Баталов Сергей Алексеевич : другие произведения.

Слово о полку Игореве: опыт прочтения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть первая. Глава вторая.

  Часть вторая. Преступление и наказание.
  
  13. Пейзаж после схватки.
  Здесь мы оставим наших героев и словно в телесериале перенесемся почти на сто лет вперёд, - в 1185 год, в год похода князя Игоря. Но прежде чем перейти к обстоятельствам самого похода, посмотрим, что представлял собой политический ландшафт на русской земле на тот момент. А ландшафт был необычайно запутанным. Рюриковичей стало много. Слишком много. И между ними были крайне запутанные отношения, постоянно возникали конфликты и неожиданные альянсы. Кроме того - изменились правила игры. Упомянутый выше Любический съезд князей закрепил принцип "каждый да держит отчину свою", то есть разные княжества закрепляются за держащими их ветвями рода рюриковичей. По сути, каждое княжество представляло собой своего рода протогосударство. А на русской земле постоянно шла своего рода нескончаемая "игра престолов", которую вели несколько княжеских родов. Пройдемся по ним.
  
  Ольговичи. Потомки нашего любимого героя - неистового Олега "Гориславовича". Самое смешное состоит в том, что к указанному моменту Ольговичи держали уже и киевское княжение. Произошло это в 1138 году, когда старший сын Олега Всеволод свергнул киевского князя Вячеслава - одного из младших сыновей Владимира Мономаха. После киевский престол переходил из рук в руки, но в 1185 году на киевском престоле сидел именно Ольгович, внук Олега "Гориславовича", старший сын его старшего сына Всеволода - Святослав. Один из главных героев "Слова о полку Игореве", которого автор "Слова..." рисует практически идеальным князем и в уста которого вкладывает речь, известную как "золотое слово Святослава".
  В этом "золотом слове" упомянут и младший брат Святослава - Ярослав Всеволодович, на тот момент - князь Черниговский. Отношения между братьями были натянутыми - Ярослав уклонился от участия в организованном Святославом походе на половцев 1184 года. Сам главный герой "Слова..." князь Игорь тоже из Ольговичей, он - "внук Ольгов". Игорь - из младших Ольговичей, сын младшего сына Олега "Гориславича" - Святослава, на тот момент умершего. Ещё одним сыном Святослава, младшим по отношению к Игорю - был второй участник похода - князь "Буй Тур" Всеволод. Кроме того, в походе принял участие племянник Игоря, ещё один Святослав - сын старшего и умершего к тому моменту брата князя Игоря - Олега. Принял участие в походе и сын самого князя Игоря - Владимир. Всю эту компанию автор "Слова..." называет "Ольгово хороброе гнездо", подчёркивая, что весь поход - это именно мероприятие рода.
  Точнее, младшей ветви рода. Старые обиды омрачали отношения старших и младших ольговичей. Отец и дед Игоря и компании - Святослав Ольгович - некогда был князем Черниговским. Но его старший сын, также названный в честь деда Олегом - с отцом не поладил, приняв сторону его противников в очередном междоусобном конфликте. И после смерти Святослава в 1164 году черниговское княжение унаследовали не сыновья, а племянники - Святослав, а затем Ярослав Всеволодовичи, потомки старшей ветви рода ольговичей.
  Разгневанный Олег самовольно занял приграничный Новгород-Северский, город на окраине Степи. Права Олега были впоследствии признаны киевским князем Святославом Всеволодовичем, и племянник Олега Игорь сидел уже на вполне законных основаниях, но никаких прав ни на Черниговское княжение он, конечно же, не имел.
  Обида на утраченный Чернигов, город, который с таким трудом отвоевал Олег Святославович, без сомнения, жгла изнутри младших ольговичей. Этому есть свидетельства и в "Слове...". Но об этом ниже.
  
