Отдельное СПАСИБО Яне Кандовой за помощь в публикации.(Светлая ей память.)
РАССКАЗ ПЕРВЫЙ (ВМЕСТО ПРОЛОГА)
ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ
"Хвалите Его тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных".
Псалтирь (Пс. 150:4,5)
Учебная неделя закончилась.
Наступило воскресенье.
Другого подходящего места не было и поэтому они решили подняться на чердак старого, послевоенной постройки, четырехэтажного темно-зелёного дома.
Их было трое: Вася, Андрей и Алёша.
Двое первых несли по гитаре, Алёша - магнитофон и большой красный бубен. Время приближалось к шести вечера. ...Отворив скрипучую дверь чердака, они вошли.
- Только не топайте сильно: услышат - махом ментов вызовут! Вони будет - мама, не горюй! - предупредил Алёша.
Вокруг было темно и страшновато. Лишь в узкие чердачные окошки столбами валил свет. В этих расклешенных столбах бесновалась пыль. Под подошвами хрустел шлак, которым, видимо в противопожарных целях, был усыпан весь пол чердака.
Магнитофон поставили на длинную замызганную скамью, стоявшую под одним из чердачных окон напротив двери, и уселись на неё сами.
Худощавый Алёша склонился над аппаратом, свесив длинные, завивающиеся на концах волосы, и вставил кассету.
Средней упитанности Андрей поправил очки и, расстегнув клетчатое, плотно облегающее пальто, принялся настраивать гитару.
А толстый Вася, зажав свой инструмент между ног и отпыхиваясь, растирал длиннейшим ворсистым шарфом вспотевшее розовощёкое личико.
Им было лет по 17.
- Врубай маг, Лёха, - сказал Андрей. - Только не на полную.
- Дурнее тебя, что ли? - отпарировал тот.
Кассета закрутилась. (Магнитофон работал от батареек.)
Алёша объявил:
- Вокально-инструментальный коллектив "Статус Кво".
Альбом "Кво". 1975 год. Свежак, если учесть, что сейчас 79-й.
Вася вынул пачку сигарет "Дорожные". Все закурили.
Тишину нарушило резкое гитарное соло. (Всё-таки приглушённое до безопасного уровня.)
Вскоре оно оборвалось, уступив место каким-то неясным, ноющим звукам.
Всё смолкло. Опять вступила гитара. Теперь уже не солируя, а всеми струнами по нарастающей чеканя одну и ту же лаконично-утвердительную фразу. Незаметно в своеобразную, на первый взгляд даже примитивную мелодию вмешался бас. А несколько тактов спустя бодро защёлкал ударник.
Играли отточено до блеска. Пели не очень выразительно, что, однако, ничуть не портило общего впечатления.
Песни сменяли одна другую, как в калейдоскопе. Это, порой замедленное, но преимущественно, напротив, слишком быстрое, пульсирующее музицирование длилось минут 40. Большинство композиций было выстроено на один манер - с бесконечно повторяющимися припевами и гипнотическими гитарными пассажами. В последней песне вдруг особенно сильно заколотили по барабанам, как бы подготавливая утомлённого напором энергии слушателя к эффектной концовке.
- Кофлэн работает, - с упоением слушая тяжёлое буханье ударных, пояснил Алёша. - Он, конечно, не Пэйс, но всё-таки...
- Это ты нам сказал! - съехидничал Вася.
- В натуре! - поддержал его Андрей. - Кстати, в "Ровеснике" написано Когрэн, а не Кофлэн, и я подумал не сродни ли это еврейской фамилии Коган?..
Некоторое время мальчики сосредоточенно молчали.
- Заводной бугешник, честное слово! - наконец констатировал Вася .
-Умеренно жёсткий хард бодрит, как с добрым утром! - улыбнулся Андрей.
- Хорош умничать! - отомстил им Алёша.
...Потом они увлечённо, но потихоньку бренчали на гитарах, напевая вполголоса популярные мелодии. Подбирали понравившиеся песни из только что прослушанного концерта. Когда пели, Алексей постукивал в ритм бубном о колено и взвизгивал в промежутках между словами.
Нечаянно он наступил на что-то мягкое и в ту же секунду ужасно завоняло. Парень отдёрнул ногу и, выругавшись, с мрачным видом обтёр сапог о грязную стену.
Ребята рассмеялись.
