Бердникова Юлия Леонидовна : другие произведения.

Синдром Вертера и "пермский стрелок". Какая связь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему дети убивают детей? Что такое синдром Вертера? Только ли психиатрия? Размышления по поводу роста тяжких преступлений среди молодежи.

  Два дня назад председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил в интервью ТАСС:
  "В России нужно ввести ограничения на показ сцен "насилия, жестокости, различных проявлений аморализма и безнравственности" в эфире общедоступных федеральных телеканалов. Ток-шоу и реалити-шоу, "десоциализирующие молодежь", он предложил исключить совсем. "Связь между ними и агрессией доказана давно, как и влияние подобных трансляций на преступность среди молодежи, интеллектуальное развитие несовершеннолетних".
  
  Что происходит с психикой подростков, молодых людей и даже некоторых взрослых под влиянием сообщений в печати и на телевидении, в которых смакуются жестокие подробности убийств, изнасилований и других преступлений?
  Перечень видеопродукции вызывает дрожь даже у взрослых. Вот фильмы из программы передач на одну неделю: "Дневник убийцы" - сериал, "Бессмертные души. Крысы-убийцы", "Убийство на Березовой, 75", "Скелеты", "Город террора", "Дракула", "Князь тьмы", "Арена смерти", "Называй это убийством", "Контракт со смертью", "Смертельный гипноз", "Смерть супермоделям", "Выстрел в гробу", "Оборотень", "Тени тьмы", "Мелодрама с покушением на убийство", "Чисто английское убийство", "Сценарий убийства", "Цена страха".
  За семь дней вниманию зрителя предлагается девятнадцать фильмов, даже более, так как некоторые из них - сериалы, названия которых несут негативную информацию. Конечно, нельзя сказать, что это все плохие фильмы. Некоторые из них хорошо поставлены и сняты, в них играют талантливые актеры, и фильмы имеют несомненную художественную ценность. Понятно, что название фильму дается чаще всего с рекламной целью, чтобы привлечь внимание зрителя, эксплуатируя подсознательные страхи и агрессивные импульсы. Но при взгляде на этот перечень создается такое впечатлении, что мы живем не на планете Земля, а где-то в гипотетической инфернальной части, вселенной под названием Ад.
  О влиянии средств массовой информации (СМИ) на психику
  Зачастую отсутствует элементарная этика в подаче звукового и видеоряда, особенно с эффектом документализма, эксплуатирующего шоковые подробности трагедийных событий. Все перечисленное провоцирует у подростков, да и у некоторых взрослых с неустойчивой нервной организацией, страхи, бессознательное стремление быть жертвой. Это, если потребляющий данную новостную информацию идентифицирует себя с жертвой. Есть и другая группа зрителей, которая идентифицирует себя с агрессором. У них может проявиться настойчивое стремление воплотить увиденное в жизнь. Общий уровень насилия и жестокости в обществе неуклонно повышается. На фоне долготекущей пандемии увеличивается количество людей с нервно-психическими расстройствами, пополняющих ряды обеих групп. Обилие преступлений, совершаемых молодежью, расстрелы сверстников, насилие, убийства - это реальность. Еще свежи новости о "пермском стрелке".
  И можно с уверенностью сказать, что повальное увлечение компьютерными играми, содержащими сюжетный линии, связанные с насилием и убийствами, оказывают еще более сильное воздействие на человека. Потому что игрок не просто смотрит, но уже совершает насильственные действия в виртуальной реальности, которая все более сливается для него с объективной реальностью. В какой-то критический момент грань между реальностями стирается. И тогда он идет на улицу и стреляет.
  Это проблема воздействия на умы, сознание и подсознание людей предлагаемой информации как в виде новостного ряда, так и в виде игровых сюжетов уже давно привлекает внимание психологов.
  Еще в 1999 году по инициативе Общественного экспертного совета содействия формированию здорового социальнопсихологического климата при Администрации Нижегородской области была проведена социально-психологическая экспертиза ряда телепередач из цикла новостей. Экспертизу проводили кандидат психологических наук В.В. Абрамцев и кандидат философских наук Е.Н. Волков.
  Среди вопросов, на которые отвечала экспертиза, был и следующий: содержат ли данные программы признаки, указывающие на опасность для психического здоровья и нравственности зрителей?
  В основу экспертизы были положены следующие закономерности и факты:
  - социальная обусловленность человеческой психики, ее конструирование и программирование посредством социальных и информационных воздействий;
  - существенная зависимость психики и поведения человека от ситуационных (внешних) факторов;
  - существенное влияние моделирования и примера на психику и поведение человека;
  - ограниченность обыденной человеческой психики, препятствующая точному восприятию реальности и способствующая влиянию на поведение, эмоции и мышление в обход сознания; - существенный удельный вес в сознании человека социально-психологических автоматизмов (стереотипов), создающих возможность манипулятивного воздействия;
  - экспериментальные факты, доказывающие реальную зависимость состояния и поведения людей от содержания просматриваемых телевизионных передач;
  - эффект документализма, усиливающий психологическое воздействие видео-, аудио- и текстовой информации;
  - усугубление искаженного восприятия действительности под воздействием односторонней информации;
  - притупление эмоций и нравственности в результате частого восприятия сцен жестокости и насилия;
  - моделирование виктимности (склонности стать жертвой) как воздействие, усугубляющее культ насилия и агрессивности.
  Авторы экспертизы исходили из представления, что деструктивное информационное воздействие возможно не только как целенаправленная манипуляция (обман, клевета, намеренное воздействие на бессознательные структуры психики и т. п.), но и как информационное загрязнение социально-психологической экологической среды человека, создающееся в результате гуманитарной и психологической неподготовленности производителей и распространителей информации, а нередко, и в результате беспринципной гонки за прибылью и потребителем (зрителем, слушателем, читателем).
  В результате экспертизы было убедительно доказано, что анализируемые программы содержат значительное число свойств и приемов, создающих у зрителей искаженное и негативное представление о реальности, стимулирующих отрицательные и деструктивные эмоции и установки. То есть передачи пробуждали агрессию, тревогу, страх, чувства безысходности и отчаяния, стремление подражать деструктивным образом отрицательным персонажам. А это, как мы знаем, служит в первую очередь защите от страха. Кто-то идентифицируется с жертвой, а кто-то с агрессором. Результаты для неокрепшей юной психики и в том и в другом случае губительны.
  Вот некоторые выводы экспертизы.
  Признаки, указывающие на опасность для психического здоровья и нравственности зрителей:
  - подчеркивание и нагнетание негативных аспектов реальности;
  - сами названия программ внушают безысходность и односторонне подчеркивают трудность жизни;
  - демонстрация социально-патологических моделей поведения, вплоть до конкретных способов убийств или самоубийств, иногда даже с подстрекательством к подобному поведению. Далее приведем отрывки из текста экспертизы.
  
