В студенческие годы я собирал альбомы живописи, и некоторые картины на библейские темы были для меня, тогда еще неверующего, совершенно непонятны. Особенно касалось это образа Христа в Гефсимании. Мне представлялось странным, что Иисус, имевший много учеников, вдруг изображен в полном одиночестве, ночью в саду. После прочтения Евангельского рассказа вопросы все равно не развеялись, и никто из знакомых (таких же, как я, неверующих людей) не мог мне на них ответить. Но прошло время, я приехал в Израиль и, после первого в своей жизни посещения Гефсимании, занялся поисками христианской общины в Тель-Авиве. Гефсиманский сад стал отправной точкой моего покаяния.
Один комментатор Нового Завета справедливо пишет, что к молитве Христа в этом месте нужно относиться коленопреклоненно. О Гефсимании невозможно писать и говорить просто так, походя, с оттенком легкого равнодушия. Это крик души нашего Господа, принятие решения "через не могу", победа над всеми земными искушениями. Давайте же склоним колени и вспомним последние часы свободы Иисуса Христа, предшествовавшие судам и распятию.
"И, воспев, пошли на гору Елеонскую" (Матфея 26:30).
Согласно традиции, Иисус и апостолы спустились с горы Сион в Кедронскую долину по лестнице, дошедшей до наших дней в византийском варианте. Но многие специалисты считают, что первоначально она была построена Маккавеями. Лестница вела к Силоамской купальне. Проходя мимо нее, Иисус мог вспомнить о совершенном Им чуде исцеления слепорожденного. По Кедронской долине спутники шли вдоль подножия Масличной (Елеонской) горы. Дорога была не самой приятной: тянущиеся вереницей могильные пещеры и памятники напоминали Христу о грядущей смерти. И вот, наконец, они пришли в назначенное Учителем место.
Название Гефсимании происходит от ивритского "гат шманим" - "масличный пресс". Иоанн пишет, что там был сад. На склонах горы работники собирали оливки и спускались вниз к подножию. Здесь, в саду (или рядом с ним), из собранных плодов выжимали масло. Безусловно, такой сад не мог быть общественным. Масличные деревья находились в руках частных владельцев и приносили им большую прибыль. Следовательно, хозяин сада был либо учеником Христа, либо "сочувствующим", отчего и разрешал Господу приходить сюда.
Иисус отделил троих учеников - Петра, первым признавшего Его Мессией, а также Иоанна и Иакова Зеведеевых. Эти трое были свидетелями Преображения Христа, Его Славы, Его Божественной природы. Поэтому сейчас Он рассчитывал на их духовную поддержку.
Недалеко от Гефсиманского сада есть грот, известный с давних времен. Он упоминается паломниками 4 века н. э. В гроте найдены высеченная в скале цистерна с каналами и остатки масличного пресса. Там же можно увидеть могильные ниши. Скорее всего, первоначально пещера являлась местом погребения, а после ее использовали для изготовления оливкового масла. Говорят, здесь Иисус оставил троих апостолов, но можно предположить и другое: в гроте спокойно почивали восемь апостолов, а Христос с Петром, Иоанном и Иаковом прошли немного дальше. Они оказались в саду, где до сегодняшнего дня сохранились масличные деревья 2000-летней давности (объективности ради, отметим, что одни ботаники "дают" деревьям лишь 400 лет, зато другие утверждают, что маслины могут расти вечно: отмирают одни ветви, но рядом вырастают новые отростки).
Возможно, именно здесь, среди вековых деревьев, Господь сказал: "Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Матфея 26:38). Затем Иисус отошел от учеников на расстояние брошенного камня (Луки 22:41) и воззвал в молитве к Своему Отцу. Почему Он не пожелал молиться вместе с апостолами? Наверное, потому что ученики не понимали Его состояния. Они знали Христа как всесильного Учителя, совершающего необыкновенные чудеса, побеждающего в самых жарких спорах, легко ускользающего от преследований. Рассказ Иисуса о скорой смерти опечалил сердца апостолов, но осознать это полностью они еще не могли. Иначе бы Петр с сыновьями Зеведея не спали, а молились, о чем так просил их Учитель.
