Неотправленное письмо моему сыну
Здравствуй, мой дорогой сын!
Мы с твоей мамой знаем, так бывает - птенчики вырастают и покидают родительское гнездо. Когда-то нам, связавшим свои судьбы в одну, пришлось отстаивать решение покинуть отчие дома, чтобы вдали от родителей начать свою жизнь. Именно поэтому мы не стали удерживать тебя и согласились с твоим желанием. Теперь ты лишь изредка навещаешь нас - а мы, счастливые, порхаем вокруг тебя, тщетно пытаясь сдержать радость от встречи!
Когда мы все жили вместе, нам казалось, что ты ещё совсем ребенок. Но сейчас, на почтительном расстоянии от тебя мы видим, что ты повзрослел. Только знай: ты можешь считать себя сколь угодно взрослым, даже по-настоящему быть им - для родителей ты навсегда останешься маленьким. Да, мы выглядим противоречивыми в своих чувствах, но нам хочется ещё одного - чтобы ты действительно стал большим и не потерялся в этой жизни. А мне хочется, чтобы ты не потерял себя в её суете. Так появилось желание написать о том, что знаю.
В письме своя прелесть - сказанное забывается, а изложенное на бумаге можно перечитать. С чем-то ты согласишься сразу, другое поначалу будет непонятным, но когда-нибудь станет очевидным.
Надежда, что ты услышишь, вдохновляет меня начать моё повествование.
Отцы и дети
Почему я говорю о надежде быть услышанным? Дело в том, что существует так называемая "проблема отцов и детей". Одна из причин её кроется в непонимании детьми своих родителей в силу того, что последние всегда будут впереди в получении жизненного опыта. Как пример: сможет ли отец рассказать своему пятилетнему ребёнку о сексе, если половое созревание происходит лишь к четырнадцати годам от роду? Правильно, сможет, только в этом не будет смысла - дитя ничего не поймёт.
Так и в остальном, говори хоть о любви, или о семье, или о воспитании детей - пока в своё время человек не приобретёт опыт, он не услышит, ибо ещё ничего не знает о сказанном. Но когда придёт час (который, кстати, важно не пропустить), тогда состоится очередной урок с получением выводов. Лишь после этого приходит понимание.
Так случается алхимия жизни - пыль вовремя выбранных дорог превращается в золотые самородки опыта.
О знаниях и опыте
Давай остановимся, чтобы я уточнил, какое значение вкладываю в эти слова.
Опыт - то, что человек прожил или пережил благодаря каким-то деяниям, свершениям или испытаниям на определённых этапах своей жизни. Например, учёба, трудовая деятельность, образование семьи, рождение ребёнка.
Знание - то, что человек может рассказать о своём опыте и благодаря ему.
Вот тут почувствуй разницу, ибо она весьма существенна! Можно передать знание, но сам опыт через слова - невозможно. Попробую показать это на примере союза двух сердец.
Никто из людей, образовавших семью благодаря любви, не сможет передать свой опыт. Если попросить кого-нибудь нарисовать картину под названием "Семья", то у одного краски будут яркими, у другого бледными, у третьего - сплошные серые тона. В этом проявляется уникальность людей - в различной способности воспринимать. И даже если ты встретишь практически одинакового с тобой человека, из-за разницы в восприятии мира картины его опыта, пусть незначительно, всё же будут отличаться от твоих.
А вот знание о семье носит универсальный характер и может быть рассказано любым человеком практически слово в слово.
У тебя есть прекрасное подтверждение сказанному мной - поездка в другой город на концерт твоей любимой группы. В письме ты в деталях описал поездку, гостиницу, знакомство с новым городом, но про выступление музыкантов - лишь одна строка: "Об этом нельзя что-либо рассказать, это надо было пережить вместе со мной". Но если любого, кто был с тобой на концерте, ты попросишь нарисовать картину об этом, ваши холсты будут различаться своей палитрой. А ведь вы оба были там, где солнце, ветер и музыканты воздействовали на вас одинаково. В чём же разница?
Знание и информация
Я сделал небольшую остановку, чтобы рассказать о том значении, что вкладываю в два слова - знание и опыт. Завершаю паузу тем, что попробую показать разницу между знанием и информацией на том же примере отношений отцов и детей.