Между тем совсем стемнело.Видимость полностью исчезла.Гитары отложили.Потрепались о разной чертовщине, пока Алексей не сказал:
- У Алёши что-то в глотке пересохло. Вася, давай свечку - не видать ни хера...
Вася порылся за пазухой, достал длинную белую свечу, различимую даже в полной темноте.
- Вытягивайте флаконы, - руководил Алёша, - накрывайте на стол.
Андрей вытащил из глубоких карманов пальто 2 бутылки "Столичной" водки.
Вася запалил фитиль, накапал парафина на скамейку и прилепил свечу. Алёша взял одну бутылку и распечатал крепкими зубами.
На скамье появились булочка-рожок за 8 копеек и треснутая пиала с синими и оранжевыми ободками. Её наполнили.
Первым пил Алексей.
Выпив, он крякнул, отломил кусок булки, морщась, понюхал его и сипло сказал:
- Не могу без запивона. Не допёрли газировки купить .
Потом, давясь, пил Вася. За ним Андрей, зажимая нос пальцами левой руки.
Через час с небольшим бутылки были пусты.
Ребята заметно повеселели.
- Дело прошлое, мне сегодня что-то тяжеловато лезло... - икая, признался Вася и тут же блеванул Лёше на рукав.
- Ты чё, бычара, делаешь! - зло возмутился тот. - По репе хочешь?
- Извини, - отплёвывался Вася. - Я вытру ...
Остальные держались вполне нормально.
Вскоре, взяв подмышки всё своё добро, они покинули просторный гостеприимный чердак, тихо спустились вниз по лестнице и так же тихо вышли из подъезда, по счастливой случайности не попавшись на глаза никому из жильцов дома, мягко говоря, недружественно расположенных к бродячим шалопаям и пьянчугам, использующим подъезды в качестве распивочных и туалетов.
Был апрель. Погода стояла кислая, ветреная.
Ребята расслабились и, пошатываясь, шагали по дочерна вытоптанному, чавкающему талым снегом тротуару. Перескакивали через мутные холодные лужи, через ручейки, несущие с собой всякую дрянь.
Квадратные морды домов в грязных воротниках размякшего пористого снега равнодушно провожали их множеством жёлтых стеклянных глаз.
...Андрей, Вася и Алёша вошли в запущенный городской парк и расположились в полуразломанной беседке. Какое-то время они опять терзали гитары, согревая о струны коченеющие пальцы, даже немного сплясали, а потом заскучали...
РАССКАЗ ВТОРОЙ
ВОЛОСАТАЯ ДУША
"Люди с лёгкостью впадут в заблуждение, и его примут те, кто не захотел полюбить истину и получить через неё спасение. Бог допустит таким людям поверить лжи..." 2-е Фесс. (2:10-11)
Капли дождя стылыми слезами катились по оконному стеклу.
В центре комнаты стоял круглый стол, накрытый синей бархатной скатертью с белой бахромой. На нём - магнитофон "Комета", глиняная ваза с бумажными цветами и пачка сигарет "БАМ". У правой стены - кровать и этажерка, забитая книгами. Над кроватью висел большой портрет Максима Горького, а рядом цветной плакат Элиса Купера с удавом на шее. Слева, в углу, рядом с широким коричневым шкафом стояло старинное кресло на изогнутых ножках. В кресле, одетый в белую рубаху и черные брюки, сидел человек 18-ти лет по имени Алексей Бессонов. Он был сухощав, с правильными, несколько резкими чертами бледного, чуть удлиненного лица. Черные растрепанные волосы лежали на его плечах. Глаза были закрыты, руки скрещены на груди. Он слушал музыку, лившуюся из динамиков магнитофона. Сейчас ему казалось, что ею пропитаны все вещи в комнате и что вещи эти, вторя мелодии, сами издают звуки. Музыка оглушала шквальной мощью и отличалась некоторой хаотичностью с неожиданно-крутыми поворотами, однако без показного произвола. Она просто не могла быть другой по сути своей, и представлялась ему цельным организмом, где ничего нельзя отнять или прибавить. Он поочерёдно хмурил брови, морщил лоб, раздувал ноздри и щелкал зубами в такт ритму. Он был пьян. От музыки пьянел еще сильнее и, заворожённый, находил в этом особое нездоровое наслаждение. Он провалился в себя и будто впервые открывал собственную суть, плавая во внутреннем пространстве. В его голове не было ни одной конкретной мысли - лишь сплошное месиво отрывочных ощущений, порой прямо полярных друг другу и именно поэтому отлично гармонирующих с такой же контрастной и отрывистой музыкой. Когда наконец, с трудом стряхнув с себя опьянение, он, покряхтывая, встал, взял со стола сигареты и закурил, в комнату из кухни нетвердой походкой вошла смуглая девушка с ангельски красивым лицом. В руке она держала граненый стакан, полный водки. Она подошла к столу и вылила водку в вазу с мертвыми цветами. А стакан бросила на пол. С силой. И он разбился.
