Санди Саба : другие произведения.

Сериалы и классика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   "Классическое мыло" на нашем ТВ
  
   Александр БАЖАНОВ
  
   Еще с детства - в школе, в вузе, в разных СМИ - нам твердят: образцом настоящей литературы является литература классическая, остальное - ширпотреб "на один день". И появившиеся мыльные сериалы интеллигенция, не сговариваясь, отнесла к ширпотребу, или в лучшем случае - к жанру "низкого искусства", с которого и спрос небольшой и который смотреть хоть и можно, но с небольшой толикой осторожности или даже брезгливости.
   Но вот жанр низкого киноискусства - сериал - решили скрестить с жанром искусства высокого - классической литературой. Хотя если быть честным - то и в советские времена ставилась сериальная классика, только серий было немного, не более шести. Экранизировались "Мертвые души", "Война и мир", "Клим Самгин", "Двенадцать стульев", однако после развала СССР нить времен порвалась, классика на нашем телевидении большая редкость (приятное исключение - канал "Культура", но рейтинг ее по сравнению с другими не столь высок). Современный зритель предпочитает боевики, триллеры или мелодрамы с динамичным развитием сюжета, причем больше западного или латиноамериканского производства, и дидактическая классика кажется им нудной, на что жаль времени. Тем не менее, российские режиссеры решились "поднять свою тяжелую продюсерскую руку" и на русскую классику. Не стоит забывать, что это дело зачастую неблагодарное: у режиссера всегда есть риск получить обвинение во вторичности, ведь, например, была великолепная экранизация "Идиота" середины 50-х, или "Золотого теленка" конца 60-х, и подчас сравнение, которое делает современный телезритель, не в пользу последней версии.
   И первым за это трудное дело взялся питерский режиссер ??? Бортко. В советские времена он ставил уже "Собачье сердце" по Михаилу Булгакову, которое имело оглушительный успех у публики. На этот раз он экранизировал "Идиота" по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского. Публике понравилось. И тогда понеслось: вскоре Бортко выпустил в свет "Мастера и Маргариту", Глеб Панфилов снял фильм по Солженицыну, на экранах не затерялась новая версия "Золотого теленка" с Меньшиковым в главной роли. Целью этой статьи не ставился критический разбор данных сериалов, автор решил с помощью социологических выкладок проверить: насколько сериалы, снятые по классическим произведениям, успешны у современного телезрителя. Всего методом случайной выборки путем телефонного опроса среди абонентов ГТС было опрошено 200 человек. Респондентам было задано четыре вопроса: 1.Смотрели ли Вы сериалы, снятые по классической литературе? 2.Какой из сериалов Вам понравился? (возможен выбор нескольких вариантов) 3.Читали ли Вы литературную основу и будете ли читать после просмотра сериала? (возможен выбор вариантов: читал - буду перечитывать; не читал, но прочту) 4.Какой из литературных произведений Вы хотели бы видеть экранизированным в новом сериале?
   С результатами социоопроса предлагаем ознакомиться нашему читателю.
  
   "Я не идиот, чтобы смотреть "Идиот"
  

Табл.1. Смотрели ли Вы сериалы, снятые по классической литературе?

  

