Обзор поэзии почти по доктору Фениксу - финал 2011
1. Работха Р.П. Венера
В полтораста килограмм,
Пышный бюст, огромный зад,
Лучше в мире нет наград.
К черту фитнес и диеты,
Налегайте на конфеты,
Чтобы нравиться всем нам -
Настоящим мужикам.
Я объехал всю страну,
Чтоб найти себе жену.
Видел много я толстушек
Светских леди и простушек,
Всех роднит их полнота -
Неземная красота.
У моей жены Венеры
Грандиозные размеры.
Как-то ей купил штаны
Необъятной ширины.
Их примерила мадам,
Разошлись они по швам.
Мне пришлось учиться шить,
Чтоб Венеру нарядить.
Счастлив я с моей супругой,
Очень любим мы друг друга,
Все друзья к нам ходят в дом,
Очень вкусно кормят в нем.
Целый день жена хлопочет,
Угодить супругу хочет.
Варит, жарит и печет,
Потерял я блюдам счет.
Как накормит и напоит,
Сердце песней успокоит.
Хорошо она поет:
Как медведь в лесу ревет.
С завистью глядят друзья
Как живу с женою я.
Их супруги злые стервы
Целый день им треплют нервы,
Деньги тратят на наряды,
Не готовят маринады.
Позабыли о котлетах,
Прозябают на диетах,
Вместе с ними, свет кляня,
Голодают их мужья.
Благодарен я судьбе,
Идеал нашел в тебе.
О, Венера, - ты мой свет,
Лучше в целом мире нет!
Стихотворение, как ни какое другое, соответствует названию конкурса "Такая разная любовь", а также его теме: он и она, мужчина и женщина. Для влюблённого мужчины идеал женской красоты сугубо индивидуален. Автор помимо всего прочего обладает ещё хорошим вкусом и большим чувством юмора. Довершает идиллию семейной жизни прекрасное фото. За находчивость, свежесть идеи, нестандартность мышления, а главное за то, что стихотворение написано любимой смежной рифмой - 8 баллов.
2. Мельникова Л. Элегия Массне
Элегия Массне звучала в старом парке,
Мне о любви своей ты говорил так жарко!
Возвышенную грусть рождали эти звуки,
В порыве нежности сплетались наши руки.
Мне этот день любви запомнился так ярко!
Элегия Массне звучала в старом парке.
О времени забыв, мы при луне бродили
И много нежных слов друг другу подарили.
Расстались мы с тобой, и годы пролетели.
Но в памяти моей те дни не потускнели.
Тенистый старый парк и первое признанье,
Мелодии любви волшебное звучанье.
"Ах, где же вы, дни любви?
Сладкие сны,
Юные грезы весны?"
С первых строк стихотворение поразило меня своей музыкальностью. Автор очень тонко чувствует мелодику и ритмику стиха: -/ -/ -/ -/ -/ -/ - Безупречный шестистопный ямб с "лишним" безударным слогом создаёт впечатление необычайной лёгкости чувств и настроения. История прошлая, но такая живая и много значащая для ЛГ, что берёт за душу и вызывает ощущение лирической грусти. Как жаль, что то время ушло. Но как прекрасно, что оно всё-таки было! Образ старого парка является ключевым в данном тексте и ассоциативно восходит к тенистым бунинским "аллеям". Загадка бытия - высокое чувство любви. Юность, первые, грёзы, первые слёзы, первые слова признания и всё это сопровождается изящной музыкой Массне. Само стихотворения также изящно и может считаться элегией. Рифма смежная, в последней строке сквозная придают тексту оригинальность и некую статичность. Каждое предложение состоит из двух строф и словно замыкает воспоминания, не давая прорваться чувствам наружу. На мой взгляд - это одно из лучших стихотворений финала - 10 баллов.
3. Ивченко Елена. Про тёплый дом на тихом берегу
Мне тридцать лет, мне многое известно,
Я понимаю больше, чем могу,
И всё-таки внутри пустует место,
Где тёплый дом на тихом берегу.
Там, в полумраке полудетских комнат,
Нас ласково качают зеркала,
И наконец-то я могу не помнить,
Что я тебя кому-то отдала.
Там плавятся железные забрала,
Там руки замыкаются в кольцо,
И всё быстрей от дальнего причала
Навстречу мне плывёт твоё лицо.
Ещё одно замечательное стихотворение финала. Та же тема: воспоминание о прошлом, ушедшем (или нет!) чувстве. Первая "полудетская" любовь, которая оказалась прочнее "железного забрала", любовь, которая стирает расстояния. Трогательно и душевно. Образ тёплого уютного дома согревает, пробуждает ассоциации, связанные с собственной юностью и первым чувством. Образ замкнутого кольца многозначен. Возвращение к прошлому возможно лишь здесь, в этом доме, где зеркала ещё сохранили их отражения. И в тоже время кольцо как символ вечности, верности, постоянства. Пятистопный ямб с дополнительным безударным слогом создают ощущение зыбкости и иллюзорности, ощущение лёгкой качели. Это подтверждаю образы "качающих зеркал" и плывущее лицо. Рифма перекрёстная, безупречная. По стилю и изложению претензий нет. Но всё-таки 10 не поставлю. И знаете почему? Зачем она его "кому-то отдала". Неправильно это. Держать надо клещами и всеми другими мыслимыми и немыслимыми средствами. Тем более что она дама не из робких. Можно сказать, воительница; и "железные забрала" тому подтверждение. За это маленькое несоответствие 9 баллов.