Как ты понимаешь, физическая возможность слышать не означает наличие у ребёнка способности понимать - это свойство появляется с опытом. Но и умение отца передавать знание проявляется лишь в одном случае - когда он смог пройти через какое-то испытание, что-то прожить. А если не получилось? О чём он тогда говорит? Чьими словами - собственными или чужими? И допустимо ли так поступать, пересказывая услышанное?
Давай попробуем разобраться.
Может ли отец, ни разу не покидавший планету Земля, поведать сыну об устройстве Солнечной системы, о космосе, о Вселенной? Да, если прочитает книгу, разберётся, поймёт, или попросту выучит наизусть. И такой подход в обучении сына вполне допустим, вернее, этот способ применяется повсеместно.
Именно такое знание, взятое откуда-то или услышанное где-то, в основании которого нет личного опыта, я называю информацией. Банально? Да!
А ты уже почувствовал подвох? Именно в этом - как можно доверять книгам, если ранее ты не получил опыт, какой имеется у написавшего? Ведь первоисточник может попросту обманывать, не обладая личным опытом, но искренне веря в собственную правоту.
Правда в том, что никто не мешает человечеству доверчиво пользоваться информацией, как, например, таблицей умножения, которую большинство людей когда-то вызубрило, не понимая её сути и красоты. Здесь налицо новое понятие - вера. Простое слово, у которого есть своё значение - доверие написанному. Возникает вопрос: какие отношения с информацией будут у тебя?
Есть три возможности - жить с верой, без веры или в неверии. Но это просто, даже слишком. Мне ближе другой подход: жить, зная, что какая-нибудь информация может побудить к получению опыта и обретению собственного знания, подтверждающее первоисточник, или, наоборот, абсолютно отличное от него. И если ты принадлежишь к большинству, что выучили таблицу умножения, не поняв её, то на вопрос, сколько будет дважды два, не отвечай, чтобы не повторять, как попугай, чужие, заимствованные слова. Но когда прижмут к стенке, скажи просто: "Я слышал, четыре".
О центре и поверхности
Если представить человека в виде шара, то знание, обладателем которого он стал благодаря обретению какого-либо жизненного опыта, навсегда поселится в его центре. Более того, вся внутренность будет пропитана этим. А информация, т.е. заимствованное знание, не подкреплённое личным опытом, будет находиться на поверхности шара - ей не суждено проникнуть вглубь в силу чужеродности её природы.
Когда человек делится своим знанием, оно исходит из самой его сердцевины, в отличие от информации, которая лишь стекает с его поверхности, не имея способности и возможности даже закрепиться - судьба её предсказуема. И почему?
Во-первых, она забывается, если не преобразуется в знание.
Во-вторых, источник информации мог заблуждаться, но человек, доверившись и повторяя вслед за ним, сначала обманет себя, а позже - поверит в свой собственный обман. И тогда убедительными речами он начнёт вводить в заблуждение других, преподнося заимствованное как собственное знание, но только до поры, пока сама жизнь не опровергнет его заблуждение.
Забвение - участь всего фальшивого, настоящее - атрибут вечности.
О фальшивости жизни
Представляя человека в виде шара, я намекал на то, что слова, исходящие из центра, будут весомыми, в отличие от тех, что стекают с поверхности - пустых, ничего не значащих. Получается, что человек, не имеющий личного опыта, обречён на повторение чужих слов? Будет ли его жизнь настоящей?
Вот об этом я попробую тебе рассказать - о фальшивости жизни. Это неспроста, ибо я хочу заложить своего рода основу, базу для восприятия, чтобы ты в последующем умел различать этот, как я считаю, основополагающий момент в существовании людей, и, в первую очередь, в жизни собственной. Почему?
Да хотя бы потому, что, не разобравшись в этом вопросе внутри себя и в своей собственной жизни, ты вряд ли сможешь понять тот импульс, что является главным, если не единственным, определяющим жизнь людей, их слова и поступки.
