Пава - это самка павлина, серенькая такая, ну то есть большая серая курица, на тоненьких ножках, идёт-переваливается со стороны на сторону... представляете? Э нет, чего-то тут не то, где же здесь величавость..?
Да о ком это он пишет? - правильно, о девушке-оборотне, которую, когда она была в образе лебедя, чуть было коршун не задрал, ну или чего другого не сделал дурного; а Гвидон его стрелой... того, без всякой заботы о сохранении животного разнообразия, кстати; и ничего не поделаешь, такая уж у нас литература: высокохудожественная, но не зелёная. Однако что важно: не идёт как пава получается, а плывёт как пава, то есть выступает будто пава плывёт величаво - царевна-лебедь же, а про лебедя по-другому и не скажешь. Тогда выходит, что пава - это не только комично-бесформенная курица-павлиниха, а ещё и лебедь женского пола.
Лебедь птица красивая, деликатная, давно уже служит символом изящества, грациозности и тонкой душевной организации. На Руси её тоже любили, но при этом ещё и ели; правда, не везде, наверное, но за царскими столами - уж точно. Есть и другая хорошая птица, попроще - гусь, и многие отдают предпочтение гусю, не только Паниковский, кстати, как вы только что, наверное, подумали. Гусь, между прочим, похож на лебедя, по размерам и вообще; ну серенький, конечно, мужиковатый такой, неотёсанный, нет той утончённости. Наверное, в естественной среде они и жили рядом, да и в русских сказках их порой не различали: помните - гуси-лебеди, одна шайка-лейка, похищали маленьких детей у рассеянных родителей.
Итак, до чего мы договорились: если сейчас пава это павлиниха, самка павлина, то раньше на Руси павой могли назвать и лебедя, и гуся, причём любого рода; у них же внешне половые различия в глаза не бросаются, не как, например, у уток или у тех же павлинов.
В наши дни гусь - птица в основном домашняя, в том смысле, что для того, чтобы гуся съесть, его на птицефабриках выращивают или на гусефермах, а не из дикой природы извлекают; с лебедями посложнее - приручить лебедя не удалось, к человеку он не потянулся, а на воле их не так много осталось, отчего кушать лебедей теперь считается не комильфо. Но вот в стародавние времена ели и тех, и других, но птицефабрик не было, поэтому птиц добывали. Сейчас сказали бы - на птиц охотились, но слово охота близко к слову забава, это что-то, чем занимаются не по необходимости, а от избытка свободного времени... и денег. Серьёзные люди занимаются ловлей - рыболовством к примеру, есть даже министерство рыболовства, или ловлей преступников, или ещё несчастные - по фильмам - ловцы жемчуга бывают... И на Руси существовали ловища или ловы, то есть места, где добывали рыбу или зверя, или птицу. Как это по-русски будет - место, где занимаются добычей или ловлей гусей-лебедей в промышленных масштабах: ловище гусей-лебедей, или лов пав, а может быть пав лов, павлов?
К несчастью, филологические мои познания ограничиваются советской средней школой, и насколько возможно, правдоподобно такое происхождение названия града Павлова, судить я не вправе, а если честно - сомневаюсь, конечно, очень. Я пытался по-современному, через интернет, найти людей, которые обоснованно могут сказать, допускал ли в данном случае старорусский язык образование названия населённого пункта путём указания на его функцию - пытался, но не нашёл. Примеры-то есть, конечно: Торжок, или Белая церковь, или хотя бы Волоколамск - но тут сразу ясно, каким образом название сформировалось, других вариантов как-то не просматривается. А в нашем случае дело портит ещё одна возможность, да такая, которая представляется очевидной и сразу приходит в голову - название возникло от имени Павел. Тем более, что подобных городов, названных человеческим именем, пруд пруди: и в древней Руси - Ярославль или Владимир, или Юрьев, и в Российской империи - Петербург или Петропавловск, да и в советской России, хотя тогда больше на фамилии напирали: Брежнев там или Андропов; оно и понятно, дело-то нехитрое, бумага терпит. Правда, в 16 веке - а град Павлов отметился в 16-ом - практика называть города по именам христианских святых ещё не утвердилась, а по именам славянских князей уже отошла в прошлое. Ударение опять же на последний слог - павлОвцы - не соответствует названию от Павла, но тем не менее происхождение от Павла настолько железобетонный вариант, что какие-то там павы-гуси-лебеди или павлОвцы только что упомянутые представляются просто смешными инсинуациями. Кстати, веке в 19-ом, желая обидеть жителей села Павлова, величали их в насмешку павлы бесхвостые, но это уже фольклор.
