Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделенными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина - добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине - матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находится внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины - весь уклад и внутренний мир семьи.
В то же время в патриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи, "большуха", имела достаточно серьезное влияние на других членов семьи и на мужа. Недаром издавна существует пословица: "Муж в доме - голова, а жена - шея, как повернет - так и будет".
В древней русской семье превыше всего ценилась опора на авторитет, мнение старших, традиции. Добродетелью считалось отсутствие индивидуальной инициативы и преобладание групповых, семейных интересов и приоритетов над личными.
Характерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление-удочерение и свойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения между одним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же, как и между кровными родственниками.
В разные периоды русской истории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период в славянских племенах распространено было насильственное похищение - "умыкание" невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой. Именно с тех, языческих времен сохранился до сегодняшнего дня шутливый обычай прятать на свадьбе невесту, а жених должен ее отыскать и даже заплатить выкуп. В самом известном источнике по древней истории Руси, "Повести временных лет", есть такие сведения о русских племенах:
"Поляне брачный обычай имеют, а древляне едят все нечистое, брака у них не бывает, но умыкают у воды девиц".
Обряд похищения с целью брака принято было проводить около воды, так как вода воплощала в себе добрые языческие силы: творение, очищение, акт рождения. Считалась, что Земля выплыла из моря, и жизнь вышла из воды. Славяне в то время чтили водных духов и призывали их для освящения и подтверждения супружеского обета. Брак скреплялся плесканием водой на жениха и невесту.
Свадебные обряды проходили в определенное время, с ранней весны до середины лета, с таким расчетом, чтобы период наступившей беременности еще не помешал женщине принимать участие в основных посевных и уборочных полевых работах. Таким образом, общество стремилось осуществлять контроль над сексуальностью и деторождением. Кульминацией и символическим завершением брачного периода был летний праздник Иван Купала, окутанный до сих пор многочисленными мифами и легендами.
Надо сказать, что и значительно позже уже в христианский период время заключения браков увязывалось с календарем сельскохозяйственных работ. За этим строго следила церковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определенное время года.
Существовала еще одна форма заключения брака - приведение. Она заключалась в том, что невесту вели в дом к жениху с приданым и оставляли там.
Необходимо помнить, что в то время, да и много позже знакомство невесты и жениха до свадьбы было не обязательным. Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С тех пор дошла до нас поговорка: "Стерпится - слюбится". Станут молодые мужем и женой, а любовь или привычка потом придут.
Старшие в роду при выборе невесты или жениха руководствовались соображениями чисто прагматическими: чтобы была хорошей работницей в семье и могла родить здоровое потомство, чтобы жених был работящим и небедным. Весь период древнерусской истории огромное значение имели достаток и знатность рода жениха или невесты.
Необязательность знакомства невесты и жениха до брака была распространенной нормой отношений практически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писатели воспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимном желании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих, трагических историй о неземной любви и невозможности быть рядом из-за противодействия родителей и родственников или нелюбимого, навязанного против воли мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский - эти примеры всем известны.
Как уже говорилось, в древние времена на Руси так же, как и у других народов, браки нередко заключались посредством похищения невесты. Об этом есть многочисленные свидетельства в летописях, вспомнить хотя бы эпизод, как князь Владимир пленил и взял в жены Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода.
Нормы христианской морали осуждали языческие свадебные обряды, но народные традиции были живучи. Символами согласия женщины на брак и ее подчинения мужу были покрытие головы специальным брачным убором или платком, который должна была носить замужняя женщина, или чепцом, снятие своими руками обуви жениху, передача невесты отцом из рук в руки жениху, легкое хлестание по спине невесты плеткой, полученной женихом от отца невесты, и другие подобные вещи. Столь популярная в более поздние времена фата невесты на самом деле и являлась отголоском первичного значения брачного головного убора, означающего покорность мужу. Символом чистоты и невинности невесты фату объявили уже вторично.
Другой распространенной формой заключения брака была купля-продажа, "покупка". Это уже был брак по договоренности, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула, произносимая сватами: "У вас есть товар - у нас есть купец". При этом жених должен был давать определенную плату за невесту - выкуп. Чем выше была социальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходила из ранней формы обрядности - похищения. Это было символическое примирение жениха-похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведенные из семьи рабочие руки.
Реже встречался осуждаемый и обществом, и религией самовольный брак, который совершался посредством убегания из дома против воли родителей - "самокрутка". В этом случае речь шла о сердечной привязанности и тайной договоренности между женихом и невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдения традиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававших на него согласия. После тайного венчания молодые приходили с повинной в родительский дом и просили простить их за самовольный поступок. Родители мужа обычно часто даровали свое прощение. Такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. С родителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители невесты, тем дольше они могли не идти на согласие и примирение, особенно, если у них были какие-то планы на другой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствие родительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям.
Убегание как вид брака просуществовало довольно долго, вплоть до начала XX вв. Многие классики, в том числе А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой описали эту разновидность заключения брака в своих произведениях. Очень часто объектом любви становился в таких случаях не местный житель, а "заезжий молодец". То есть купец, гусляр, скоморох, путешественник, в позднюю эпоху гусар или драгун из проходящего через селение полка, артист из заезжего театра. То есть человек пришлый, не связанный обязательствами. Для девушки, воспитанной в то время в страхе и послушании надо было обладать большим запасом смелости и авантюризма, чтобы решиться на такое. В этих случаях прощение родителей не подразумевалось. Если брак заканчивался неудачно, и женщина возвращалась в дом родителей, она считалась опозоренной, и ее надежды на новый брак были весьма мизерны.
