"Моя семья", номер 10 (91), 11 марта 2002 года, тираж 544 343 экз.
ДИАГНОЗ - МАНИЯ СОВЕРШЕНСТВА
В детстве Олег Даль мечтал стать капитаном и открывать неизвестные земли, или стать воздушным асом. Его мечта исполнилась. Он открыл землю Санникова и покорил небо в пикирующем бомбардировщике. А еще он был и принцем Флоризелем, и нищим Васькой Пеплом, и королем Генрихом. Потому что был актером. Играл так, что изумленные осветители забывали светить на сцену. Он был максималистом, не уживался ни в одном театре, отказывался сниматься у Рязанова и Митты, если сценарий не нравился. И прослыл неуживчивым человеком. О нем писали: "Он болен прекрасной и трагической болезнью - манией совершенства". Он работал на износ, не обращая внимание на больное сердце. Бесстрашно карабкался к своей единственной правде, как его герой Евгений Крестовский с завязанными глазами на колокольню. Но исход был иным. Гениальность не прощают. Он был неугодным властям. И его добили. "Смешно, не правда ли, смешно?", как пел его друг Владимир Высоцкий, которого Олег пережил только на один год...
Мечта о небе
Олег Даль родился в Москве 25 мая 1941 года. Мать Олега - Павла Петровна была школьной учительницей, отец Иван Зиновьевич Даль - инженером-железнодорожником. Кроме Олега, в семье была еще дочь Ира. Как и все мальчишки послевоенной поры, Олег мечтал о покорении океанов. Но самой заветной была мечта о небе. Олег не мог выбрать, стать ли ему моряком или летчиком. Играя в баскетбол, Олег "заработал" порок сердце: с мечтой о небе пришлось расстаться. Пришло другое увлечение - поэзия. Перечитывая "Героя нашего времени" Лермонтова, он понял, что станет актером, и обязательно сыграет Печорина. Его не смущало, что его внешность в то время, и его дефект речи - он картавил - не соответствуют образу. Через 15 лет блестяще сыграл эту роль.
Экзаменаторы хохотали до слез
Окончив школу, Олег решил поступать в Театральное училище имени Щепкина. Родители были против - профессия актера не считалась делом, которое может дать кусок хлеба. Впрочем, отец был уверен, что сын провалится. "Ты хочешь такого позора?" - сурово спрашивал отец. А Олег настойчиво занимался исправлением дикции. Его упрямство сломило родителей. На вступительных экзаменах он стал читать отрывок из "Мертвых душ". Длинный, тощий, с пафосом декламирующий монолог Ноздрева, подросток привел экзаменаторов в экстаз. Они хохотали до слез. Олегу казалось, что он провалился, но он не отступил. Стал читать "Мцыри". Экзаменаторы изумленно переглянулись: перед ними был юноша с горящим взором и прекрасной речью. Олега приняли.
В 1962 году Даля заметил режиссер Леонид Агранович и дал ему главную роль в детективе "Человек, который сомневается". А присутствовавшая на дипломном спектакле Даля актриса театра "Современник" Покровская пригласила его в этот театр. Там в течении пяти лет Олегу не давали больших ролей, но он не переживал: одно только пребывание в знаменитом "Современнике" он считал счастьем. Пройдет совсем немного времени, и он демонстративно уйдет из театра. И повторит этот поступок не раз. Чувство собственного достоинства, высокая требовательность к себе и к коллегам. И в итоге - ссоры с режиссерами, и молва о человеке с тяжелым характером. Последовавшие несколько ролей в кино ("Первый троллейбус", "От семи до двенадцати", "Строится мост" ) заметными не назовешь. Зато в театре он сыграл - Генриха в "Голом короле", Мишу в "Вечно живых", Кирилла в "Старшей сестре", Маркиза Брисайль в "Сирано де Бержераке", Поспелова в "Обыкновенной истории". Однако, вскоре, рассорившись, ушел из театра.
Выходки "морской кавалерии"
В 1966 году режиссер Владимир Мотыль собрался снять фильм по сценарию Окуджавы "Женя, Женечка и "катюша"".