- Да ты что! Кобыла ты чесоточная! - юноша ударил ее по щеке.
Девушка пьяно засмеялась и пнула его в пах. Он вскрикнул от дикой боли и тут же ударом в челюсть сбил девушку с ног. Девушка не проронила ни звука. Когда она поднялась, из глаз ее катились слезы, но с разбитых губ не сходила улыбка. Вдруг она пантерой набросилась на него и, взвизгивая от ярости, стала царапать длинными наманикюренными ногтями его лицо. Он с трудом отпихнул ее от себя.
- Я могу убить! - ревела девушка.
- Я тоже, - сказал юноша, трогая пальцем кровоточащую царапину на носу.
- Как я покажусь на работе такая... с синяками на роже. - Она тоже пощупала свой подбородок. - Между прочим, только чуханы дерутся с женщинами.
- Когда ты ведёшь себя, как свинья, мне трудно помнить, что ты женщина. Извини - что-то с памятью... Ты бы шла куда-нибудь сейчас...
- Не думай - я от тебя не отстану!
- Смотри какая верная! Как собака!
- Сам ты кобель!
- На что ты обиделась? Разве собака не благороднее свиньи?
Помолчали. Затем он предложил:
- Давай лучше слушать "Цеппелин".
И добавил звук.
- Выруби ты эту свою тягомотину! Нашёл чем развлекать, - сказала она. - Записал бы "Бони М." или итальянцев. Это моя слабость.
- Ты - глухая! Слушай! - он указал на магнитофон. - Это - музыка! А итальянцы - это фуфло, шлак.
- Ещё как обзовёшь?
- Ширпотреб.
- Деловой, продуманный. - Она прижалась к нему и, заискивающе посмотрев в глаза, спросила:
- Завтра пойдём в кабак?
- Зачем? Зачем водку в вазу вылила?
- Хватит сегодня пить. Скоро твоя мать с работы вернётся. Скандала хочешь?
- Всё-таки ты молодец! Заботишься... Не переживай - она в командировке.
Юноша равнодушно отстранился от девушки и, зло сверкнув глазами, заорал:
- Меня тянет к тебе! Но когда ты рядом, я хочу задушить тебя!
На её лице обозначился испуг, она захлопала густо накрашенными ресницами и пробормотала:
- Замолчи... Что ты говоришь?..
Потом как-то вся напружинилась и, едко усмехнувшись, масляно пропела грудным голосом:
- Замаешься душить, дружок.
Он опустил глаза и продолжал уже спокойнее, обращаясь к магнитофону:
- Понимаешь, мне не хватает сил быть хорошим... Хотя я отчётливо вижу - что такое хорошо и что такое плохо. Чья-то твёрдая направляющая рука может меня исправить, вернее, направить, вытолкнуть, как говорится, на путь истинный... Но её нет. А если б и была - я бы сломал её. Я не хочу, чтоб мне указывали путь, даже если это истинный путь.
- Не надо мне ездить по ушам.
Он нервным движением взял её руки в свои. Сжал в потных ладонях её прохладные пальцы.
- Жизнь - страдание. Желания рождают страдания. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Чтобы избавиться от желаний - надо следовать учению Будды...
- Повело косого на забор. Кончай канючить и прикидываться дурачком. Совсем, что ли, раскис?
