Бельский Максим Александрович : другие произведения.

Неизвестный Великий король

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Философский взгляд на жизнь привел его к тому, что он при жизни стал походить на реинкарнацию древнегреческого героя: первым в бою бросался со знаменем в руках на врага, под градом ядер и пуль выходя из этого ада невредимым. Одним взглядом подчинял себе целые армии, даже его враги мечтали служить под его командованием.Надпись на памятнике И.Ньютону, установленном в Тринити-колледже, где он учился и преподавал, гласит: "Qui genus humanum ingenio superavit" ("Разумом он превосходил род человеческий"). Понятно, что имеются в виду научные достижения Ньютона, однако для нас до сих пор остается неизвестным то, что большую часть своей жизни великий ученый посвятил не физике, астрономии и математике, а философии, теологии и алхимии. Общеизвестно, что он сформулировал три основных закона классической механики, открыл закон всемирного тяготения и заложил основы небесной механики, но совершенно неизвестно, что он более тридцати лет активно занимался алхимией, а также теологией. Историк науки Ф. Меньюэлл из США пишет: "Чем тщательнее анализируются теологические, алхимические, хронологические и мифологические труды Ньютона в их целостности... тем более очевидным кажется, что в моменты осознания своего величия он видел себя последним из интерпретаторов Божьей воли в Ее действии, живущим в канун исполнения времен". Другими словами, можно сказать, что мы практически ничего не знаем о Ньютоне, кроме того, что его именем названа единица измерения силы в Международной системе единиц. То же самое можно сказать и о Фридрихе Великом: его наследие продолжает оставаться неизвестным. О нем знают лишь то, что он был великим полководцем, причем большинство видит в нем кровавого завоевателя. А сам он свое участие в боевых действиях считал вынужденным и предпочитал именовать себя философом. В своей книге "Взгляд на современное политическое состояние Европы" Фридрих пришел к выводу, что монархии Европы слабы вследствие незнакомства правительства с собственными силами и средствами и неверной предпосылке, что народы существуют для них, а не для себя. Он был автором многих книг и оставил после себя огромное количество рукописей, писал стихи и прекрасную музыку. Фридрих Великий мечтал о том, чтобы дать потомкам пример мудрого руководства страной и философского подхода к проблемам. Король общался с выдающимися людьми своего времени и мечтал о лучшем будущем для всего человечества вообще и для своей страны в частности, с оптимизмом смотрел вперед. Его наследие, по моему глубокому убеждению, ждет своего настоящего изучения.


   П
   исатель Людвиг Райнер попытался дать свой ответ на вопрос: почему короля Фридриха Второго Прусского стали называть Великим?
   "In den langen Jahrtausenden der Geschichte finden wir nur drei Herrscher, welche von den VЖlkern der Erde mit diesem Titel ausgezeichnet werden. Zwei von ihnen ragen durch den Umfang ihrer Reiche und ihrer Eroberungen weit Эber alle Staatslenker hinaus: Alexander und Karl. Der Dritte aber war Regent eines winzigen Staates, (...) ein Mann, der jenen Ehrentitel nur dem unerhЖrten Einsatz seiner eigenen Person verdankt...".
   "На протяжении тысячелетий истории мы находим только трех властителей, которых народы земли наградили этим титулом. Двое из них выделялись размерами своих империй и захватами территорий сравнительно с другими государственными деятелями: Александр и Карл. Третьим правителем был правитель крохотного государства, (...) человек, который обязан своему почетному титулу только лишь благодаря невероятному умению использовать свой собственный потенциал...".
   Такая характеристика кажется мне великолепной, но недостаточной, поэтому цель этой книги - дать расширенный ответ на тот же вопрос.
  
  
  
  
  
  

Глава I.

Фридрих II и нацисты

   "Heute spielt er in den LehrplДnen keine große Rolle mehr". Peter Lautzas, Vorsitzender des Verbandes der Geschichtslehrer Deutschlands.
   "Сегодня он (Фридрих Великий) больше не играет в учебных программах большой роли" Петер Лауцас, председатель союза учителей истории Германии). Из интервью журналисту Хансу-Герману Котте (Hans-Hermann Kotte).

