Санди Саба : другие произведения.

Вера или суеверие?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   НАРОД - ЗА ПРАВОСЛАВНОЕ ОБУЧЕНИЕ!
  
   По историческим меркам, еще недавно религию считали опиумом для народа, прибежищем старушек, слабых необразованных людей. За последнее время ситуация кардинально поменялась, и нет уже политика, который хоть раз, но не постоял бы со свечкой в руках на пасхальной или рождественской службе. Как же относится народ к религии, это и позволил выяснить социологический опрос, проведенный автором данной статьи (400 респондентов, репрезентативные признаки - пол и возраст).
  
   Атеизм пионера и пенсионера
  
   0x08 graphic
Подавляющее большинство населения отнесли себя к верующим (см. табл.1). И только 13% назвались безбожниками, но и с ними не все так просто (см. главы ниже). И хоть наш город можно назвать многоконфессиональным, все же преобладает в нем православное население в союзе с мусульманами (каждый седьмой горожанин исповедует ислам). Появление в Саранске протестантских миссионеров (как в языческих странах) не могло не сказаться: в городе функционирует относительно большая протестантская община. Есть в нашем городе и иудеи, кришнаиты, пятидесятники и свидетели Иеговы.
   Интересно отметить, что женщины, как и следовало ожидать, более набожны, чем мужчины, среди которых больше атеистов - видимо, сказываются особенности психологии. Но такой еще нюанс: среди исповедующих ислам количество и мужчин, и женщин практически одинаково.
   Любопытная ситуация сложилась среди возрастных страт. Если возрастание православного сознания по мере взросления можно считать закономерным, то совершенно неожиданно противоположная ситуация с мусульманами. Это действительно религия молодых, и по мере взросления набожность уменьшается.
   Кстати, пожилые оказались почти не подверженными протестантской агитации: люди с очень жесткими "ниноандреевскими" принципами. И в этом, как ни парадоксально чисто внешне старшее поколение оказалось близко поколению молодому, которое только вырабатывает свое мировоззрение: количество атеистов среди тех, и других практически одинаково. Все-таки коммунистическое воспитание не могло не сказаться на отношении к Богу. Для молодых же пока море по колено, минимум проблем, свобода в поведении и Бог им не указ.
   В этом отношении резко выделяется на их фоне среднее поколение, среди которых минимум атеистов, и максимум сектантов. Это поколение советской закалки, которое ушло от атеизма, но до сих пор ищет Бога и готовое идти под знамена любого новоявленного "пророка" (вспомним БКНЛ, "белых братьев").
   Постящиеся атеисты
  
   0x08 graphic
   Однако автор поостерегся от шапкозакидательских лозунгов о возрождении духовности. Все же один из признаков Веры - посещение храма и соблюдение обрядов (в частности поста) и в этом отношении не все так безоблачно, хотя порой доходит до смешного.
   Вообще посты соблюдают более половины опрошенных, однако строгий - только 16,5% (см. табл.2). Мужчины к соблюдению поста относятся спустя рукава и не могут воздерживаться от скоромной пищи. Это говорит или о легкомысленном отношении к посту или... о слабости мужского организма. Как ни парадоксально это звучит, но женщина более вынослива в этом отношении (среди них каждая четвертая жертвует скоромной пищей, у мужчин - каждый двенадцатый). Только треть прекрасного пола пренебрегает воздержанием, у сильного пола - больше половины.
   Как и следовало ожидать, по мере взросления растет и количество строго постящихся. Но если говорить о нестрогом посте (употребление молочной пищи или аскеза в первую и последнюю неделю поста), то складывается иная ситуация: в этом "лидирует" среднее поколение, уверенно опережая молодых. Хотя число не соблюдающих пост равно как среди среднего, так и старшего поколения (вспомним об атеизме стариков). Молодые не любят "говеть", пока с сомнением относятся к обрядам: они еще наслаждаются жизнью и мало думают о ее смысле.
   Теперь о конфессиональной принадлежности постящихся. Православные на первом месте по соблюдению строгого поста (19,2%), далее идут мусульмане (разумеется, в отношении священного месяца рамадан) - 15%. Протестанты и К - 14,3% (а говорят, посты для них малообязательны, видимо, сказывается влияние православной среды). Если говорить вообще о посте, то здесь у православных и мусульман примерное равенство (соответственно - 56,7% и 60%). Протестанты и К, и не удивительно, мало уважают традицию и внешнее почитание (всего 42,9%).
   Теперь о социологических нелепостях. Отдельный разговор об атеистах. Они тоже постятся, причем 7,8% из них соблюдают строгий пост и 46,1% (!) нестрогий, больше, чем даже у протестантов! Или они недооценивают свою Веру, или не могут противостоять Традиции уважения Того, в Кого они не верят.
  
   Дорога к храму...
  