А теперь отвлечёмся от затруднений с топонимикой и зададимся вопросом: а были ли вообще в этих краях лебеди и гуси, и имело ли смысл тут их в промышленных масштабах, таких, что даже в названии града отразилось, вылавливать? Ответ в обоих случаях вне всякого сомнения положительный. Во-первых, здесь, в нижнем течении, река Ока довольно полноводная, имеет немало притоков, и левых, и правых, в пойме - множество неглубоких, хорошо прогреваемых озёр-стариц, а также просто озёр на разных расстояниях от основного русла, тут же полно больших серъёзных оврагов, заросших (в те времена) до состояния непролазности, по дну которых текли ручьи, в наличии обширные заливные луга, дубовые рощи на высоком берегу - для птиц, от малых до великих, это был, наверное, просто - в человеческом понимании - рай земной. Во-вторых, если плыть от града Павлова против течения реки, то через какое-то время можно оказаться прямо под стенами древнего московского Кремля - если, конечно, не прозевать место впадения Москвы-реки в Оку и принять там вправо, меняя русло. Доставлять птицу кораблём - удобство большое: взять её можно много, в дороге есть возможность подкармливать рыбкой, приобретаемой у речных жителей, заблудиться - ну, трудновообразимо, опасаться нападения кровожадных разбойников-птицефилов - это вряд ли; да и сам путь по воде занимает не так уж много времени. Короче говоря, природно-логистические обстоятельства такому бизнесу благоприятствовали, что, конечно, совсем не означает, что он на самом деле существовал - могли быть невидные из нашего времени детали, которые сводили предъявленные преимущества на нет; но, однако, и от своего грех отказываться - резон был.
Подойдём сейчас к нашей теме с другой совсем стороны: вот если в здешних местах существовала когда-то столь значимая добыча птицы, должен ли этот факт как-то отразиться (или преломиться) в последующей истории града Павлова (или села Павлово)? Если объективно, ответить на этот вопрос надо отрицательно, вернее так: не обязательно должен, с чего бы это, может и отразится, а может и нет. Вот пример из моей персональной жизни: в детстве я был очень увлечён игрой в хоккей, в валенках на утоптанном снегу, а так же принуждаем был родителями к обучению игре на баяне - и что же? Ни клюшку потом никогда в руки не брал, ни к музыке отношения не имел, давно-давно забыл и нотную грамоту, и что где у баяна находится. Но порой не основное дело жизни, не профессия, а склонности взрослого человека идут прямым ходом из юных его лет, на чём, правда в определённом ракурсе, настаивает, например, фрейдизм; мы такую оговорочку позволять себе не будем, но заметим всё же, что узнать в зрелом посетителе фитнес-центра крепкого перворазрядника по волейболу в отрочестве, как и обнаружить во владелице филармонического абонемента выпускницу - с отличием! - музыкальной школы по классу скрипки - это не будет для нас сногсшибательным сюрпризом. Говоря короче и проще - было ли что потом "птичьего" в этих местах, остались ли родимые пятна? И ответ - безусловно было, трижды было!
Начнём с первого, с самого маленького - канарейки, мелкой и невзрачной птички с Канарских островов. История такая: маленьких, но голосистых певуний - точнее певцов, так как поют самцы - обнаружили там предприимчивые конквистадоры и вместе с прочими диковинками презентовали испанскому обществу. Птичка приглянулась, кушала она немного, жила долго - лет 12-ть, и это не предел - пела нежно, поэтому стала постепенно в виде домашней эстетической забавы распространяться по Европе и из немецких земель попала в Россию, веке так - а это спорный вопрос! - в 17-ом, может и ранее. В России же
В отличии от немецких русские птицелюбы стремились сохранить первозданной песню канареек, слегка облагородив её некоторыми коленами из песен полевых жаворонков, синиц и других птиц.
Лучшими у нас считались канарейки из сёл Павлово (Нижегородской губернии) и Полотняный завод (Калужской губернии). Им не уступали певцы из маленьких уездных городков Брянщины - Стародуба (вот ведь как бывает!), Сурожа, Новозыбкова.... Певчих пород не очень много. Яркие представители канареечного вокального искусства - гарцкая канарейка, или роллер, и русская, или овсяночная.
И ещё несколько цитат из разных источников:
Выступления птиц оценивали квалифицированные специалисты. Победители получали медали. Записи того времени говорят о том, что стоимость одного кенара, участвовавшего в подобных конкурсах, была выше стоимости хорошей кавалерийской лошади.
Ценность канарейки зависела и от места её происхождения. Например, наиболее дорогими были птицы из Павлова-на-Оке, Иваново, Москвы и Тулы, где находились лучшие в стране центры канароводства.
С 1910 года очень большой популярностью в России стали пользоваться канарейки Рябовского напева. В отчетах о московских конкурсах записано: "С. И. Рябов - известный разводчик павловской птицы, наиболее сохранившей овсянистый напев". Особенной чистотой звука выделялись у него в то время канарейки, исполнявшие колено колокольчик.