Поздняя, одобряемая христианской этикой форма заключения брака - соглашение между сторонами, представляющими жениха и невесту. Согласие последних не очень требовалось. При этом так же осуществлялось сватовство, сговор и свадьба. Но заключение брака берет на себя церковь через обряд венчания. Церковь стремится укрепить брак, придать ему характер таинства, то есть духовно осмысленного действия, угодного богу. В этом случае подразумевалось добровольное и обоюдное согласие жениха и невесты на брак перед священником и церковью. Но на деле многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.
В силу долгого наличия на Руси крепостного права брак между подневольными крестьянами обычно осуществлялся по воле и с согласия помещика. Господин выполнял более древние функции главы рода и принимал решения о целесообразности того или иного брака. В этом случае свадебные ритуалы сокращались и упрощались.
В целом же среди свободного населения соблюдение принятых для определенной местности свадебных обрядов гарантировало дальнейшую счастливую и богатую жизнь будущих супругов.
К тому времени уже сложился обычай иметь для невесты приданое, то есть ее собственное имущество, которое она приносила с собой в новую семью. В составе приданого обычно были предметы одежды и обихода, хозяйственные вещи, украшения. Это могла быть и некая сумма денег. Размер приданого увеличивал ценность невесты. Жених тоже обязан был расплатиться с невестой и ее родственниками. Эта плата называлась кладка. Кладка или, по-другому, калым за невесту обычно включал в себя денежную сумму, одежду и обувь для невесты, и продукты для свадебного угощения. Если жених был беден и не мог заплатить, он мог отработать определенное время в семье невесты, чтобы таким образом получить разрешение на брак. Часть кладки переходила в собственность будущей жены. Иногда между договаривающимися о браке сторонами шли ожесточенные споры о размере уплаченной женихом кладки и приданого невесты. В случае не достижения удовлетворительного для сторон решения по этим вопросам брак мог и не состояться.
Наиболее полное описание предсвадебного ритуала содержит следующие обряды: выбор невесты, сватовство, показ дома жениха или смотрение дворов, смотрины невесты, сговор, скрепляемый рукобитием, обручение, подготовка приданого, девичник и мальчишник, обрядовое мытье невесты в бане. Затем следовало венчание и собственно свадьба, также обставленные многочисленными ритуалами. Кстати девичники и мальчишники сохранились до сей поры, как символическое расставание с холостой и незамужней жизнью.
Выбором невесты и сватовством занимались люди специально выбранные - свахи и сваты. Это часто были крестный отец или крестная мать жениха, либо его ближайшие родственники: дядя, женатый брат и т. д. Участвовали в этом и родители жениха, особенно в выборе невесты их мнение было решающим. Сведения о невесте тщательно собирались и проверялись, особенно то, что касалось достатка семьи невесты, трудолюбия, умения вести хозяйство. Желание сына учитывалось родителями не всегда. Позднее сватовство стало самостоятельной профессиональной деятельностью. Профессиональная сваха предоставляла в распоряжение жениха сведения о возрасте, красоте, приданом невесты, ее нравственности, происхождении и осуществляла саму процедуру сватовства
За сватовством следовал сговор и рукобитие. Если предыдущие этапы проходили успешно, объявляли о помолвке. Помолвка от слова молвить, то есть сообщить миру о предстоящем браке и получить социальную санкцию - одобрение. А также официально закрепить право жениха на невесту, воспрепятствовать посягательству другого претендента. Время от помолвки до венчания давалось, чтобы всякий, знающий о препятствиях этому браку мог своевременно сообщить об этом. Отказ от брака после сговора или помолвки, как со стороны жениха, так и невесты был чреват неприятными последствиями. Для девушки последствия были тяжелее, она могла остаться в девицах.
Из византийского брачного права пришла к нам процедура обручения, предваряющая брак. Смысл обручения - такой же, как у помолвки: соглашение осуществить брак на деле, скрепление перед богом и людьми взаимных обещаний.
Мужчины могли вступать в брак с 15 лет, женщины с 12-14, но обручение могло быть совершено ранее, уже в 7 лет. С развитием христианства ранние браки, обусловленные политическими, экономическими и социальными целями, были ограничены.
Препятствием для брака могло быть несогласие родителей, наличие каких-либо степеней родства или свойства, состояние в другом браке или помолвка с другим партнером. С окончательным принятием христианства на территории Руси постепенно устанавливается принцип единобрачия. В целом церковь проводила идею о нерасторжимости брачных уз и о вечности брака. Самовольные разводы - "роспусты" - запрещались.
В дохристианские времена славяне заключали браки у воды, и у воды же могли расторгать нежеланный союз. Существовал такой обряд: муж и жена становились на противоположных берегах реки или ручья и, взявши за концы тонкую холстину, тянули ее до тех пор, пока она не разрывалась. После этого они считались свободными от брачных обязательств.