Не приемлю более чем сомнительную, надуманную схему оценки уровня интеллекта в рамках т.н. IQ-теста, но поскольку это привилось (на правах моды), ритуализировалось в учебных заведениях (к сожалению), то внесу свою лепту в критическое рассмотрение сего "коэффициента".
О заведомых изъянах подобного метода уже много и обоснованно говорилось, а сейчас мне хотелось бы взглянуть на эту проблему в следующем ракурсе: формально принимая обозначение системы тестирования, предлагаю - в развитие темы - такой термин как "колеблющийся IQ" (варианты: "нестабильный IQ", "блуждающий IQ"...). Дело в том (и это основной посыл моей заметки), что один и тот же человек демонстрирует (проявляет) в разное время существенно различный уровень интеллекта, пресловутый IQ, более того, этот показатель может значительно меняться (и меняется) не только на протяжении длительного периода времени, но и в течение oдного дня и даже часа, то понижаясь, то повышаясь, в зависимости от целого ряда / комплекса факторов, как внутренних, так и внешних. Среди таких факторов: физическое и психическое состояние человека в данный момент, его "кондиция", тонус, зависящий в изрядной мере от питания, сна, обстоятельств, образа жизни, предпочтений, привычек... Большую и нередко решающую роль играют и особенности конкретных условий той среды, в которой человек находится, характер отношений и многое другое, в совокупности определяющее степень его дееспособности.
И не только мыслительные процессы подвержены этому "блужданию", но и поведение личности, которая в разные моменты опять же проявляет себя по-разному: интеллигентный человек может продемонстрировать хамство, умный - показаться глупцом (не только показаться, но и оказаться им). Оттого вовсе не случайным, вполне закономерным является заметная, подчас кардинальная разница восприятия одной и той же персоны, суждений и мнений о ней, что постоянно испытывает каждый из нас.
Более того, высокий интеллект человека отнюдь не подразумевает его успешности в любых сферах деятельности. У всякого, даже умнейшего, индивида есть интеллектуальные изъяны, "слабые места", отсутствие способности к определённому роду деятельности, не все "стороны" интеллекта развиты равномерно, что никак не может быть основанием для умаления умственного уровня той или иной личности.
В качестве своеобразного эпилога уместно, пожалуй, привести здесь пример с Эйнштейном, которого в бытность его студентом многие искренне считали недалёким и даже тупицей, причём основанием сему вердикту служил тот факт, что Эйнштейн плохо умел считать в уме и испытывал некоторые трудности по части сообразительности; или же курьёзный пример с Аристотелем, убеждённым в том, что выпущенная из лука стрела летит потому, что её подгоняет ветер, возникающий за её хвостом... Какой IQ-результат имел бы Аристотель сегодня? :))