Юноша деревянно улыбнулся, махнул рукой, повернулся к девушке спиной, подошёл к зеркалу и принялся расчёсывать волосы. Глухим голосом он говорил:
- Вот иногда я стою перед зеркалом и смотрю в свои глаза. И не нахожу в них души. Я думаю - может, у меня её никогда не было? Но все люди рождаются с душой... Значит, я потерял её при жизни... Виноват ли я в этом? Человек и его жизнь не такие уж разные вещи. Не только она влияет на него, но и он способен воздействовать на неё хоть иногда... А я оказался не способным... Поэтому жизнь так легко и бесследно спрятала от меня мою душу. И я знаю, что какая-то моя вина в этом есть. Но какая? Мне страшно... Мне жаль себя, когда я думаю о том, как долго я жил без души и не знал об этом... Где же мне найти свою душу? Если она спит во мне - как её разбудить? Для этого нужны особые условия, а их мне никто не даст... Потому что их не существует. Ничего особого не существует. Да и стоит ли её будить вообще? Что это изменит сейчас?.. Быть может, перед смертью на минуту меня озарит сознание и я увижу ужасную пустыню, в которой прошла моя жизнь... Но будет уже поздно... Сейчас тоже поздно... Неужели это закономерно? Я вижу, что отражение моих глаз смеётся надо мной. Это смех какого-то богомерзкого, бесформенного и волосатого существа, которое заменяет мою душу. Порой я чувствую как это существо шевелится у меня в животе. Скорей всего оно живёт в моих кишках... Или в желудке... Да, наверное, в желудке.
Слова его звучали странно торжественно под музыку.
- Рисуешься? - смеясь спросила девушка, заметая веником в совок осколки стакана. - Или, правда, беременный?
- Этот монолог я прочитал в одной книжке и выучил наизусть.
...Потом они обнялись и поцеловались.
- Уходи. Я хочу побыть один... - сказал он. - Дождик перестал, так что...
- Кто тебя знает, может ты и вправду блаженный. Ещё повесишься. Я не уйду. - Но в голосе её не было уверенности, была растерянность.
Он взял её под руку и повёл к двери. В прихожей помог одеть плащ.
- Завтра после работы зайду, дома будешь? - спросила она, стоя у порога.
- Не знаю... Досвидание.
- Ты перепил, что ли?
- Прости, что так сегодня получилось.
- Ладно, не извиняйся!
- Ну, давай... Счастливо. - Он легонько хлопнул её по плечу и открыл дверь. Девушка вышла.
Закрыв за ней дверь, он бегом бросился в комнату, где всё ещё играл магнитофон. Схватил со стола вазу, выкинул из неё цветы, залпом выпил водку и, поперхнувшись, закашлялся.
Затем распахнул окно, которое находилось над подъездной дверью.
Девушка вышла из подъезда.
Он окликнул её из окна.
Она обернулась.
Он бросил в неё вазу из-под водки и цветов. И чуть не попал в голову. Осколки разлетелись у ног девушки.
- Ах ты, мухомор! - гневно крикнула она и выругалась матом.
- Шизонутый! - презрительно бросила девушка и быстро зашагала прочь.
"Больше не придёт", - удовлетворённо подумал он. Потом закрыл окно и уселся в кресло.
Гремел магнитофон. Певец завывал то угрожающе, то умоляюще...
* * *
Вечером, страдая от похмелья, Алексей все так же сидел в кресле и смотрел в противоположную стену.
В комнате было темно: свет он не включал. Темнота сливалась с тишиной: магнитофон давно молчал.
Вдруг сбоку что-то глухо ударилось об пол. Он вздрогнул и повернул голову. Оказалось, что с верхней полки этажерки к его ногам упала книга. Поборов лень, юноша, не вставая, поднял ее. Книга была толстая. В темноте он с трудом разобрал название: "Идиот". В ту же секунду она вздрогнула в его руках... Пальцы явственно ощутили шевеление. Он вскочил с кресла, швырнул книгу в стену и отпрыгнул в сторону.
"В ней что-то сидит! - сверкнуло в уме. - Уж не то ли гнусное существо из сна Ипполита, похожее на трезубец?"
Отлетев от стены, книга упала к ножке кресла. Он пристально, с брезгливым любопытством глядел на нее. Минуты три. Книга лежала спокойно. Он отвел глаза... Хлоп! Книга подпрыгнула едва ли не на высоту стола и громко шлепнулась там же, у кресла. И вот тут он совершенно отчетливо увидел, как она мелко-мелко вибрирует, создавая чуть слышный шорох, наподобие мышиного. Почему-то ему показалось - она вот-вот застонет... От боли.
И он понял, как-то сразу догадался в чем дело.
Книга содрогалась потому, что больше не в силах была выносить мутного океана страстей и бешеного водоворота мыслей так тесно, так взрывоопасно слитых вместе и разом под одной хрупкой обложкой.
...Он страшно торопился. Кое-как накинул пальто, кепку, сунул ноги в боты. "Сука в ботах", - мимоходом усмехнулся про себя. Спускаясь по подъездной лестнице, прыгал сразу через несколько ступеней. Наконец выбежал в продуваемую злым осенним ветром улицу.