  "Журналисты либо не знают о подражательных механизмах в человеческой психике, либо подсознательно стремятся к увеличению количества сюжетов для своей программы.
  Широкомасштабные исследования, проведенные в США социологом Дэвидом Филипсом, убедительно доказали, что число совершенных насильственных преступлений и убийств резко увеличивается после широкого освещения средствами массовой информации актов насилия и их результатов. Доказано, что существует тенденция распространения отраженного в СМИ агрессивного настроя на имеющих общие черты людей, причем агрессия может быть направлена как против себя, так и против другого человека. Соответственно все это сопровождается аффектами страха. Данная тенденция усиливается эффектом документализма.
  Известны факты, когда дебютом предкриминального состояния будущего преступника становилось состояние, которое он переживал, наблюдая виды жертв реальных происшествий или преступлений, как в жизни, так и по телевизору
  Люди склонны следовать примеру тех, кто на них похож. Доказательством мощного воздействия поступков "похожих других" на поведение людей содержатся в статистике самоубийств, собранной Д. Филипсом. Эта статистика показывает, что после широкого освещения СМИ информации случаев самоубийств достаточно большое число тревожно настроенных индивидов, в чем-то похожих на самоубийцу, решают убить себя. Широта освещения убийств и самоубийств в экспертируемых программах обеспечивается их повторами и шокирующими подробностями происшедшего.
  Постоянной, по сути дела, стилевой чертой передач является эксплуатация шоковых эмоциональных подробностей, демонстрируемых событий. Отрицательные последствия сильных негативных эмоциональных впечатлений могут быть самыми разнообразными: от усугубления депрессивных состояний до очерствления восприятия.
  Рассматриваемые передачи вносят очевидный вклад в формирование эмоционального равнодушия и понижения нравственности, поскольку концентрированное изображение последствий преступлений и несчастных случаев дважды в день, согласно многочисленным исследованиям, снижает психологическую и моральную чувствительность зрителей.
  Тематика и содержание анализируемых программ представляются психологически опасными и в том отношении, что в контексте большого потока боевиков и триллеров в телеэфире они оказываются невольной "дополнительной серией по воспитанию жертв".
  Констатирующий и описательный характер передач, не включающий информацию по предотвращению или избеганию насилия и несчастных случаев, создает предпосылки для формирования пессимистического настроя и пассивного поведения у зрителей. Наибольший вред это может принести тем, у кого подобное настроение и поведение были сформированы ранее и закреплены личным опытом. Данные программы содержат признаки, указывающие на опасность для психического здоровья и нравственности зрителей".
  Надо сказать, что проблема подражания давно известна в психиатрии, и носит название "синдром Вертера".
   В 1774 году Иоганн Вольфганг Гете написал сентиментальный роман в письмах "Страдания юного Вертера". Герой романа, не выдержав страданий безответной любви, заканчивает жизнь самоубийством. Роман быстро завоевал мировую славу. После того как роман был напечатан, по странам Европы того времени прокатилась волна самоубийств. Роман был запрещен, что не помешало ему оказывать свое воздействие на неокрепшие умы. Много молодых людей того времени подражали главному герою, и стреляли в себя вследствие неразделенной любви.
  В последующие века проблема подражания неоднократно изучалась психиатрами и другими специалистами. В частности, как было отмечено выше в тексте экспертизы, в 1976 году американский исследователь-социолог Дэвид Филлипс изучал причины самоубийств.
  Он обратил внимание, что после того, как в прессе было освещено какое-нибудь самоубийство вкупе с убийством, то сразу увеличивалось количество самоубийств и убийств среди тех, кто читал или слушал, смотрел и широко обсуждал эту информацию. Филлипс в результате исследования 12000 самоубийств пришел к выводу, что это не случайное совпадение, а неизбежная, закономерная реакция человеческой психики. Собственно, он и ввел этот термин "синдром Вертера".
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"