Сидя в кино и театрах, на концертах и перформансах, я однажды стал подмечать, что зрители реагируют на зрелище не только внутренне, а так же не только общепринятым образом. Внутренние обрывы, катарсисы и вшешние аплодисменты, и удивлённые охи и ахи-это не всё, что излучает зал в пространство вокруг себя. Например, все эпизоды, связанные с переносимым на себя ощущением опасности, как то драки, любовные отказы, погони и предвестники плохой концовки заставляют доселе молчавших посетителей зрелища начинать шептаться с соседями, а уже шептавших возвышает до полуголоса, все кроме самых отмороженых начинают ёрзать, шевелиться, кто-то жестикулирует.
Это защитная реакция, я всё в общем-то понимаю, но вот о чём я подумал: любая реакция человека призвана изменить реальность вокруг него. Соответственно, реагируя на виртуальные угрозы сцены, мы сами того не замечая изменяем пространство искусства вокруг и в своей голове. Уменьшаем остроту ощущений, выпуская пар через реакции.
Конечно, опытные режиссёры учитывают реакцию зрителя, а зачастую и берутся играть с ней в различные игры в стиле маятника "холодно-горячо". Но они смотрят на действо больше со сцены, как бы долго ни дирижировали происходящим с третьего ряда пустого зала в ходе репитиций (расхожее киноклише про Бродвей и Станиславского).
Я не буду сейчас давать инструкций по тому, как приспособить способность людей раздувать из своих эмоций слонов и сдувать их обратно до мухи, это я поручаю абстрактному другому, но вот то малое полезное, что я могу вывести из упомянутого факта: он позволяет отличать хорошего зрителя и хорошее произведение от плохого. С хорошим зрителем всё просто: он расслабляется и доверяет избранному собой зрелищу, не шибко взрывается всяческими самоуспокоительными щипаниями бороды и нервным смехом, в идеале просто поглощает происходящее на сцене или экране, и на выходе имеет полное удовлетворение произошедшим.
С хорошим зрелищем формулировка несколько усложняется. Здесь лучшим примером будет некий захватывающий аттракцион в духе американских горок. Страшный, манипулирующий обращающимся к нему человеком как тряпичной куклой от доброго и комфортного до удушающе-напряжённого, его психикой, душой, если хотите. И качественное шоу это никогда не плевок мимо качества и искусства. Как и упомянутый аттракцион, он совершенно безопасен для зрителя при кажущемся риске, если только зритель сам по себе не склонен к инфарктам. Никаких перегибов палок и передержек их в этом состоянии. Не шоу свинячьего смеха и не похороны, не свадьба бывшей и лучшего друга и не внезапный СПИД. Только плавные волны между всем этим и многим другим, неизменно выносящее зрителя на безопасный берег, цвет знамён которого, впрочем, во избежание голливудской гонки за сказками, вторичен.