Милада Георгиевна, тогда еще просто Милада, Мила или Лада, как и многие, приехала в Сибирск поступать. Сибирский педагогический университет девочке из маленького городка казался пределом мечтаний, куда попадают только избранные, а все прочие только при невероятном везении. Чудо случилось - Милада поступила, с первого раза набрав проходной бал.
Факультет дошкольного образования - самый важный факультет педагогического вуза, потому что готовит необыкновенно нужных специалистов. Этим специалистам предстоит работать с самым нежным и пластичным детским возрастом, они будут помогать мягким неуклюжим пупсам становиться пусть пока еще маленькими, но серьезными человечками - дошкольниками.
Эти мысли поддерживали Миладу в первые непростые студенческие годы, когда еще студент работает на зачетку, а не наоборот. С горящими глазами Милада читала труды Выготского и Макаренко, произведения Амонашвили стали настольными. Теории педагогические теснились в голове, хорошие и разные. Приближалось время первой практики, вызывая дрожь в коленях и панику в душе. Конечно, Милада - одна из лучших студенток в группе, но все равно так страшно...
1
Уже начались подготовительные к практике занятия. Первой парой - психолого-педагогический практикум. Девчонки волнуются.
- Лада, ты конспекты занятий написала?
- А надо только фронтальные или индивидуальные для разных диагнозов писать?
- Конспекты разве за этот практикум нести надо, не на методику?
Лада улыбнулась одногруппницам. Мелькнула грустная мысль, что эти вопросы ей вместо приветствия - расплата за блестящую учебу.
- Девочки, по-моему, на этот практикум ничего, кроме себя и чистой тонкой тетрадки нести не надо было.
Гул в аудитории смолк. Надо же, как девчонки верят ее словам. А если бы она сказала, что на практикум надо прийти в космическом скафандре? Бросились бы искать? Да, примерно половина. А другая половина, отчаявшись найти скафандры, бросилась бы за справками, оправдывающими отсутствие на занятии... Еще несколько человек даже не узнали бы о скафандрах, их и сейчас нет, они предпочитают другие университеты, удивительно, как только им удается сдавать сессии: презентации, банкеты, вечеринки...
Кстати, о вечеринках...Довольная улыбка тронула губы Милады. Вчера был необыкновенный вечер... Кто бы мог подумать, что такой красавчик даже посмотрит в ее сторону. Он не только посмотрел, заметил, обратил внимание, запал...
Милада всегда считала себя серой мышкой, достойной внимания только благодаря своему необычному имени. Поэтому, когда Дима... Ди-ма, казалось бы такое обычное имя, а сколько музыки, ласкающей слух в нем. Когда Дима подошел к ней с бокалом, она не поверила своим глазам.
- Я давно за вами наблюдаю, прекрасная незнакомка, - ласковая улыбка, способная растопить любое сердце. - У Ксюши обычно таких не бывает, вы другая, особенная.
- Да, я... я здесь... я здесь случайно, - язык будто прилип и совершенно не повиновался будущему логопеду дефектологу.
- Случайности не случайны... - в огромных темных глазах притаилось лукавство.
- Я когда-то писала для Ксюши курсовик на заказ, потом еще несколько контрольных, потом она дала мой телефон своим подругам, я помогала им, мы стали чем-то вроде коллег-приятелей.
- Интеллектуальный труд? - на лице красавца-мужчины отразилось удивление пополам с восхищением. - Ваше здоровье, леди.
Он приподнял свой бокал и сделал глоток вина.
- Что будете пить, леди?
- Мм-м...Я не пью, у меня завтра важный предмет...
- Но ведь приглашение Ксюши принято, а не пить здесь нельзя, - он снова пригубил свой бокал.
В глазах Милады мелькнула тревога. Мгновенно возникли картинки, на которых она, потерявшая человеческий облик от опьянения, глубоко-глубоко падает в глазах этого красивого, безумно притягательного пока незнакомца. Мотнув головой, Милада стряхнула наваждение.
- Простите, я не представился, - мужчина по-своему истолковал жест Милады, - Дмитрий. Для друзей Ди-ма.
Слоги имени разделила пауза.
- Ди-ма, - протяжно повторила Мила. - Очень приятно. Меня зовут Милада. Для друзей Мила, Лада.
- Необычное имя. Ми-ла-да, - Дима произнес ее имя по слогам, как свое, - мне нравится.
