Банчик Леонид : другие произведения.

Царь Езекия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена одной из самых значительных личностей эпохи Царств.

  Царь Езекия
  Леонид Банчик
  
  Место великого пророчества
  
   В то время, когда царь Ахаз творил свои неблаговидные дела, в одном городе с ним жил пророк Исаия (вполне вероятно, они были дальними родственниками). Если бы царь прислушивался к словам пророка, он не упал бы так низко. Мешали ему упрямство и, в первую очередь, неприятие Бога Израиля. Ахазу даже было предложено просить любое знамение у Господа, но он отказался. И тогда Исаия, обращаясь уже не только к Ахазу, а ко всему дому Давида, произнес слова, которые так дороги каждому верующему в Иисуса:
   "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ("алма") во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Иммануэль)" (Исаия 7:14).
   В иудаизме пытаются оспорить перевод слова "алма", утверждая, будто оно означает "молодая женщина". На это можно возразить тем, что в Бытие 24 Ревекку называют и "алма", и "бетула". В Исходе 2:8 юная сестра Моисея - также "алма". Раши, стараясь это как-то объяснить, писал, что она торопилась с энергией молодого мужчины. На мой взгляд, такое толкование ничего, кроме улыбки, вызвать не может. Спрашивается, почему так непоследовательны раввинские переводчики, когда в различных изданиях они переводят в Бытие 24:43 и Исходе 2:8 "алма" как "девица", а в книге Исаии 7:14 - "молодая женщина"?
   Впрочем, не будем спорить и постараемся ответить на другой вопрос: где могла состояться встреча Исаии с Ахазом? В каком месте было произнесено пророчество, исполнившееся в рождении Иисуса через 700 с лишним лет?
   "И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеарясув на встречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему" (Исаия 7:3).
   Таким образом, нам следует найти верхний пруд на дороге к полю, где отбеливали овечью шерсть. Д-р Д. Фишер считает, что Ахаз и Исаия встретились в царском дворе. Однако, насколько нам известно, царские пределы располагались на вершине холма города Давида и на застроенном Соломоном Офеле. Рядом никакого поля не было.
   Другие исследователи называют бассейн Мамилла, который находится далеко от города Давида и вырыт значительно позже. Третьи указывают на Вифезду. Это удивительное место археологических раскопок, упоминающееся в Новом Завете (мы еще о нем поговорим). Здесь открыты два бассейна. Один из них относится к эпохе Первого Храма. Из бассейна шел водопровод на Храмовую гору (для очищения жертвенника необходимо было большое количество воды). Бассейны также называли Овечьими прудами, где вполне могли отбеливать шерсть. Казалось бы, все сходится? Думаю, что нет.
   "И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня" (2 Паралипоменон 28:24).
  Храм не функционировал. Тогда зачем Ахазу совершать долгий путь наверх для встречи с Исаией? Хотя мне эта версия представляется довольно интересной, все же приходится ее отвергнуть.
   Еще один ответ на поставленный нами вопрос: верхним прудом тогда назывался накопительный резервуар источника Гихон, где Соломона помазали на царство. Возле него, используя родниковую воду, могли отбеливать шерсть. И все-таки мне ближе иная точка зрения: царь и пророк встретились в районе бассейна Башен возле Яффских ворот. Его еще называют бассейном Езекии. Сын Ахаза расширил город и построил новый водный резервуар. Причем это могло произойти во время 14-летнего совместного правления отца и сына. Почему я ратую за бассейн Езекии, вы узнаете из следующей главы.
  
