На экране заставка: фото А.В. и И.А. Столетовых на фоне Дмитриевского собора
Потомки большого рода Столетовых издавна живут не только во Владимире, но и во Владимирской области. Первое письменное упоминание о них относится к 1613 г. Во Владимир Столетовых переселил из Великого Новгорода Иван IV Грозный. Также среди документов сохранилась "Книга записи купчих и иных крепостей владимирской приказной избы за 1762 г.", в ней записана купчая крепость, из которой следует, что "...Иван да Григорий Несмеяновы дети Зловидова продали в Володимире на посаде за рекою Лыбедю своё купленное белое дворовое место без хором с огородом и вишенником и с яблоньми посацкому человеку Потешке Столетову...". Во Владимире семьи Столетовых занимались огородничеством - типичным для горожан российского нечерноземья делом.
Однако из этого рода вышли известные люди России: генерал Н.Г. Столетов - герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., его брат учёный-физик А.Г. Столетов, в их честь назван Владимирский государственный университет, и конечно те выдающиеся люди, о которых сегодня пойдёт речь: архитекторы Александр Васильевич и его сын Игорь Александрович Столетовы.
Благодаря их многолетнему, эпохальному труду сегодня мы можем любоваться древними архитектурными памятниками Владимира и Суздаля. Именно под их руководством была отреставрирована и сохранена эта живая история, духовность, культура нашего города, нашей области и нашей страны.
К середине XX века во Владимирской области сформировалась и полвека проработала не просто реставрационная мастерская, Школа владимиро-суздальской реставрации, со своими этапами.
Первый этап: 1945-1955 годы. Это было просто спасение храмов, которые находились на грани разрушения. Было не до раздумий об их исторической ценности, нужно было просто спасать.
На втором этапе: в 1955-1965 годы уже появилась возможность заниматься храмом в целом, а не "залатывать" дыры. Были отреставрированы Успенский собор Княгинина монастыря, Покровский собор в Суздале, Благовещенский в Киржаче.
1965-1975 годы: реставраторы уже вышли на ансамблевые работы. Восстанавливали не только внешний и внутренний облик храмов, но и отопление, вентиляцию, главы и своды - всем занимались реставраторы. В отреставрированных храмах было тепло, вода, электричество. Развивалась их собственная база, не было города в области, где не было бы их подразделения. Около тысячи человек уже работало в мастерских.
Середина 1980-х гг., и до наших дней: реставраторы поняли, что, не обращая внимания на город, просто не имеют права заниматься ансамблями. Без исторической среды эти храмы просто не нужны. Поэтому они начинают заниматься проблемой, которая становится ведущей - памятники и среда.
И вся полувековая эпоха владимиро-суздальской школы реставрации связана с именами и деятельностью Александра Васильевича Столетова и его сына, продолжателя его дела Игоря Александровича Столетова.
Сегодня мы с Вами и погорим о них.
Фото А.В. Столетова
Александр Столетов родился 27 октября 1896 года во Владимире, крещён был на третий день в Ильинской церкви. Детские его впечатления складывались под влиянием прекрасной природы и гармонической городской среды древнего губернского города, хранившего в своих постройках и знаменитых памятниках истории и культуры следы многовековой истории Руси. В городе мирно уживались старинные белокаменные храмы и церкви более поздних времён, деревянные дома мещан и целые ансамбли классицизма.
В 1907 г. Александр поступил во Владимирское реальное училище. Из-за материальной необеспеченности он вынужден был подрабатывать, давая уроки своим отстающим однокашникам. Училище он успешно окончил в 1913 г., получив Аттестат министерства народного просвещения, до сих пор хранящийся в семье.
В 1915 г. Александр стал студентом Петроградского института гражданских инженеров. Однако в начале 1917 года был мобилизован на Юго-Западный фронт. Его служба началась с должности техника-строителя 7-й Строительной партии. В феврале 1918 г. после демобилизации Александр вернулся во Владимир. Работы по профессии не было, и он устроился помощником лесничего. В 1919 г. он подал заявление с просьбой зачислить его на работу по строительной специальности в Красную Армию, где с 1920 г. служил техником, а затем помощником начальника строительного отдела Военно-инженерной дистанции г. Владимира. Здесь он познакомился со своей будущей женой Натальей Сергеевной Тихонравовой.