* * *

   В
   ыдающаяся личность Фридриха Великого вызывала восхищение у многих, однако в числе его почитателей, к сожалению, оказался и Адольф Гитлер, из-за чего в ГДР Фридриха II объявили тираном, предтечей милитаризма и реакционером, который не принес своему народу ничего, кроме горя и несчастья. А Карл Маркс, чьи труды, как известно, заменили коммунистам Священное Писание, в своей статье "Подвиги Гогенцоллернов" написал о Фридрихе II так: "Творец патриархального деспотизма, друг просвещения с помощью розги". Неудивительно, что в ГДР он был посмертно "репрессирован": коммунисты запрещали даже упоминать имя и великие свершения этого короля. Кроме того, руководители ГДР назначили Старого Фрица виновным и за поражение в двух мировых войнах, поскольку якобы именно он создал агрессивную и ориентированную на завоевания Пруссию, что в конце концов и привело к краху Германии. Дело иногда доходило до смешного: например, бронзовую статую короля, один из самых знаменитых памятников Берлина, гордо красовавшуюся на бульваре Унтер дер Линден, "отправили в изгнание", перевезли в Потсдам, в парк Сан-Суси, где она и простояла до 1980 года, поскольку не годилась в качестве образца для рабоче - крестьянского государства. И это еше был счастливый исход, ибо шеф СЕПГ Берлина Пауль Фернер санкционировал уничтожение памятника, лишь вмешательство в последнюю минуту тогдашнего министра культуры Ханса Бенцина спасло это произведение искусства от переплавки. Официальной резиденции прусских королей - поврежденному во время войны Берлинскому замку - повезло значительно меньше: дворец был объявлен символом прусского абсолютизма, его не стали реставрировать, а вместо этого пустили туда советских кинематографистов для проведения в 1949 году более реалистичных съемок первого цветного советского фильма "Падение Берлина". После окончания съемок в основание замка заложили 13 тонн взрывчатки, взорвали и окончательно разрушили. Впрочем, это была общепринятая практика в странах коммунистического блока: убирать с глаз долой или разрушать памятники людям, деяния которых казались вредными коммунистическим лидерам, и на их месте водружать своих идолов. В фантастическом романе "1984" Джорджа Оруэлла его главный герой, Уинстон Смит, работает в Министерстве Правды, в отделе документации, где занимается тем, что вносит изменения в документы, которые содержат факты, противоречащие партийной пропаганде. Фантазия Оруэлла материализовалась в ГДР: историческая правда была принесена в жертву идеологии. Старого короля стали изображать чуть ли не предтечей фюрера и душителем свободы, а созданное им государство - мрачным царством-казармой, символом бездушного милитаризма и махрового шовинизма, антиподом всего либерального. То есть произошел своеобразный откат назад, в недавнее нацистское прошлое, когда Старого Фрица изображали точно так же, но только со знаком плюс, а не минус. Впрочем, под конец существования ГДР произошел еще один смехотворный поворот на 180 градусов в отношении коммунистов ГДР к Фридриху II: в 1987 году, к юбилею Берлина, лидер СЕПГ Эрих Хонеккер поведал ошеломленной публике, что, оказывается, Фридрих Великий был первым социалистом Германии!
   Третий рейх в еще большей степени, чем ГДР, грешил тем, что подменял правду идеологическими мифами. Историк Христофер Кларк (Christopher Clark), специалист по истории Европы (Кембридж, Великобритания) пишет: "Die nationalsozialistische Sicht der preußischen Vergangenheit war interessengeleitet, verzerrt und selektiv. Der gesamte Verlauf der preußischen Geschichte wurde dem Paradigma der deutschen Nationalgeschichte unter rassistischen Vorzeichen unterworfen" ("Национал-социалистская точка зрения на прусское прошлое порождалось идеологическими интересами, искаженными и избирательными. Весь ход прусской истории был подчинен парадигме немецкой национальной истории под знаком расизма"). Например, широко известно, что еще в 1740 году во время церемонии похорон отца Фридриха Великого, короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, Рыцарский зал Королевского дворца с телом усопшего был задрапирован черными полотнищами с вышитыми на них серебряной нитью черепом без нижней части и скрещенными костями. Именно в память об усопшем короле, создателе первоклассной армии в Пруссии, были сформированы первый и второй полк королевских лейб-гусар. Нацистам это понравилось до такой степени, что они добавили данную символику к своим эмблемам. В действительности же на гусарском головном уборе помещалось белое изображение лежащего скелета с песочными часами в руках и девиз: "Vincere avt mori" ("Победить или умереть"). И лишь позднее эту эмблему заменило изображение черепа со скрещенными костями. А смысл эмблемы был прост: она знаменовала готовность гусар отдать жизнь во имя отечества и короля. В нацистской же геральдике "Мертвая голова" стала символом устрашения, разрушения и смерти. В результате прусский дух стал напрямую ассоциироваться с СС. Пропагандистские клише времен Второй мировой войны сохранялись в своем первозданно искаженном виде на протяжении пятидесяти лет, причем не только на востоке Германии! Писатель Людвиг Райнер (Ludwig Reiners) писал в 1952 году: "Der wirkliche Friedrich war eine verwickelte, durchaus dДmonische Natur, vom ersten Tag an verhaßt und vergЖttert, einer der verschlagensten und zДhesten StaatsmДnner, einer der standhaftesten und erfindungsreichsten Feldherrn aller Zeiten" ("Настоящий Фридрих был запутанной исторической личностью, с чрезвычайно ярко выраженной демонической природой, с первого же дня правления он был ненавидим и обожествляем, являлся одним из хитрейших и наиболее жестких государственных деятелей и самым изобретательным полководцем всех времен "). В Западной Германии в 1958 году был опубликован, а затем и экранизирован роман Фрица Вёсса "Hunde, wollt ihr ewig leben?" ("Собаки, хотите жить вечно? "), в котором речь идет о немецких солдатах, отправленных воевать в сталинградский ад. Для названия романа автор использовал известное выражение Фридриха Великого, никогда не кланявшегося под пулями, который устыдил солдат своей гвардии, дрогнувших в бою. То есть Фриц Весс провел прямую параллель между Фридрихом II, отцом своего народа, и нацистами, считавшими солдат "пушечным мясом"!
   Да и сейчас положение дел не намного лучше, причем повсеместно. В современной Германии издано множество статей по одной и той же матрице: "Friedrich der Große: Vom FlЖte spielenden SchЖngeist zum preußischen Tyrannen" ("Фридрих Великий: от прекрасного флейтиста к тирану Пруссии"). Зловещий образ Фридриха II занял солидное место в компьютерных играх, где он предстает как злобный и беспощадный завоеватель. Даже в фильме С.Спилберга "Indiana Jones and the Last Crusade" ("Индиана Джонс и последний крестовый поход") нацисты устраивают факельные шествия и сжигают книги под музыку "Прусская слава" композитора Иоганна Пифке (Johann Gottfried Piefke, 1815-1884), как будто это нацистский марш! Конечно, на самом деле все было совсем не так...

* * *

   Действительно, в своих речах Гитлер любил упоминать Фридриха II и распространяться о "деятельности этого светлого гения, которого некогда называли великим, но которого мы ныне должны скорей называть "единственным". И тем не менее избитый стереотип про якобы преклонение Гитлера перед Фридрихом разбивается на части тем фактом, что начиная с 1934 года и до конца своей жизни, Гитлер ни разу не посетил ни одного места, связанного с именем Фридриха Великого!
   Лишь однажды, в 1934 году, в "Tag von Potsdam"("день Потсдама"), который они назвали "Tag der nationalen Erneuerung" ("днем национального обновления"), Гитлер и депутаты Рейхстага побывали в гарнизонной церкви Потсдама, где покоились останки прусских королей, создавая впечатление преемственности по отношению к ним - и все! Нацисты со свойственным им цинизмом и пренебрежением к исторической справедливости изображали свое движение как квинтесенцию прусских традиций, а Гитлера - как реинкарнацию былого прусского величия. Так, на одной из открыток, выпущенных в марте 1933 г., можно было наблюдать Фридриха II, Бисмарка, Гинденбурга и Гитлера в сопровождении следующей надписи: "Was der KЖnig eroberte, der FЭrst formte, der Feldmarschall verteidigte, rettete und einigte der Soldat" ("Что покорил король, воедино собрал граф и защитил фельдмаршал, то спас и соединил солдат").

0x01 graphic

Фридрих Великий, граф Бисмарк и ...Гитлер!