Знаешь ли ты или нет, но всё внешнее порождается внутренним. Попробую тебе пояснить это на примере забот человека, то есть тех обязанностей, которые он добровольно взял на себя в отношении своей жизни, в круге которой живет он сам и его близкие.
Проведи небольшой эксперимент. Для начала ответь сам на вопросы об обязанностях и заботах, которые выражаются во вполне реальных и конкретных делах в отношении тебя и твоих близких, а после задай эти вопросы своему окружению. Если возникнет трудность в составлении вопросов или разъяснении тематики, т.е. направленности, воспользуйся подсказкой: жизнь современного человека проходит в четырёх орбитах существования - это работа, дом-быт, семья и хобби-увлечения.
Полученные ответы разложи на внутренние и на внешние с позиции вектора приложения усилий субъекта, т.е. внутрь себя или вовне. Теперь составь таблицу из двух столбцов, где левый будет носить название "Внутреннее", а правый - "Внешнее". Заполни строчки ответами. Не пугайся, если записи будут в строке только одного столбца, а второй останется пустым - это и есть настоящее, то, как живёт реальный человек, опрошенный тобой.
Можешь не говорить мне о том, что левый столбец практически пуст, то есть тому, что записано во "Внешнем", нет соответствия во "Внутреннем". Повторюсь, но то, что ты увидишь - это и есть правда жизни.
Спроси меня, как так получилось? Я отвечу.
Помнишь, я сказал, что всё внешнее порождено внутренним?
Если опрашиваемый говорит о том, что заботится о здоровье близких, но ничего не делает для собственного здравия, что это? Если опрашиваемый утверждает, что он заботится о развитии своих близких, но в отношении себя не делает соответствующего, как назвать сие? Ибо что он может дать, если не только в левом столбце таблицы имеется пустота напротив его забот? Она ведь и в жизни пустота, ничем не заполненная. Рождается вопрос - а что же он тогда отдаёт, если у него ничего нет? Пустоту? Именно!
Теперь ты видишь, что в действительности человек по-настоящему делает сам для себя и окружающих его людей. Как называется этот человек? Вот именно, обманщик. А какая у него жизнь? Фальшивая. Ибо нет внутри того, что так усиленно он пытается выдать наружу как настоящее, действительное.
Эта фальшивость жизни не способна породить целостного человека. Но не всё потеряно. По крайней мере, для тебя. Ты способен привести в соответствие оба столбца своей таблицы. Причём, даже если в правом столбце не будет проявляться то, что записано в левом, поверь, это вопрос времени - рано или поздно это свойство тебя вырвется вовне. Хуже, если в тебе есть внешние декларируемые качества без внутреннего источника. Совет в таком случае может быть только один - прекрати немедленно заниматься мнимыми вещами, вычеркнув такие обязанности из круга забот, и займись воспитанием в себе свойств, что в последующем породят именно эти, зачёркнутые сегодня, настоящие качества тебя.
Не так важно, на самом деле, что за люди окружают нас. Важно другое - какие мы.
Об ответственности
Составив свою таблицу и увидев несоответствие, поверь, ты неизбежно начнёшь работу по созданию качеств себя - любой разумный человек не смирится с такой картинкой, ибо никогда не сможет жить во лжи и фальши, противоестественной его природе.
Этому способствует ещё одно человеческое качество - ответственность. Раньше я говорил тебе по-другому, не упоминая это слово. Помнишь?
"Любой твой шаг влечёт последствие. Совершить поступок не трудно, только вот что последует за ним - награда или расплата? Поэтому думай, прежде чем сделать - насколько результат будет ожидаемым для тебя, чтобы не пришлось раскаиваться в содеянном".
Да, бывает так, что, живя фальшивой жизнью, не имея внутренних качеств, повторяя не свои, а чужие слова, ты можешь поплатиться за них. Начав разбираться с истоком, ты поймёшь, что наказание получено благодаря доверчивости, так как сделал поступок, следуя за кем-то, действуя не из внутренних качеств себя и своих убеждений. Но, к сожалению, будет поздно.
Теперь, спустя время, ты понимаешь, что ответственность - это расплата за содеянное. Но опять не всё так просто, ибо у одного понятия может быть несколько граней.