В 1921 г. А.В. Столетов получил направление для продолжения обучения в Петроградском институте гражданских инженеров. Учёбу приходилось совмещать с тяжёлым трудом по разгрузке барж с зерном, что привело к серьёзному заболеванию лёгких. Закончил он инженерно-архитектурный факультет уже Ленинградского института со званием гражданского инженера-архитектора и получил высшую оценку за дипломный проект здания музея. Проработав архитектором три месяца в ленинградской мастерской проф. А.С. Никольского, А.В. Столетов вернулся в родной Владимир. В 1920-1930-е гг. он проектировал и строил гражданские и промышленные объекты в Иваново, Владимире, Коврове, Вязниках, Муроме, посёлках при торфоразработках, на владимирской ТЭЦ. Везде Александр Васильевич получал о своей работе отличные отзывы.
В годы войны началась главная его работа. Во Владимире началась реставрация Дмитриевского собора, одного из ценнейших и красивейших памятников древнего зодчества.
Собор к 1940-м гг. обветшал, сгнили дубовые связи, заложенные в конце XII века на уровне пола хор, по периметру стен. Ранее предпринимавшиеся попытки восстановления храма были неудачными, возможно, даже принесли вред зданию. Определённую отрицательную роль сыграло то, что в ходе восстановительных работ 1838-1840 гг. были разобраны пристройки и угловые башни, так что стены Дмитриевского собора потеряли прочность, а разрушительная тяжесть огромного цилиндра-барабана и купола угрожала арочно-сводчатым конструкциям здания.
Появление трещин и деформаций в основных конструкциях собора заставило Наркомпросс приступить к его укреплению в 1930 году. Однако работы проводились без серьёзного обследования и анализа причин, а значит оказались неспособны предотвратить процесс разрушения. В 1939 г. собор поставили на коренные леса - на них опирались каменные своды. Только в начале 1941 г. за спасение храма взялись всерьёз. Война потребовала скорейшего проведения реставрационных работ. Тогда они были поручены А.В. Столетову, архитектору Владимирского проектного бюро. Эту должность ему пришлось оставить и заключить договор с Владимирским музеем.
Фото Дмитриевского собора
Проект реставрационных работ был утверждён Учёным советом Комиссии Академии архитектуры 31 августа 1941 года, когда фашисты приближались к Москве. Над Владимиром в сторону Горького пролетали вражеские бомбардировщики. Но Александр Васильевич постоянно думал о том, как лучше подступиться к новому для него делу, каждый день взбираясь на верх Дмитриевского собора с двумя-тремя рабочими. Он скрупулёзно анализировал состояние конструкций, заменяя пришедшие в негодность камни, устанавливая металлические и железобетонные связи (это была его собственная конструктивная разработка). Неизменными помощниками его были жена Наталья Сергеевна, которая перепечатывала огромное количество деловых бумаг, вела домашнее хозяйство, шила тёплые вещи для фронта; и маленький сын Игорь, который каждый день бывал на работах, помогал отцу вместе с рабочими; и уже тогда выбрал свой жизненный путь, решив стать архитектором как отец.
Нужно отметить, что помимо своей основной работы Александр Васильевич любил рисовать. Он отправлялся за город и делал зарисовки владимирских далей.
Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма с воспоминаниями И.А. Столетова о реставрации Дмитриевского собора его отцом
Фото рисующего А.В. Столетова
Просмотр фрагмента фильма "Сад моей памяти"
Сергей Голицын в своей книге "Сказания о белых камнях" так вспоминает о своей встрече с А.В. Столетовым и о его рассказе о владимирских архитектурных памятниках: "Александр Васильевич признался мне, что сомневается в существовании галереи вокруг церкви Покрова на Нерли, которая искажает замысел зодчего. Он с увлечением начал мне объяснять свою теорию о том, что зодчие Древней Руси, когда строили, всегда руководствовались простейшими математическими пропорциями. Он называл мне цифры, много цифр - чему равняется отношение высоты храма к его длине, высоты к ширине. Он показывал мне чертежи древних зданий, восстановленных им на бумаге, хотя от тех зданий сохранились лишь остатки фундаментов".
