Баша Виолетта Викторовна : другие произведения.

Утка стратегического назначения (Действительно ли Россия собирается ликвидировать важнейшую составляющую своего ядерного щита?)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Действительно ли Россия собирается ликвидировать важнейшую составляющую своего ядерного щита? Согласно недавним сообщениям ряда сетевых информагентств, главком ВВС России Владимир Михайлов заявил о том, что один из главных ударных самолетов стратегической дальней авиации - бомбардировщик ТУ-22М3 - будет в обозримом будущем заменен на истребители СУ-34. Эти сообщения вызвали, мягко говоря, оторопь у специалистов: ведь новые "сушки" предназначены для решения несколько других боевых задач. А значит, такая замена может лишить страну наиболее гибкого средства сдерживания ядерного конфликта.

 [] Ту22М3 в полете
   @ "Единая Россия" N 4 (26) 2004 г.
   "Утка" стратегического назначения
   Действительно ли Россия собирается ликвидировать важнейшую составляющую своего ядерного щита?  [] США до сих пор пугает Ту22М3  []
   Согласно недавним сообщениям ряда сетевых информагентств, главком ВВС России Владимир Михайлов заявил о том, что один из главных ударных самолетов стратегической дальней авиации - бомбардировщик ТУ-22М3 - будет в обозримом будущем заменен на истребители СУ-34. Эти сообщения вызвали, мягко говоря, оторопь у специалистов: ведь новые "сушки" предназначены для решения несколько других боевых задач. А значит, такая замена может лишить страну наиболее гибкого средства сдерживания ядерного конфликта.
   Дело в том, что ядерный щит России состоит из трех частей: межконтинентальные ракеты, ядерные подводные лодки и стратегическая дальняя авиация (ДА), несущая ядерные боеголовки. Без дальних стратегических бомбардировщиков меняется сценарий нанесения превентивного ядерного удара: если в тот момент, когда бомбардировщики, несущие ядерные боеголовки, уже находятся в воздухе, противник заявит о немедленной капитуляции, есть возможность остановить ядерный конфликт в зародыше.
   В декабре 2003 года с аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения, входящего в холдинговую компанию "Сухой", взлетел первый серийный самолет СУ-34. За его получасовым полетом наблюдал главком ВВС Владимир Михайлов. И он, и начальник Генштаба Анатолий Квашнин остались довольны - результаты превзошли требования технического задания. По мнению специалистов, эту машину, названную разработчиками ударным авиационным комплексом, по уровню ее радиоэлектронного оборудования можно отнести к истребителям поколения 4++.
   СУ-34 способен уничтожать цели в любых метеоусловиях днем и ночью, наносить высокоточные удары по наземным целям на расстоянии до 250 километров и по воздушным целям. Вместе с тем самолет способен лететь на низкой высоте, вписываясь в рельеф. Специалисты уверены, что эта машина не имеет зарубежных аналогов. Первые ее поставки нашим ВВС начнутся уже в текущем году. Как заявил Владимир Михайлов, производство СУ-34 рассматривается как одна из приоритетных программ ВПК. До начала 2006 года запланировано выпустить около десяти этих бомбардировщиков.
   Предполагается, что СУ-34 сменят устаревшие фронтовые бомбардировщики СУ-24, что естественно. А дальше начинается интрига...
   Согласно сообщению информационного агентства "Авиапорт.Ру", на итоговой пресс-конференции по поводу опытного полета СУ-34 главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что эти новые истребители-бомбардировщики придут на смену дальним бомбардировщикам ТУ-22М3. Что это, оговорка или реальные планы?
   По мнению специалистов, СУ-34 - высокоэффективная машина, однако эти два бомбардировщика вряд ли сопоставимы. Главный конструктор и первый заместитель Генерального директора "ОКБ Сухого" Алексей Кнышев прокомментировал отличия так: "Эти машины дополняют друг друга". Заместитель генерального директора "ОКБ Сухого" - директор программы СУ-34 Сергей Коротков пояснил: "Класс этих машин - различный. ТУ-22М3 сейчас не производятся, и рано или поздно уйдут. СУ-34 способны выполнять совместно с другими авиационными комплексами большинство их задач".
