Круглов Юрий : другие произведения.

Периметр сознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что прячется за детским кошмаром? И способны ли проблемы настоящего затмить давние страхи?


Слетевший

  
  
   Он ведь говорил, что не нужно сегодня идти в школу! Но какой родитель захочет слушать эту историю от одиннадцатилетнего ребёнка? Особенно, когда словит его на нагревании градусника под струёй горячей воды. Тут уж все объяснения о том, что Мишка делает это из-за плохого предчувствия, множатся на ноль.
   - А будешь дальше врать - ещё и ремня получишь! - строго прервал все попытки объясниться отец.
   А теперь вот второгодник Генка Белый из шестого "Б" со своими дружками гнался за ним по пятам. Повод? Разве нужен повод, чтобы подонкам трусить деньги с малых? А денег у Мишки не было.
   У Генки брат - наркоман. И водится с такими же отморозками, как сам. Да и сам Белый травку покуривал и приторговывал ею в школе. Его боялись даже старшеклассники, что уж говорить о Мишке?
   Бросить бы тяжёлый портфель и прицепленную к нему сумку со сменкой, лупящую сзади по ногам - но нельзя. Тогда наверняка эти гады её подберут и все учебники в грязи изгваздают. Или ещё чего похуже придумают. И тогда уж от отца точно достанется - Мишка же не стукач, не расскажет, кто его вещи взял.
   Они нагнали его в подъезде. Били, харкали на куртку, порвали карман и отобрали мобильник. А Мишка только закрывался руками и плакал. Он боялся. Боялся дать сдачи достающим его пацанам из школы, боялся ответить хамовитой тётке-уборщице, ругавшей его за поваленные другими мальчишками в гардеробе куртки, боялся даже заговорить с Ленкой Филин. Просто Мишка был трусом. И за это качество он себя ненавидел.
   - Гаденыш! - получал он вечером уже от отца и матери. - В школу ходить не хочет, после уроков где-то пропадает, врёт, а теперь ещё одежду испортил и телефон потерял! Всё, наказан! Месяц без компьютера, без развлечений! Сидишь дома, учишь уроки!
   Ему очень хотелось сказать в лицо родителям: "Я же вас просил! Я же предупреждал!", но мальчишка лишь слушал гневные крики и получал ремня за чужие шалости, крепко сжав зубы. Было больно и очень обидно.
   "Убегу! Буду на вокзале бомжевать! - думал про себя Мишка. - А ещё лучше в тайгу уеду, где вообще людей нет, одни звери. Загрызёт меня там медведь - тогда вы все обо мне поплачете! И Ленка увидит в новостях, и будет обо мне вспоминать".
   После взбучки, устроенной отцом и матерью, он рыдал в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку. И за это тоже себя ненавидел. Мужчины не должны плакать! Это всё потому, что он - трус, девчонка! Вот не стал бы убегать, взял ту железную арматурину и врезал бы одному, потом другому, и бил бы, бил, бил... и Мишка снова испугался - на этот раз своих мыслей. Он понял, что если бы так поступил, то не остановился, пока не убил своих обидчиков. Убил жестоко и безжалостно. Ослепляющий гнев прятался глубоко в душе, скрываемый лежащим обычно на поверхности страхом. И только страх не давал поступить с врагами так, как того желал гнев.
   А ещё он вспомнил лицо старика. Того самого, который, по рассказам мамы, напугал его в раннем детстве. Лицо постоянно всплывало перед глазами, когда Мишка боялся особенно сильно. И во снах. Часто, в общем, видел его. Образ пары пристально глядящих чёрных глаз, приблизившихся вплотную, моментально заставлял забыть обо всём вокруг, и тело пробирал холодный озноб. И вместе с этим образом в голове каждый раз начинала крутиться мысль о чём-то важном, что произошло тогда. Важном и страшном, что забылось. Мальчик пытался вспомнить, привидением в сознании металась какая-то догадка, ключ к этой истории, и, казалось - вот-вот, и она озарит память. Но этого никогда не происходило, ответ ускользал, оставив лишь неудовлетворённость. Вот и сегодня Мишка уснул, так и не найдя отклика среди своих воспоминаний.
  