  "Он действовал от всего сердца своего"
   Мы с вами подошли к разговору о царе Езекии, личность которого по своей значимости и преданности Богу можно сопоставить только с Давидом:
   "На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него" (4 Царств 18:5).
  Вспомним еще одно пророчество, согревающее наши сердца:
   "Ибо младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Исаия 9:6).
  Талмуд утверждает, что эти слова сказаны о Езекии, т. к. он был мудрым правителем, уничтожившим идолослужение, а его имя (Хизкия, Хизкиягу в переводе с иврита означает "сила Бога") созвучно "Богу крепкому". Но Езекия не был "Отцом вечности", им является только Господь. Поэтому пророчество Исаии о другом Сыне - Иисусе Мессии.
  И, тем не менее, Езекия сделал столько для своего народа, сколько не сделал ни один царь Иудеи. Он истребил истуканов, восстановил истинное поклонение Богу, отстоял Иерусалим. С 715 г. до н. э. он правил Иудеей самостоятельно. После смерти отца Езекия, первым делом, открыл ворота дома Господня, велел полностью очистить Храм и его дворы, освятить сосуды. Весь мусор сбросили в Кедронскую долину. Впервые за много лет в Иерусалиме праздновали Песах. Правда, его пришлось перенести на месяц из-за неготовности священников, но в Торе такая отсрочка допускается (Числа 9:10-11). Царь пригласил на праздник все колена Израилевы, желая вновь объединить их. Увы, большая часть евреев отвергла этот призыв.
   Езекия покончил с историей медного змея, сделанного Моисеем. В период Исхода Израиль таким образом избежал смерти, а затем люди придали змею статус идола. Но Бог требует, чтобы мы поклонялись только Ему. Медный змей сыграл свою положительную роль, а в дальнейшем он должен был исчезнуть, как пропал ковчег завета или затерялось место захоронения Моисея. Тем не менее, "змеиный культ" процветал, и пришлось Езекии его уничтожить, не посчитавшись с тем, что это историческая реликвия, память об Исходе и т. п. Люди возвели змея в ранг бога, значит, змея следовало истребить.
   А время было необычайно сложное. В 722 г. до н. э., незадолго до начала единоличного правления Езекии, Ассирия завоевала Северное царство и выселила оттуда в неизвестном направлении 10 колен Израилевых, которые ищут до сих пор. Однако историки сообщают интересные сведения: тогда резко возросла численность населения Южного царства - Иудеи. Следовательно, какая-то часть изгнанников нашла убежище у своих собратьев. По некоторым оценкам в Иерусалиме и окрестностях проживало уже от 30 до 50 тысяч человек. И царь принимает кардинальное решение: он увеличивает площадь города в несколько раз. Езекия застраивает "верхний город" - нынешние Еврейский и Армянский кварталы. Остатки крепостных стен открыты израильскими археологами. Особенно выделяется знаменитая "широкая стена" (длина 40 м, ширина 7 м). Строили ее второпях из камней соседних домов:
  "И отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену" (Исаия 22:10).
  Развалины такого дома можно увидеть в северной части стены. Остается загадкой, почему стена не соединяется с другими крепостными сооружениями. Возможно, Езекия не успел ее достроить.
   У него действительно было мало времени. В 701 г. до н. э. к Иерусалиму подошло ассирийское войско Санхерива (Сеннахирима). Ему покорились 46 городов Иудеи, оставалась свободной только одна столица. Причиной столь стремительного военного похода стал отказ Езекии платить дань, как это делал его отец. Иерусалим не мог противостоять такой мощной армии, поэтому царь отдал Санхериву все храмовое серебро (4 Царств 18:15-16). Тот серебро взял, но даже не подумал уходить, послав красноречивого Рабсака убедить евреев сдаться. Т. к. этот человек хорошо знал иврит, некоторые комментаторы видят в нем израильтянина, перешедшего на сторону врага. Говорил Рабсак с придворными Езекии возле крепостных стен, на которые взобрались внимательно слушавшие его речь жители Иерусалима. По Иосифу Флавию придворные вышли навстречу ассирийцам за пределы города. Сегодня большинство ученых полагает, что лагерь Санхерива расположился на территории нынешних муниципалитета, Русского подворья и Нотр Дам. А что говорит Писание?
   "... и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего" (4 Царств 18:17).