При звуках своего имени Милада почувствовала легкий трепет, как приятно слушать-слушать-слушать свое имя.
- Я за рулем - это примерно то, же самое, что сложный предмет... поэтому вино в основном обоняю, - Дима сообщнически подмигнул, - предлагаю сделать то же самое. Идет?
Милада согласно закивала. Говорить было практически невозможно, дыхание перехватывало какое-то неясное волнение. Пытаясь привести мысли и способность дышать в порядок, девушка огляделась. Интерьер бара был выполнен в приглушенных бордовых тонах - дерево и ткани, на другом конце зала тихо играл живой оркестр, что-то в стиле ретро. Недалеко от оркестра Мила заметила Ксюшу, та махнула рукой и вернулась к разговору с подругой. "Надо же, есть люди, которые бывают в таких местах ежедневно... вот бы мне так!" - с легкой завистью подумалось девушке.
Дима вернулся буквально через минуту с бокалом для Милы.
- Прошу, леди, - Дима склонился в легком поклоне, - как себе. Наслаждайтесь ароматом и букетом.
Мила благодарно приняла бокал.
- Идем, - Дима предложил руку Миле, - скоро начнется...
- Что... - начала было спрашивать Мила, начисто забыв, для чего она сюда пришла. - Ох... "Фестиваль итальянской кухни"...
Кажется, эти слова были написаны на слегка мятом пригласительном, который вчера вручила Ксюша отнекивающейся Миладе.
- Мила, Мила! - кто-то настойчиво окликал девушку. Миладе пришлось вернуться из сладких грез. Прежде чем учить дисциплине маленьких учеников, педагогам следует самим проникнуться духом порядка, поэтому учителя-логопеды начинают занятия с приветствия педагога стоя.
Уже на ногах Миладе с большим трудом удалось вернуться в реальность учебного занятия. Да, психолого-педагогический практикум, сейчас посмотрим, чем это грозит радетельным студентам.
- Присаживайтесь, мои хорошие, - преподавательнице, стоявшей за кафедрой, было, наверное, хорошо за шестьдесят. В таком возрасте вполне можно позволить себе покровительственный тон по отношению к кому угодно. - Меня зовут Инна Николаевна. Сегодня мы с вами поговорим о том, ради чего собственно вы и поступали сюда учиться - о педагогической практике.
Тихий стон пронесся над аудиторией. Между собой студенты, конечно, неоднократно уже обсуждали это страшное мероприятие. У некоторых, особо мнительных, возникали идеи перевестись куда-нибудь в тихое место, где встреча с детьми будет невозможна даже в самом отдаленном будущем. Можно было бы поинтересоваться, а что собственно эти студенты делают здесь. Ведь с самого начала было известно, что в педагогическом вузе избежать педагогической практики совершенно невозможно. Однако на первом курсе перспектива практики кажется такой далекой и туманной, а поступить на дошкольный факультет значительно проще, чем, например, на психологический... да и вообще за несколько лет, как говорится, либо падишах отойдет в мир иной, либо осел сдохнет.
Милада относилась к тем немногим студентам, которые собирались работать с детьми, поэтому приготовилась с вниманием слушать преподавателя - ведь от успешности практики так много зависит. Отогнав воспоминания о тигровых креветках и рукколах под соусом "Бальзамик", Милада подняла глаза на преподавателя.
- Итак, мои хорошие, - начала Инна Николаевна. - Практика - это... А что же собственно такое - практика?
Студенты в недоумении переглядывались, подозрительно посматривая на преподавателя: а в своем ли уме старушка? Каждому понятно, что практика - это... а далее начинаются сомнения и неуверенные сопения.. В самом деле, что это?
- Кто готов дать определение? Видите ли, мои хорошие, отсутствие ответа здесь вполне закономерно, - Инна Николаевна хитро улыбнулась, - знаете почему? Потому что ответа нет... Конечно, мы можем сказать, что "педагогическая практика студентов педуниверситета является неотъемлемой частью подготовки преподавательских кадров, способных решать актуальные задачи общеобразовательных учреждений, формировать личность, отвечающую современным требованиям общества....". Но будет ли этот ответ верным для всех здесь присутствующих? Я могла бы поступить коварно - попросить сейчас поднять руки тех, кто собирается идти после окончания вуза работать по специальности - и зафиксировать, а затем проверить...Но я этого делать не буду, потому что отдаю себе отчет, что будет замечательно, если найдется хотя бы пара человек из группы... Я буду рада. Однако, мои хорошие, это вовсе не означает, что для всех остальных практика должна пройти мимо.