***

  
   Жизнь - она как зебра. За чёрной полосой идёт белая. Мишка понял это на следующий день, когда пришёл в школу. Вчерашний день оказался белой полоской.
   - Это чё за тёлка? - зажали его в углу на перемене вчерашние обидчики, демонстрируя фото с его собственного телефона.
   Трое дружков заслонили их своими спинами от остальных, чтобы никто не видел происходящего. Конечно, многие видели, но не вмешивались и не спешили сообщить учителям - нажить себе врага в лице Генки Белого, как он себя называл, никто не хотел.
   Мишка не без сожаления взглянул на экран. Со снимка весело улыбалась дочка друга их семьи - Танечка. Фото сделали на Чёрном море, куда они с её родителями ездили этим летом. Тане было четырнадцать, и красный купальник на ней подчёркивал округлившиеся в последний год формы девичьего тела. Догадка о том, чем именно заинтересовала девочка Генкину банду, и напугала, и разозлила Мишку.
   - Не знаю, - тихо пробубнел он, а сам подумал: "Суки!"
   - Да? - издевался главарь шайки. - А в мобилке она записана, как Таня, - и он, зайдя в список контактов, продемонстрировал номер, который иллюстрировала эта же фотография.
   Генка взял Мишку за шиворот и прижал к стене:
   - Слышь, малой, не зли! Колись, где она живёт?
   В Мишкиной душе страх за себя боролся со страхом за Таню. Сказать адрес - и они отцепятся. Но как же девочка? Что они с ней сделают? Он станет предателем! Может, не говорить ничего и дать себя побить?
   - Да не ссы ты! - влез в разговор дружок Генки по кличке Скорый. - Мы только познакомимся и всё.
   Этот аргумент почти склонил чашу весов в пользу того, чтобы рассказать требуемое. Вот только глаза и ухмылки подростков говорили обратное. Мозг, желающий согласиться, снова стал спорить с интуицией, которая кричала: "Нет! Не говори!"
   Его метания разозлили Генку. Он стукнул Мишку под дых, от чего в глазах немного потемнело:
   - Слышь, говори быстрее! Мы ж её все равно вычислим, по номеру! Хуже будет!
   Сзади, за спинами Генкиных дружков вдруг промелькнуло лицо Ленки - девчонки, в которую Мишка безнадёжно влюблён со второго класса. Глядя на неё, мальчишка вдруг понял - не будет она никогда рядом с таким трусом, как он. А если будет - то как он её защитит от таких уродов, как Белый с бандой? Это стало решающей каплей в принятом им решении.
   Хотя, он ли принял решение, или та пелена, которая затуманила его взгляд? Мишка резко согнул колено, и оно попало туда, куда нужно и так, как нужно. Генка выпустил его ворот и согнулся пополам. Трое дружков даже застыли от удивления, когда жертва выхватила телефон из его руки и толкнула их главаря на пол.
   Скорый реагировал быстрее остальных - он подскочил к наглому малому, замахиваясь для удара. И тоже оказался на полу - Мишка, согнувшись, ткнул его головой в "солнышко", после чего шагнул к третьему своему обидчику и врезал локтём в зубы. Тот ойкнул, отшатнулся и схватился руками за разбитые губы. Сквозь пальцы потекла кровь. Последний из банды так и стоял, глядя на троих поверженных каким-то малым дружков. Он даже не заметил, как удар прилетел ему в переносицу.
   Тёмная пелена спала с глаз, и Мишка в шоке осмотрелся. Четверо самых злостных хулиганов школы лежали на полу, а он сжимал в руке отвоёванный назад телефон. Весь коридор затих и смотрел на него. Некоторые - с открытыми от изумления ртами. Среди свидетелей оказалась и Ленка. Самое странное - Мишка не помнил и не понимал, как это случилось. Сердце учащённо забилось от осознания того, что он наделал. Перед глазами снова мелькнули черные глаза старика, в голове зазвучали слова: "Один противник - один удар!", и завеса тайны давнего испуга вдруг почти упала.