4. Та Сима. Ххх
Ты не верь этим домыслам -
Это все не от Бога.
Мы летим в невесомости,
Просто разной дорогой.
Между звездными стаями
И на Землю обратно...
Как бороться с отчаяньем,
Если боль ему рада?
Как отдать тебя, Вольного,
Свою тень расстворяя?
Вырвать крылья покорные,
Что тебя обнимали...
Мы так много оставили
на последнюю тризну.
Слишком много для пламени,
Слишком мало для жизни.
(для Т.)
Сложно, Сима, непонятно. Но красиво! Образно. Ощущение полёта в неизвестное, безграничное и бесконечное. Это Вам прекрасно удалось. Отсюда и особое отчаяние от того, что полёт этот скоротечен. Возвращение обратно неизбежно. Рождается антитеза между космической "невесомостью" и "земным" притяжением. Боль и отчаяние. Готовность к самоотречению: "вырвать крылья покорные" и в тоже время желание не растворится в его воле. Последнее четверостишье тоже наполнено сплошными противоположностями: много - мало, тризна -жизнь. Стихотворный размер очень не стабилен, что ещё раз подчёркивает драматизм сложившихся взаимоотношений. Рифма перекрёстная, созвучная, неточная. Я бы даже сказала, вольная. Особенно в строках 6/8 и 10/12. Однако и это оправдано. Сломанные крылья, прерванный полёт. Всё так приблизительно и зыбко. Единственное к чему я могу придраться, это к предложению:
Как отдать тебя, Вольного,
Свою тень растворяя?
Непонятно: почему надо его кому-то отдавать, если он "вольный", т.е. он волен в своём выборе. И потом мне не нравится слово "растворяя". Что значит "тень растворяя"? В чём растворяя? И почему "свою тень"? Логичнее было бы его. И потом в тексте в этом слове ошибка: рас - приставка, твор -корень. Одна с. Колеблюсь между 7 и 8 баллами.
5. Гаврильченко Алиса. Полусвет
Иссиня-черный вечер. Полусвет.
Уютный ресторанчик дышит счастьем...
Ну, как тут мне отрезать словом "нет",
Чтоб ясно "да" звучало в одночасье?
Довольно! Нарушаю этикет,
Давно сковавший призрачным ненастьем!
Любовь не спрятать. Для кого секрет,
Что ваш браслет обвил мое запястье?
Настанет утро, стянет пелену
Ночей, и будто мир родится снова,
А днем покинет тихую, одну.
Сюжеты повторяя слово в слово,
Подбросит день вам новую жену,
Напомнив: имя ваше - Казанова.
Н-да! Ситуация прозрачная. Тема скользкая - любовь на одну ночь. Думаете, осуждаю? Ничуть! Кто из нас не имел этих счастливых "иссиня-чёрных" встреч? А кто-то и сейчас о них мечтает. Романтично, призрачно, но красиво. Полусвет, полумрак, недосказанность, недолюбленность. Жанр - сонет. Рифма перекрёстная. Размер: -/- / -/ -/ -/- самый распространенный в финальной поэзии пятистопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы. Очень удачно такое сочетания женского и мужского начала. Ей хотелось бы продолжения, а он уже разыгрывает новый "сюжет", старый оборвав на полуслове. Но, Алиса, не могу не придраться. Не нравятся строки:
Довольно! Нарушаю этикет,
Давно сковавший призрачным ненастьем!
Непонятно мне сочетание "призрачным ненастьем". Никаких ассоциаций не вызывает. Кроме того, если "этикет" давно "сковавший", то почему "призрачным". Всё-таки остаточное глагольное действие причастия "сковавший" весьма ощутимо. Я бы даже сказала в данном случае надрывно и болезненно, так как два восклицательных знака подряд. Очевидно, что эмоции бьют через край.
Есть и более серьёзные замечания. В первой строфе третья строка начинается с междометного паразита "ну". Это не красиво. Такое возможно лишь в разговорном стиле, а мы претендуем на художественный. Я бы вместо "ну" употребила усилительную частичку "и". Пятое и девятое предложения не должны заканчиваться знаком ?, потому что это косвенный вопрос, выраженный в сложном предложении. А в этом случае вопросительный знак не ставится. Мне показалось, что автор ещё очень молода. Навеяло такой юностью и радостью бытия. Ставлю 7 баллов.
6. Бойку Владислав. Любовь, как вдохновение проста...
Связующая внутренняя нить
Вне времени, помимо расстоянья.
Казалось бы, так просто объяснить...
Любовь к тебе - не чувство - состоянье.
В твоих глазах - земная теплота.
В моих глазах - небесное звучанье.
Любовь, как вдохновение проста -
Не ведает ни встречи, ни прощанья.