   По меткому замечанию русского писателя Юлиана Семенова, этот младший чин, выкравший генеральские сапоги, благодаря усилиям своей пропагандистской машины стал в один ряд с этими действительно выдающимися личностями. Можно ли придумать более издевательскую насмешку над здравым смыслом? Афоризмы Фридриха, адаптированные под нацистскую идеологию, вовсю печатали в пресловутых "WochensprЭche der NSDAP", недельных чтениях НСДАП. Его имя использовали для рекламы организации зимней помощи "WHW" (Winterhilfswerk), ведь Фридрих Великий прославился своим милосердием и оказанием широкой помощи неимущим. В сознание простого обывателя вдалбливалась мысль, будто Третий рейх и есть воплощение мечты великого короля об идеальном германском государстве. С 1933 г. в Германии стали печатать многочисленные и совершенно искаженные нацистской пропагандой биографии Фридриха II: кроме восхвалений короля, в них постоянно выделялась актуальность его наследия, а также проводилась прямая параллель с нацистским режимом. Причем акцент делался вовсе не на философские и литературные сочинения короля, а на его боевой опыт и вырванные из контекста цитаты, которые якобы оправдывали агрессивную войну на полное уничтожение. А ведь это не более чем повторение навета, лживого ярлыка, который навесили на Фридриха Великого его разгромленные враги и стали повторять его мнимые друзья-нацисты: мол, между Фридрихом II и истребительной агрессивной войной нужно поставить знак равенства.
   Фридрих II защищал родину и при этом всегда был рядом со своими солдатами. Посылая их на смерть, он мог в любой момент погибнуть, как любой из них. При этом не бахвалился смелостью, а просто скромно считал это само собой разумеющимися обязанностями командующего. Король часто свободно расхаживал вообще один, без свиты и телохранителей, смеясь над опасностью. А Гитлер, совершавший неслыханные военные преступления и навлекший на свой народ негодование всего мира, именовал себя солдатом, но при этом ни разу не был на фронте. Он практически не вылезал из своего бункера до самого конца войны. Охрана его была огромна, она именовалась "Reichssicherheitsdienst, RSD" ("Имперская служба безопасности"). Даже когда исход битвы за Берлин в 1945 году стал очевиден, гибели в бою он предпочел самоубийство. Более подробно остановимся на этом чуть позднее.
   Вот что писал о Гитлере генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн (1887-1973), которого часто именовали неформальным лидером немецкого генералитета времен Второй мировой войны, в своих мемуарах "Verlorene Siege"("Утерянные победы"): " Он хотел походить на Наполеона, который терпел только помощников и исполнителей своей воли; но у него не было ни военных знаний, ни военного гения, какими обладал Наполеон... Остается еще рассказать, как протекали споры между Гитлером и крупными военачальниками, неизбежные при тех взглядах, которых придерживался Гитлер по вопросам военного руководства. В отдельных описаниях подобных дискуссий перед нами предстает беснующийся Гитлер с пеной на губах, а при случае и впивающийся зубами в ковер. То, что у него были взрывы бешенства, когда он терял всякое самообладание, безусловно, верно...Какая-либо внутренняя связь, тесный контакт между диктатором, фанатиком, думавшим только о своих политических целях и жившим верой в свою "миссию", и военными руководителями, естественно, не могли установиться. Личное, по-видимому, не интересовало Гитлера вообще. В людях он видел всего-навсего инструменты, призванные служить его политическим целям. Никакие узы дружбы не связывали Гитлера с немецкими солдатами". И кто после этого посмеет сказать, что у Гитлера было нечто общее с великим королем? С одной стороны - беснующийся фанатик, грызущий ковер, уверовавший в свою исключительность и при этом абсолютно равнодушный к своим солдатам и страданиям народа. А с другой - великий человек, который всю жизнь посвятил своим подданным и трогательно заботившийся о своих старых офицерах до самой их смерти. Федор Алексеевич Кони (1809-1879) писал: "При короле остался только Джордж Кейт, брат погибшего фельдмаршала, и генерал Фуке. Фридрих, этот мизантроп и язвительный циник, не задумываясь выплескивавший всю желчь характера на любого, кто подворачивался под горячую руку, ужасно носился с этими двумя стариками. Когда у Фуке стал притупляться слух, король выписал ему из Парижа слуховые рожки, а когда его старый приятель начал даже говорить с трудом, изобрел особенную машину, посредством которой, составляя буквы, можно было объясняться, и по несколько часов в день проводил с ним в таком немом разговоре". Фельдмаршал Манштейн вольно или невольно в нескольких словах вынес приговор вообще всему нацистскому режиму - никакие узы дружбы не связывали их с немецкими солдатами! Я бы от себя добавил: и с немецким народом, который стал первой жертвой нацизма. Ведь режим этот уничтожил до двух миллионов немцев-антифашистов, представителей левых партий, участников движения Сопротивления, христиан и прочих. А сколько всего немцев было отправлено в концлагеря на "перевоспитание" и там подвергнуто средневековым пыткам и издевательствам? Многим немцам пришлось покинуть родину по политическим причинам. Великая немецкая актриса Марлен Дитрих (Marie Magdalene Dietrich, 1901-1992), например, не только эмигрировала из Германии, но и публично отклонила все заманчивые и щедрые предложения нацистов о съемках фильма под эгидой Министерства пропаганды в Третьем рейхе. А в марте 1943 года она прервала актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступала с концертами перед солдатами союзников в Северной Африке, Италии и Франции, чтобы доказать, что далеко не все немцы - нацисты. Всего за годы войны Дитрих выступила более чем в пятистах представлениях. В 1947-1950 годах ее наградили высшим орденом американского военного министерства для гражданских лиц - медалью Свободы, а также двумя французскими орденами Почетного Легиона.
   0x01 graphic

Марлен Дитрих в фильме " Голубой ангел".