   - Что здесь происходит? - заставил шторку памяти вновь резко захлопнуться голос Елены Ортисовны, строгой учительницы географии.
   Испуг вновь привёл мальчика в привычное состояние. Он внутренне сжался от предвидения возможных последствий: распекание учителями за драку, вызов родителей, порка дома. Но самое страшное - Генка с дружками ему этого не простят.
   Первые два пункта опасений сбылись очень скоро - на ковре у директора всех пятерых распекали за драку в школе. Тут же были классные руководители провинившихся и та самая Елена Ортисовна. Причём, учителя, прекрасно знающие Генкину банду и тихоню-Мишку, в один голос твердили последнему:
   - Ну от тебя мы этого никак не ожидали!
   То есть, если бы побили Мишку, то они бы отнеслись к этому более снисходительно, поскольку это вполне соответствует их картине мира: "трудные" дети бьют ботанов - это плохо, но понятно. А тут, ботан побил хулиганов, постоял за себя - вроде, нужно бы радоваться. Но вместо этого призванные учить жизни, преподаватели ругают за проявленное мужество.
   "Взрослые - они вообще живут в каком-то другом мире и как будто не понимают, что происходит", - мелькнула у Мишки мысль.
   И только он это подумал, как мозг отозвался. Возникло ощущение, что сейчас он вспомнит то самое, важное. Но опять помешал резкий окрик - на этот раз его классной.
   - Ты слышишь, что тебе говорят, Щербак? - всплеснула она руками. - Нет, вы посмотрите - он нас даже не слушает!
   Несмотря на то, что вспомнить не удалось, Мишка понял, что всё равно в нём что-то изменилось. Как будто сломалась невидимая заслонка, мешающая отодвинуть страх в сторону, чтобы думать и действовать без него.
   - А что полезного вы сейчас сказали? - спросил он ровным твёрдым голосом, который сам с трудом узнал. - Что мужчине нужно давать себя бить всяким уродам?
   И он красноречиво поглядел на ухмыляющихся рядом старшеклассников.
   - Чего? - встрепенулся Скорый.
   - Ну всё, хана тебе, малой, - провёл большим пальцем по горлу Генка.
   - Так, это что за разговоры?! - стукнула по столу директор - Светлана Афанасьевна. - А ну-ка пожмите друг другу руки и пообещайте, что такого больше не повторится!
   - Детский сад, - усмехнулся Мишка, сам поражаясь, насколько он быстро повзрослел за сегодня.
   - Что?! - в один голос воскликнула директор и учителя.
   Да даже Генка с дружками удивились.
   - Вы всерьёз считаете, что таким способом вот эти, - Мишка кивнул на четвёрку, - изменятся? Или просто вам так проще отмахнуться от проблемы? Может, он от рукопожатия ещё и травку в школе продавать бросит?
   Собравшихся было накинуться на Мишку педагогов последнее заявление лишило дара речи. Генка с дружками побледнели и недобро засверкали глазами. Конечно, все знали о том, чем они занимались, но ничего не могли сделать. Если милиция никак не наказывала наркодилеров, что могли учителя, которых некоторые ученики откровенно посылали посреди урока или избивали после школы? И они смирились, как с неизбежным злом. И стали приспосабливаться к этому факту, который стал повседневностью. Потому хамство от пятиклассника, которое они хотели хором осудить, оказалось не таким уж большим грехом в сравнении с напоминанием о молчаливом умалчивании настоящего преступления, происходившего у них под носом. Вот теперь им стало стыдно. Теперь они спустились на эту планету.
   И тут Мишку пробило! Другая планета! НИИИП "Периметр"! Острая боль от нахлынувших данных пронзила голову. Как будто мозг, бывший до этого размером с голубиное яйцо, вдруг одномоментно вырос, а вместе с прибавившимся объёмом в нём появились новые знания и воспоминания.
  

