Краснов : другие произведения.

Воздух Германа. Пораженческая антиисторическая поделка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:


   - Папа был прав. Я только сейчас поняла, что он был прав. Мне всё врали. Потом я сама себе врала, искупить хотела... Что искупить?
   - Прав был твой отец, двигатель был неисправен, он написал в Москву, ему не поверили. Расстреляли. Ошибка бессмысленная.
   - Зачем его убили?
   - Сложный вопрос. Жизнь ничего не весит, отчётность - всё.
   - Я не хочу подыхать за тех, кто доносил.
   - Мы все писали, в семнадцатом я много крови видел, видел, как барский дом спалили вместе с детьми и церковь спалили. Молчал, слова не проронил. Но, я воюю не за дурное в нас, а за лучшее...
   Это диалог из нового фильма "Воздух" Алексея Германа младшего. Диалог типический: с первых мгновений фильма мы сразу попадаем в атмосферу угнетения, несправедливости и тотальной беспросветности военного времени. Начинается фильм с того, что на фронт прибывает пополнение лётчиц истребительной авиации, и прибывает оно потому, что мужчины как бы на фронте закончились. Дыры в истребительной авиации затыкают молодыми, необстрелянными и очень плохо обученными девчонками. Такого, конечно же, не было. Действительно, в 41-м году по инициативе героя Советского союза Марины Расковой было сформировано 3 женских авиаполка. Был бомбардировочный полк, был полк ночных бомбардировщиков, подразделение, напоминавшее женский полк из фильма "Небесный тихоход". А вот с истребительным полком дело не заладилось по той простой причине, что нагрузки в истребительной авиации женский организм не выдерживал, и набрать лётчиц на целый полк не удалось. Полк очень быстро стал смешанным и нёс службу в тылу, обороняя Саратов. Под Сталинград было отправлено 8 женщин-истребителей, под Ленинградом же женщин-лётчиц не было.
   Никакого массового набора девушек, обучения их в военных училищах на истребителей и массовой отправки их на сложные участки боя - практически на убой - да ещё и плохо подготовленными, как показано в фильме, - естественно тоже не было.
   Таким образом, основа фильма - реальность вывернутая наизнанку. И фильм ей полностью соответствует. Действие разворачивается в альтернативной реальности, близкой, по-видимому, авторам фильма и страшно далёкой для людей, воевавших в Великую Отечественную. Первым делом пополнение встречается со вполне современным американским абьюзинг. "Девчонки, вы нас будете утешать и обслуживать", говорят им сослуживцы, после чего идёт череда каких-то дурацких интриг, когда в обход командира полка его зам принимает решение пересадить на прибывшие вместе с пополнением самолёты более опытных лётчиков. Потом командир этот приказ отменяет. Сама по себе ситуация, возможно, и типична для среды киношников. Но не для боевого подразделения воюющей армии.
   Потом аэродром подвергается налёту немецкой авиации в результате чего на экране появляется большое количество трупов, крови и кишок, а на уши зрителя обрушиваются крики, вопли, предсмертный шёпот, ругань и стоны. О том, что аэродром прикрывается зенитной авиацией или о том, что лётчики могут в подобной ситуации взлететь и завязать бой, как, например, показано в фильме "В бой идут одни старики", сценаристы, конечно же, не подозревают. Зенитная артиллерия, кстати, на Дороге Жизни работала достаточно плотно.
   Самое интересное, что это была атака одиночного самолёта, которым управлял некий немецкий лётчик Ульрих по прозвищу Человек-машина. Машина эта отличалась повышенным садизмом, и герои фильма подчёркивают, что он специально метит в людей. По-видимому, игнорируя здания и технику. Это сложно хоть как-то комментировать.
   В условиях постоянной гибели личного состава продолжаются склоки внутри полка. Особенно много рамсов между заместителем командира полка, женофобом и абьюзером, с одной стороны, и девчонками, которые ему всячески хамят, - с другой. В промежутках между склоками все персонажи дружно критикуют советскую технику, двигатели и качество лётной подготовки. Последствия этого всего, собственно, и приходится затыкать постоянно гибнущим лётчицам.