Не первый раз читаю стихи этого поэта и поражаюсь внутреннему благородству. Трепетному отношению, как к любимой женщине, так и самому "состоянию" любви. Это нечто большее, чем просто чувство. Это ощущение полной гармонии в мироздании. Это, когда земля и небо сливаются в долгом счастливом поцелуе, чтобы сотворить Вечность. Отлично! То есть 10 баллов.
7. Чиж Наталья. Поэт и танцовщица
Она любила краски бури
И ветра непокорный шквал,
Когда дождя косые струи
Он в землю весело вбивал.
Когда дерзки, неугомонны,
Как будто бы в угоду ей,
Тугим набатом били волны
В холодный колокол камней.
Когда порывами лихими
Покой был в бездну унесён,
Её душа с душой стихии,
Казалось, пела в унисон.
Он был совсем другого рода,
Не понимал штормов и бурь,
Любил лишь ясную погоду
И речки узенькой лазурь.
Когда всё словно замирает
И вечер нежно-серебрист,
В цветах черёмухи играет
Анданте ветер-пианист.
И в миг пьянящего затишья
На крыльях счастья, не дыша,
Незримо, трепетно, чуть слышно
Взмывала ввысь его душа.
Он отдавал ей без остатка
Свою безропотную Русь.
Но даже то, что было сладко,
Казалось горьким ей на вкус.
Он ей дарил лесов отраду,
Простор, что сам боготворил
А ей... Ей этого не надо -
Безумный мир её манил.
Он уставал от безрассудства,
От пылких истеричных слёз,
И все мечтал скорей вернуться
В спокойный мир своих берёз.
Но не сбылось. Ждала напрасно
Его черёмуха в саду.
Скатилась жизнь закатом красным
В густую, вязкую беду.
Ему - крючок в хрустальном свете,
Как вызов чёрной полосе.
А ей - проезд в кабриолете
И белый шарф на колесе.
Вольная лирическая трактовка нелёгких взаимоотношений Сергея Есенина и Айсидоры Дункан.
Главным приёмом построения лирического сюжета является приём антитезы, противопоставления характеров героя и героини. "Она любила краски бури" - "Он был совсем другого рода", её душа жаждала "стихии", его - "пьянящего затишья", "чёрная полоса" - "белый шарф" - образы очень напряжённые и говорящие сами за себя. Не всё, на мой взгляд, соответствует всамделишному характеру прототипа, так сам Есенин был тоже подвержен "стихийным" порывам, неудержим в эмоциях и страстях. Но в данном случае, это не так важно, потому что стихотворение не имеет конкретного адресата, что даёт автору право варьировать тему на свой лад. Перед нами предстаёт обобщённый образ некоего "поэта" и такой же образ некоей "танцовщицы". Судьбоносная обреченность - вот вывод, к которому автор приходит в конце. Обречённость на любовь, разлуку и смерть. Автор большой любитель цветовых ("красным", "чёрной", "белой"), вкусовых ("горьким - сладко"), и иных эпитетов ("безумный", "вязкую", "истеричных"). Четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы передаёт противоречивость и нестабильность отношений между ГГ. Оценка 8 баллов.
8. Чиж Наталья. Земли - инеем...
Земли - инеем, небо - пятнами,
Это, знаешь ли, к декабрю.
Но не плачь, не грусти - я пятое
Время года тебе подарю.
Ты мне веришь, родная, милая?
У небесных влиятельных дам
Время года выпрошу, вымолю!
И тебе без раздумий отдам.
Прогони печаль одиночества
И прими безграничную власть:
Называй это время как хочется
Да пушистыми кистями крась!
Ну а мне пусть останется счастье
Для тебя от зари до зари,
Истребляя седые ненастья,
Переписывать календари.
Очаровательная лирическая миниатюра. Оригинальная трактовка рыцарского служения возлюбленной: "пятое время" - это время любить и быть любимой. Оно так необходимо каждой женщине. Если бы автор был мужчина, я была бы потрясена его душевной щедрость и высотой чувства. Но автор - женщина. И я понимаю, что это извечная женская тоска по идеалу, мечта о совершенстве. Вот так мы, женщины, хотим, чтобы нас любили. Очень интересные находки "пятое время года", "счастье - переписывать календари". Размер /- /- -/- /- - далёк от классического совершенства, однако в данном случае, это не недостаток, а несомненное достоинство. Гдё-то посередине строки появляется линия лёгкого надрыва, что делает стихотворение напряжённым и динамичным. Единственное в чём могу попенять автору, так это небрежность строки: "Да пушистыми кистями крась!". Правильное ударение в слове "кистЯми" падает на Я, а согласно требуемого размера, в стихотворение вкралась орфоэпическая ошибка "кИстями". И ещё я бы подумала над первой строкой, возникает некая двусмысленность при её прочтении: зЕмли инеем или землИ инеем? Если "зЕмли" (сущ. во мн. в.) тогда логичнее было бы и небо (сущ. ед.ч.) превратить в небеса (сущ. мн.ч). Если же "землИ" (род. п. сущ.), тогда и слово "небо" нужно ставить в род п. - "неба". А в целом впечатление очень хорошее. Оценка 9 баллов.