|
|
||
СЕРДЦЕ ОКАЯННОГО ГОРОДА
Если правда, что у каждого города есть душа, то душа Петербурга имеет имя Ксения. Блаженная Ксения Петербургская. Загадочная, как и положено русской душе. Страдающей. Щедрой. Бесхитростной. Она родилась в начале XVIII века в семье благородных и богатых родителей. Восемнадцатилетней девочкой по горячей любви вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего и полковника. Брак был счастливым и недолгим. Ей было только двадцать шесть лет, когда муж скончался. Ксения надела мундир любимого, раздала все имущество бедным, свой дом подарила простой девушке Параше Антоновой. Просила называть ее Андреем Федоровичем, неизменно добавляя: "Ксенюшка умерла". Она стала странницей, бездомной нищенкой. Ее называли "скорой помощницей Петербурга". И она помогала - в отличие от Григория Распутина - всем, без различия званий: бедноте, мещанам, влюбленным, вдовам, студентам. Самая любимая и почитаемая в народе святая была канонизирована только в 1988 году.
Когда умирает любовь
Дата ее рождения известна лишь приближенно - между 1719 и 1730 годами. Родители Ксении Георгиевны ( по другим данным - Григорьевны) были людьми состоятельными и принадлежали к тому кругу, который позволил ей выйти замуж за высшего офицера. Можно лишь догадываться, каким человеком он был, Андрей Федорович Петров. Полковник. Певчий при дворе Елизаветы Петровны. Кстати, в то время певчий - весьма почетная должность. Да и сама Ксения любила музицировать. Как они познакомились, как полюбили друг друга? Неизвестно. Но без сомнения - редкая была любовь. О ее силе свидетельствует один единственный факт - когда умер любимый, прошла ее душа через такую боль, что вошла в русскую историю святой.
Как жить, когда умирает любовь? Истинная любовь сродни безумию. С точки зрения обывателя разве не безумие - отдать все, что имела, подарить дом знакомой своей Параше Антоновой, стать нищей? Она одела мундир мужа и ушла из дома. Днем бродила по Петербургской стороне, возле церкви святого Апостола Матфея, среди домов петербургской бедноты. Она никогда не молилась прилюдно. Ночью шла за город. Там, в полях, босая, молилась на коленях до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны. Сначала мальчишки дразнили ее, потом же народ признал в ней блаженную. Убогих - то есть стоящих "у Бога" - издревле почитали на Руси.
Она неохотно отзывалась на свое имя, но всем говорила, что Ксенюшка умерла, а Андрей Федорович жив. Свидетельство потрясения? Не только. Когда двое стали единым существом, продолжение одного живет в другом. Она верила, что он жив! Верила, чтобы выжить. И просила, чтобы звали ее Андрей Федорович. Безумие? Родные, решив, что Ксения лишилась рассудка, подали прошение начальству ее покойного мужа; но те, поговорив с нею, убедились, что Ксения в здравом уме и вольна распоряжаться своим имуществом. Она отвечала столь убедительно, что чиновники не могли ей отказать в праве служить Богу.
Я вся тут
Когда одежда мужа износилась, она одела красную кофту и зеленую юбку по цвету формы Преображенского полка, туфли на босую ногу. Такой ее можно было увидеть и в дождь, и в петербургские промозглые ночи. А то и босиком на снегу. Она не заболела. Господь хранил. Ей предлагали теплую одежду, даже собольи шубы, деньги. Она брала лишь "царя на коне" - копейки с изображением святого Георгия, которые раздавала другим нищим. Казалось, что она радуется своей нищете. Приходя куда-нибудь, простодушно замечала: "Вся я тут". Могли ли петербуржцы не любить ее?