   В свободное от умирания времени люди кряхтят, кашляют и орут, когда им страшно. Кряхтения, фырканья, кашель и сморкания - часть фирменного режиссёрского почерка обоих Германов. Это и есть в их понимании реализм. Вся остальная жизнь (а большая её часть состояла, конечно, не из боевых вылетов) по Герману состоит из попытки изнасилования главной героини, обретения полковой собачки и двух сцен музицирования.
   Для сравнения рекомендую фильм "В небе ночные ведьмы", который снят в 1981-м году Евгенией Жигуленко. Это одна из лётчиц, реально принимавшая участие в боевых действиях под командованием упомянутой Мариной Расковой. После войны Жигуленко отучилась на режиссёра и сняла фильм о своём боевом прошлом. В той картине отлично показано, что даже на войне молодые девчонки остаются молодыми девчонками со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть живут не только военной жизнью, что не мешает им сражаться с фашистами очень хорошо. Этот же тон передан в другом замечательном фильме о лётчиках: "В бой идут одни старики", режиссёр которого Леонид Быков тоже поймал этот тон. У него лётчики в свободное время даже создали замечательный ансамбль самодеятельности. Такой подход позволяет хорошим режиссёрам раскрыть характеры персонажей, показать, что каждый из них - личность со своими особенностями и своей собственной судьбой. У Германа же - сплошь какие-то люди-функции, воспроизводящие бесконечный набор штампов, который нам с девяностых ещё годов набил оскомину.
   Видимо, из фильма Быкова и подрезаны эпизоды с музицированием. Только с той разницей, что у Быкова бравые лётчики "жарили Смуглянку", а у Германа молодые полные жизни девчонки издают оба раза полные уныния звуки, напоминающие "мама-мама, что я буду делать" из "Кин-дза-дзы". По-другому быть и не должно. Ибо это фильм не про победу, а про смерть, страдания и ужасы. Соответственно и звуки должны показывать, что все скоро умрут в бою из-за непроходимой отсталости посылающей их на убой страны. Не только солдаты, но и лётчики мрут, как мухи. Вернее, как бабочки: командир полка сравнивает продолжительность жизни своих подчинённых со сроком жизни именно этих насекомых.
   Главная героиня, если её можно назвать главной, потому что фильм распадается на отдельные эпизоды, и порой непонятно, кто главный. Так вот, главная героиня задаётся вопросами о том, что важнее, Родина или отдельная человеческая жизнь. И эти духовные искания не позволяют ей выстрелить в немца в боевой ситуации. Поэтому командир рассказывает ей про репрессированного папу и учит стрелять по лошади. Лошадей в авиаполку, понятное дело, много, и их не жалко. Спасибо, хоть, что лошадь расстреляли по-настоящему, как когда то Элем Климов - корову.
   Наученная жестокости героиня вскоре невесть зачем оказывается на своём истребителе в Партизанском крае, где обитают похожие на современных бомжей партизаны. Там партизаны рассказывают ей про гигантское количество потерь в нашей армии и сотни тысяч пленных. А затем истерящая мамаша умоляет лётчицу забрать с собой в самолёт грудного ребёнка, потому что здесь он помрёт, а в блокадном Ленинграде выживет. Душещипательная (по мнению Германа) сцена с истерикой заканчивается тем, что лётчица везёт грудничка в блокадный город. В самолёте он, естественно, помирает.
   Партизаны показаны, конечно, не такими звероподобными, как у Элема Климова, который специально подбирал массовку по лечебно трудовым профилакториям и психбольницам, но тоже красотой не блещут. В реальности основу партизанских отрядов составляли кадровые военные, диверсанты из силовых структур и добровольцы из числа спортсменов. Т.е элита общества. Ну и пару слов о Германе здорового человека. В Ленинграде-Петербурге есть улица партизана Германа, однофамильца нашего режиссёра. Одним из крупных достижений партизана Германа и его отряда была доставка из партизанского края в Ленинград обоз с продовольствием.
   Ещё раз специально для режиссёров типа Германа. Продовольствие везли не из Ленинграда в партизанский край, а строго наоборот. Посему шансов умереть с голоду у ребёнка в партизанском отряде было намного меньше. Возможно, создатели фильма намекают таким образом, что партизаны обречены на верную смерть от огня гитлеровцев? Сам капитан Герман действительно погиб в бою, но его бригада разгромлена не была, вышла из окружения и успешно воевала до февраля 44-го, влившись в состав РККА.