Также С. Голицын пишет о восстановлении Дмитриевского собора А.В. Столетовым: "После уничтожения в 1837 году всех пристроек, окружавших Дмитриевский собор, нарушилось внутреннее равновесие в кладке его стен. По сводам прошли трещины, которые с годами всё расширялись. Разрушительный процесс продолжался, и через сто лет, к концу тридцатых годов XX века, собор оказался под угрозой гибели. Столетов взялся его восстановить. Кладка стен в Древней Руси велась в два ряда: ряд камней наружной стены, ряд внутренней, а между рядами засыпалась каменная щебёнка и проливался известковый раствор. Столетов предложил такой способ укрепления стен. Вынимали поочерёдно камень за камнем из определённого ряда внутренней стены, а в образовавшуюся щель постепенно пропускали железный пояс, который таким путём обвязывал стены. Всего пропустили три скрепленных цементом пояса. В иных местах большие участки каменной кладки перебирали заново, заливали швы новым раствором. Надёжность каждого камня Александр Васильевич проверял своими руками...
Началась война. Молодые реставраторы ушли на фронт, продолжало работать только пять человек пожилых. Каждый день они приходили к опоясанному лесами, потемневшему от времени собору. Зимой тяжко им приходилось. На пронзительном ветру, ослабевшие от недоедания, они закоченелыми руками буравили камни, с усилием поднимали наверх железные полосы. Александр Васильевич трудился наравне со всеми."
Сразу после войны Александр Васильевич ездил восстанавливать старинные русские города. Пять послевоенных лет он работал главным архитектором города Владимира, ставшего областным центром в 1944 г., занимался планировкой города, продолжал работу на Дмитриевском соборе. Восстановление архитектурных ценностей настолько захватило его, что с 1949 г. Александр Васильевич целиком посвятил себя реставрации, создав реставрационную мастерскую и проработав её главным архитектором до 1956 г., т.е. до ухода на пенсию. Но и после этого он ежедневно работал дома за чертёжной доской и за письменным столом. Им был создан проект укрепления церкви Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, проведена консервация этого памятника. В качестве автора и научно-технического руководителя Александр Васильевич реставрировал палаты Андрея Боголюбского и церковь Покрова на Нерли. Вёл крупные работы по Успенскому собору и Золотым воротам. Он также разработал проект восстановления Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, проект долго оставался малоизвестным, но всё-таки собор был отреставрирован уже И.А. Столетовым. Трудность работ в Георгиевском соборе заключалась в том, что этот храм - своеобразная белокаменная загадка, из сотен камней с фрагментами рельефов нужно было восстановить никем не зафиксированную сложную архитектурно-художественную композицию. Сохранённые благодаря Александру Васильевичу памятники домонгольской архитектуры бесценны. Именно он впервые исследовал архитектуру домонгольских белокаменных храмов в хронологическом порядке, и проследил таким образом зарождение и развитие технических и художественных особенностей русской архитектурной традиции.
Важно отметить также, что именно Александр Васильевич Столетов первым подошёл к решению вопросов возрождения памятников архитектуры строго методично, разрабатывая по ходу дела научную методику реставрации конструктивных и декоративных форм памятников архитектуры и зодчества. Его практическая деятельность, работа на строительных лесах вместе с рабочими сделала его наблюдения и выводы особенно ценными для науки.
Помимо высоких профессиональных качеств можно сказать его чрезвычайной скромности, благородстве, трудолюбии, душевной мягкости.
Столетие со дня рождения Александра Васильевича широко отмечалось в 1996 году во Владимире и Суздале, почтить память великого архитектора и реставратора съехались специалисты и представители творческой интеллигенции Владимира и Москвы.
Фото И.А. Столетова
Продолжателем дела своего отца А.В. Столетова стал его сын Игорь Александрович Столетов. Уже в 12-ти летнем возрасте он твёрдо решил для себя, что станет архитектором-реставратором.
Вот как он рассказывал о выборе своего жизненного пути, о своём служении архитектора-реставратора.
Просмотр фрагмента фильма "Сад моей памяти"
Закончив Московский архитектурный институт Игорь Столетов пришёл на работу в организацию, в которой работал его отец; почти в день ухода отца на пенсию в 1956 году. 29 октября Столетов-старший ушёл на пенсию, а 1 ноября его сменил Столетов-младший.
Всё своё детство И.А. Столетов прожил на улице Менделеевой, в районе Варварка, где проживало много семей Столетовых, занимаясь огородничеством. В детстве он обучался музыке, учил французский язык. Его мама Наталья Сергеевна играла на фортепиано, любила классическую музыку, привив и ему эту любовь.