* * *

   Можно сказать с абсолютной уверенностью, что нацистские бонзы никогда не брали в руки даже самые известные книги Фридриха Великого, посвященные военному делу. В своем базисном труде "Главные принципы войны", Фридрих II писал:
   "Если война ведется в нейтральной стране, то главное заключается в том, какая из обеих сторон заслужит дружбу и доверие населения. Необходимо сохранять строгую дисциплину... " (Здесь и далее таким образом выделены мною цитаты самого Фридриха Великого - М. Б.).
   Далее он пишет о том, что необходимо проявлять веротерпимость на занятых территориях, чтобы мирное население почувствовало разницу между дисциплинированным, проявляющим милосердие прусским войском и армиями союзной коалиции: Австрии, России и Франции.
   А нацисты проводили в жизнь политику, полностью противоположную этим принципам: проводили карательные операции и творили военные преступления против мирного населения, осуществляли массовые репрессии против евреев, цыган и т.д . и т.п. В Пруссии времен Фридриха Великого вообще не существовало тайной полиции, в то время как при нацистах вовсю орудовало всемогущее Гестапо! Где же тут общее?

* * *

   Представляется совершенно невероятным, что нацисты, чья идеология базировалась на заведомо ложных предпосылках, вдруг могли бы изменить самим себе и здраво оценить деятельность Фридриха Великого. Но они остались верны своим догмам и привычно сфальсифицировали историю, подогнав ее под текущие политические задачи. Ведь незадолго до нападения на Польшу Гитлер прямо сказал своим генералам "Все зависит от меня, от моего существования, от моих талантов как политика. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь будет пользоваться доверием всего немецкого народа в такой же степени, как я - это факт. Вряд ли когда-либо появится человек, обладающий большей властью, чем я. Значит, сам факт моего существования необычайно важен". На совещании высших офицеров Вермахта 23 ноября 1939 года Гитлер заявил: "Я должен сделать выбор между победой и гибелью. Я выбираю победу. Это величайшее историческое решение, которое можно сравнить лишь с решением Фридриха Великого перед первой силезской войной. Пруссия обязана своим возвышением героизму одного человека". Очевидно, офицеры Вермахта должны были сделать правильный вывод о том, что грядущим возвышением Великой Германии они обязаны героизму второго великого человека, который сейчас держит перед ними речь. Думаю, что читателю любопытно будет сравнить этот лепет человека, больного манией величия, со словами еще одного именитого фальсификатора истории, правда, не коричневого, а красного цвета. Так вот, Ф.Энгельс писал: "Со времен Фридриха II Пруссия видела в Германии, как и в Польше, территорию для завоеваний, от которой урывают, что возможно, но которой, само собой разумеется, приходится делиться с другими. Раздел Германии при участии иностранных государств и в первую очередь Франции - такова была "германская миссия" Пруссии, начиная с 1740 года". Интересно, понимал ли Гитлер, что вольно или невольно он не высказал ничего нового, а лишь в очередной раз воспроизвел смехотворный марксистский бред? В XVI-XVIII веках, когда во многих европейских странах уже давным-давно сложилась централизованная власть, в Германии не существовало целого и единого государства, вместо этого на ее территории распологались княжества, курфюршества, герцогства, королевства и маркграфства, которые чисто формально входили в состав "Священной Римской империи германской нации". Ведь Пруссия после Семилетней войны выступала в роли защитника хрупкого имперского порядка и стремилась взять на себя роль гаранта сохранения суверенных прав малых субъектов империи. В 1785 г. под руководством Фридриха II был создан Союз немецких князей как альтернатива имперским институтам, контролируемым Габсбургской династией. О какой же экспансии может идти речь?

* * *

   И все же не совсем ясно, зачем нацисты постоянно сравнивали Гитлера с Фридрихом II, какую цель они преследовали кроме создания культа личности своего фюрера? Разгадка, на мой взгляд, чрезвычайно проста. Дело в том, что прусские короли, а затем и императоры Германии, доверяли руководство армией своим генералам и Генеральному штабу. А известно, что Фридрих Великий лично руководил своей армией. Вот что привлекло фюрера, который возомнил себя великим полководцем и провозласил Верховным Главнокомандующим, задвинув в тень Генеральный штаб! Диктатор Гитлер корчил из себя прямого преемника Фридриха-полководца и приказал изготовить на фарфоровой фабрике близ Мюнхена, специально купленной для этой цели нацистской партией, 100 конных статуэток прусского короля, которые он презентовал фельдмаршалам и другим высокопоставленным деятелям Третьего рейха, чтобы воодушевить их на дальнейшие завоевательные походы. Я только могу догадываться, о чем думали эти генералы, получив такой подарок, но вряд ли это добавило баллов в их оценке умственных способностей фюрера. Когда же непродолжительное военное счастье изменило нацистам, то наследие Фридриха они стали использовать в несколько иной плоскости - ради оправдания неудач. Генерал-полковник Г.Гудериан вспоминал об одном совещании у Гитлера зимой 1944-45 года: "Гитлер указал на картину фон Графа, на которой был изображен прусский король, после чего произнес: "Этот портрет всегда вселяет в меня новые силы, когда тревожные сводки с фронтов начинают угнетать меня. Посмотрите на властный взор его голубых глаз, на этот огромный лоб. Вот это голова!" Затем мы начали беседу о государственном и полководческом таланте великого короля, которого Гитлер ставил выше всех и на которого он хотел бы походить. Но, к сожалению, его способности не соответствовали его желанию". К слову, портрет Фридриха был единственной картиной в бункере Гитлера. Как тут не вспомнить знаменитый исторический фильм тех лет "Der große KЖnig"("Великий король"), вышедший на широкий экран в 1942 году.

0x01 graphic

Постер к фильму "Der große KЖnig"("Великий король")

