Я мама троих малышей двух, трех и шести лет. Шестилетнего Валеры и будет касаться мой вопрос. В следующем году ему идти в школу. Он уже умеет читать, считать и писать печатными буквами, ходит в шахматную секцию. Во дворе он замечательно играет со сверстниками и детками помладше. Но он никогда не бывал подолгу в детском коллективе, меня беспокоит, как будут строиться его отношения с одноклассниками? Были мысли даже отдать его в садик в подготовительную группу, но там нет мест. Как помочь Валере, как его подготовить? Я в растерянности.
В вашем вопросе можно выделить как минимум две составляющих: это ваша тревога по поводу будущих взаимоотношений старшего сына с одноклассниками и вероятная возможность того, что собственно проблема может появиться. Важно понять, что в настоящий момент является большим источником дискомфорта, понять насколько тревога оправданна, есть ли предпосылки того, что мальчику будет сложно строить взаимоотношения. Для этого необходимо понаблюдать за тем, как Валера общается с детьми на площадке. Тянутся ли к нему дети; умеет он организовать игру или органично включиться в уже существующую; способен ли он подчиняться правилам, придуманным кем-то другим; может ли сам сочинить непротиворечивые правила.
К наблюдению за ребенком можно привлечь разнообразных экспертов, начиная с заинтересованного - папы, и заканчивая не заинтересованными - мамами других детей на площадке. С ними можно поделиться своими опасениями и выслушать их соображения. Скорее всего произойдет что-то вроде стихийной психотерапии во время такого общения. Однако здесь важно выбрать спокойного, надежного и рассудительного собеседника.
Если наблюдение за Валерой покажет, что у него прекрасно развиты коммуникативные навыки, возможно, стоит подумать о приеме седативных средств. Это важно, поскольку Валера может быть чувствителен к вашему состоянию и "заразиться" тревожным отношением к школе.
Да, у ребенка, не посещавшего детский сад, может возникнуть проблема развития дружеских и товарищеских отношений со сверстниками. Такие дети, как правило, свободно общаются со взрослыми, а в детском коллективе чувствуют себя одиноко и неуверенно. Однако Валера не единственный ребенок в семье, он старший из трех, бывает в детских коллективах, умеет ладить со сверстниками и малышами. Следовательно, можно сказать, что Валера владеет умением устанавливать доброжелательные отношения - это качество, помогающее познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развиваться. Вопрос здесь заключается в том, способен ли мальчик поддерживать такие отношения длительное время.
Дружба дошкольников - своеобразное явление. Она быстро возникает, но также быстро может исчезнуть. Наверняка, бывали такие ситуации, когда Валера радовал вас сообщением о том, что у него появился новый друг. Но на вопрос: как зовут нового друга? - мальчик затрудняется ответить. Совсем неплохо, когда ребенок легко и быстро приобретает новые знакомства. Но научится ли ребенок переводить знакомство в дружеские отношения, во многом зависит от родителей. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им.
Детсадовские дети удовлетворяют потребность в общении в группе. Дети, не посещающие детский сад, здесь могут рассчитывать только на своих близких. Приглашайте ребят к себе играть ,смотреть мультфильмы ,читать интересную книжку, что ребенок больше времени проводил среди сверстников.
Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты", "Друга ищи, а нашел - береги", значение слов известной детской песенки "Без друзей меня чуть-чуть, с друзьями - много". Читая сказки находим массу примеров дружбы сказочных героев. Хороший ли друг Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино? Обязательно внимательно выслушать ответ ребенка на этот вопрос. Аргументы помогут вам лучше понять представления вашего ребенка о дружбе.
Не маловажное значение имеет личный пример родителей: как часто в доме бывают гости, насколько родители открыты для общения со своими собственными друзьями, есть ли вообще у семьи в целом друзья, как взрослые отзываются о своих друзьях. Ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений.
Таким образом, совсем не обязательно ребенок, не посещающий детский сад, будет иметь сложности с адаптацией к школьному детскому коллективу.