Фото Н.С. Столетовой (Тихонравовой) с маленьким Игорем
С детства он любил город Владимир всем своим сердцем, что повлияло на выбор его жизненного и профессионального пути.
Он помнил военное время, звуки военных самолётов по ночам. А днём он приходил к Дмитриевскому собору, где вёл архитектурно-реставрационные работы его отец А.В. Столетов. Маленький Игорь любил в это время сидеть на крыше собора и смотреть на русские, владимирские просторы, которые с детских лет остались в его сердце и памяти.
Отец И.А. Столетова А.В. Столетов очень много строил и проектировал. И Игорь рос в этой архитектурной атмосфере. В первые месяцы войны 10-летний Игорь был помощником отца в реставрации Дмитриевского собора. Он уже тогда сформировался как будущий архитектор, решив поступать после школы в архитектурный институт.
Придя в 1956 году, после окончания Московского архитектурного института, на место работы своего отца И.А. Столетов сразу же определил для себя работу как судьбу, как самоотдачу. Он очень много ездил по Владимирской области спасая архитектурные памятники, которые можно было спасти.
В 60-е гг. в стране и во Владимирской области в положительную сторону изменилось отношение к реставрационному делу. Нужно было реставрировать архитектурно-исторические памятники, прежде всего Владимира и Суздаля. Игорь Александрович говорил, что памятники - это духовное наследие народа, его душа, в них дух народа того времени, когда они были построены, что без архитектурно-исторических памятников лица городов были бы другими, в худшую сторону; что образ городов влияет на людей, формирует их; что исторические сооружения, их сохранение составляет и определяет духовность народа.
Вот как философски размышлял об этом Игорь Александрович
Просмотр фрагмента фильма "Сад моей памяти"
Много сил Игорь Александрович вместе со своей женой Марией Михайловной Субботиной, со своей командой вложил в реставрацию Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, восстановив его практически с нуля, сохранив даже кусочек фрески XVII века. Также Игорь Александрович руководил восстановлением торговых рядов в Суздале, которые также были в плачевном состоянии.
Просмотр фрагмента фильма "Сад моей памяти"
В 80-е гг. в Москве планировали застроить центральную часть Владимира. Планировалось построить шесть 9-ти панельных этажных башен начиная от Золотых ворот и дальше к Большой Нижегородской. Именно Игорь Александрович отстоял историческую часть города, составив генеральный план, по которому город живёт и в наши дни. Игорь Александрович говорил, что сохранение исторической части Владимира важно и ценно, что современная застройка одним лишь зданием может испортить весь историко-архитектурный ансамбль.
Уже в наши дни И.А. Столетов был против создания из улицы Большая Московская пешеходной зоны, аргументируя это тем, что это не просто центральная часть города, а часть большого дорожного тракта с запады страны через Москву на Владимир и дальше на восток страны, что этот путь сложился исторически, в течение многих столетий.
Под руководством И.А. Столетова также проводилась реставрация: Успенского собора, Золотых ворот, Дмитриевского собора, храма Покрова на Нерли, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Им был разработан проект приспособления церкви Александровского монастыря в Суздале под научный реставрационный центр.
В 1990-х годах была выполнена реставрация Палат Гранатного двора ХVII века возле Никитских ворот, Палат Тверских архиереев на Кузнецком мосту в г. Москве, Николо-Зарецкая церковь в Туле. Это был московский период творчества Игоря Александровича и его коллег. Невостребованные в родном городе, они принимают предложение московских властей. Почти восемь лет основной состав владимирских реставраторов работал за пределами области. В сложнейших условиях были вновь продемонстрированы высокий профессионализм и мастерство, умение работать комплексно и быстро. Эти качества всегда были присущи владимирской реставрации. И всё же они вернулись в родной Владимир.
Вернувшись во Владимир, потеряв многочисленные коллективы, относящиеся к владимиро-суздальской школе реставрации, реставраторы под руководством И.А. Столетова отстояли своё авторство на реставрацию исторического ядра Владимира. И.А. Столетов говорил о новом времени так: "В новом тысячелетии реставраторы, как и прежде, будут доказывать свою правоту лишь очевидными аргументами - восстановленным обликом древнего бесценного города".