   Это был фильм с претензией на историческую достоверность, а по своей сути пропагандирующий идеи национал-социализма. Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс и не скрывал этого. Вот что он записал в своем дневнике: "Мы живем во время, когда нам как никогда необходим дух Фридриха Великого. Напряжением последних сил мы должны справиться с трудностями, которые обрушились на нас. Если мы окажемся сильнее их, то они укрепят наше национальное единство. Еще раз подтверждаются слова Ницше: то, что не убивает нас, делает нас сильнее". В том же самом году в радиообращении, которое было приурочено ко дню рождения Гитлера, он произнес следующие слова: "В этом фильме была предпринята попытка показать неповторимый облик великого прусского короля. Этот фильм не пытается ниспровергнуть его с постамента истории, не пытается показать монарха как героя анекдотов. В ленте он показан как реальный исторический персонаж, как человек, который жил и действовал в свое время. Здесь придается значение не традиционному историческому описанию, а изображению человеческой сущности политического и военного гения, который ценен для нас сегодня, так как он смог преодолеть свои поражения, что стало для него очередной победой. Великий прусский король предстает перед нами как сражающийся титан, обреченный на семь лет страданий". Основная идея фильма такова: король был столь же одинок среди изменников из знати и генералов, как и фюрер, он также воевал против всего мира и смог получить поддержку лишь от простого народа. Фридрих II в одной из сцен говорит: "Тот, кто сомневается в победе, является государственным изменником". Причем говорит это на классическом немецком языке, поскольку нацистская цензура заставила полностью переозвучить все те сцены, в которых Фридрих говорил либо на французском языке, либо на берлинском диалекте, хотя очевидно, что это абсолютно неверно с исторической точки зрения. Ведь он говорил про самого себя: "Ich mache Ihnen streitig, ein besserer Franzose zu sein als derzeit ich" ("Я держу пари, что я француз лучше любого француза"). А в финале фильма король не принимает ликование знати и презрительно бросает им в лицо обвинение: "Вы так часто меня предавали, мои генералы!". Позвольте, но это же слова не Фридриха II, а Гитлера! Фридрих Великий не особенно жаловал своих министров, это правда, но даже их он никогда не упрекал в предательстве. А что касается генералов, то к ним он до конца жизни относился, как к своим боевым товарищам и высоко их ценил. Приведу несколько примеров, иллюстирующих отношение фюрера к военным. Адъютант плененного в Сталинграде фельдмаршала Паулюса полковник Адам писал: "Необузданное властолюбие и вечный страх диктатора оказаться оттесненным на второй план или быть как-либо ущемленным, бесспорно, способствовали тому, что он относился к генералам старой школы подозрительно". Если себя он ставил на один уровень с самыми великими полководцами прошлого, то по отношению к генералам Вермахта снисходителен не был: "Кругозор моих фельдмаршалов - размером с унитазную крышку". Личный фотограф фюрера Хайнц Гофман вспоминал, что однажды за ужином в FHQ "Wolfsschanze" (главной ставке фюрера "Волчье логово") он дико кричал: "Мои офицеры - кучка мятежников и трусов. Я больше не допущу их в свой ближний круг..." При прощании со своим личным пилотом Хансом Бауром фюрер с горечью сказал: "На моем могильном камне нужно было бы высечь: "Он стал жертвой собственных генералов"". И таких воспоминаний великое множество!
   К сожалению, в создании искаженного имиджа короля Фридриха II принимали участие и некоторые представители Вермахта. Например, в 1941 году, накануне дня рождения Гитлера, "VЖlkischer Beobachter" (Народный обозреватель") напечатала статью генерал-фельдмарашала Рейхенау (Walter von Reichenau, 1884-1942) под названием "Полководец", в которой он в худших традициях лизоблюдства приводил высосанные из пальца исторические параллели между своим кумиром и Фридрихом II, который был и королем, и полководцем. И чем хуже становилось положение зарвавшегося авантюриста и кровавого палача Гитлера на фронтах, тем все активнее пропаганда Третьего рейха сравнивала его с великим королем, выражая уверенность в том, что немцы - так же как это было в Семилетнюю войну, - после самых страшных поражений выйдут из войны с русскими победителями. Граф Шверин фон Крозиг записал в своем дневнике рассказ Геббельса о том, как он пытался поднять настроение фюреру, приводя ему выдержку из "Истории Фридриха Великого" Карлейля: "Во время Семилетней войны бывали такие "черные периоды", когда одна плохая весть едва не обгоняла другую". Великий король, - говорил Геббельс, - как и Гитлер, носил с собой ампулу с ядом, который можно было принять в любой момент. Его русский противник доставлял ему ужасные неприятности, но король среди всех невзгод не забывал обмениваться письмами с маркизом д'Аргенсоном, содержавшими образцы высокого красноречия и благородного мужества. Гитлера явно вдохновляли цитаты из этих писем, которые с благоговением в голосе читал ему его министр пропаганды. Так, в августе 1944 г. Гитлер заявил: "При всех обстоятельствах мы будем вести эту борьбу до тех пор, пока, как сказал Фридрих Великий, кто-либо из наших проклятых врагов устанет бороться долее". Словом, он требовал от людей сражаться до последнего, принуждая расплачиваться жизнью и кровью за свои ошибки и чудовищные преступления в надежде на чудесное избавление. Ю.Семенов в своем романе "Семнадцать мгновений весны" назвал это "алогизмом логики": "Введение карточной системы? В этом виноваты Кремль, Черчилль и евреи. Отступили под Москвой? В этом виновата русская зима. Разбиты по Сталинградом? В этом повинны изменники генералы. Разрушены Эссен, Гамбург и Киль? В этом виноват вандал Рузвельт, идущий на поводу у американской плутократии". Нацисты являлись временщиками, которые дорвались до власти и упивались ей, а великий король действительно жил ради своей страны.
   Гитлер любил разглядывать ладони других людей. У него была огромная книга в роскошном переплете, где были собраны рисунки ладоней всех великих людей прошлого. Гитлер любил показывать эту книгу своим гостям и особо гордился тем, что рисунок его ладоней очень похож на рисунок ладоней Фридриха Великого - так что и ему, быть может, выгорит с блеском выйти из войны, несмотря на отчаянное положение, как и великому королю! Не выгорело...

* * *

   В своем воспаленном воображении Гитлер, очевидно, рассматривал отца Фридриха Великого - Фридриха Вильгельма I (Friedrich Wilhelm I, 1688 -1740) на фоне собственной "борьбы" против жестокого отца Алоиза Шикльгрубура.

0x01 graphic

Фридрих Вильгельм I.

