они каются". Может быть, предтечей поговорки стала притча о блудном сыне? Ведь ему не доставалось даже этой невкусной пищи. И он задумался...
   "Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Лука 15:17-19).
   Любому неверующему человеку стоит задуматься: кем я был, кто я есть сейчас, что мне делать дальше и Кому доверить свою жизнь. Однако Александр Мень справедливо писал: "Эта притча также о нас, когда мы забываем о своем Небесном Отце, когда мы уходим от Него далеко, увлеченные своими страстями, мелочами, повседневностью жизни... Это о нас, когда мы оторвались, отпали, отошли, заблудились, потерялись".
   Блудного сына заставила задуматься нужда. Он сам виновен во всем происшедшем. Он хочет изменить свою жизнь. Он готов идти в наемники к собственному отцу. Он знает, что слуги отца живут значительно лучше, но его возвращение нельзя свести просто к желанию хорошо питаться. Почему? Потому что он признает свой грех перед Богом и отцом. Потому что он понимает, что был недостойным сыном и не имеет права носить имя отца. Потому что он переступает через свою гордыню и готов стать слугой в доме, где когда-то был хозяйским сыном. Происшедшее с ним и есть истинное покаяние, когда все мирское отбрасывается в сторону, и ты стоишь один перед Богом в слезах и мольбе о прощении.
   "Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лука 15:20-21).
   Господь знает наши мысли. Блудный сын отправился в обратный путь, а отец уже ждал его. Он был еще далеко, а отец уже его увидел. Он шел пешком, а отец побежал ему навстречу. Он еще не успел вымолвить ни слова, а отец обнял его и расцеловал. Вот так Бог спешит навстречу каждому кающемуся грешнику, и на небесах в этот момент ликование, великий праздник! Как сказал Иисус: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лука 15:10).
   Старая русская поговорка гласит: "Кто кого обидит, тот того и ненавидит". Ненависть издавна означала нежелание видеть. Человек, незаслуженно обидевший другого, часто считает себя правым и не желает видеть свой грех. Но если он осознает свою вину, попросит прощения у Бога и у того, кому нанес обиду, то обретет Божью любовь.
   Младший сын оскорбил отца уходом из дома и растратой имущества, но он вернулся и возвращает отцовскую любовь. Он вслух повторяет слова покаяния, которые были в его мыслях, но кое-что не успел договорить. Что именно? "Прими меня в число наемников твоих". Отец не дал договорить сыну, зная его мысли. Покаявшемуся грешнику полагается иная участь. Он вновь становится сыном, любимым сыном.
   "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лука 15:22-24).
   Отец велел одеть сына в лучшую одежду - самую дорогую, которую носили только знатные люди. В такую одежду был облачен Ангел, возвестивший пришедшим к гробнице женщинам о воскресении Христа. Тем же греческим словом "столе" названа одежда всех пострадавших за веру (Откровение 6:11).
   Младший сын получил в подарок перстень как символ власти и восстановления в правах, а также обувь, отличавшую хозяев от слуг. Отец устроил пир, символизирующий грядущий брачный пир Христа со всеми верующими в Него. Сын был мертв и ожил. Пока мы живем без Бога в своих грехах - мы мертвы. Только верой можно обрести жизнь. Отец ни словом не упрекает сына, потому что он вернулся с раскаянным сердцем. Так и Господь прощает грешника, призвавшего Его имя, облачает его в лучшие одежды и ведет Своим путем в вечность.