В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, канароводы г. Павлово на Оке культивировали несколько очень интересных линий певчих канареек. Птицы каждого из наиболее квалифицированных канароводов этого города имели какую-нибудь свою особенность пения. Но в большинстве случаев песня павловских канареек начиналась с серебристой россыпи, после которой шли колена: валик, овсянка, синица, кулики и, в заключение, дудка.
Всё вышесказанное к чему - работали люди с птицей, на высоком уровне работали, с душой, оттого и знали об их достижениях не только на соседней улице, но и вообще в стране.
Теперь о втором, самом крупном - о боевом гусе. В последние десятилетия появилось немало мест в РФ, где по весне устраивают гусиные бои: это и Суздаль, и Тула, и деревня Киликино Нижегородской обл., но есть в этом ряду и Павлово на Оке. Конечно, спорят: чьи гуси сильнее, какие породы древнее, где такие бои начали проводить раньше, ну это как всегда. Кстати, стоит отметить, что гусиный бой - вещь довольно безобидная, до крови дело никогда не доходит, нет травм, увечий, а единственные потери - выщипанные пух и перья; но, тем не менее, поговаривают, что надо бы их - гусиные бои то есть - запретить, действительно, чего удумали, начальство не спросясь. Устроителями и участниками таких шоу являются сельские мужики средних лет, одетые, как правило, в камуфляж, чувствуется, что для них это отдушина из идиотизма деревенской жизни - слова Маркса, никого не хочу обидеть. Сама традиция довольно древняя, есть легенда (а может и факт, кто знает, серьёзных исследований на этот счёт, кажется, не существует), что гусиный бой был показан Петру Великому и вызвал у него одобрение, но существовали они якобы задолго до царя Петра. Для нашей темы важно, что павлОвцы в это дело вовлечены, занимаются им давно и по сию пору гуси находят в их душах местечко, да таким ещё образом, что, пожалуй, в современной России павловские гусиные схватки самые известные.
И наконец, третье пятнышко, давно уже к несчастью безвозвратно канувшее в небытие, но несомненно существовавшее и громко о себе заявлявшее - имею в виду породу павловских кур. Вот что писали об этом:
Павловская курица считается самой древней из пород, выведенных на территории России. Ее можно считать своеобразной берестяной грамотой, дошедшей до нас от прародителей, куриным мамонтом среди современных пород кур.
Одно можно утверждать точно - сельчане были, несомненно, талантливыми заводчиками, ведь они вывели и сохранили в чистоте породу с удивительно сложной - рецессивной генетикой. Птицеводам Павлово, простым русским людям удалось создать породу, которой может гордиться Россия, которая может служить эталоном красоты для всех будущих пород кур во веки веков.
Разводить Павловскую породу из-за яиц или мяса уважающие себя предприниматели не берутся - для этих целей существуют другие виды, у которых и вес больше, и яйценоскость намного выше. Но Павловских кур разводят преимущественно как декоративных, ведь репутация красивейших кур России сохраняется за ними и по сей день. Поэтому на разведении этой необычной породы многие строят неплохой бизнес.
Золотистые и серебристые представители обязательно присутствуют на любой значительной выставке птицеводов, принося своим владельцам солидный доход. Так, в 1988 году, когда куры этой породы были большой редкостью, в Италии на одном из аукционов Павловских петушка и курочку продали за 2,5 млн долларов.
Не буду и дальше расхваливать (всё вышеприведённое о курах - это цитаты, разумеется!) ни разу не виденных мной в живую - только на снимках - но конечно любимых павловских кур, обильную информацию о которых несложно найти в интернете, да и причина их здесь появления вполне определённая, напомню её. В одной из библейских притч есть фраза: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", так вот и мы по характеру этой оскомины попытались понять, какой сорт винограда ели те, кто проживал в граде Павлове и дал ему имя. Если уж совсем грубо, то можно сказать так: Не оттого ли дети (внуки, правнуки и пра-пра-пра..) так тянулись ко всему птичьему, что прародители их от птицы кормились? И от птицы, от гусей и лебедей, от пав, дали имя граду, появившемуся на руинах города более древнего - Стародуба Воцкого, бывшего центром сформированной им округи, потому как не может ничего возникнуть в одночасье, а как писали отцы церкви, что порой достижения человеческие кажутся замечательными и великими оттого, что совершившие их люди, порою карлики в творческом плане, стоят на плечах гигантов-предшественников. Это выражение приведено здесь лишь для лучшего понимания исторического процесса, а вовсе не за тем, чтобы принизить жителей града Павлова или села Павлово по отношению к основателям Стародуба Воцкого - во все времена в данной местности жили интересные и достойные люди.