  Мономашичи. Потомки Владимира Мономаха, а точнее - одного из его младших сыновей Юрия Долгорукого, более известного широкому кругу читателей в качестве основателя Москвы. Активно враждовали с собственными племянниками - потомками старшего сына Мономаха киевского князя Мстислава Великого. Последнего киевского князя, при котором Русь была единой.
  Говоря о роде Мономашичей, невозможно обойти фигуру великого князя киевского Андрея Боголюбского - внука Мономаха и сына Юрия Долгорукого. В 1169 году он разорит Киев, при этом княжить останется во Владимире, после чего значимость киевского княжения станет совсем уж формальной. Несмотря на это, Мономашичи постоянно пытаются контролировать Киев. В "Слове...", а точнее, в "золотом слове Святослава" упомянут действующий глава Мономашичей, сын Юрия Долгорукого и младший брат уже умершего Андрея Боголюбского - князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо, великий князь Владимирский.
  В вассальной зависимости у Всеволода находились и князья, принадлежавшие к другим ветвям разветвленного рода рюриковичей. В частности, ему подчинялись сыновья рязанского князя Глеба Ростиславича, потомка князя Святослава из "триумвирата Ярославичей" - Роман, Игорь, Владимир, Всеволод и Святослав, о чем не без иронии говорит князь Святослав в "Слове...".
  Глава ольговичей Святослав и глава мономашичей Всеволод, киевского и владимирского князья соответственно, были союзниками, но потом рассорились. В 1180-1181 годах Святослав предпринял даже карательный поход на Всеволода, который закончился стоянием на реке Влене. В ответ в 1181 году Всеволод изгнал сына Святослава Владимира из Новгородского княжества и в Новгороде надолго сядут представители Всеволода. В общем, отношения между бывшими союзниками были ещё те, соответственно, в походе Святослава на половцев 1183 года Всеволод Большое Гнездо участия не принял.
  К Мономашичам относился и ещё один упомянутый в "Слове..." персонаж - Владимир Глебович, князь Переяславский, внук Юрия Долгорукого. Он-то как раз был в союзе со Святославом. Возможно, что его родная сестра, чье имя не сохранилось, упоминается в "Слове..." как "Глебовна" - жена "Буй Тур" Всеволода. Несмотря на союз со Святославом и возможное родство с одним из Ольговичей, событиям, описанным в "Слове...", предшествует жесточайший конфликт между Владимиром Глебовичем и Игорем Святославичем Новгоро-Северским. Князья, отправившиеся в 1183 году в общий поход на половцев, перессорились, в результате чего Владимир разорил новгород-северскую землю, а Игорь в отместку - подконтрольный ему город Глебов. За этот конфликт Святослав в "золотом слове" пеняет отдельно, и учитывая то, что речь об этом конфликте идет сразу за упреками Игорю и "Буй Туру" Всеволоду - ответственность за конфликт он возлагает преимущественно на Игоря. Согласно Ипатьевской летописи, именно за разорение Глебова Игорь жестоко кается в половецком плену.
  