Так вот, одним из результатов работы по заполнению таблицы будет другая грань ответственности - за связь между внутренними чертами и внешними поступками.
Тогда больше не надо будет никого спрашивать или советоваться о возможных последствиях, искать подтверждения выбранного пути, потому что все шаги снаружи будут исходить из твоего центра. Также не придётся доверчиво следовать кому-либо, просить кого-то вести тебя за руку, повелевая и одновременно прячась за добродетельной спиной - ты отбросишь такую возможность, ибо всё это удел нищих и попрошаек. Теперь ты сам сможешь творить, делать, добывать, никого не спрашивая, не боясь за расплату в будущем, потому что внутренний стержень твоих качеств сформируется окончательно и окрепнет настолько, что во всём мире не найдётся пилки, способной подпилить его. И отвечать будешь только за поступки, рождённые позывами, исходящими из твоего центра, а не навеянные чужими идеями и лозунгами.
Хочешь ли ты быть марионеткой в руках кукловода? Или самому отвечать за себя и свою собственную жизнь?
О праве выбора
Как видишь, последние вопросы имеют отношение к выбору. И я недаром задал их тебе, потому что у любого человека всегда есть возможность отдать предпочтение чему-либо одному. Но сможет ли он разобраться, какой жизнью он живёт - своей или чужой? Более того, хочет ли он наслаждаться прошлыми заслугами, или готов неустанно идти вперёд, наверх, вглубь, развиваясь и постигая грани существования? Я могу не отвечать на этот вопрос, ибо ты сам прекрасно видишь, как много вокруг тебя людей, которые находят любые отговорки, лишь бы ничего не менять в своём тихом размеренном бытие.
Вспомни науки, описывающие закономерности материального мира, например, физику или химию - в их основе лежат строгие законы с чётким алгоритмом действий, который не допускает других вариантов. А дерево или трава - решают ли они, что им делать, расти или засохнуть? Звери, рыбы, птицы, насекомые - может быть, они способны выбирать, жить им или умереть? Разве река думает, течь ей или остановиться?
Посмотри, как они живут - самостоятельно, не надеясь ни на кого, следуя судьбе и своей собственной природе, не жалуясь, не впадая в депрессию от неудач, не ища того, на чью спину можно взобраться, переложив ответственность за свою жизнь.
Из всего мироздания лишь человеку самой природой сделан великий подарок - право выбора. За что такая награда? Не знаю. Но о том, как человек пользуется этим правом, пожалуй, не стоит говорить.
О пище
От всех представителей природы человек отличается умственной деятельностью. Забери у него ум, и он станет животным, не страдая и не выбирая, что и как ему делать. Его заботой будет лишь одно - радение о собственном теле, то есть добывание пищи и поиск комфортной среды проживания. Замечу, он это будет делать не в одиночку, а в стае, где всегда будет присутствовать иерархия, а мерилом для занятия ступени в ней будет одно - развитость тела.
А что ещё природа подарила человеку, кроме ума и тела? Конечно же, душу и сердце. Только, глядя на человека, так и хочется спросить - все ли в равной мере были при рождении наделены этими подарками? Отвечу позже, сначала попробуем разобраться, от чего зависит существование этих элементарных частиц, и что они дают человеку.
Итак, первая - тело.
Его главная задача, как я уже сказал, достаточно проста - комфорт во всём, что его окружает, начиная с еды, и заканчивая постоянством и неизменностью условий безмятежного существования. Пищей для него является всё то, что способно переработать его пищеварительная система для восстановления сил. Благодаря телу люди производят разного рода работу, получая результаты труда в виде предметов и иное.
Теперь - душа.
В ней возникает радость, нежность, тоска, счастье, обида. Потребляет такие простые вещи, как встречи и расставания с дорогими людьми, находки, утраты, и другое. Эмоции - результат работы души.
Ум - третья частичка человека.
Его продуктом являются мысли, оценки. Пищей - знания, а также беседы, книги, фильмы, всё то, что порождает суждения и вопросы, на которые хочется найти ответы.
Теперь, после краткого описания человеческих частиц, пришло время ответа.
