Probefahrt - пробная поездка (нем). Ни один уважающий себя немец не купит автомобиль не убедившись в его ходовых свойствах во время Probefahrt.
Несмотря на то, что история эта произошла в канун Рождества, назвать её типичной рождественской историей никак нельзя. Да и не история это вовсе - а просто пересказ нескольких заметок из нашей городской "Североморской газеты", которые я прочитал насколько лет назад.
"Очень люблю Рождество, - призналась в своём письме читательница газеты, - за его совершенно особое настроение. Рождество - это праздник мира, света, тихих раздумий и ожидания перемен к лучшему. А как преображается к празднику наш замечательный город: всюду ёлки, разноцветные огоньки, радостные лица горожан. И явным диссонансом всему этому - гроб, выставленный на витрине похоронного бюро на центральной улице города! Гроб - как напоминание о смерти в дни, когда все мы живем в ожидании рождения Иисуса Христа!
Думаю, что выражу общее мнение всех читателей газеты, что так дальше продолжаться не может. И куда смотрит руководство нашего города? Это как раз такой случай, когда нужно и власть употребить!"
Я сразу же понял, о чём идёт речь. Действительно, на витрине похоронного бюро, что на нашей главной Портовой улице, где раньше стояла скромная, драпированная дорогим материалом урна, а рядом с ней красовался перечень услуг похоронной фирмы, с некоторых пор появился предмет, именуемый в народе простым и грубым словом: гроб. Но, честное слово, назвать так этот предмет - язык не поворачивался. Это было прелесть что такое! Его лакированные бока притягивали к себе всеми оттенками тёплого коричневого цвета, полированным никелем блестели на солнце ручки, но главное, главное было даже не это. Главное была крышка со съёмным стеклянным колпаком, сквозь который манила к себе белоснежная обивка. Это был гроб - кабриолет. Одним словом: не гроб, а огурчик!
Городские власти, как всегда, промолчали, но уже через день в газете появился достойный ответ на письмо разгневанной читательницы. Автором его была хозяйка вышеупомянутого заведения.
"Как всё-таки хорошо, - писала она, - что мы живём в свободной демократической стране, где жизнь регулируется не прихотями наших горожан и горожанок, а гуманными и справедливыми законами. А согласно нашим законам любой предприниматель может открыто рекламировать свою продукцию, если она не призывает к насилию и не является порнографией. Как вы, наверное, уже догадались, уважаемые читатели и читательницы, даже при наличии очень богатой фантазии трудно увидеть в нашем экспонате призыв к насилию или порнографию. Следовательно, гроб появился на нашей витрине на вполне законных основаниях.
Да, это не простой гроб. Как говорится, всё лучшее приходит к нам из Америки. Вот и этот экспонат является, так сказать, последним криком моды американского гробостроения. В нём причудливо переплелись классические консервативные формы и современный дизайн, съёмная стеклянная крышка обеспечивает великолепный обзор, а применение новых синтетических материалов обивки даёт ни с чем несравнимый комфорт и уют. Неудивительно, что и цена на него намного выше, чем у прочих образцов нашей продукции, за качество надо платить!"
Посмеявшись над хозяйкой похоронного заведения, которая так ловко использовала страницы городской газеты для рекламы своей продукции, я уж было и забыл об этой необычной полемике, как примерно через неделю тема эта была поднята вновь, но уже совсем в другом аспекте. И поднята, как вы, наверное, уже догадались, опять женщиной. В Германии, так же, как и в России женщину можно обвинить во всём, что угодно, но только не в равнодушии.
"Уважаемая редакция. - писала она. - Прочитав в вашей газете о новинке из Америки, я решила познакомиться с ней поближе. Сразу скажу - гроб мне очень понравился. Вблизи он оказался даже ещё лучше, чем через стекло витрины. Но представте себе моё удивление и негодование, когда на мою просьбу залесть в гроб и опробовать на себе удобство и мягкость внутренней обивки, администрация заведения ответила мне отказом! Не кажется ли вам, что в данном конкретном случае администрация фирмы замахнулось на самое святое, что у нас есть - на право покупателя свободно и осознанно сделать свой выбор? Я призываю руководство заведения к ответу!"
Естественно, что на следующий день в газете появилась ответная заметка хозяйки похоронного бюро. Никакой рекламы в ней уже не было, наоборот, в статье читалось только скрытое раздражение.
"Наша продукция специфическая, - писала хозяйка похоронного бюро, - можно даже сказать интимная. Никому же из читательниц не приходит в голову требовать в магазинах примерку женского нижнего белья. Это просто не принято. Так же и гроб. Кому будет приятно лежать в нём зная, что до него это делал здесь кто-то другой, посторонний, и может быть даже другого пола! И вообще я хочу сказать, что рано или поздно наша продукция понадобится каждому из вас и, чем раньше вы купите этот гроб, тем меньше он будет мозолить вам глаза на нашей витрине!"
На этом интереснейшая и познавательная полемика на страницах нашей городской газеты и кончилась. А что же гроб, спрсите вы? А дорогой гроб простоял на витрине ещё вплоть до самой пасхи, а потом изчез. И никто так и не узнал, послужил ли он по назначению или просто был за ненадобностью разобран и отправлен на склад.