***

  
   Берег реки. Пикник. Несколько семей, выбравшихся на природу. Трёхлетний Мишка играет с другими детьми. Роща неподалёку особенно манит мальчика, но родители запрещают уходить. Мишка берёт мячик и начинает его бросать, с каждым разом швыряя игрушку всё дальше от костра. Родители, увлечённые каким-то разговором, не замечают, как он входит в тень деревьев.
   В лесу всё интересно, не как дома. Травинки, листочки, кустики, громадные стволы сосен с рыжей корой, прошлогодняя хвоя и шишки на земле. Муравейник, где много-много тружеников снуют туда-сюда. В траве алеют ягоды земляники. Мишка рвёт её и суёт в рот. Потом ещё и ещё. Решает набрать маме, и собирает в панамку. Где-то стучит дятел, кому-то отсчитывает года кукушка. Потом эти звуки смолкают. Рядом раздаётся встревоженный стрёкот сороки. Мишка оборачивается и выпускает от страха панамку. Земляника рассыпается по земле, мальчишка пятится назад, падает, и только тогда начинает кричать - громко, неистово. Потому что из чащи прямо на него несётся самый настоящий монстр. Чёрная с зелёными разводами шкура, оскаленная пасть с синим раздвоенным языком, четыре белых глаза на увенчанной множеством роговых отростков голове, и мощные когтистые лапы, из-под которых летит мох и трава.
   Мишка кричит на весь лес - даже когда монстр валится на землю бездыханным трупом. Даже когда из-за деревьев показываются другие фигуры - в одинаковых костюмах с эмблемами на груди и с оружием в руках. Даже когда все они исчезают с тушей убитого монстра, а с ним остаётся только один - мужчина с чёрными глазами, что-то говорящий ему. Мишка не слышит, потому что продолжает кричать. И даже когда прибегают родители, и незнакомец оправдывается:
   - Вышел из-за дерева, а он испугался.
   Мишка ещё долго в тот день не может успокоиться. Он то и дело снова вспоминает несущегося монстра и мужчину с черными глазами, заливается плачем и криком, а мама ему что-то нежно шепчет на ухо и носит у груди, баюкая.
   Потом появляется тётя Галя. Она лечит от заикания. В её загородной клинике они бывают несколько раз в неделю. Тётя Галя каждый раз просит его смотреть на качающийся блестящий маятник до занятий и после - и Мишка забывает о том, как он учился с ней читать с завязанными глазами, искал выход в лабиринте, повторял какие-то быстрые движения, играл с игрушками, мигающими разноцветными лампочками, и делал много чего ещё. Маленький Мишка живёт сразу в двух мирах, напрочь забывая в реальном мире о занятиях.
   Когда заикание проходит, тётю Галю сменяет дядя Коля - тот самый отец Танюши. На правах друга семьи он часто забирает мальчика за компанию со своей дочкой в кино, цирк, водит в зоопарк и на аттракционы, возит на дачу. Но это для родителей. На самом деле, дядя Коля продолжает учить Мишку всяким штукам - запоминать расположение звёзд, решать головоломки и задачки, рисовать картины по памяти. Он уже не качает маятник, чтобы мальчик ничего не помнил. Дядя Коля говорит разные смешные фразы - и память до следующего урока блокирует всё, что происходило на занятиях.
   В семь лет Мишка вновь видит человека с чёрными глазами. Мыш. Или, как его называет мальчик - Дядь Мыш. Только страха перед ним в состоянии расширенного сознания нет. Теперь человек с чёрными глазами - его наставник. Именно он рассказывает ему об инопланетянах-крогенах и войне с ними организации под названием НИИИП "Периметр", о секретном оружии, оставшемся от древней цивилизации, о специализации Мишки. В будущем он - поисковик. Тот, кто ищет всякие предметы в параллельном мире под названием Хёль. Мир ушедшей цивилизации, из которого люди и их враги - крогены - таскают оружие и технологии. Те самые игрушки с множеством мигающих кнопочек. Мир, который одним своим названием зовёт и манит. Возможно, всего лишь потому, что ему нельзя его посмотреть?
   - Ну почему, дядь Мыш? - в который раз просит Мишка.
   - Ты ещё не готов. Слишком мал! - качает головой наставник.
   - Я умею стрелять! Ты сам меня научил! - настаивает мальчишка.
   - Ты не понимаешь! Там, скорее всего, и не придётся стрелять.
   - Тогда что? - не унимается Мишка.
   - Я тебе говорил - это особое место. Там не каждый взрослый способен выдержать даже полчаса. Хёль вытягивает все силы. Из детей - особенно. Твой организм ещё не сформировался, чтобы научиться сохранять находящуюся в нём энергию.
   И до сих пор Мишка знает о том мире только теорию. Зато дядь Мыш показывает ему многое другое. Как выживать в лесу и в пустыне, как ставить силки на птиц и зверей, разделывать и готовить еду, как разводить огонь без спичек и как не замёрзнуть зимой без одежды. Как водить машину, катер и вертолёт. Как разбирать и собирать оружие, стрелять из него и делать из подручных средств. Это его слова он вспомнил перед тем, как избил Генку с дружками.
   - Бей на поражение! Быстро, точно и сильно! В бою должно быть так: один враг - один удар. Завязнешь - считай, всё, ты труп.
   В том, скрытом от обычной памяти мире, Мишка намного старше и опытнее самого себя в реальности. Там он уверенный в себе боец, способный постоять за себя. И это его разбудили сегодня малолетние последователи телевизионной "Бригады".
  