   Очевидно, именно это и стало основной причиной того, что Фридриха, а не его отца Гитлер вывел на передний план в национал-социалистской пропаганде. Ведь если попытаться рассуждать так, как это делали нацистские бонзы, то именно отец Старого Фрица в гораздо большей степени подходил на роль предтечи национал-социалистов. Он был невероятно жесток. Когда он еще был подростком, то его мать, королева Софья Шарлотта, так написала о нем: "Молодой человек, казавшийся мне лишь непоседливым и вспыльчивым, сегодня проявил признаки жестокости, причиной которой может быть только очень злое сердце". Фридрих Вильгельм I был чистокровным пруссаком с характером, который в Третьем рейхе именовали нордическим. Он был хорошим семьянином: всю свою жизнь был верен жене, у них родилось 14 детей! Правда, при этом он был настоящим деспотом по отношению к своей супруге, Софии Доротее, единственной законнорожденной дочери английского короля Георга I, поскольку, по его мнению, "женщин надо держать в повиновении, иначе они начинают вить верёвки из своих мужей". Король-отец был весьма прост в общении, причем предпочитал рубленый армейский лексикон. Именно он являлся создателем первоклассной армии, был весьма экономен и умерен в расходах, вошел в историю под прозвищем "король-солдат". А еще он чисто по-плебейски презирал гуманитарную учёность и уважал исключительно практические знания. Досуг его тоже не отличался большим разнообразием, все больше он забавлялся дворцовой потехой - медвежьими боями, игрой в нарды, выступлениями канатных плясунов, пил пиво и устраивал бесконечные парады. Как-то раз от нечего делать он приказал задержать нескольких проходивших по улице дам, затем всучил им веники и заставил мести плац. Не были защищены от его произвола и женщины высокого происхождения. Если король замечал их прогуливающимися по улицам города, то в ход шла палка, не знающая пощады к слабому полу: "Честная женщина сидит дома и занимается хозяйством, а не шляется по улицам! " Такая строгость наводила страх на горожан: когда Его Величество выходил на прогулку, все разбегались от него в разные стороны, словно от тигра, вырвавшегося из клетки. Однажды на берлинской улице какой-то прохожий, завидев короля, пустился бежать от него что было силы. Фридрих Вильгельм I велел немедленно поймать его. "Зачем ты бежал от меня, бездельник? " - грозно спросил он у схваченного беглеца. "Я испугался, ваше величество", - отвечал тот. Король принялся бить его палкой, приговаривая: "Ты должен любить меня, любить, любить, а не пугаться, бездельник!" Любимыми его выражениями были: "Я не терплю возражений! " и "Не рассуждать!" Телесные наказания он применял: по отношению к собственной семье, к придворным, в канцеляриях, в штабах. Известен случай, когда он избил даже священника, который имел несчастье засмотреться на парад: король, не помня себя от гнева, гнал его палкой до самых ворот церкви! Но и дома горожане не могли чувствовать себя в безопасности: если до короля доносились крики мужа и жены, ругавшихся у себя дома, он немедленно вторгался в их квартиру и мирил их при помощи помощью палки. Он уменьшил жалование служащим в пять раз и во столько же увеличил налоги, которые теперь распространялись в равной мере на всех жителей страны, не минуя никого, даже обнищавших крестьян. Солдат, крепостных крестьян, мануфактурных рабочих, канцелярских служащих, школьников при нем пороли жестоко и систематически. При этом короле телесное наказание почиталось единственной и наиболее надежной мерой общественного воспитания и исправления, порка гарантировала в его глазах процветание страны. Читая воспоминания об этом короле, просто невозможно вообразить его без палки, которой он регулярно избивал своих подданных.
   Был у него и свой придворный шут по имени Гундлинг, однако этот шут отличался от остроумных шутов при других дворах, он скорее напоминал мальчика для битья из "Принца и нищего" Марка Твена. Специально для него король придумал особый мундир, а также снабдил его огромным деревянным камергерским ключом. Этот мундир был увешан орденами с изображениями быков, ослов и обезьян. Вот что доставляло удовольствие королю: однажды королевская компания положила в постель к несчастному шуту медведя и закрыла обоих в комнате, откуда всю ночь доносились рычание и душераздирающие крики Гундлинга. (Очевидно, что А.С.Пушкин при написании "Дубровского" использовал этот сюжет из настоящей истории прусского двора.) Как-то зимой, в Вустерхаузене, Фридрих Вильгельм I велел вытащить шута на один из трех мостиков надо рвом и спускать его через перила на канате, пока тот не пробил телом лед и не ушел по шею в воду. Король чуть не падал со смеху, велел изобразить эту сцену на картинах и затем развесить их во дворцах Берлина и Потсдама. Коллегой шута был некто Давид Фасман, получивший от короля звание профессора. Гундлинг же был пожалован баронским титулом. И они забавляли короля тем, что напивались до полусмерти, начинали лупить друг дружку, а потом более сильный профессор сдирал с барона штаны и ставил горячую сковородку ему на задницу. За эти выдающиеся заслуги 18 марта 1711 года Прусская Академия наук избрала Гундлинга своим действительным членом. А 5 марта 1718 года король назначил Гундлинга на пост президента Академии наук, сделав его, таким образом, преемником великого Лейбница. Когда же шут Гундлинг скончался, то Фридрих Вильгельм I похоронил беднягу возле церкви в деревне Борнштедт близ Потсдама в винной бочке! Эти похороны также стали потехой для короля: в его присутствии надгробную речь над могилой Гундлинга произнес "профессор" Фасман:

Здесь закопана свинья с головою человека.

В юности он был мудрец, в старости -- безумец.

По утрам всех веселил, к вечеру с ума сходил.

Вакх у бочки сам не свой:

"Здравствуй, Гундлинг дорогой! "