Иисус "скорбел и тосковал" (Матфея 26:37). Первый глагол на греческом языке выражает скорбь, близкую к отчаянию. Второй глагол означает скорее не тоску, а чувство одиночества, стрессовое состояние. Боялся ли Господь физических страданий? Нет! Причина совсем иная: Ему предстояло перенести побои и страшную смерть, будучи совершенно невинным. И главное: так как Он отдаст Свою жизнь за грехи всего человечества, то Отец оставит Его на Голгофе, изольет на Своего единородного Сына гнев, который положен грешным, живущим по земным законам людям, а вовсе не Христу.
"И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Матфея 26:39).
Образ чаши проходит через весь Ветхий завет. Чаша символизирует страдание и смерть от Божьего гнева. Иисус обращается к Отцу с просьбой, чтобы чаша миновала Его, но при этом добавляет важнейшие слова "впрочем, не как Я хочу, но как Ты", а во второй молитве - "да будет воля Твоя". Мы можем просить у Бога обо всем, что нам представляется необходимым и правильным, но при этом заканчивать молитву нужно словами Христа. Только Бог решает, ответить ли на ту или иную просьбу, и мы всегда должны смиренно подчиниться Его воле, переступить через собственное "я" и смириться, как бы ни трудно это было сделать.
Иисус вернулся к апостолам, а те спали. Он разбудил их и вновь пошел молиться. Казалось бы, теперь ученики быстро разгонят сонливость. Их же трое! Они могли растормошить друг друга, побегать, попрыгать, привести себя в порядок. Могли, но не захотели, и опять заснули. А Христос в это время вновь обратился к Отцу:
"Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (Матфея 26:42).
Нам известно, что Иисус молился "с сильным воплем и со слезами" (Евреям 5:7). Евангелист Лука пишет о состоянии Христа, используя греческое слово "агония" (в русском переводе "борение"), означающее смятение, мучение, сильное страдание, духовную борьбу. С лица Господа стекал кровавый пот, что говорит о высшем напряжении человеческих сил. И в этот тяжелейший момент "... явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его" (Луки 22:43). Петр и сыновья Зеведея ничем не помогли, вызвав у Учителя лишь одно огорчение. Зато откликнулся Отец, послав Своего Ангела на помощь. Так и мы далеко не всегда получаем в нужное время людскую поддержку, и только обращение к Богу дает истинное утешение и душевный покой.
Согласно христианской традиции Иисус молился на камне, который находится в центре церкви Мук Господних (ее также называют церковью Всех Наций). Она построена в 1925 г. на развалинах византийской церкви. Средства в строительство вложили двенадцать стран, отсюда и двенадцать куполов на крыше здания. Над камнем замечательная мозаичная картина "Моление о чаше". Когда я впервые увидел эту картину, то понял: отныне мой путь только с Христом. Впечатляют также и другие мозаики - "Предание Спасителя" и "Взятие Христа под стражу".
После третьей молитвы Иисус вернулся к апостолам в оливковый сад, где Его вскоре схватили. Он еще успел сказать апостолам:
"Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня" (Матфея 26:45-46).
Некоторые богословы в вопросе Христа видят иронию. Дескать, ну, сколько можно спать да почивать? Вряд ли в эти минуты Ему было до иронической шутки. Поэтому Иисус поднимает апостолов на ноги приказом: "Встаньте, пойдем!" В греческой армии это был военный клич, призыв готовности к бою. Только такой командой можно было растормошить спящих. Им предстояло увидеть и засвидетельствовать все последующие события: поцелуй Иуды, шесть судов, Голгофу, воскресение. Время сна для них кончилось, пора было пробуждаться.