   0x08 graphic
Другой критерий Веры - посещение храма (см. табл.3). И в этом случае не все так просто. Регулярно (хотя бы раз в месяц) ходят к Богу около 40% прихожан - и это не так мало, как кажется. Хотя среди них больше прихожанок (27% мужчин против 54% женщин). Мужчины вообще большие атеисты, и им недосуг ходить в Церковь. По мере взросления, процент посещения храмов растет, но только в отношении тех, кто ходит каждую неделю. Потому как дальше опять социосюрпризы преподнесло старшее поколение. Ведь даже не молодое, а именно старшее поколение "лидеры" по непосещению храмов (20% стариков против 15% молодежи), а вот среднее поколение оказалось самым набожным (всего 8,6% неприхожан). И хоть большинство населения посещает Божьи храмы по случаю, это тоже кое о чем говорит. Суета "сжирает" время людей, но все же они выкраивают минутку, чтобы хотя бы раз в год зайти на пасхальную или рождественскую службы.
   Теперь о все тех же конфессиональных предпочтениях. Регулярнее всех (хотя бы раз в месяц) посещают свои религиозные собрания протестанты и К (57,1%). Но здесь не стоит забывать, что эти собрания своего рода "тусовочные" клубы по интересам, сплоченные какой-либо одной ведущей личностью, куда люди идут больше пообщаться, чем поклониться Богу. Следующий процент у православных - 41,7% (в том числе 14,2% еженедельно). Далее - мусульмане - 35% (из них 7,5% еженедельно). И опять начудили атеисты, из которых 34,6% регулярно (!) посещают храмы (7,7% еженедельно)! При этом они ничего не сказали о своей конфессиональной принадлежности. Что это: скромность, неискренность в ответах или дань традиции? Впрочем, для большинства Церковь пока остается, к сожалению, модой.
  
   Надо ли учить Библию?
  
   0x08 graphic
   В последнее время общественностью страны очень живо обсуждается вопрос о введении в школах христианского образования. Эта проблема вызвала очень противоречивые отклики. Поэтому этот вопрос и был включен в данный опрос.
   Большинство населения выступило введение уроков Православия (у мусульман - за изучение Корана) (см. табл. 4). При этом, как ни странно, закоперщиками изучения Закона Божьего выступили... женщины. Но вот опять загадка: атеистическая молодежь настроена против изучения Слова Божьего наименее агрессивно, и чем старше, тем непримиримее настроения (от 20% среди молодых до 35,7% среди пожилых). Вот и получается, что именно у старшего поколения в головах такой сумбур вместо религии, такая мешанина, что просто диву даешься: кто у нас в стране является потерянным поколением - поколение pepsi или старшее поколение?
   Теперь об отношении к изучению Библии (Корана) конфессиональных групп. Ситуация среди православного населения получается следующая - 71,6% за введение религиозного обучения при 28,4% высказавшихся резко против. Похожая ситуация среди почитателей Магомета: 75% за обязательное изучение Корана и 25% относятся к этому резко отрицательно. Еще больший процент - у протестантов и сектантов, как это ни странно: 80,5% полностью одобряют проект Православной Церкви (вот они нелепости социологии, от ненависти до любви...) и только 19,5% не поддерживают. Но не забудем, что протестанты, выступая за обязательное изучение Библии, при этом игнорируют другие "тонкости" как то: отношение к святым, почитание икон и пр. Даже среди атеистов, хоть и самый низкий уровень поддержки уроков Православия, но и он относительно высок - 65,4% поддержки при 34,6% неприятия этого проекта. Это атеисты, от них большего и не стоило ожидать. Правды ради, надо сказать, что многие выступают против не из-за неприятия религиозных норм жизни, а боятся, что изучение Библии выльется в обыкновенную школьную зубрежку и отвратит многих детей от Бога. К сожалению, взгляд "какой священник, таков и Бог" зачастую превалирует в сознании людей.
   Горожане против сект
  
   0x08 graphic
Подавляющее большинство населения нашего города трезвомыслящие люди и стараются держаться от разного рода сект подальше: опыт "белых братьев" не прошел бесследно (см. табл. 5). Только 6,5% относятся к сектам положительно, при этом по мере взросления процент "уважения" уменьшается (от 8,3% среди молодых до 4,3% среди пожилых). И здесь скептицизм и "коммунизм" старшего поколения играет позитивную роль. После 70-летнего засилья атеизма можно было ожидать, да в некоторых регионах экс-СССР так и произошло, повального увлечения всем "потусторонним", без различения - от Бога это или от лукавого.
   Мужчины и женщины в этом отношении проявили редкое единодушие. А среди возрастных категорий преподнесла сюрприз молодежь: она и относится к страте, больше всего симпатизирующей сектам, но тем не менее одновременно и является стратой, проявляющей больше всего скепсиса (опережая в этом даже старшее поколение).
   Православные прихожане более всех считают секты нежелательным явлением (68,3% против, и только 4,2% за), примерно так же думают и мусульмане (как видите, разногласий между этими конфессиями практически нет) - 60% против при 2,5% поддержки. Особицей надо отметить протестантов и примкнувших к ним сектантов. Именно среди этой группы наблюдается наибольший процент лояльности к тоталитарным сектам: 14,2% полной поддержки (видимо, сами себя относят к ним?) при всего 42,9% противленцев. Сумбур в головах у атеистов - они почти не видят разницы между сектами и "классическими" конфессиями. Рассуждения их порой пугающе нелепы: да, мы безбожники, но пусть люди хоть во что-то, но верят. А во что именно, их мало интересует. 23% полной поддержки сектантов. Правды ради, скажем, что среди безбожников самый низкий процент равнодушно настроенных (19,2%) - расколотая категория, которую можно назвать ни Богу свечка, ни черту кочерга.
   Итак, вот "средний" образ сегодняшнего верующего: это православный человек, соблюдающий нестрогий пост, ходящий в церковь от случая к случая, который высказывается за добровольное изучение Библии своими детьми и резко отрицательно относящийся к всякого рода новомодным сектам. Сие не так уж и плохо, как кажется...
  
   Александр БАЖАНОВ, независимый социолог
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"