   Самый знаменитый его афоризм звучит так: "Крупица природного ума весит больше центнера университетской премудрости!" Сразу после коронации Фридрих Вильгельм I разогнал великолепную капеллу своего покойного отца, оставив лишь капельмейстера Пепуша, который быстро сообразил, что может остаться без заработка и собрал из полковых музыкантов новый, войсковой оркестр, исполнявший бравурые марши. Фридрих Вильгельм I обычно по вечерам любил сидеть в компании нескольких своих генералов при зажженных фонарях во дворе, курил табак, безудержно пил пиво, ругал профессоров и "чернильные души", проклятых французов и провозглашал здравицы в честь "Германской империи германской нации". На одной такой "табачной коллегии" Фридрих-Вильгельм I заявил: "Зачем нужен такой ученый, который не способен даже стоять на часах?" А затем выгнал со службы самого Готфрида Вильгельма Лейбница, основателя и президента Бранденбургского научного общества. Лейбниц был одним из создателей немецкого философского и научного лексикона, а также талантливым изобретателем: он проектировал оптические приборы и гидравлические машины, работал над созданием "пневматического двигателя", изобрел первый интегрирующий механизм и уникальную для того времени счетную машину. Лейбниц писал: "Науки не могут быть абстрактными - они должны приносить пользу телу и духу гражданского общества. Академия призвана объединить теорию и практику, повысить уровень не только искусств и наук, но также страны и человека, земледелия, мануфактур и торговли - словом, всеобщего благосостояния". Реализуя свои идеи на деле, ученый разделил Берлинскую академию на четыре отделения: 1) физики, химии и медицины; 2) математики и астрономии; 3) немецкого языка и истории; 4) литературы и восточных языков. Он прославил немецкую науку на весь мир. Такой "идиот" королю был не нужен.
   Кроме того, Фридрих Вильгельм I обожал охоту - летописи доводят до нашего сведенья, что порой убивал до двухсот куропаток за день, повергая в ужас кронпринца Фридриха! Словом, это был типичный коронованный плебей. Он ненавидел все французское до такой степени, что даже узников, приговоренных к смерти, он приказал одевать во французскую одежду. И в этом нет ничего удивительного, ведь его настольной книгой был памфлет его первого учителя, Фридриха Крамера, под заголовком "Немецко-французская модная душа". Вот, в частности, что было там написано: " С тех пор как у нас, немцев, завелись французские черти, мы, к сожалению, полностью изменились в своей жизни, своих обычаях и привычках... Древние немецкие обычаи и храбрость потеряны! И все это из-за рабского подражания чужому народу! Надменная, фальшивая, развратная французская душа, усыпившая нас сладкими словами, речами и посулами, хочет избавить нас от собственной немецкой свободы...Парень, желающий стать придворной бабой, должен уметь присоединяться к болтовне, должен быть одетым в шляпку, жилет, изящные чулочки и т.д. Не важно, что у него кривой нос, выпученные глаза, горб, клыки, кривые ноги и так далее, - лишь бы он был одет a la mode frans (по французской моде)... ".
   Фридрих II был немецким патриотом в гораздо большей степени, чем его отец, и это не мешало ему восторгаться французким языком и культурой, брать оттуда все самое лучшее и воплощать на своей земле. А вот в политике он был прагматиком и руководствовался совсем иным принципом, который сформулировал в письме к Подевильсу следующим образом: "Раз должно произойти надувательство, то шельмами будем мы". Например, однажды французский посол, герцог Нивернуа, предложил Фридриху II союз, направленный против Англии. За это Пруссия получила бы остров Тобаго.  Фридрих ответил на это: "Остров Тобаго? Может быть, вы еще предложите остров Баратарию, но ради него я не стану разыгрывать роль Санчо Панса". И действительно, до конца своей жизни великий король в политике действовал лишь ради достижения реальных, а не мнимых результатов: когда того потребовала ситуация, он не задумываясь вступил в войну с Францией. А старому солдафону, не видевшему ничего дальше своего носа, все французское было словно кость в горле, зато в политике он проявил себя, как послушная марионетка габсбургского двора. Единственным его достижением было объявление войны Швеции, которая в то время и так терпела поражение от России, так что это выглядело ударом ножа в спину. Впрочем, эта война была преимущественно на бумаге, дело закончилось заключением в 1720 г. мира, за что он получил в свое владение часть Померании, но не бесплатно, а заплатив за эту территорию 2 млн. талеров!
   Фридрих Вильгельм I "прославился" и тем, что всерьез рассчитывал вывести новую, "идеальную" человеческую породу. Главное хобби его жизни состояло в том, чтобы сформировать бригаду из людей громадного роста. Ради этой цели его агенты рыскали в разных странах в поисках наемников выше среднего роста. Эти поиски не были ограничены лишь одной Европой, наемников вербовали даже в Каире! Известен случай, когда агенты короля сумели найти в Лондоне одного ирландца высотой более чем семь футов! Прусский посол лично предложил ему службу в прусской гвардии с жалованьем в тысячу триста фунтов стерлингов! Это было намного больше, чем зарплата самого посла... Что поделать, Фридрих Вильгельм I обожал своих гвардейцев огромного роста, не скупился на оплату их службы, и приказывал им брать в жены рослых девушек, поскольку был убежден: такие родители будут иметь сильных, хорошо сложенных детей. Когда жена одного "верзилы" в гарнизоне г. Клеве родила необычно крупного ребенка, король пришел в чрезвычайное волнение и тут же повелел немедленно доставить мать и дитя во дворец в Потсдам. Ликуя, он начертал на полях приказа: "Да поскорее, пока хорошая погода!".
   И еще одно: он слыл зоологическим антисемитом. Для него было очевидным фактом, что евреи "убили Христа", а потому должны были еще и радоваться, что их мерзкое присутствие терпят в Пруссии. Король последовательно ограничивал права евреев: на торговлю подержанной мебелью и одеждой, а также издал декрет, запрещавший им взимать более двенадцати процентов при выдаче денег в рост. В 1728 году Фридрих Вильгельм постановил: еврейская община ежегодно будет платить 20 000 талеров берлинскому филиалу по набору рекрутов. Разоряя евреев, он еще и при этом выражал свое неудовольствие. Так, король чрезвычайно разгневался, узнав, что еврейский меняла по имени Файт после своей смерти оставил долг в 100 000 талеров и взыскать их теперь не с кого. Он велел собрать всех берлинских евреев в синагогу, где главный раввин Яблонски должен был торжественно наложить на покойного Файта проклятие. Любил он и просто поиздеваться над евреями. Например, величайшее удовольствие Фридрих Вильгельм I испытывал, когда убитых им на охоте кабанов согласно его указу заставляли покупать евреев. Те, естественно, громко протестовали и ссылались на свою религию, категорически запрещавшую им употреблять в пищу некошерное мясо. Но ничто не помогало, и им приходилось скупать кабанов, которых король истреблял в количествах не намного меньших, чем куропаток. А потом он хохотал и потирал руки, когда узнал, как евреи дюжинами дарят кабаньи туши госпиталям и полковым кухням... Более или менее сносно жить евреям в Пруссии стало именно при Фридрихе Великом, а при его отце не могло быть и речи ни о каких послаблениях!
   Если же говорить об участии выходцев из Пруссии в нацистском движении, то здесь статистика наглядно показывает, что ни о какой массовой поддержке НСДАП с их стороны не было и речи. Все было как раз наоборот:
"среди нацистских старых борцов насчитывалось всего 3,4% пруссаков, а среди командиров многочисленных дивизий "партийного воинства" нацистов - Ваффен-СС не было ни одной старой прусской фамилии". Но все эти факты не интересовали нацистов, ведь Геббельс писал, что "ложь, сказанная сто раз, становится правдой", поэтому они искренне верили в то, что являются преемниками прусских традиций.
   Хотелось бы в этой связи отметить, что в России лишь в 1997 году была переиздана книга Ф. А. Кони "Фридрих Великий", которая представляет собой несколько измененный перевод "Истории Фридриха II" Ф. Куглера. Это издание сопровождает статья А. А. Егорова, в которой он справедливо сетует на то, что русский читатель практически ничего не знает о прусском короле. И тут же заявляет: "Фридрих Великий остается символом пруссачества в самом худшем смысле слова". Это свидетельствует лишь об одном: в современной России до сих пор оперируют в своих оценках давно устаревшими категориями и клише времен Второй мировой войны, которые мало отличаются от стряпни Министерства пропаганды Третьего рейха.
   При этом имеет смысл говорить об обратной тенденции, ведь прусская военная каста и аристократия относились к наци весьма и весьма сдержанно. Да и могло ли быть по-другому, ведь нацисты пусть и в несколько измененной форме, но называли себя революционерами и социалистами. А лучший представитель пруссачества, уроженец Магдебурга, генерал-майор Хенниг фон Тресков (Henning Hermann Robert Karl von Tresckow, 1901-1944) был одним из лидеров Движения сопротивления и последовательным антифашистом.