Природа подарила равные возможности абсолютно всем людям. Другое дело, как они использовали дары? Грустный вывод - налицо забота лишь о теле, а вот с кормёжкой для ума и души люди как-то оплошали.
Я не забыл о последней частичке, лишь отложил рассказ, потому что не так просто оно, человеческое сердце, четвёртый подарок природы, ибо вырабатывает лишь два продукта - любовь и ненависть.
Что является пищей для него? Я не знаю. Наверняка, когда-то смогу что-нибудь поведать об этом. А, может быть, ты, найдя ответ на этот вопрос, поделишься со мной познанным.
Кстати, если в сердце живёт любовь, оно имеет большую форму лилового цвета. Если же начинает истекать чёрная река ненависти, то сердце, загнивая, уменьшается в размерах и становится похожим на чернослив.
О причинах возникновения болезней
Смог ли ты заметить, какую двойственность имеют человеческие частицы? В теле попеременно проявляются ощущения голода и сытости; в душе грусть сменяет радость; оценивающий ум считает хорошим только то, что было вчера; в сердце любовь замещается ненавистью.
Любые изменения в жизни человека вызывают длительные периоды или мгновенные приступы смены состояния в человеческих частичках. А ведь душа, ум и сердце находятся в теле. Так могут ли процессы, происходящие в них, не влиять на него?
Нарисуй на листе бумаги одну в другой три окружности. Представь, что это условное строение человека, где поле внутреннего круга принадлежит сердцу, второе - уму, третье - душе, а линия большей окружности будет телом. Возмущение, произошедшее в какой-либо частичке человека, обозначь точкой, поставленной в любом месте каждого круга. Теперь проведи от них до наружной границы лучи, места их соединения обозначь маленькими кружочками. Перед тобой трёхступенчатая схема возникновения болезни, где точка символизирует её зарождение, луч - формирование, а кружочек на поверхности - проявление.
Одно замечание - болезни зарождаются от возмущений, приводящих к негативной стороне двойственности, например, смена радости на грусть. Воистину, разве ты слышал, чтобы кто-нибудь заболел от позитивных мыслей, счастья или от любви? А от грусти, тоски, ненависти? Сколько угодно, даже от несбывшихся желаний!
В довершение расскажу о механизме воздействия зарождающихся болезней на тело.
Его разрывает то, что возникает в поле сердца.
Словно острым ножом режут порождения ума.
Происходящее в душе пропитывает густым, плотным туманом.
Интересно, многие ли догадываются, к чему приводят болезни?
О смерти
Как же повезло нашему телу! Оно смиренно предоставило кров душе, уму и сердцу. И что получило взамен? Самоубийц, изнутри поедающих себя и приютившую их форму, не задумывающихся о том, что неразумными действиями они убивают тело, тем самым сокращая и свою жизнь. Вспомни проявления собственного безрассудства? Или глупости? Разве они хоть единожды не приводили к черте, отделяющей жизнь от погибели?
Конечно, существуют и другие способы умереть, когда человек гибнет на войне, в катастрофе или из-за проявлений идиотизма находящихся рядом людей. Это - результат внешних воздействий, о времени и месте свершения которых мы ничего не знаем. Можно ли управлять ими? Конечно же, нет.
А внутренними? Вполне!
И что же для этого надо сделать?
Всё зависит от пищи - во всех смыслах.
Старуха с косой может поджидать нас уже за ближайшим углом, в один миг прекратив наше существование. И стоит ли самому приближать этот час, незапланированный судьбой, принимая такую пищу, которая вызывает тёмную сторону двойственности, изнутри действуя на человека словно яд - грусть или ненависть, например. Будучи в центре, они начнут исходить наружу, обращённые к другим людям.
Страдающий человек лишь ползает, отравляя своим ядом всё вокруг. Но если он в действительности искренне желает счастья и здоровья людям, с кем связан тем или иным образом, то первоначально следует прекратить свои страдания. Ибо внутренние проявления его состояний вызывают цепную реакцию по незримым связям социума.
Как видишь, вновь проявляется формула порождения внешнего внутренним.
Нет никакого смысла в знании, когда умрёт человек. Важно, каким он встретится со смертью - гадом ползучим или птицей поднебесной?