Он пошел к своему другу Андрею. Лучшему своему другу. Поэтому он и пошел именно к нему.
Он все ему рассказал. Тот поверил. Бессонов знал, что поверит, иначе бы и не рассказывал. Он пробыл в гостях до полуночи. За разговором выпил два пузырька тройного одеколона, которыми Андрей самоотверженно пожертвовал для хворого товарища, принеся их из ванной комнаты и пренебрегая неизбежным объяснением по этому поводу с родителями, в этот час уже мирно спавшими.
А когда по холодной ночной улице Алексей возвращался обратно - буквально все дрожало в нем - и снаружи, и внутри. Отрыгалось одеколоном. Его тошнило, и была слабость. Слабость жить. Он дрожал. - Как вчерашняя книга. А голова трещала по швам, и он всё ждал, что она лопнет. - Как картонная обложка.
* * *
...Девушка больше не пришла.
РАССКАЗ ТРЕТИЙ
АБРАКАДАБРА НОМЕР 27
"...и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотой блудодейства её".
Откровение Иоанна Богослова. Гл. 17. Ст. 3
"Иногда человек старается показаться хуже, чем он есть на самом деле. Значит, по какой-то грустной причине он не может в это время быть самим собой. Возможно, из малодушия он стыдится себя, тяготится собственными способностями и особенностями, неуместными в его настоящем окружении.
Если человек от рождения обладает определенными дарованиями, то, как закон, надо настойчиво, изо дня в день развивать, оттачивать, шлифовать их в себе. Требуется непрерывность процесса. Иначе всё увянет нерасцветшее, застынет в своей незавершённости, окаменеет и будет только мешать человеку спокойно существовать. Здесь на ум приходит старое образное выражение: остановка - смерти подобна. Вернее - промедление...
Но случается и так, что общество, узнав о талантах человека, заостряет внимание на их абстрактной величине, игнорируя неповторимый их характер и, понятно, спрашивает с человека лишь величину и силу. Более того, когда характерные особенности талантов не устраивают общество, оно, не взирая на их величину и силу, давит человека или, в лучшем случае, принудительно подгоняет под свой стандарт. Возникает вопрос: того ли требует общество, что ему действительно надо и не враг ли оно себе?
Чуждый, лишний для подобного общества, запуганный им человек из чувства самосохранения вынужден прикидываться неспособным, лишённым того, что в нём реально есть, поскольку оно неугодно и поэтому опасно. Но это не просто притворство, игра. Чем дольше ведёт он такую игру, тем меньше она становиться игрой и всё явственней - сутью жизни. Играющий в посредственность - в конце концов, будет ею.
Человек освобождается от балласта талантов. Они умирают в нём. Так он облегчает душу, не сумевшую использовать своё содержание соответственно его свойству и назначению. По-другому и быть не может. Постепенно человек не только кажется хуже, чем есть - он и вправду делается хуже, чем был. Ведь то уникальное, что в нем, может, пока и есть - исчезает необратимо. Зато живется ему легче и проще, разве что память изредка заставит пожалеть об утраченном...
Легче и проще? Но так ли легко и просто? Ибо поскольку человек избегает нелюбимого, но посильного дела (что происходит довольно часто), то и любимое дело, которым, вдобавок, как уже говорилось, ему не дают полноценно заниматься, обязательно станет непосильным: привычка к безделью не проходит даром. Мало того: даже взявшись по нужде за нелюбимое дело, наш герой, вследствие органической нерасположенности к нему, исполнит его плохо, отчего придёт неуверенность в себе, в своих силах. В итоге: силы взаправду покинут несчастного, аналогично первому случаю. А бессильному в любом обществе жить тяжело, если вообще возможно.
Следовательно, во избежание сей жуткой картины необходимы: во-первых - святая вера в собственные ресурсы, во-вторых - в свою правоту, в-третьих - воля: упорная, одержимая работа, строго ориентированная на достижение цели, и в-четвертых - заинтересованность общества в творчестве каждого, отдельно взятого члена! Чтоб каждый свободно занимался любимым делом и получал за это деньги! Ура! - одним словом. -Даёшь Золотой Век! И - баста!
Отсюда задача:
Допустим, веру я имею (и в первое, и во второе). Спрашивается: как овладеть волей, не превратившись попутно в фанатика, если заранее известно, что она (воля) будет постоянно подавляться невостребованностью, равнодушием, а то и прямым насилием общества? Короче - как сказку сделать былью?