   Однако, по данным международного справочника "Military aircrafts", на вооружении ВВС РФ находится 68 самолетов ТУ-22М3. 65 таких машин у нашей морской авиации. Могут ли заменить всего десять СУ-34 133 такие машины? Если речь идет о большем количестве истребителей "Сухого", то следует отметить, что их производство не превышает десятка в год. За все время наша страна выпустила более 500 бомбардировщиков ТУ-22М. То есть объявленная главкомом замена займет полвека! К тому же, новые машины "Сухого" предназначены для замены 395 штук близких им по классу СУ-24.
   Но главное противоречие даже не в темпах перевооружения дальней авиации, а в качестве этой замены. Вот мнение по этому поводу академика Российской академии космонавтики Валентина Белоконя:
   - Обе машины хороши по-своему. Я не могу согласиться с мнением директора программы СУ-34 в том, что этот истребитель-бомбардировщик способен решать все задачи, которые решает ТУ-22М3. СУ-34 относится к самолетам весом до 45 тонн, туполевский весит свыше 126 тонн. Бомбардировщик "Сухого" в состоянии поднять не более 9 тонн вооружения, боевая нагрузка у него располагается снаружи, что уменьшает маневренные и скоростные качества, боевой радиус не более 1100 км. У ТУ-22М3 с 24 тоннами нагрузки аналогичный параметр - 2200 км, и максимальная скорость на 500 км/час больше. Бомбардировщик "Туполева", имеющий по классификации НАТО наименование Backfire, давно пугает Запад тем, что, будучи средним самолетом, имеет на внутренней подвеске бомбовую нагрузку, равную нагрузке 220-тонного американского "стратега" В-52. Бомбардировщиков, аналогичных нашему туполевскому "бэкфайеру", не имеет ни одна страна. У американцев, например, есть или стратегические бомбардировщики, или "малые" истребители. Лишившись своих уникальных бомбардировщиков, Россия потеряет важнейшее средство военного присутствия в прилегающих регионах начиная с Европы. Отказываться от этой системы вооружения можно было бы, если бы Россия имела базы в дружественной Югославии, которая во время НАТОвской агрессии выразила намерение стать третьим участником союза России и Белоруссии. Однако этот шанс был нами упущен. Приводится аргумент, что ТУ-22М3 -устаревшая машина. Однако оба типа бомбардировщиков одинаково молоды. ТУ-22М3 был принят на вооружение в 1989 году, даже позднее чем базовая модель "Сухого". А в США произведенные к 1962 году самолеты В-52 собираются эксплуатировать до 2045 года.
   Уничтожение дальних бомбардировщиков, по мнению Валентина Белоконя ставит под угрозу безопасность России. Но, может быть, ничего подобного и не планируется? Ведь руководство Минобороны и в том числе главком ВВС России Владимир Михайлов говорят обратное, а именно: что наши военно-воздушные силы "обладают достаточным боевым потенциалом для выполнения задач по отражению агрессии против России локального и регионального масштаба с применением как обычного, так и ядерного оружия".
   По данным Минобороны РФ, для решения задач по сдерживанию потенциального агрессора у нас есть ракетоносная авиация дальнего действия, включающая более 60 бомбардировщиков ТУ-22М3. Рассказывая о роли дальней авиации в современной политике ядерного сдерживания, командующий 37-й воздушной армией ВГК (СН) генерал-лейтенант Игорь Хворов назвал эту машину "одним из главных ударных самолетов". Согласно высказыванию заместителя главнокомандующего ВВС по авиации генерала Александр Зелина, предполагается модернизация дальних самолетов ТУ-22М3 путем их довооружения обычным высокоточным оружием нового поколения.
   Получается, либо главком ВВС оговорился, либо был неправильно понят информагентствами. Вот как комментирует это обстоятельство пресс-служба ВВС РФ: "Не стоит доверять некоторым интернетовским агентствам. Речь не идет об уничтожении ТУ-22М3. Они еще прослужат лет 20. Речь идет об их модернизации. Что же касается СУ-34, то они не предназначены для задач дальней авиации, они заменят СУ-24".
   Сенсация не состоялась. И слава богу. Хотя... обычно слухи не рождаются на пустом месте. И, как правило, их распространение имеет определенную цель. Какую? Оставим комментарии, обратимся к факту: на военном аэродроме в Полтаве 30 сентября 2003 в присутствии посла США на Украине Джона Хербста разрезан очередной тяжелый бомбардировщик ТУ-22М3. С ноября прошлого года здесь ликвидировано 12 таких машин. Финансирование ликвидационных работ осуществляется за счет средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения от 25 ноября 1993 года между Украиной и США "О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращении распространения оружия массового уничтожения".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"