Исполнителя на главную роль не было. Режиссеру рекомендовали Даля. Мотыль вспоминает: "Первая встреча с Олегом обнаружила, что передо мной личность незаурядная. На нем был вызывающе броский вишневый вельветовый пиджак. Ему не было еще двадцати пяти, но в отличие от сверстников Олег держался с большим достоинством, будто был засыпан предложениями". Съемки проходили в Калининграде. Артисты Даль и Кокшенов ехали в машине по центру города. Внезапно Даль спрыгнул на мостовую и побежал через улицу, размахивая бутафорским автоматом, время от времени постреливая. Кокшенов побежал за ним с таким же автоматом, вопя: "Стой, сволочь, стой!". Прохожие в ужасе наблюдали за этой сценой, пока не появился военный патруль. Возглавляющий его офицер ничего не мог понять: на бегущих советская военная форма, но какая-то странная. "Кто такие?" - спросил он. "Морская кавалерия, товарищ майор", - доложил Кокшенов. "Железнодорожный флот, товарищ майор", - отрапортовал Даль. А офицер был капитаном 3-го ранга, слово "майор" его доконало. Артистов в лицо он не знал и под конвоем отправил их на гауптвахту. С трудом режиссеру удалось их освободить. В начале 1967 года фильм был закончен. Но премьеру в Доме кино отменили, и Окуджаве еле удалось устроить просмотр в Доме литераторов. Фильм вызвал восторг у зрителей. Но чиновники пустили фильм "малым экраном" в провинции. Вскоре сбылась мечта Олега о небе. Роль летчика Евгения Соболевского в фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика" принесла артисту славу. А придуманный героем фильма ликер "шасси" полюбился народу. В 1968 году Олег вернулся в "Современник", где получил первую значительную роль - Васьки Пепла в спектакле по пьесе Горького "На дне". Режиссер Козинцев, снимавший фильм "Король Лир", запланированная на роль Шута Алису Фрейндлих, но она была на восьмом месяце беременности и сниматься не могла. Роль Шута стала одной из лучший ролей Даля. "Он старомодно попросил руки ..."
Незадолго до начала съемок "Короля Лира" состоялась встреча Олега с будущей женой Елизаветой Эйхенбаум, внучкой известного филолога Бориса Эйхенбаума, работавшей в съемочной группе монтажером. 18 мая 1970 года Олег сделал ей предложение. Елизавета вспоминает: "Олег сразу подружился с моей мамой - Ольгой Борисовной и называл ее Олечкой. Мой дед - Борис Михайлович Эйхенбаум - был знаменитым литературоведом. Когда деда не стало, я думала, что таких людей больше нет. И вдруг в Олеге я открыла похожие черты. Он довольно старомодно попросил у мамы моей руки". На следующий день он улетел в Ташкент и Алма-Ату на гастроли. Но она не была еще влюблена. И было еще одно препятствие - Олег выпивал. Решающую роль в их любовной истории сыграл режиссер Козинцев. Елизавета вспоминает: "Если бы не Григорий Михайлович, мы бы не стали мужем и женой. Я помню его слова: "Лиза, какой у нас вчера был Олег на съемке!" Я подумала тогда - почему Козинцев говорит об этом мне, может быть, он что-то знает больше меня? Тогда у меня самой еще не было никаких серьезных мыслей о нас с Олегом. Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? С ним мне было интересно. Мне было уже 32 года, и я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельзя огорчить отказом".
В 1971 году Даль опять покинул "Современник": в спектакле "Вишневый сад" Олегу досталась роль Пети Трофимов, он заявил, что эту роль играть не будет, а другую роль ему не предложили. Он уехал в Ленинград, где жила его жена, поступил там в драматический театра имени Ленинского комсомола. В 1972-73 годах Даль снялся в фильмах "Тень" и "Плохой хороший человек", а в 1973 году наконец, как мечтал в детстве, в телепостановке сыграл Печорина.
В "Земле Санникова" должен был играть Высоцкий В 1972 году на "Мосфильме" два режиссера Альберт Мкртчян и Леонид Попов начали съемки фильма "Земля Санникова" по роману Обручева.
На роль Евгения Крестовского был выбран Владимир Высоцкий, однако начальство запретило снимать Высоцкого! Выбор пал на Даля. Несколько раз Даль и исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий хотели покинуть съемочную площадку: по их мнению серьезный сценарий режиссеры слишком облегчили. Съемки довели до конца, но отношения с режиссерами у были испорчены. В итоге звучащие в фильме песни поет не Олег Даль, а Анофриев. Первоначально эти песни пел Даль, но режиссер требовал, чтобы Олег их спел по другому, и Даль отказался. Несмотря ни на что, фильм получился замечательным. "Земля Санникова" была встречена публикой с восторгом, хотя сам Олег без горечи эту роль не вспоминал.
Отказавший Рязанову и Митте
В 1973- 1974 годах Олег Даль снялся в картинах "Звезда пленительного счастья", "Горожане", "Не может быть!". Но самым заметным был телесериал про советского разведчика в фашистском тылу "Вариант "Омега". На роль разведчика Скорина сначала выбрали Андрея Мягкова. Однако режиссер Воязос стал возражать: "Роль должен играть человек, меньше всего похожий на нашего традиционного разведчика". "Кого же вы имеете в виду? Не Савелия ли Крамарова?" - спросили его. "Олега Даля", -ответил Воязос. Фильм снимали в Талине. Даль признался: "Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки - мои, слова мои, мысли мои". Премьера состоялась в сентябре 1975 года. Уже тогда было заметно, что Даль не полюбился властям: в течение десяти лет он был не выездным, и только после появления "Варианта "Омега" его направили на фестиваль в Прагу.