   В Ленинграде тем временем дети ловят крыс и снимают сапоги с трупов. То есть мародёрствуют. В той связи рекомендую  книгу Ивана Никитина "Будников младший". Автор её, член союза писателей, проработавший первую половину жизни кузнецом и литейщиком, был во время войны мобилизован и работал заместителем по политической части в школе фабрично-заводского обучения. О чём и написал в 1949-м году книгу. В ней описано существование школы ФЗО в условиях блокадного города. Книга чрезвычайно интересна. Во-первых, описанием быта: что эти самые блокадные дети ели, как одевались и как выживали учащиеся. А во-вторых, описанием того, как они выстояли и победили. Какие усилия для этого были предприняты и кем, как это было организовано, и какая велась при этом воспитательная работа. Если бы ленинградских детей побросали на произвол судьбы - выживать, кто как умеет, ловить крыс и снимать сапоги с трупов - то вряд ли бы кто-то выжил. Могло быть, конечно, всякое. Но показано нам именно это, нехарактерно для блокадного города явление.
   Потом ни с того ни с сего, опять неожиданно, подразделение оказывается уже под Сталинградом. Где нас ждёт очередная порция отрезанных ног и вываленных наружу кишок. А также очередная собачья грызня в подразделении, бабские склоки, попытка изнасилования и рассказ о том как героиню на регулярной основе насиловал в детском доме для врагов народа воспитатель.
   В конце главная героиня, естественно погибает. Тоже для "достоверности". Вообще, из лётчиц первого состава в живых остаётся только одна. Была сбита, перешла линию фронта. После чего, естественно, мучилась в фильтрационном лагере, о чем вспоминает, едва не всплакнув. Это, понятное дело, тоже для "достоверности". А также для того, чтобы все понимали, что закидали мы немцев всё-таки мясом. В том числе закидывая и с воздуха.
   Теперь пару слов о художественных особенностях фильма. Конечно, режиссёрский почерк Алексея Германа очень похож на почерк его отца, тоже Алексея, тоже Германа и тоже режиссёра Ленфильма. Очень много грязи и физиологических звуков. А в этом фильме, который снят про войну, ещё и очень много насилия. Здесь очень много крови, оторванных конечностей, вспоротых, выпущенных наружу кишок. По степени кровавости Германа переплюнули, разве что Элем Климов с "Иди и смотри" и Невзоров с фильмом "Чистилище". Кстати, ныне иноагент Невзоров в те далёкие годы снимал "Чистилище" как антивоенный фильм по заказу Бориса Березовского. Последний вёл тогда пропагандистскую компанию по выводу наших войск из Чечни, и вот в рамках этой компании Невзоров и работал. У Невзорова была совершенно понятная цель: показать нашему обществу, что воевать совершенно бессмысленно, что все это обречено на поражение и что это ужасное, совершенно дурацкое занятие. Невзоров тогда отрабатывал заказ Березовского. Фильм Германа очень похож на невзоровский, но его почему-то преподносят как фильм патриотический и идейно правильный. И снят он не на деньги продающих страну олигархов, а на налоги, которые платит воюющая страна. Что вызывает определённые вопросы к руководству нашего кино.
   Герман известен как артхаусный режиссёр. А человек, снимающий артхаус, всегда как бы говорит нам, что нормальное, обычное, смотрибельное, доступное широким массам кино снимать, дескать, скучно. Это-де каждый может, а вы вот попробуйте в arthouse поиграть. У Алексея Германа-старшего с трудом и с помощью помощников, но все-таки получалось, по крайней мере, в молодости, снимать более-менее смотрибельные фильмы. А вот Герман-младший на этом поприще явно потерпел поражение, потому что фильм распадается на ряд эпизодов, плохо связанных между собой. Что вообще то удивляет, потому что за 150 минут экранного времени можно было как-то это все увязать в более менее цельную картину. И при этом полный провал и по характерам, и по персонажам. Можно констатировать, что за артхаусным глубокомыслием в данном конкретном случае скрывается просто неумение снимать хорошо. Как говорил Остап Бендер, ""Скажите мне, Киса, как художник художнику: вы рисовать-то умеете?"...