  Мстиславовичи. Потомки Мстислава Великого - великого киевского князя, старшего сына Владимира Мономаха. Мстислав Великий был последним князем киевской Руси, при котором государство оставалось единым. После его смерти Мстиславовичи вступили в ожесточенную борьбу с собственными двоюродными братьями - Мономашичами, потомками Юрия Долгорукого. Их союзниками - история иногда поворачивается очень забавно - поначалу были князья-"Ольговичи".
  В "золотом слове" упомянуты многие Мстиславичи. Тут и внуки Мстислава Великого - братья Рюрик и Давид Ростиславичи, князья Овручский и Смоленский, и правнук Роман Мстиславович, князь Волынский, и правнук Мстислав Ярославович Немой, князь Пересопницкий, и правнуки - Всеволод и Ингвар Ярославичи, князья Луцкие. Уже из этого перечня видно, что потомки Мстислава Великого княжили во многих русских княжествах.
  К слову, немного загадочное выражение "золотого слова" - "три мстиславича", судя по контексту, относится именно к троим последним князьям-ярославичам - Мстиславу, Всеволоду и Ингвару - правнукам Мстислава Великого, внукам его сына Изяслава.
  Но особо важную роль в тех событиях играли потомки другого сына Мстислава Великого - Ростислава.
  Отношения со киевским князем Святославом Всеволодовичем у мстиславичей были не простые. Дело в том, что киевское княжество глава ольговичей отобрал именно у них. Киевским князем с 1174 года был старший из ростиславичей Роман. В 1176 году войска его младших братьев Рюрика и Давида были разгромлены половцами у города Ростовец. Святослав Всеволодович, на тот момент - князь черниговский, потребовал судить Давида и лишить его удела. Роман отказался, но вынужден был уступить киевское княжение Святославу.
  После смерти Романа в 1180 году и длительных междоусобных войн фактическим главой мстиславичей, которых уже именовали ростиславичи, стал Рюрик. Святослав был киевским князем, но контролировал фактически только сам Киев, земли вокруг контролировал Рюрик. И между Святославом и Рюриком сложился вынужденный дуумвират. Во всяком случае, все крупные мероприятия, вроде похода на половцев, бывшие враги вынуждены были проводить совместно.
  
  Ростиславичи. Потомки Ростислава Владимировича, того самого внука Ярослава Мудрого, который стал первым князем-изгоем. В "золотом слове" много говорится о правнуке Ростислава - галицком князе Ярославе Осмомысле ("думающий за восьмерых"). Участвовал в организованном Свтославом походе на половцев 1184 года. Дочь Ярослава Осмомысла Ефросинья - та самая Ярославна, жена князя Игоря, которая молилась за него с городской стены в Путивле.
  
  Всеславичи. Потомки Всеслава Чародея. Соответственно - полоцкие князья, к рассматриваемому периоду утратившие и вновь вернувшие наследственный удел. Автор "золотого слова" буквально рассыпается в комплиментах правнуку Всеслава Изяславу Васильковичу, сидевшему в Городецком княжестве - одной из частиц некогда огромного Полоцкого княжества. Также упоминаются, но уже не комплементарно - два его брата, Брячислав и Всеволод. Про эту ветвь рода в летописях сохранилось мало данных, собственно, два последних князя только в "Слове..." и упоминаются, поэтому учёные строят предположения.
  Есть версия, что все трое были родными братьями Марии Васильковны, жены киевского князя Святослава Всеволодовича, что до некоторой степени объясняет симпатии к Изяславу Васильковичу со стороны автора "Слова...". Также есть предположение, что Брячислав и Всеволод были союзниками Святослава в его войне с Мономашичами и Мстиславичами 1180 года. Изяслав Василькович, судя по всему, погиб в ходе нападения на полоцкие земли литовцев в 1183 году. Подробно говорить об этих событиях мы не будем, так как они выходят за пределы темы, но упомянуть о них необходимо, так как они проясняют логику "золотого слова": Святослав даёт понять, что не только рассчитывает на братьев-всеславичей как на давних союзников, но и ожидает от них понимания как князей, чей брат погиб без их помощи - его ситуации, ситуации князя, чей брат, пусть двоюродный - в отсутствии его помощи попал в плен к половцам.
  Но мы забежали вперёд. Сейчас нам надо возвратиться к началу похода и попытаться понять, зачем вообще Игорь в столь сложных условиях отправился в свой рискованный поход.
  
  14. Большая игра князя Игоря.
  В "Слове о полку Игореве" истории князя Олега "Гориславовича" посвящён довольно обширный отрывок. И на первый взгляд, не очень понятно, зачем автору "Слова..." понадобилось вспоминать этого воинственного князя? Ответ прост. Таким образом нам объясняют, зачем, собственно, князь Игорь повёл своё войско в донские степи.
  В самом "Слове..." в разных местах озвучиваются как минимум две различные цели похода. Цель первая - озвучена самим Игорем собственной дружине.
  