  Знакомые координаты, не правда ли? Ближайший пруд, находящийся рядом с городскими стенами - бассейн Езекии. Теперь вы понимаете, почему я думаю, что в этом месте Исаия предсказал рождение Иисуса. Будем объективны: многие специалисты относят строительство бассейна к периоду правления Ирода. Однако достаточно взглянуть на план Иерусалима времен Езекии, чтобы убедиться - либо здесь, либо где-то рядом должен был находиться водный резервуар.
   Рабсак обещал переселить евреев в другую землю "...хлеба, вина, плодов и виноградников" (4 Царств 18:32). Перед нами один из ключевых моментов истории Израиля. Согласись Езекия, народ Божий прекратил бы свое существование. Пропали бы уже не десять колен, а все двенадцать. Царь идет в Храм, просит Господа о спасении и получает ответ:
   "Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего" (4 Царств 19:34).
  Дальше Библия сообщает нам об исполнении приговора:
   "И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые" (4 Царств 19:35).
  Санхерив вернулся в Ниневию, где был убит заговорщиками. В дошедшей до нас клинописи он сообщает о Езекии: "Его самого заключил я, как птицу в клетке, в Урсалиимму (Иерусалиме). Вот так дипломатично сказано: окружил, но не завоевал.
   И. Флавий объясняет массовую гибель ассирийцев эпидемией чумы. К этому могло привести отсутствие чистой воды. Ведь Езекия, в преддверии осады, велел засыпать источники воды возле города, в том числе и Гихон (2 Паралипоменон 32:4). Он решился на уникальнейший в древней истории проект: пробить в скале туннель и увести воду из Гихона в бассейн Шилоах (от ивритского "лишлоах" - "послать"). Расстояние напрямую - 300 м, но Езекия по каким-то причинам строит туннель в форме буквы "S" длиной 533 м. Как сэкономить время? Царь нашел ответ и на этот вопрос, повелев долбить скалу двумя бригадами навстречу друг другу (теперь такой метод называется "встречным"). Сегодня конструкторы совершают сложнейшие расчеты, тогда ничего подобного не было. Тем более, туннель не прямой, а зигзагообразный. Но по Божьей воле совершилось чудо, и запись об этом чуде сохранилась на камне недалеко от выхода из туннеля. Вот перевод древнейшего документа на иврите, хранящегося в Стамбульском музее (по книге А. Мазара "Археология библейской земли" т.2, Иерусалим, "Библиотека - Алия" 1996):
   "И было так с туннелем: в то время как (каменотесы рубили) своими топорами, один вослед за другим, и в то время как еще оставалось вырубить около трех локтей, услышали вдруг голос работника, который звал своего товарища, ибо была там "здх" в камне справа и (слева). И в тот день пробили они туннель, каждый друг против друга, топор против топора. И хлынула вода из источника к водоему в тысячу и двести локтей. И на сотни локтей возвышалась гора над головами каменотесов".
  Что обозначает ивритское трезвучие "здх", не знает никто. А. Мазар предполагает, что это трещина, вдоль которой следовали рабочие. Так он и ряд других ученых объясняют замысловатую форму туннеля. Высказываются и другие точки зрения по поводу этой "замысловатости".
  1. Инженеры ошиблись в расчетах.
  2. Когда бригады сблизились, они стали "изгибать" туннель, чтобы состыковаться.
  3. Им пришлось обойти стороной могилы Давида и Соломона.
  4. Туннель естественный, а надпись сделали неизвестные шутники.
  На последнее "мнение" можно ответить, что мы верим Божьему Слову, а не человеческим рассуждениям. В Писании сказано:
   "Он же, Езекия, запер верхний поток вод Геона, и провел их вниз к западной стороне города Давидова" (2 Паралипоменон 32:30).
  На западной границе города как раз находится бассейн Шилоах (в русской Библии Силоам) - конечная точка уникального сооружения.
   Я считаю, что туннель является одним из самых интересных туристических маршрутов в Израиле. Идти приходится с фонариками, согнувшись (высота в начале туннеля 1,45 м), в тесноте (средняя ширина - 60 см), в прохладной воде (уровень воды - до 80 см). Но после длительных неудобств потолок резко уходит вверх (до 5 м), ты видишь "свет в конце туннеля" и, наконец, через отверстие выходишь наружу в бассейн Шилоах. В эту минуту ты ощущаешь себя победителем, как будто покорил горную вершину.
   Поблагодарим же Езекию за это сооружение, недавно отметившее 2700-летний юбилей, и не будем забывать, что подобного ему царя не было в Иудее, потому что "на Господа, Бога Израилева, уповал он".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"