Итого

М

Ж

16 - 29

30 - 49

Св.50

   Смотрел

58,5%

50,2%

62,1%

61,7%

45,5%

66,7%

   Не смотрел

41,5%

49,8%

37,9%

38,3%

54,5%

33,3%

  
   Цитатой данной подглавки взято высказывание одного молодого респондента, который даже немного обиделся, когда его спросили, а смотрел ли он сериал "Идиот". Это характерно для отношения молодого человека к классической литературе. Как правило, осмысление или интерес приходит чуть позже.
   Тем не менее, почти 60% наших горожан смотрели хотя бы один из "классических" сериалов ("Идиот", "В круге первом", "Мастер и Маргарита", "Золотой теленок"). При этом женскую часть публики к классике тянет гораздо сильнее, чем мужскую (62,1% - у женщин против 50,2% - у мужчин). Среди возрастных категорий деды и внуки солидаризировались против отцов. Это кажется парадоксальным, но тяга к классике у молодого человека и человека пожилого практически одинакова. Хотя старшее поколение чуть впереди, но отрыв небольшой и, учитывая социологическую погрешность, его можно назвать незначительным. Но вот среднее поколение совсем отстало: "классические сериалы" посмотрело меньше половины опрошенных.
   Вообще, среднее поколение представляет собой достаточно интересный феномен, оно во всех отношениях как бы выбивается из колеи, и у старшего ("советского") поколения оказывается гораздо больше точек соприкосновения не с детьми, а с внуками. Это касается не только нашего опроса. Может быть, такое положение вещей связано с тем, что мировоззрение среднего поколения сформировалось на переломе двух совершенно разных эпох - советской и либеральной, может быть, и с тем, что среднее поколение - поколение-трудяга, и у него всегда меньше времени, чем у молодежи и стариков, на культурный досуг.
  

Табл.2. Какой из сериалов Вам понравился? (возможен выбор нескольких вариантов)

  

Итого

М

Ж

16 - 29

30 - 49

Св.50

   "Мастер и Маргарита"

38%

41,2%

36,4%

50%

36,4%

27,2%

   "Идиот"

19,5%

18,1%

20,2%

15,2%

24,7%

18,7%

   "В круге первом"

14,5%

15,2%

14%

3,2%

6,5%

33,8%

   "Золотой теленок"

10,5%

8,3%

11,6%

20,1%

8,6%

2,4%

  
   Лидером нашего сериального хит-парада стал фильм "Мастер и Маргарита". Хотя, думается, это связано не столько с удачной экранизацией (хотя не отрицаю и этого момента), сколько с литературной основой. "Мастер и Маргарита" - одна из самых читаемых книг уже нескольких поколений. Несколько лет назад автор проводил опрос на тему: "Какая Ваша любимая книга", и Булгаковский шедевр занял в том рейтинге первое место с заметным отрывом.
   Причем тогда "Мастера..." больше предпочитала женская половина, а вот ТВ-вариант полюбился и мужской части телепублики. Однако есть и интересная тенденция: чем старше телезритель, тем меньше ему понравился фильм "про черта и черте что..." (опять-таки цитата одного из респондентов). Если среди молодой аудитории фильм заинтересовал каждого второго, то среди средней - уже каждого третьего, а среди старшей - только каждого четвертого. Но, вспомним, хоть роман и был опубликован в середине 60-х, до массового читателя он дошел в большей степени только в конце 80 - начале 90 годов. И люди с "советским менталитетом" относятся к нему достаточно прохладно. Играет свою роль и атеистическое воспитание, и подсознательное отторжение человеческим разумом (даже атеистическим) черта как одного из положительных персонажей. И слишком критическое изображение "обыкновенных человеков".
   Второе место - опять-таки у Бортковского фильма. На этот раз "Идиота". Эта экранизация оставила не менее заметный след в памяти нашего телезрителя, чем экранизация "Мастера". Почти каждый пятый запомнил этот фильм как сильный и добротный киношедевр. Если и женщины, и мужчины почти пополам поделили свои симпатии (чуть больше женщин, цитирую: "как этот Миронов играл, мне бы в мужья такого "Идиота"!"), то вот среднему поколению фильм показался гораздо более интересным, чем поколению молодому или старому. Или главный герой - мужчина средних лет - более понятен человеку только его возраста?!
   На третьем месте - экранизация Глеба Панфилова романа Александра Исаевича Солженицына, режиссера не менее "звездного", чем сам писатель. Почти 15% опрошенных посмотрели фильм с большим удовольствием. При этом не надо забывать, что официально Солженицын стал разрешенным классиком только в начале 90-х, и в России по его книгам фильмы не снимались. По крайней мере, на памяти автора - это первая экранизация. Поэтому 15% успеха - это многого стоит. И опять-таки - любопытный нюанс: если в случае с "Мастером..." по мере взросления интерес к фильму убывает, то с "Кругом первым" противоположная история - чем старше зритель, тем бОльший интерес он проявил к фильму. Ничтожный процент - 3,2% среди молодежи и 6,5% среди "средневиков" - возрастает в 10 раз среди старшего поколения: почти 34% успеха! Видимо, пожилым людям более понятны и близки проблемы и "заморочки" того времени. Здесь ярко проявилось непонимание разных поколений: сталинизм для молодых - уже история, которая в большей степени мифологизируется, а многие реалии того времени или не понимаются или в них попросту не верят: "Как это человек по своей воле отказался работать в шарашке и поехал на Колыму?!" Да просто люди были другие, в них было больше идеализма, чем прагматизма. Молодое поколение фильм не поняло.
   Замыкает наш хит-парад новая экранизация по роману Ильфа и Петрова "Золотой теленок", снятый молодым режиссером ???... Шилкиной. Только каждый десятый нашел фильм удачным. В большей степени, на мой взгляд, это связано с относительно частым показом старого "Золотого теленка" конца 60-х с великолепными Юрским, Куравлевым, Гердтом. Причем женщины ("Ах, этот душка Меньшиков!") оценили фильм немного, но выше мужчин. И опять-таки возрастная тенденция, которую мы подметили еще на примере "Мастера...", здесь проявилась очень ярко. Около 20% молодежи - каждый пятый - высоко отозвался о новой экранизации, а вот "средневики" (8,6%) и тем более старики (2,4%) фильм проигнорировали. Им милей старое доброе советское кино.
  