В 1995 г. он стал членом-корреспондентом Российской Академии Художеств, был почётным гражданином города Владимира. В 1996, в год празднования 100-летнего юбилея его отца и 40-летие профессиональной деятельности его самого, он был удостоен звания: Почётный гражданин города Владимира. Общественное и государственное признание заслуг И.А. Столетова отразилось в целом ряде других почётных званий и наград. Он лауреат двух Государственных премий России, действительный член Академии архитектуры и строительных наук, действительный член Международной академии архитектуры (Московское отделение), действительный член Академии архитектурного наследия, заслуженный работник культуры и заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена "Трудового Красного Знамени" и ордена "Знак Почёта", член Комитета по Государственным премиям при Президенте России, председатель Союза реставраторов "Золотое кольцо".
В 2012 г. опубликовал монографию "Владимиро-Суздальская школа реставрации", в которой обобщил опыт своей 50-летней творческой деятельности. Игорь Александрович был собирателем уникального историко-реставрационного архива.
31 марта 2014 года И.А. Столетов был награждён президентом Российской Федерации В.В. Путиным "Орденом за заслуги перед Отечеством" IV степени. Игорь Александрович сказал об этом, что это признание работы его отца, его супруги, всего его коллектива, общего многолетнего труда на благо города Владимира и России в целом.
Игорь Александрович любил природу; свой сад, деревья, которые ещё сажал его отец, а уже после он. Любил весну, мгновения цветения майских садов, золотых одуванчиков. Был человеком, добрым мягким по отношению к своим близким, друзьям, коллегам, твёрдым в работе, в отстаивании своей жизненной и профессиональной позиции. Берёг и ценил свой внутренний душевный мир. Свой долгий жизненный и профессиональный путь считал главным своим богатством.
О своей работе и жизни он говорил: "Моя работа уже давно стала частью меня, переплетена со мной, с моей жизнью, с моей семьёй. В сумме моя семья - отец, моя жена, я - отдали сто лет реставрационной деятельности. Теперь я остался один, и должен продолжать любимое дело...". Так же о своём деле он говорил: "Что для меня важно сейчас? Передать другому поколению, - среди реставраторов много молодых людей, - свою философию. Почему я иногда кричу, как от боли, видя, что рушится самое ценное, относящееся к владимиро-суздальской школе реставрации? Да потому, что хочу быть услышанным. Когда мы поймём, что всё, происходящее с обществом, зависит от того, что мы отрываемся от своих корней, становимся перекати-полем? Мы мало внимания обращаем на логику процесса. Во всём. Если бы культура так глубоко проникла в нас, как держатся за древнюю землю фундаменты храмов, - мы были бы другими...
Игорь Александрович ушёл из жизни не так давно, его не стало 11августа 2014 года. Город Владимир достойно простился со своим гражданином, так много сделавшим для города, для сохранения его души, культуры и духовности.
Просмотр новостного сюжета ВГТРК
С ним ушла целая эпоха, как в архитектурно-реставрационном деле, так и страны в целом. Именно им и его отцом реставрация была поставлена на высокий духовный уровень сохранения духовности и культуры, как древних городов, так и страны в целом. Он говорил: "Я в огромной степени продолжаю дело отца. Это надо мной парит и возвышает. Начиная с детских лет и до сегодняшнего дня я живу только этим делом. По самому большому счёту считаю себя коренным владимирцем. Всей жизнью отдаю сыновний долг городу."
Имена Александра Васильевича и Игоря Александровича Столетовых навсегда останутся в истории города Владимира и всей России.
Список материалов:
1. Владимирская энциклопедия: Библиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. - Владимир, 2002. 536 с.: ил.
2. Голицын, С.М. Сказания о белых камнях / Худ. В. Перцов - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во - 222 с.
3. Ермакова, С.О. Владимир и Суздаль / С.О. Ермакова. - М.: Вече, 2005. - 224 с.: ил.
4. Почётные граждане города Владимира. - Владимир, "Фолиант", 2003. - 144 с.: ил.
5. Столетовы / Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Владимир, 2012. - 128 с.: ил.
6. Столетов, И.А. Слово об отце / И.А. Столетов // Владимирский некрополь 3-й выпуск.
7. Сад моей памяти [Видеозапись]: док. фильм / реж. Е. Цветкова, 2011.
8. Сюжет ВГТРК [Видеозапись] : сюжет (Прощание с И.А. Столетовым), 2014.