Непросто, непросто...
Во всяком случае для меня...
Тем более, если я больше всего на свете люблю готовить котлеты из человечины... Ха-ха!"
Такими мыслями морочил свою молодую голову двадцатилетний, недавно вернувшийся из армии, человек солнечным зимним днём 1983-го года. Звали его Алексей Бессонов.
На нём было серое пальто и серая же кроличья шапка, блестевшая на солнце пушистыми ворсинками. Он стоял на свежевыпавшем снегу около подъезда нового, только что заселённого дома и щурился на свету. Среднего роста, широкий в плечах, стройный и довольно приятной внешности: карие глаза живо искрились, а жёстко очерченный подбородок и горбинка на носу придавали ему мужественный вид.
Вообще-то парень он был жизнерадостный, и такие мысли - мысли робота, как он обзывал их - редко посещали его. Но когда они приходили - весь мир менялся в его глазах, жизнь виделась обречённой на вечную тяжесть - тяжесть, как робот, механическую, чугунно-неподъёмную. Однако тосковал он недолго - от силы день.
Увы, именно таким днём было это прекрасное зимнее воскресенье.
Во внутреннем кармане пальто у юноши имелась бутылка вина, точнее, восьмисотграммовая бомба вермута. С ней он намеревался пойти к своему другу Андрею, семья которого неделю назад переехала в этот новый дом. Бессонов был приглашён на новоселье, но с тех пор, увязнув в запое, не появлялся здесь и напрочь забыл на каком этаже находится квартира друга, равно как и её номер. Точно знал подъезд, знал, что квартира не на первом и не на пятом. Помнил даже, что дверь с правой стороны. А вот номер запамятовал, хоть режь. С мрачным видом вошёл он в подъезд и стал медленно подниматься по лестнице.
Поиск решил начать со второго этажа и кончить четвёртым. На втором этаже остановился у правой, выкрашенной коричневой краской, двери с номером 27. Нажал кнопку звонка. Дверь не открывалась. Юноша позвонил ещё. На этот раз она открылась сразу же. Однако за дверью никого не было. Юноша подумал, что это пятилетний брат Андрея решил побаловаться, притаившись за нею. В замешательстве Алексей перешагнул порог и оглядел прихожую. Никого. Справа на вешалке висела одежда - мужская и женская. На полу стояло несколько пар обуви. В темноватую прихожую из-за приоткрытой комнатной двери слева лился свет, не смотря на полдень - электрический. Дверь в правую комнату - плотно закрыта.
"Кто открыл входную дверь?" - недоумевал про себя юноша.
С кухни, напротив, донеслись шаги и кряхтенье. В щели между шторками перед входом на кухню мелькнул чей-то силуэт. Потом шторки раздвинулись и показалась старуха в белой шерстяной кофте, толстая и растрёпанная.
- Проходи, проходи, - приветливо сказала она и улыбнулась, поблёскивая заплывшими голубыми глазками. Сладко зевнула, повернулась, вонзила в седые волосы на затылке дугообразную гребёнку с редкими зубьями и вновь исчезла в кухне.
Молодой человек никогда не видел этой бабули у своего друга.
- Извините, вы не скажете, где живут... - начал он, собираясь уходить.
Но тут, прервав его, полностью отворилась дверь слева, и из комнаты вышла женщина. Лет тридцати. В чёрном платье и таком же могильно-чёрном платке, края которого лежали на её плечах.
На фоне этого траурного одеяния её руки с длинными тоненькими пальцами казались ослепительно белыми. Женщина была красивой. Но красивой по особенному.Высокий лоб закрывала доходящая до бровей чёлка, из-под которой холодным огнём сверкали взволнованные голубые глаза Лицо, правильное, без единой морщинки, не полное, не худощавое, и не имевшее склонности ни к тому, ни к другому, склонно было к чему-то совсем иному, пока неясному для Бессонова... Скульптурная отточенность черт производила впечатление онемевшей неподвижности. Чем дольше юноша смотрел на это лицо, тем сильнее росло в нём ощущение, что перед ним кукла или человек в маске.
Углы губ опущены, а глаза смотрят так излишне пристально, что он невольно подумал: она видит совсем не то, на что смотрит; да и не хочет смотреть ни на что, кроме чего-то одного, живущего в ней и безраздельно ею владеющего до такой степени, что даже на миг она не желает освободиться от этого, пусть гнетущего, пусть беспощадного, однако такого, что важнее самой жизни, чем бы оно ни было.
