Аннотация: Банальный совет хозяйке: варите суп только из тех ингредиентов, в которых вы уверены.
Отравленная похлебка
Леонид Банчик
"Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле" (4 Царств 4:38-41).
Очень короткий и на редкость нравоучительный рассказ о самом чудотворном пророке Ветхого завета. Ученики Елисея сидели перед ним, как было тогда принято: учитель в центре, а ученики располагались вокруг него, ловя каждое слово. Однако речи учителя плохо воспринимаются, когда желудок требует пищи, когда мысли отвлечены мечтами о чем-нибудь вкусном или просто съестном. Елисей это понимает. Он и сам, конечно, голоден, но думает, прежде всего, о молодых учениках. Поэтому и велит слуге сварить похлебку ("назид" - нечто жидкое). Более известную похлебку сварил из чечевицы Иаков, но в голодное время о чечевице приходится только мечтать. И один из учеников пошел собирать "орот" - какое-то светлое растение. В период неурожая вряд ли это были овощи, как в русском переводе. Скорее всего, "орот" - травянистое растение. Некоторые ученые называют мальву.
Если человек вызвался собирать ингредиенты для похлебки, он обязан был в этом разбираться. Допустим, его назначил Елисей. В этом случае следовало честно признаться в своем неумении. Тогда отправили бы другого. А он пошел... Нам неизвестно, собрал ли он "орот". Возможно, собрал. И тут увидел дикое вьющееся растение. Специалисты обычно предполагают, что это колоквинт (колоцинт), напоминающий тыкву с плодами величиной с яблоко. В народе его называют горьким яблоком или горьким кабачком. В справочнике лекарственных трав описывается различное применение колоквинта в медицине, но при этом добавлено: "очень ядовит". Как же можно, не зная этих плодов, набрать полную одежду и накрошить в котел? Наверное, плоды понравились ученику своим видом, и он соблазнился ими, как Ева. Причем, если первая женщина накормила одного мужа (больше некого было), то он - всех своих собратьев.
Елисей не участвовал в трапезе. Возможно, как истинный учитель, он, в первую очередь, заботился об учениках и хотел, чтобы они насытились. И вдруг, истошный крик: "Смерть в котле, человек Божий!" Смерть, которая мирно почивала себе на поле, была принесена оттуда, брошена в котел и отравила людей. Ученики понимают, что спасение может прийти только от Господа. Они обращаются к учителю, называя его человеком Божьим. И Елисей устраняет яд, превращая смертельную похлебку в похлебку жизни, которой все насытятся.
Пророк совершенно спокоен. Он просит подать муки, добавляет ее в котел, и еда становится нормальной. Неужели найдено противоядие, и с помощью муки мы можем избавиться от различных отравлений: грибных, колоквинтовых и многих других? Конечно, не в муке дело. Господь может любым способом очистить пищу. Вероятно, мука являлась для учеников Елисея "наглядным средством", иначе никакие уговоры не заставили бы их прикоснуться к похлебке. В духовном смысле мука - хлеб жизни, дарованный нам Богом. Поэтому она стала средством очищения от смерти в котле.
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоанн 6:32-35).
Насколько актуален рассказ о похлебке в наши дни! Сколько людей приходит в церковь, имея за пазухой ядовитые плоды - всевозможные лжеучения. Они пытаются отравить своей похлебкой отдельных верующих и всю церковь. Если никто не встанет на защиту Божьего Слова, бывшая церковь превратится в рассадник лжеучения, соблазняющий другие церкви.
Господь спас сынов пророческих через их учителя. Елисей не соблазнился. Только он остался спокойным и уравновешенным. Только он нашел способ, как вернуть учеников в прежнее состояние. В этом Елисей показал пример руководителям христианских общин и каждому верующему.
Давайте повнимательнее проследим картину греха. Ученик Елисея сорвал плоды, о которых он ничего не знал. Он мог бы сам попробовать их на вкус, но почему-то не сделал этого. Принес их и, не спросив никого, накрошил в котел. Остальные ученики также не знали этих плодов, однако не остановили его. Вероятные причины следующие:
--
Они полностью доверяли собирателю колоквинта.
--
Они подумали: "Вот, начнем проверять, а он обидится, решит, что мы ему не доверяем".
--
Хотели насытить свой желудок любым способом.
--
Просто поленились проверить.
Все это образно говорит нам о распространении лжеучений. Один крошит некое новое учение в общий котел, думая о собственной выгоде и славе. Другие не сверяют это учение с Писанием, а принимают на веру, как "дополнение" к Божьему Слову. Они проглатывают отраву, которая может привести их к духовной смерти. Спасет только осознание того, что представляет собой похлебка, крик "Смерть в котле!" и призыв ко Христу о помощи.
Господь придет и спасет их от смерти. Он есть Хлеб жизни. Он бросит горсть муки в котел, и всякая ересь улетучится из церкви. А чтобы лжеучения не проникали в церковь, нужно внимательно изучать Божье Слово, ничего к нему не добавляя и ничего не убавляя.