В это время Рязанов собирался снимать "Иронию судьбы" и предложил Олегу сыграть в Женю Лукашина. Прочитав сценарий, Олег заявил, что Лукашин - не его герой. Посмотрев пробы, Рязанов понял, что Даль прав. И на роль Лукашина был утвержден Мягков. Позднее Даль не раз отказывался играть в фильмах самых известных режиссеров, если ему не нравился сценарий. Он был утвержден на главную роль в картине Александра Митты "Экипаж", но внезапно от съемок отказался. Режиссером, нашел на эту роль другого актера - Леонида Филатова. Однако руководство "Мосфильма" посчитало поступок Олега нарушением трудовой дисциплины и издало негласный приказ в течение трех лет не снимать его на "Мосфильме".
Несчастный случай Это произошло в 1975 году во время спектакля "На дне". Жена поджидала Олега на даче Шкловского в Переделкино, где они гостили. Олег с трудом вышел из такси , хромая. Жена спросила, что случилось. Он ответил: "Сначала футбол". (По телевизору был матч.) С трудом поднявшись по лестнице на второй этаж, он пристроился на диване. В перерыве матча он рассказал, что во время спектакля край ботинка попал в щель пола. Олег сделал резкий поворот. Корпус и нога до колена повернулись, а нога ниже колена - нет. Он доиграл сцену. Вызвали "Скорую". Колено распухло невероятно. Но сделать обезболивающий укол побоялись - была опасность повредить ногу. Олег доиграл спектакль так, что после никто не вспомнил, что его надо везти в больницу Склифосовского, и он удрал на дачу. Утром жена дозвонилась до поликлиники. У Олега повреждена коленная суставная сумка. Потом была операция. Самоотверженность Олега не мешала ему вновь уйти из "Современника" в 1976 году. Даль поступил на режиссерские курсы во ВГИК. Почему? Отчаялся найти до конца понимающего его режиссера?
Неугодный властям
Фильм с участием Даля "В четверг и больше никогда" (1978) также не понравился властям и пошел "малым экраном". Ведь герой Даля был "лишний человек"! В 1978 года на "Ленфильме" начались съемки фильма "Отпуск в сентябре" по пьесе Вампилова "Утиная охота". Даль мечтал сыграть в нем главную роль еще с той поры, когда прочитал пьесу, и был уверен, что именно его пригласят на главную роль. Но режиссер его не пригласил. Даль обиделся. Когда ему все-таки позвонили со студии, он отказался от роли. Его уговаривали несколько дней, и, только когда сказали, что кроме него больше никто не сможет сыграть эту роль, согласился. Однако, и этот фильм не пришелся властям по вкусу. Картину решили не показывать. Ее премьера состоялась в 1987 году, уже после смерти Олега.
"Они добили меня..." В 1976 году Даль пришел в театр на Малой Бронной. Играл он потрясающе, так, что наблюдавшие за ним осветители забывали про свою работу. Олег требовал того же от партнеров, они не выдерживали, а Даль срывался. А когда Эфрос укатил в США, не предупредив Даля, Олег ушел из театра. Вскоре Даля пригласили в Малый театр. К этому времени негласное мнение "неугодный властям" закрепилось за Олегом. И даже его очаровательный принц чем-то их насторожил, показ фильма "Приключения принца Флоризеля" откладывали в течение года. На экран фильм попал в 1980 году, когда, после отказа играть в "Экипаже", на "Мосфильме" началась настоящая травля актера. А ведь у него было больное сердце! И оно давало о себе знать. Знакомые Даля вспоминают, каким он был тогда: "... измученный, с запавшими глазами человек, в котором было трудно узнать лучистого, всегда элегантно-подтянутого Даля". Даль признался: "Я не могу пока ничем заниматься. Они добили меня". В 1980 году на "Мосфильме" Леонид Марягин начал работу над фильмом "Незваный друг". Сюжет о ловкачах и честных людях в науке явно был не "проходной". Режиссер, зная требовательность Даля, ждал его "приговора". "Если мы говорим про человека, который не верит, что доброе дело может совершиться, и последний раз пытается убедиться в этом, - сказал Олег, - давайте пробоваться. Только вряд ли меня вам утвердят!". Утверждать его должен был чиновник, который начал оскорблять его, называя рвачом, говорил, что он недостаточно знаменит. Олег молчал, сжимая кулаки. Пришел домой с побелевшим лицом, трясущимися руками и сел писать ответ чиновнику, но все время рвал написанное. Долго не мог прийти в себя после такого чудовищного унижения. И все-таки режиссер начал снимать Даля. "Володя зовет меня..."
В июле 1980 года умер Высоцкий, с которым Даль дружил. На его похоронах Олег твердил: "Теперь моя очередь". В день рождения Высоцкого 25 января 1981 года - Даль проснулся утром и сказал жене: "Мне снился Володя. Он меня зовет". Через несколько дней после этого Олег сказал друзьям : "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". В начале 1981 года Далю предложили сняться в лирической комедии на киевской киностудии. 3 марта в номере гостиницы в Киеве он скончался. Похоронен Олег Даль, как и Высоцкий, на Ваганьковском кладбище.
Его заветной мечтой было - увидеть огромных африканских бабочек, а самыми грациозными животными считал бегемотов. Мальчишка, максималист, мечтатель.
Виолетта БАША