По крайней мере, нечто подобное померещилось впечатлительному юноше с первого взгляда.
"Похоже, наркоманка", - заподозрил он.
Женщина приблизилась.
В её глазах стояли слёзы. Казалось, они набегали из глубины зрачков и не катились по щекам, а падали прямо с ресниц на платье. Странно, отчасти даже страшно сделалось юноше, когда он заметил, что одновременно с этим женщина улыбнулась. И не как-нибудь через силу, а вполне искренне и приветливо, без всякой натяжки.
- Я хотел узнать...
- Ты заходи, - перебила женщина, взяла его под руку и свободной рукой затворила за ним дверь. - Поможешь мне.
- Чем?
- Пройди в комнату.
- Но мне нужен Андрей...
- Пройди, пожалуйста. Обувь не снимай, у нас не прибрано после переезда.
Молодой человек снял шапку и, сжав её в кулаке, последовал за женщиной. Окна в комнате были занавешены тяжёлыми шторами. С потолка ослепительно сверкала мощная лампа без абажура. Беспорядок, связанный с переездом, был ещё не совсем устранён. В центре комнаты - квадратный стол. Под столом громоздкий узел с чем-то. Наверное, с тряпьём. Старый продавленный диван у окна. Рядом телевизор "Таурас" на ножках и какой-то ящик...
"Может, у них кто умер?" - соображал юноша.
Пол пыльный, всюду сор, какие-то нитки, крошки...
Пронзительно завопил ребёнок.
Только сейчас он обратил внимание на детскую кроватку у самой двери.
Женщина вздрогнула, порывисто взмахнула руками и всем телом подалась к кроватке, воскликнув:
- Она болеет! - В её голосе слышалось отчаяние.
- Тогда вам нужен врач, а не я, - удивился юноша.
Женщина точно не слышала его, склонившись над ребёнком.
Рядом с телевизором стоял большой прямоугольный ящик. Даже не ящик, а что-то вроде сундука. С замком. Женщина подошла к нему и некоторое время стояла неподвижно, молча вытирая слёзы. Платок съехал на затылок. Из-под него выбились иссиня-чёрные, кудрявые волосы - спутанные, нечесаные, что неприятно поразило юношу: "Такая красивая - и неряха! Как та старуха..."
- Вот возьми, открой. - Женщина, улыбаясь, протянула ему ключ. - Открой, пожалуйста... - Она указала на ящик. - Я не могу сейчас... Но открыть надо.
Ребёнок захлебнулся криком. Лицо женщины исказилось болью. Она подбежала к кроватке.
- Возьми... - сказала она, уже плача. Юноша взял ключ и подошёл к ящику. Ему стало интересно - что в нём. Ящик, покрытый облупившейся золотистой краской, с виду не вызывал особого любопытства. Юноша вставил ключ в замок... Что-то заставило его обернуться и посмотреть на женщину. Та стояла уже без платка, сжимая руками спинку кроватки, вся напряглась и напряжённо следила за ним.
Замок щёлкнул. Юноша поднял крышку.
В лицо ему устремился клуб затхлой пыли. И сразу же в ноздри ударил незнакомый, мерзкий и острый запах. Он зажмурился, сделал шаг назад... И почувствовал, что женщина судорожно вцепилась в его руку выше локтя. Он слышал её прерывистое дыхание и стоны при выдохе. Ребёнок кричал так сильно, что мог задохнуться. Молодой человек открыл глаза и обнаружил, что пыль разлетелась и кружится по всей комнате. Вонь становилась невыносимой.
- Что это такое? - спросил он.
Но женщина, застыв, во все глаза смотрела на ящик и похожа была на статую. Время от времени она вздрагивала, юноша чувствовал как дрожит её рука, стискивавшая его предплечье...
...И тут молодой человек чуть не лишился сознания. Он явственно, хотя и сквозь пыль, увидел, как из ящика стало что-то выползать.
Сначала показались чьи-то длинные чёрные лапы, потом шишковатая голова с красными выпученными глазами, безо рта, без ушей, с уродливым щупальцем на месте носа. Скорее всего, это существо походило на насекомое. На жука. Но его размеры были до омерзения огромны.
Да, действительно, это был жук.
В следующий миг послышался сухой шорох и над ящиком возникли два чёрных крыла овальной формы, с рельефно выступающими продольными полосками.