   Вообще, кино про женщин на войне сняли не мало. И, в отличие от Германа, снимали не с целями вписаться в повесточку демпартии США и европейских фестивалей. Сравнить есть с чем. Про ночных ведьм уже говорилось. Можно вспомнить и самый знаменитый фильм на эту тему "А зори здесь тихие". Что называется, почувствуйте разницу.
   Теперь о том, как мог бы выглядеть хороший фильм о Блокаде. Здесь не нужно ничего придумывать, героических эпизодов во время блокады немало. Возьмём вполне реального командира эскадрильи, которая прикрывала Дорогу Жизни с воздуха. Это Герой Советского союза Леонид Белоусов. Лётчик, который ещё до войны попал в серьёзную аварию. У него были сильно обожжены ноги и лицо, он выжил, перенёс более 30 пластических операций, ему пересаживали кожу других частей тела на обгорелые ноги и лицо. Он вернулся в строй, прошёл всю финскую войну, затем всю великую отечественную. Под Ленинградом его обгорелые ноги были обморожены после многочисленных вылетов в холодном самолёте. Развилась газовая гангрена, и ему ампутировали обе ноги. И он повторил подвиг лётчика Маресьева: вернулся в строй на протезах, сбил ещё несколько вражеских самолётов, прошёл всю войну до конца. По легенде, он с трудом прошёл медкомиссию, но не танцевал, как Маресьев, а показал, что может нырять в воду с большой высоты, после чего обратился к присутствующим с вопросом, кто из вас, здоровых, может также? Про Белоусова снимать, конечно, не будут. Потому что Белоусов не был из семьи репрессированных, не томился в сталинских лагерях, не погиб мученической смертью. А напротив, пережил войну, демобилизовался, дожил до глубокой старости, а после войны ещё долгое время работал директором одного из ленинградских автопарков. Ну нельзя же про такого человека фильмы снимать. Кстати говоря, Белоусов был, естественно, членом Коммунистической партии Советского союза.
   Самым успешным лётчиков его подразделения был герой Советского союза Байсултанов, который имел 277 боевых вылетов. Известны и фамилии других лётчиков. Воронцов, Жидов, Пилютин, Кожанов, Петров, Цыганов, Лагуткин. Почему нельзя снять фильм про этих вполне реальных героев. Зачем нужно заменять их несуществующими в реальности женщинами? Слава творцов фильма "А зори здесь тихие", что ли, не дают покоя? Так вы не Васильев с Ростоцким.
   Про партизана Германа мы уже говорили. Можно вспомнить и шофёров, которые под огнём обеспечивали функционирование Дороги Жизни. Возглавлял их командир автобата майор Порчунов.
   Водитель Семён Ичевский, который под бомбёжками неприятеля, когда остальные шофёры разбежались по кустам, вывел из склада, 6 грузовых автомобилей, чем сохранил их.
   Филипп Сапожников. Его машина заглохла на морозе прямо на льду Ладожского озера. Для того, чтобы согреть мотор, он облил бензином и сжёг свои рукавицы, одновременно ковыряясь в моторе. Руки сильно обгорели, но машину он завёл и с сильно обожжёнными руками довёл её до пункта назначения. Выехать сам на берег уже не мог, но ему помогли дежурные водители. В сильно искажённом и поэтизированном до маразма виде эта история вошла в Ленинградскую поэму Ольги Берггольц.
   Или Максим Твердохлеб, который вёз мандарины, чтобы детям блокадного Ленинграда раздать их на новый год. Машина попала под обстрел и бомбёжку немецкой авиации. Обычно водители в этой ситуации бросали машину и прятались в сугробе, но Твердохлеб, несмотря ни на что, вёл её под непрерывным огнём, потому что для него этот риск ничего не значил по сравнению с самим фактом того, что детям в Ленинграде дадут по мандаринке. Машина была буквально изрешечена пулями и осколками, но он довёз свой груз за полтора часа до нового года. Чудом остался жив.