0x01 graphic

Генерал-майор Хенниг фон Тресков, герой Движения сопротивления.

   Вот что он написал, когда стал очевидным провал "Операции Валькирия" (т.е. покушения на Гитлера и попытки государственного переворота 20.07.1944, предпринятых немецкими офицерами, героями антинацистского сопротивления): "Я, как и прежде, твердо убежден, что мы действовали правильно. Я считаю Гитлера заклятым врагом не только Германии, но и всего мира. Когда через несколько часов я предстану перед судом Всевышнего, чтобы отчитаться в своих действиях и упущениях, то, полагаю, смогу с чистой совестью поведать о том, что сделал в борьбе против Гитлера. Господь однажды пообещал Аврааму, что не погубит Содом, если в городе найдутся хотя бы десять праведников, и я надеюсь, что Он ради нас не уничтожит Германию. Никто из нас не имеет права сетовать, что пришлось умереть. Тот, кто вступил в наш круг, надел отравленный хитон кентавра Несса. Нравственная ценность человека начинается только с готовности отдать жизнь за свои убеждения".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ludwig Reiners. FRIEDRICH; Verlag C.H. Beck, MЭnchen, 1952
  
   http://www.fr-online.de/panorama/fragen-an-friedrich-ii--ein-virtuoser-floetist,1472782,11443706.html
   Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.6, с.519.
   Ludwig Reiners, FRIEDRICH, Verlag C. H. Beck, MЭnchen, 1952
   На самом деле, слова короля сознательно исказили, чтобы его опорочить. На самом деле, в битве при Колине, когда атака прусских войск захлебнулась, король кинулся сам возглавить ее во главе резерва и, пролетая мимо остановившихся и залегших частей, прокричал им: "Так вы что же, парни, хотите жить вечно?" "Слушай, Фриц, мне кажется, за тринадцать пфеннигов мы уже сделали достаточно!" - отозвался один из его солдат. Фридрих под ядрами скакал некоторое расстояние в сторону австрийских позиций, потом его догнал адъютант со словами: "Ваше Величество, Вы хотите атаковать батарею в одиночку?" Фридрих обернулся, увидел, что за ним никого нет, рассмеялся и поехал назад. А гвардия короля не отступила ни на шаг и почти полностью пала в том кровопролитном бою.
   Hitler. SДmtliche Aufzeichnungen 1905-1924. Stuttgart. 1980, s.377
   C. Graf v. Krockow, Friedrich II., KЖnig v. Preußen S.48
  
   Благотворительная организация структурно подчиненная Nationalsozialistischen Volkswohlfahrt - NSV (Национал-социалистическое общественное благосостояние). Деятельность благотворительных организаций курировал министр пропаганды Геббельс.
   Манштейн Э. Утерянные победы. / Сост. С. Переслегин, Р. Исмаилов. -- М.: ACT; СПб Terra Fantastica, 1999 г., стр. 319-324.
   Федор Алексеевич Кони - российский драматург XIX века, театральный критик, мемуарист. Автор монографии "Исто­рия Фридриха Великого" (1844), за которую Йенский университет присудил ему ученую степень доктора философии.
   Ф.Кони. Фридрих Великий - По изданию Спб 1844 год.
   Picker H. Hitlers TischgesprДche im FЭhrerhauptguartier. Stuttgart. 1970, s.10.
  
   Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21, с.435.
   Священная Римская империя (962-1806), основанное в 962 германским королем Оттоном I феодально-теократическое государственное образование.
   Габсбургская династия - германско-австрийская династия, владевшая с 1282 Австрией, а в 1438-1806 неизменно (с кратким перерывом в 1742-1745) удерживавшая титул императора Священной Римской империи. На протяжении своей истории Габсбурги давали королей для Чехии, Венгрии, Испании, Сицилийско-Неаполитанского королевства, были герцогами Тосканы и Модены, правили в бесчисленных более мелких феодальных образованиях.
   Вопросы истории. 1988. N11. С.98-118.
   Г.Гудериан (Heinz Wilhelm Guderian, 1888 -- 1954), руководитель Верховного командования сухопутных войск сил Германии.
   В. Васильченко. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха.
   Однажды он назвал их ослами, безразличными людьми и продажными субъектами.
   Фелькишер беобахтер - ежедневная газета, официальный орган НСДАП.
   Граф Шверин фон Крозиг (Schwerin von Krosigk, 1887-1952) - министр финансов в первом кабинете Гитлера
   Bleyer W., Dreschler K. e. a. Deutschland 1939-1945. Brl. 1975, s.396.
   Графом Генрих фон Подевильс (1695-1760), военный министр Пруссии с 1740 г.
   Frederic the Great and his Times. Edited, with an Introduction, By Thomas Campbell, Esq. 2 vols. 8vo. London: 1842.
  
   Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. СПб.: Нева, 2005. С. 379.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"