Хозяйка Петербургской стороны
В течение сорока пяти лет она была хозяйкой Петербургской стороны. Когда она входила в дом, это считалось доброй приметой. Извозчики просили ее проехать с ними: в такой день выручка была обеспечена. Торговцы на базаре старались дать ей калач или яблочко. Глядишь, и день будет с прибылью. Поцелует ребенка - мать радуется, будет дитя счастливо. Ксения помогала и если с любовью не заладилось, и если ко вдове нет житья, и если сироту кто обидит, и если чиновнику жалованья не хватает, чтобы прокормить детей. Но главным было устройство чужого семейного счастья. Оно приходило так быстро, что Ксению стали звать "скорая помощница". В преданиях образ Ксении - абсолютно живой. Как-то уличные мальчишки довели ее насмешками, и она погналась за ними с палкой. Могла и прикрикнуть, когда ей возражали. Потому что за ней признавали власть человека божьего. И всегда она оказывалась права - провидицей была. Сторицей воздал ей Господь за невосполнимую утрату. Видимо, только горе придает такую силу душе. А душа ее страдающей была. И сострадающей. Потому что знала цену горю. Через боль нести луч солнца - может быть в этом и есть секрет загадочной русской души?
"Сидишь тут, а того не знаешь..."
Дар провидения - знак близости к Небу. Ксения умела предсказывать. Накануне Рождества 1726 года говорила: "Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины". На следующий день скончалась императрица Елизавета Петровна. Войдя в дом Голубевых, она сказала девушке: "Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит". Девушка побежала на Охту, увидела там молодого вдовца, доктора, лишившегося чувств на могиле умершей от родов жены. Первый, кто оказал несчастному помощь, была Голубева, которая вскоре и стала второй женой доктора. Параша (Параскева) Антонова, которой Ксения подарила свой дом, принимала ее с радушием. Как-то зайдя к ней в гости, Ксения сказала: "Сидишь тут чулки штопаешь, а того не знаешь. Тебе Господь сына послал, беги скорей на Смоленское кладбище!" Параша побежала на кладбище. Оказалось, что там извозчик сбил беременную, которая умерла в преждевременных родах. Ребенок был жив, и Параша взяла его к себе. Приемный сын Параши рос примерным сыном и достиг больших чинов.
Неважно, кто строит храм
Вера в чудо - одно из свойств русской души. И не надо гор, сходящих с места, и золотой дороги в поднебесье. Русское чудо - тихое, благостное. Не напоказ. Как-то Ксения дала копеечку женщине, добавив : "Возьми, потухнет". А у той позднее дом спасли от пожара. В 1796 году на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь - Смоленской Божьей Матери. На леса этой церкви Ксения по ночам втаскивала кирпичи, чтобы каменщики утром могли сразу приступить к кладке. Те удивлялись, откуда кирпичи. История так бы и осталась неизвестной (Ксения не делала напоказ), если бы рабочие однажды не остались на ночь и не выяснили бы, каким образом храм "строится сам". Ведь благо - то, что не на показ.
Душа блокадного Петербурга
Сорок пять лет длилось служение Ксении. По ее молитве страждущие исцелялись, в семьях водворялся мир, нуждающиеся получали хорошие места. Она скончалась между 1796 и 1804 годами. Ее погребли на Смоленском кладбище, и в скором времени началось паломничество на ее могилу. Она часто являлась в видениях: предупреждала об опасности, спасала от бедствий. Со временем над ее могилой была построена часовня, которую закрыли после революции и обнесли бетонным забором, а рядом построили сапожную мастерскую. Но не прекращающееся паломничество и происходящие чудеса заставили открыть часовню снова.
Многострадальный город и святой выдержал блокаду, какой не было в истории человечества. Холодные полупустые квартиры, трупы тысячами везут на саночках, - крестный путь. Голгофа. Непостижимое мученичество. Три покровителя были у Петербурга - Александр Невский, Иоанн Кронштадтский и блаженная Ксения. Но в блокаду шли к ней за помощью. К матушке Ксении.
Как идут и теперь. 6 февраля, в день блаженной Ксении, на Смоленское кладбище стекается полгорода. Ее не просят о богатстве, ее не просят о неправедном. Не поможет. Ее вообще ни о чем не просят. Она сама все знает. Лишь тем помогает матушка Ксения, на чьей стороне правда.