В последнее время мой сын-дошкольник часто задает вопрос: "Откуда я взялся?" За неделю этот вопрос звучал уже дважды. Я в растерянности, не знаю, как реагировать. В первый раз я сделала вид, что не слышу вопроса; во второй - начала его торопить, приговаривая, что сейчас не время вести посторонние беседы. В самом деле, что говорить? Про аистов и капусту, наверное, уже было бы странно...
Дети зачастую гораздо более проницательны, чем о них склонны думать родители. Немаловажно и то, что ребенок может очень хорошо чувствовать волнение и тревогу мамы, возникающие в ответ на вопрос малыша. Поэтому необходимо сохранять самообладание. Как говорил Карлсон: "Спокойствие, только спокойствие".
Родителям не стоит обманывать детей даже в мелочах. Спустя несколько лет ребенок совершенно точно узнает, откуда берутся дети, и испытает чувство досады от того, что был обманут родителями. Родительская ложь говорит ребенку, что лгать, в общем-то можно, что ребенок и начинает делать в ответ на вопросы родителей.
В своих воспоминаниях К.Юнг пишет, что стал сомневаться в искренности родителей и взрослых в целом, когда услышал их рассказы об аистах, разносящих детей по семьям. К моменту, когда родители рассказывали ему об аистах, он уже знал, что у собаки в помете несколько щенков, и помнил свои рассуждения относительно того, сколько ходок должен сделать аист, чтобы собрать весь помет одной собаки вместе.
Вопрос "Откуда я взялся?" обычно застает родителей врасплох, порождая панику. Не стоит лгать, но также не стоит и вдаваться в излишние подробности. Дети могут ориентироваться в проблеме только в рамках собственного мышления и восприятия. Это означает, что в вопрос не заложена потребность узнать о половом акте, о котором дети до определенного возраста (он различен в городе и в деревне, а также определяется социальным окружением ребенка) ничего не подозревают.
Вполне возможно, что ребенок спрашивает вовсе не о том, чем подумали родители. Поэтому необходимо сначала уточнить, что именно ребенок хочет узнать. Вопрос может быть, например, о том, откуда ребенок взялся именно сейчас в этой квартире, особенно, если вчера он лег спать у бабушки, и родители привезли его спящего. Или вопрос может быть навеян рассказом соседа о том, что он родился в деревне, тогда ребенок захочет узнать, где родился он сам. Тогда мама и должна отвечать в рамках конкретного вопроса.
Если вопрос имеет более глубокий физиологический смысл, тогда лучше показать малышу одну из популярных книг, где рассказывается о развитии ребенка в утробе матери. Буднично и спокойно пояснить содержимое картинок. При этом ребенок освоит социально приемлемую терминологию, и, возможно, объяснение покажется ему скучным. Но при таком объяснении рождение не будет выглядеть запретной, а следовательно, манящей темой. При желании ребенок может самостоятельно взять источник и еще раз рассмотреть интересующие его картинки.
Рассказ может быть и таким: "Когда мужчина и женщина любят друг друга, они женятся и начинают жить вместе. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному, и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, и из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных "головастиков" - сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая "клеточка" - яйцеклетка. Когда один из маленьких "головастиков" встречается с "клеточкой" мамы, они сливаются, и из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появиться на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти".
Можно рассказывать не о зачатии и рождении ребенка вообще, а именно конкретного, вашего малыша. Тогда начните с рассказа о том, как вы познакомились, расскажите о чувствах, которые испытывали. Понятие "любовь" должно стать центральным в вашей истории.
Подобные объяснения вполне доступны для понимания ребенка, и на довольно долгое время его интерес и любопытство будут удовлетворены. Если по каким-либо причинам Вы считаете, что время или место не подходят для разговоров о сексуальной жизни, Вы вправе отложить объяснение, сказав ребенку, что Вам нужно время подумать и выбрать более подходящий момент. Но не стоит уклоняться от разговора, ведь тогда Ваш малыш может подумать, что по каким-то причинам интересоваться сексуальными вопросами нехорошо.