Часть вторая. Старший сын

   "Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым" (Лука 15:25-27).
   По людским меркам у старшего сына был повод для обиды. Отец отдал часть имения младшему, оставшись хозяином той части, которая по наследству должна достаться младшему. Один сын стал самостоятельным владельцем, а другой, главный наследник, по-прежнему подчинялся отцу. Младший вернулся без средств к существованию, а отец по-царски одарил его, устроил великий пир, и все это за счет наследства старшего сына. Так что был повод рассердиться, но чисто мирской повод. Ведь вернулся его родной брат! Отец празднует возвращение сына, почему же брат не рад возвращению брата? В его поведении проглядываются многие отрицательные черты фарисеев: самоправедность, презрение к падшим людям, гордыня.
   Старший сын возвращался с поля, вероятно, после тяжелой работы. Ему хотелось покоя и тишины, в то время как из дома раздавались ликующие крики и пение. Он понял, что сегодня отдыха не будет, оттого усилилось раздражение. Спросил у слуги, что там происходит. Услышал ответ: вернулся его брат в добром здравии. Теперь-то, узнав такую новость, ему бы забыть об усталости, броситься навстречу нашедшемуся брату, присоединиться к пиру! Увы...
   "Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка" (Лука 15:28-30).
   Иисус показывает нам в притче, насколько бывает зол человек, и насколько добр Бог. Брат не желает видеть брата, за что заслуживает сурового наказания. Однако Господь, предстающий перед нами в образе отца семейства, идет навстречу сыну, чтобы растопить ледяную глыбу обиды, уговорить его войти в дом и присоединиться к торжеству. Отец вышел к сыну, а тот воспринял поступь Божьей любви лишь как повод высказать свои претензии. Ответного шага он не совершил.
   Когда мы на кого-либо сердимся, то часто напоминаем малых детей. Примерно так выглядит жалоба старшего сына насчет козленка и теленка. Отцу лучше знать, стоит ли разрешать ему устроить собственный пир. Может быть, поедая вкусное мясо в кругу друзей, запивая его вином, послушный прежде сын забудет о работе и обо всем на свете. К тому же, он говорит отцу "этот сын твой". Не "мой брат", а "твой сын". Так обычно кричат родители в пылу спора из-за детей: "Это твой сын, ты им и занимайся". Вот и получилось, что отец обрел сына, а брат не желает обрести брата.
   У старшего сына есть заслуги перед отцом, которые он нескромно называет. Да, он честно исполнял свою работу, но в его словах мы не видим любви к отцу. Скорее всего, сын воспринимал отца, как своего начальника, которому следует подчиняться, и только. Если бы была в нем сыновняя любовь, он бы понял и разделил радость отца.
   К младшему брату он ничего, кроме презрения, не испытывает. Отец не упоминает грехов блудного сына, потому что тот покаялся. Зато старший помнит обо всем: "...этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами". Нет в его словах милости, нет сострадания. Отец же отвечает сыну словами великой любви.
   "Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лука 15:31-32).
   В греческом тексте стоит не "сын", а значительно более ласковое "текнон" - дитя, ребенок. И следует отметить, что мнения богословов по поводу старшего сына разделились. Одни считают, что Иисус не мог в этом образе показать фарисеев и книжников, так как они не достойны слов Отца "ты всегда со мной" и "все мое твое". Я придерживаюсь другой точки зрения, основанной на том, что Израилю "...принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Римлянам
   9:4-5).
   Как много дано Богом избранному народу, который Он хранит на протяжении тысячелетий! Именно это имеет в виду Отец, говоря сыну "ты всегда со мной" и "все мое твое". Но все перечисленные благословения не дают спасения, которое обретается верой во Христа. Поэтому фарисеи и книжники в лице старшего сына поставлены перед выбором: войти в дом и присоединиться к пиру или остаться снаружи перед закрытой дверью.
   Отец пытается вразумить сына, делая ударение на "брат твой". Старший сын обязан признать в младшем своего брата, как фарисеи должны прекратить с надменностью смотреть на мытарей и блудниц. Иисус показывает, что нашими братьями и сестрами являются все принявшие Его в свое сердце и исповедующие Библейские истины, независимо от социального статуса, независимо от национальной принадлежности.
   Думаю, Иисус намеренно не закончил притчу положительным или трагическим финалом. Он дает возможность поразмыслить Своим слушателям, поразмыслить и нам с вами. При внимательном рассмотрении себя в зеркале мы найдем черты как младшего сына, так и старшего. Все мы грешны и не раз отдалялись от Отца своими неправедными делами. Все мы испытывали зависть, гордыню, напрасные обиды. Но у нас есть любящий Отец, называющий нас Своими детьми и приглашающий в Свой дом на великий пир...
   К притче о блудном сыне обращался не только Рембрандт, но и многие художники и поэты. Прочтите прекрасное стихотворение Льва Болеславского. Если вы еще не доверили свою жизнь Христу, то, возможно, эти стихи помогут и вам просить прощения у Небесного Отца.
  
   Прости, Отец, прости, Господь,
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Ты даровал благую часть,
Затем чтоб ближе стал к Тебе я,
Но я схватил ее скорее,
Чтоб отделиться и отпасть.

Лишь в наслаждении одном
Блазнился смысл, дразнилось счастье,
Лишь женской плотью и вином
Я жаждал вечно насыщаться.

Зрел всюду, душу ослепя,
Земные блага, изобилье,
А пустоту внутри себя,
Увы, увидеть был не в силе.

Ушло имение из рук,
Уже ни золота, ни меди.
И -- где друзья? Взглянул вокруг
,
И вдруг увидел, как я беден.

Прости, Отец, прости, Господь.
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"