Книга Д. Флуссера "Иисус" завершается констатацией смерти Христа. В нашумевшем, искажающем Новый завет, мюзикле "Иисус Христос - Суперстар" участники быстренько разъезжаются после Голгофы. Слава Богу, на этом не заканчиваются Евангелия, ибо, как написал апостол Павел, "...если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Коринфянам 15:17). Поэтому события, происшедшие после смерти Спасителя, не менее важны, чем само распятие. Как было осуществлено захоронение?
"После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоанна 19:38-40).
Иосиф и Никодим сделали все, как положено. Первый уступил свою гробницу, второй принес огромное количество благовоний. Оба были членами синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим представлен в Талмуде человеком богатым, но скупым. Евангелие нам показывает, что авторы священной книги иудаизма неправы. Состав из смирны и алоэ был очень дорогим.
Апостолы не присутствовали при погребении, зато женщины оказались значительно смелее: "Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Матфея 27:61). Нам неизвестно, на каком отдалении от могильной пещеры они находились. Это могло быть и 5 метров, и 50. В любом случае, женщины наблюдали, но не участвовали в захоронении. А затем произошло нечто непонятное:
"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?" (Марка 16:1-3).
Почему женщины, следившие за погребением Иисуса, пришли для повторного помазания? Здесь возможны различные ответы.
1. Иосиф с Никодимом - люди другого сословия. Будучи тайными учениками Христа, они не общались с апостолами и другими учениками. Обе Марии находились на большом расстоянии от места захоронения и не видели, что тело было помазано, а Иосиф с Никодимом ничего им не сказали, так как попросту их не знали.
2. Женщины все прекрасно видели, но хотели совершить помазание еще раз, выразив тем самым особую любовь к Учителю.
3. Они не считали Иосифа и Никодима "своими", поэтому решили помазать тело Господа от имени ближайших учеников.
Так или иначе, но две Марии и Саломия собирались нарушить еврейскую традицию погребения и войти в пещеру не через год, а уже на третий день. Их оправдывает тот факт, что пришли они с благой целью, и Бог вознаградил их за это.
"И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес" (Матфея 28:2-6).
Последние слова можно прочесть у входа в Садовую могилу, где, вполне вероятно, покоилось бездыханное тело Господа, а на третий день свершилось величайшее событие:
"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Коринфянам 15:20-22).
Случаи воскресения из мертвых описаны в Библии, но эти люди впоследствии умирали, как все смертные. Иисус воскрес, чтобы жить! И придет время, когда все верующие в Него также воскреснут к жизни, вечной жизни с Богом.
После воскресения Иисус в течение сорока дней десять раз являлся Своим ученикам. В Иерусалиме Он несколько раз приходил в дом, где собирались апостолы. Вероятно, это был дом Марии, матери евангелиста Марка. Двери дома, естественно, запирались, но для воскресшего Христа это не было помехой. Там же сомневающийся апостол Фома потребовал "вещественных доказательств".
"Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоанна 20:25).
Иисус предоставил Фоме такую возможность, сказав при этом: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (там же, 20:29).
Сорок дней общения с Учителем быстро пролетели, и апостолы стали свидетелями еще одного великого события - вознесения Христа в небесные выси с вершины Масличной (Елеонской) горы. В разные времена, по крайней мере, пять мест претендовали на звание той земной точки, откуда Господь оттолкнулся, чтобы подняться к Своему Отцу. Наиболее известное среди них - мечеть, в центре которой находится камень с вмятиной, похожей на след человеческой ноги. Говорят, таких "следов" раньше было два, но один забрали то ли в Лондон, то ли в Рим, то ли на Храмовую гору, где его выдают за отпечаток ноги Мухаммеда. Не могут люди жить без поклонения реликвиям, совершенно игнорируя заповедь "не делай себе кумира". Для нас же неизмеримо важнее знать последние наставления Иисуса ученикам, данные на Масличной горе непосредственно перед вознесением:
"И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Луки 24:46-49).