   Или Кошкомбай Оспанов, казах. Человек, который стал легендой даже в тех условиях, благодаря своему самоотверженному труду. Его нужно было в приказном порядке отправлять поспать, человек, который одним из первых начал совершать по 3 рейса за сутки. А потом выяснилось, что он ещё и свой паек отдаёт эвакуированным из Ленинграда детям, чем довёл себя до полного физического истощения.
   Или водитель Александр Кондрин, человек, который в ледяной воде вытащил из своей тонущей машины 35 мешков с мукой. Одежда намокла, его чудом спасли уже умирающего от холода. Это вообще был человек удивительной судьбы. Он горел в окопе на Лужском рубеже, получил серьёзные ожоги, и ему нужна была пересадка кожи. И вот несколько ленинградских девчонок, которые оказались в этом госпитале, практику они там проходили или пришли кровь сдавать для бойцов. В общем, они, ни секунды не колеблясь, согласились на пересадку кожи. И потом они всю оставшуюся жизнь переписывались с водителем, а между собой его называли "наш единокожный брат". Ну и после этого понятно, почему он вытащил все 35 мешков из своей тонущей машины.
   Или трудовой подвиг ленинградцев, которые занимались ремонтом этих автомашин. Снятые с родного ленинградского завода, умирающие от голода люди развернули практически в чистом поле ремонтную базу. Или подвиг бригады Степченко, когда людей мирных профессий, потому что больше было некого, поставили валить лес. Нужно было срочно прокладывать кольцевую автомагистраль до станции Жихарево. Двое из этих рабочих, бухгалтер Кононов и виолончелист Иоффе, упали в обморок во время работы от истощения.
   Хочется выполнить повесточку демократической партии США, и непременно снять о женском героизме - вот, пожалуйста, военный фельдшер Ольга Писаренко, которая была хозяйкой санитарной палатки на 7 километре, она спасла более 100 человек от холода, буквально на руках их перетаскивая в эту палатку.
   А в итоге воюющее государство выделяет большие деньги на подъём патриотизма, а вместо неё на выходе получается либеральное нытьё, вымазывание Победы в грязи и едва прикрытая антигосударственная пропаганда. Почему так происходит? Причина очень проста. Это замкнутый закрытый круг лиц, в котором царит семейственность. Мы все время вспоминаем одни и те же фамилии: бондарчуки, германы, тодоровские, Михалковы-кончаловские, учителя, янковские и так далее, имя им легион. Сидят они там уже по 2-3 поколения. Все это сформировалось ещё в позднее советское время, и идеология этих кланов с тех пор не изменилась. Они чрезвычайно оторваны от реальности, они настроены на попил государственных денег, и при этом, исповедуют антигосударственную идеологию. Усугубляется это постоянным снижением качества картин. Чем ниже качество картин, тем больше желание никого к своей кормушки близко не подпускать, дабы этой кормушки не лишится. А чем сильнее обособление от народа, тем сильнее антигосударственная идеология и тес быстрее снижается качество картин. Вот поэтому мы и имеем то, что имеем.
   Недавно первый канал выпустил сериал по произведениям иноагента Акунина. Скоро выходит экранизация произведения Евгения Водолазкина (либерального антисоветчика и без 5 минут иноагента), которая попала в список из 28 картин, утверждённых "к получению поддержки" Фондом Кино.
   Иноагентская медуза писала недавно про фабрику по отмазыванию "неблагонадёжных" артистов, путём их вывоза с гастролями на Донбасс. Фабрика организована Бондарчуком с одобрения и при финансировании АП.
   Добавлять можно ещё очень и очень долго...
   И получается у нас на выходе, что сам выход этого перестроечного фильма, а равно и присуждение ему "Золотого орла", главной премии страны, - это не просто очередной акт распила огромных средств между дружбанами, родственниками и любовницами. На самом деле, это определённый сигнал обществу от определённой группы элитёнышей. И сигнал этот таков: глубоко плевали мы и на вашу войну, и на вашу спецоперацию, и на ваш патриотизм, и вообще на вашу страну. Вы - быдло, а мы будем продолжать резвиться так, как захотим. И ничего вы нам никогда не сделаете.
   А к поражению России вся эта публика не просто готова, а ждёт его с нетерпением, сидя на низком старте.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"