   "Читать, читать и еще раз читать..."
  

Табл.3. Читали ли Вы литературную основу и будете ли читать после просмотра сериала?

(возможен выбор вариантов: читал - буду перечитывать; не читал, но прочту)

  

Итого

М

Ж

16 - 29

30 - 49

Св.50

   Читал

69,5%

56,4%

76,2%

74%

64,1%

70,2%

   Буду читать (перечитывать)

21,5%

12,2%

26,2%

27%

6,7%

30,8%

   Не читал

30,5%

43,6%

23,8%

26%

35,9%

29,8%

  
   Эта цитата опять-таки взята из опроса одного нашего респондента. Он, перефразируя Ленина, хотел сказать, что после экранизации "Идиота" посмотрел на саму книгу другими глазами: "Книга мне ужасно не понравилась, я ее не дочитал, правда, читал ее давно, в юности. Теперь посмотрел фильм, и... решил, что обязательно перечитаю, что-то я упустил..." Это совсем не оригинальное высказывание, так думает практически каждый пятый наш опрошенный. Впрочем, не будем забывать, что чуть меньше трети респондентов, часть из которых хоть и смотрела фильм, но литературную основу не знают и знать не хотят. Частью это люди, которые вообще не читают книг - "Никаких и никогда!", частью те, которые увлекаются "литературными кроссвордами", то есть чтением книг-однодневок, в большей степени детективов, "чтоб убили кого или ограбили, и чтобы до последней страницы непонятно было - кто". Для них серьезная литература - неприподъемный умственный труд. При этом книгочеев больше всего среди прекрасной половины человечества, она на голову или даже две выше мужчин в этом плане. 76,2% женщин против 56,4% мужчин читают классику, а перечитывают - 26,2% против 12,2%.
   Что касается возраста, то здесь действует принцип "среднего поколения". Процент людей, не признающих классическую литературу, у них на порядок больше, чем у молодого или пожилого поколений, а тех, кто занимается перечитыванием, так вообще мизер (6,7%). Видимо, среднее поколение считает перечитывание книг делом зряшным ("Чего читать то, что уже когда-то читал, это ж - убийство времени!").
   В четвертом пункте нашего анкетирования наши респонденты немного стушевались и в большинстве случаев или отказывались отвечать на поставленный вопрос, или называли только фамилии писателей, а не конкретных произведений. Тем не менее вот список писателей или произведений, который телезрители хотят "засериалить": Лев Толстой "Война и мир", Лермонтов "Герой нашего времени", Пастернак "Доктор Живаго", Николай Островский "Как закалялась сталь", Гоголь "Мертвые души", Дюма "Граф Монте-Кристо", Ильф-Петров "Двенадцать стульев", пьесы Чехова, Александра Островского, исторические романы Балашова и Пикуля, романы Ремарка. Что ж, вкус у нашего современного телезрителя, безусловно, есть. Это обнадеживает.
  
   Автор приносит благодарность Ольге Стасишиной за помощь, оказанную в сборе информации
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"