  Хочу, сказал, копье преломить
  на границе поля Половецкого,
  с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
  либо шлемом испить из Дона.
  
  То есть цель - пройти через Половецкое поле до реки Дон, что очевидно предполагает столкновение с половцами. Борьба с половцами, постоянной угрозой для русских княжеств, - вроде бы благо, но автор "Слова..." относится к походу явно неодобрительно. Обычно это неодобрение истолковывается в том смысле, что поход был сделан без ведома Святослава и без поддержки других князей. Переоценив свои силы, Игорь подставил всех! Уникальные в своей катастрофичности итоги похода - пленение сразу четырёх русских князей - только подчёркивают изначальный авантюризм всей затеи.
  На этом, казалось бы, разговор можно и закончить. Но в "Слове..." приведена и вторая причина. Её озвучивают киевскому князю Святославу Всеволодовичу его же собственные многомудрые бояре.
  
  Уже, князь, горе ум полонило.
  Вот слетели два сокола
  с отчего золотого престола
  добыть города Тмутороканя
  либо испить шлемом Дона...
  
  Итак, вот она - искомая главная цель похода, скрытая Игорем от своей дружины: "поискати града Тьмутороканя". И это очень амбициозная цель. Напомню, что Тмутаракань - давным-давно уже никакая не Тмутаракань, а Ма́тарха (Μάταρχα), город Византийской империи. И искать его для князя Игоря имело смысл в одном-единственном случае: если он хотел вернуть Тмутаракань под контроль русских князей, то есть под свой контроль.
  Посмотрим, есть ли ещё в тексте "Слова..." подтверждения нашего предположения? Они есть. Вот войско Игоря идет к Дону, и загадочный Див кличет с древа (древка?):
  
  ...велит послушать земле неведомой,
  Волге,
  и Поморью,
  и Посулью,
  и Сурожу,
  и Корсуню,
  и тебе, Тмутороканский идол.
  
  Города, которые перечислены в отрывке - это крымские города: Сурож, современный Судак, бывший город Тмутараканского княжества, Корсунь, он же Херсонес, давнее крымское владение Византии, территория нынешнего Севастополя. Неоднократно с угрозой упомянут Тмутараканский болван - скорее всего, какая-то языческая статуя. В общем, Игорь явно идет на Тмутаракань. Есть и более тонкие свидетельства. Знаменитые "готския красныя девы", о которых упоминается в "Слове...", вероятно, вышли из колоний остготов, множество укреплений которых было построено в Крыму те времена. Они с тревогой ждут наступления неведомых им русичей и радуются их поражению.
  Итак, Тмутаракань, давнее и утерянное наследие Ольговичей. Богатый город на древнем торговом пути. Приют и военная база князей-изгнанников. Там Игоря ждал сильный союзник - хан Кончак. Глава половцев, кочевавших вблизи Лукоморья - длинной искривлённой линии побережий Чёрного и Азовского морей. Отсюда, кстати, позаимствовал название Лукоморье Александр Пушкин.
  Обычно Кончака рассматривают как главного врага Игоря, но в прошлом они уже были в буквальном смысле в одной лодке, когда в 1181 году чудом спаслись в страшной битве у Долобского озера. А когда в 1184 году между великим князем Киевским Святославом и ханом Кончаком фактически началась война, Игорь, как и князь Черниговский Ярослав, будет под любым предлогом уклоняться от участия в походах против Кончака.
  Единственная попытка Игоря поучаствовать в 1183 году в очередном походе на Кончака закончилась мощнейшим конфликтом между ним и Владимиром Глебовичем, князем Переславским, из клана Мономашичей. Спор о том, чьим полкам идти первыми, привел к срыву самого похода и штурму дружиной Игоря города Глебова, владения Владимира Глебовича. Согласно Ипатьевской летописи, в разорении Глебова Игорь будет каяться уже в плену у половцев.
  Ну а в будущем будет ещё и брак между сыном Игоря Владимиром и дочерью Кончака Свободой (!), и отказ Кончака атаковать оставшиеся без защиты в отсутствие полков Игоря и Всеволода Путивль и Курск, и выкуп Кончаком у других половецких групп попавших в плен князей, и жизнь Игоря на положении почётного гостя у него в плену. Обо всём этом рассказывается и в "Слове...", и в той же Ипатьевской летописи. И всё это в совокупности позволяет предположить, что между ханом и князем действовал тайный, но очень эффективный союз. И возврат Игорем Тмутаракани должен был придать этому союзу новое качество.
  Но зачем Игорю была нужна Тмутаракань? Удовлетворился бы он захватом княжества или, как и для его деда Олега, оно стало бы для него лишь базой для новых походов? И если это так, то каких? Точных ответов мы никогда не узнаем. Но предположить кое-что можем.
  