- Что это?! Что это?! - выкрикнул юноша. Но женщина молчала.
В её глазах жил смертельный ужас, смешанный с необъяснимым восторгом. Она побледнела, лицо покрылось испариной, она шептала:
- Вот! Вот!.. Это он... Мы все - его! - в её словах остался только страх, без всяких примесей.
Жук вынул своё тело из ящика. Юноша, как в тумане, видел, что у жука человеческие ноги. Костлявые, дистрофичные, однако настоящие, человеческие... Две волосатые ноги. На каждой по ступне, по пять пальцев с ногтями: всё, как положено.
Жук вылез из ящика и встал на ноги. Его коренастое туловище с расправленными за спиной жёсткими, как ореховая скорлупа, крыльями, имело коричневое перепончатое брюхо и, помимо ног, шесть мохнатых, постоянно шевелящихся на этом брюхе чёрных лап. По три на каждом боку. Конусная голова, с многочисленными наростами, напрочь лишённая шеи, была насажена прямо на плечи, если можно назвать плечами покатые основания крыльев.
Внезапно жук ещё сильнее выкатил свои красные глаза без зрачков и зашипел, вращая при этом носом-щупальцем. Комната наполнилась шипящим стрёкотом. Отвратительные лапы жука неистово задёргались. Они перебирали воздух, словно плели какую-то чудовищную сеть.
Женщина застонала так жалобно, что юноша, сам едва держащийся на ногах, взял её за руку и попытался отвести к двери. Но она вырвалась и нерешительно стала подходить к чудищу, не переставая плакать, шептать свою несуразицу и жалобно стонать.
Жук с хрустом согнул колени и, взмахнув крыльями, прыгнул на диван. Осевшая было пыль, вновь закружилась в воздухе.
Скачок был стремительным и безобразным. Он болезненно отпечатался в мозгу Бессонова.
Никогда юноша не испытывал такого отвращения и страха, граничащего с паническим ужасом, как в эти минуты. Он и не подозревал до какой глубины можно содрогнуться от отвращения. Эти минуты что-то бесповоротно изменили в нём. Он ещё не понимал - что конкретно, но знал: таким, каким он был до этого - не будет уже никогда...
Но что делает женщина?
Она садится рядом с жуком на диван и протягивает к нему руку. Если она коснётся его - юноша сойдёт с ума. Пот градом катился с него - Алексей оставался в пальто - и, вытирая его со лба шапкой, он, словно в бреду, видел, как неумолимо сокращается расстояние между женской рукой и сатанинской головой жука... Как это вынести? В последнюю секунду жук сам отдёрнул голову и резко прыгнул на телевизор. Одной из своих лап он включил его...
Шла программа "Здоровье". Показывали зимний лес и лыжников. За кадром звучал врачующий голос Юлии Васильевны Белянчиковой.
Юношу доконал дикий контраст между тем, что было на экране и творилось наяву.
- Он не хочет!.. Он злится... - зарыдала женщина.
- Уйди! Уйди от него! - Закричал юноша. И сам испугался своего сиплого голоса.
С телевизора жук прыгнул к детской кроватке. Бессонов, стоявший неподалёку, шарахнулся в сторону. И едва не упал.
Жук взял визжащее, голое дитя в свои лапы.
И тут завизжала женщина. Она вскочила с дивана, она топала ногами, она рвала на себе волосы и пронзительно кричала. Противоречивые побуждения явно раздирали её изнутри...
Между тем, не выпуская младенца из лап, жук скакнул кверху и зацепился носом-щупальцем за провод на потолке. Его шевелящиеся лапы гладили девочку...
...Потом из ящика вылез паук. С тучным водянистым телом, с человеческими руками и мужской седовласой головой. Рот был открыт и из него непрерывно тянулась жгутообразная струя слюны, которая на глазах застывала и превращалась в толстую, серую паутину.
Паук, волоча за собой слюну, подполз к женщине. Она не замечала его, приковав взор к дочери, висящей под потолком. Тогда паук схватил её своими человеческими руками и опрокинул на пол.
Перепуганная женщина стала с остервенением сопротивляться. Но паук подмял её под себя.
... В ящике копошилось что-то вроде гигантской мухи, но выбраться наружу никак не могло...
- Неужели так надо?! Зачем это надо?! - Слабея, прерывающимся голосом взывала неизвестно к кому женщина. - Дочь! Дочка... Так надо...