Милада почувствовала, что ей нравится эта хитрющая старушка. Интересно ,есть ли у нее внуки? Наверное, это здорово, иметь такую бабушку! Ведь многие бабушки к такому почтенному возрасту давным-давно впадают в маразм... а здесь, наверное, скорее студенческая группа впадет в маразм, чем преподаватель-пенсионер.
Инна Николаевна внимательно обвела взглядом группу. В ее взгляде был вопрос, на который никто из студентов не хотел дать ответа первым.
- Гм, мои хорошие, раз вы не готовы говорить - будем писать. Итак, ваша задача - найти свое определение практики, которое отражало бы именно ваше видение процесса. У вас на это пять минут - время пошло.
Милада задумчиво повертела в руках ручку. Практика, практика для меня... Рука сама собой написала: Практика - это возможность... Рука замирает, больше вроде бы и сказать нечего. Возможность - проявить свои знания, получить первый опыт, пообщаться с детьми, пожить как совершенно взрослый человек, у которого есть работа... Когда не надо готовиться к десятку разных предметов, есть свободное время, осмыслить все, что знаешь, задуматься , чего хочется на самом деле...А если снова случайно встретить Диму, то...
"Фестиваль итальянской кухни"... Милада почти физически ощутила прикосновение сильной мужской ладони к локтю. Дима, поддерживая ее, вел к демонстрационному столу. Казалось вся вселенная схлопнулась до ощущений локтя, и вокруг нет ни чудесных бордовых драпировок; ни фигурных канделябров, возможности рассмотреть которые отдельная от Димы Милада никогда не упустила; ни людей, которые постоянно мелькают в журналах и на экране, быть рядом с которыми - погрузиться в мир богемы. От одной мысли об этом мире раньше перехватывало дыхание... А теперь - все это пустое, когда рядом, пусть волею случая, пусть ненадолго, такой потрясающий мужчина.
Стол, сервированный как в кино, не смог отвлечь внимания Милады, чувствовавшей, как от локтя электрическими разрядами бегут импульсы необыкновенного воодушевления и возбуждения.
Равиоли со шпинатом, пармской ветчиной, филе птицы, маскарпоне и сыром "Пармезан"; Бранзина с топинадом и вялеными томатамиСредиземноморский сибас, фаршированный топинадом из маслин, базиликом и вялеными томатами. Подаётся на подушке из рукколы и теста "Фило", под соусом "Песто", - строчки из программного меню прыгали перед глазами, не складываясь в что-либо хоть сколь-нибудь осмысленное. Милада тряхнула головой - даже этот испытанный прием не помог прояснить сознание. Золотистые буквы на тисненной бумаге не стали понятнее, искры от прикосновения тоже никуда не делись.
Если бы кто-нибудь из одногруппниц только мог предположить, что вчера отличница Милада посещала светское мероприятие в одном из самых дорогих ресторанов города, наверняка захотел бы спросить:
- И как тебе ресторан, итальянская кухня?
- М-м-м, - Милада бы скорее всего замялась и выдала бы что-то вроде, - это потрясающий мужчина рядом.
У наивных одногруппниц практически незнакомых с итальянской кухней вполне могло сложиться превратное представление о ней. Например, могло бы возникнуть вполне закономерное предположение, что каждой девушке в итальянском ресторане вместе с номерком в гардеробе выдается жиголо.
Однако одногруппницы были далеки от того, чтобы фантазировать и строить предположения о вчерашнем вечере Милады. Их хорошенькие головки были заняты куда более прозаическими вещами: дать определение педагогической практике... Что за чушь, все ведь и так знают, что практика - это... А далее начинался ступор. Наверняка, ведь где-то есть правильный ответ, записан даже в какой-нибудь тетрадке.
Милада огляделась вокруг: лица многих коллег были непривычно сосредоточены, кто-то даже в напряженной работе мысли старательно грыз ручку. Забавно, ведь это одна из тех детских привычек, с которыми им на практике предстоит бороться. Продемонстрировав еще одну неизбывную детскую привычку, Милада, скосив глаза, заглянула в тетрадь к соседке и обнаружила там удивительное определение. "Практика - это расплата за желание получить халявное высшее образование". Милада, конечно, предполагала, что соседка боится практики, но ей даже и в голову не приходило, что настолько.