  15. Молодые князья и старые обиды
  
  Черниговское княжество было родовым владением Ольговичей. С 1159 года Черниговским князем был отец Игоря - Святослав Ольгович. Боролся за Черниговское княжение и старший брат Игоря - князь Олег Святославович. У Рюриковичей княжеские имена часто повторялись через поколение, вот и Олег Святославович получил имя в честь знаменитого деда.
  В 1164 году этот новый Олег после борьбы был вынужден уступить Черниговское княжение своим двоюродным братьям - Святославу, а затем Ярославу Всеволодовичам. Так что Игорь вполне мог бы рассматривать данное княжество своим по праву, вполне в традициях своего рода. Намёк на это автор "Слова..." даёт, когда говорит о брате Олега и Игоря князе "буй тур" Всеволоде.
  
  Что тому раны, братья, кто забыл честь и богатство,
  и города Чернигова отчий золотой престол,
  и своей милой жены, желанной прекрасной Глебовны,
  свычаи и обычаи!
  
  Всеволод в пылу битвы забыл про "отчий золотой престол", а это значит, что в начале битвы он о нём помнил! Вероятно, помнили и все остальные. Да и мог ли Игорь не думать, что, повернись история по-другому, он бы унаследовал Черниговское княжество?! И случайно ли, что в знаменитом походе, воспетом в "Слове...", вместе с Игорем участвовал и его племянник, сын уступившего Чернигов князя Олега Святославовича - князь Святослав Ольгович?..
  
  16. Покаяние князя Игоря.
  
  Всё это очень тревожило, не могло не тревожить автора "Слова о полку Игореве". Не опасность нашествия половцев - набеги были, но княжества худо-бедно научились с ними справляться путем заключения разнообразных союзов. А вот появление новой мощной силы, в центре которой стоит поддержанный половцами и обиженный родственниками князь - это очевидная и серьёзная угроза.
  Итак, главный грех князя Игоря был не в том, что он собирался необдуманно сражаться с половцами, главный грех в том, что он планировал воевать против своих. И лишь трагическая случайность в виде объединения половецкий родов, направлявшихся, вероятно, в очередной поход на Киев, помешала этим планам сбыться.
  Кстати, невольно Игорь сорвал эту кампанию - ослабленные и разделившиеся половцы не смогли продвинуться далее Переславля. Но сам грех это не отменяло.
  Игорю было, в чём каяться, сидя в половецком плену, а безымянному автору "Слова о полку Игореве" было, о чём подумать. Однако по каким-то причинам автор "Слова..." прямо не говорит о своих опасениях, он лишь проводит параллель между судьбой Игоря и его деда Олега Гориславича, а также расставляет сложную систему намёков. В результате история греха и покаяния князя Игоря и образует своего рода метасюжет "Слова...". Без понимания этого факта мы не сможем полностью оценить и остальные, более глубокие смыслы великой поэмы.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"