***

  
   Теперь он все вспомнил. Но почему сейчас? Почему не сработали гипновкладки, которыми обычно запечатывалась память?
   "Надо будет спросить!" - твёрдо решил Мишка.
   По сравнению с тем миром, где шла война с пришельцами, где каждый служил общему делу и поступал по совести, проблемы реальности и разговор у директора показались Мишке чем-то мелким и не стоящим внимания. Там его учат полезным навыкам, которые когда-нибудь спасут ему жизнь. Там его наставники делятся реальным опытом, создавая из него сильную личность, ценящую свою жизнь и свободу так же, как жизни и свободы других. Здесь же далёкие от реальности даже этого мира люди пытаются вдолбить в головы детей то, в чём они сами не очень уверены. Но даже это делают небезупречно. Поэтому он поднял свой портфель, развернулся и направился к двери.
   - Миша, постой! Ты куда? - удивилась такой бестактности директриса.
   - К настоящим учителям. А вы тут ещё поиграйтесь в школу.
   Это было жестоко. Но так его учил дядь Мыш: "Жалость - отвратительное чувство, оскорбляющее человека".
   Мишка уже не видел, как подкосились ноги у его классной, как поджала губы Елена Ортисовна и призадумалась директриса. Он - тот, настоящий, почти взрослый - бежал по адресу, которого в реальном мире для него не существовало. Бег давался легко, дыхание не сбивалось - сказывали занятия в НИИИП. Ранее эти качества, как и остальные, наработанные в изменённой реальности, оставались заблокированы.
   На месте он оказался через полчаса.
   - Стой пацан, куда? - остановил его вахтёр у входа в ничем не примечательный склад.
   - Да ладно, Петрович, я без гипновкладки, - совсем с непривычной для воспитанного мальчика фамильярностью ответил Мишка.
   - Хм... так тебя, вроде, не вызывали, - глянул в свой наладонник охранник.
   - Я знаю. Слетела вкладка у меня.
   - Беда... - протянул Петрович. - Тогда, конечно, проходи. Я сообщу Е-Гэ.
   Е-Гэ - сокращённо от "Евгений Геннадиевич". Если полностью - Евгений Геннадиевич Комаров, руководитель местного отделения НИИИП. Высокий седовласый старик с небольшой бородкой, часто заглядывавший на занятия Мишки, интересовавшийся его успехами. В остальном, молодой поисковик мало что знал о руководителе отделения.
   - Дядь Мыш на месте? - бросил Мишка, уже забегая в раскрывающиеся створки секретного хода.
   - Где же ему быть?
   Большая часть работавших в "Периметре", как и Мишка недавно, ничего не знала в обычной жизни о своих героических буднях. Когда поступала кодовая команда или активировалась гипновкладка, сотрудники вспоминали необходимое и выезжали в контору, где несли вахту или отправлялись на задние. Лишь некоторые, "слетевшие", как их называли, постоянно находились в состоянии расширенного сознания. Они-то постоянно присутствовали на базе, если "в поле" не было работы. Дядь Мыш, как и Евгений Геннадиевич Комаров, тоже являлись "слетевшими".
   Когда Мишка вбежал в комнату для занятий, они оба уже находились там и вели беседу.
   - Ну, что случилось, боец? - приветствовал его Евгений Геннадиевич.
   - В школе приставали, вспылил, вкладка слетела, - кратко, как учил наставник, отчитался мальчишка.
   - Плохо... - переглянулся с дядь Мышем Е-Гэ. - Ну, а теперь давай подробнее...
   Оба взрослых выглядели напряжёнными. Час разговоров и проверка тестером (тройная!), который меняли несколько раз, сделали их лица ещё более озабоченными. Мишка и сам понял, что что-то не так - на этот раз одновременно мигали все лампочки, хотя обычно загоралась только часть из них. Наставник и начальник отделения то и дело многозначительно переглядывались и покачивали головами.
   - Что не так? - наконец, не выдержал Мишка.
   Е-Гэ посмотрел на дядь Мыша, кивнул. Тот подсел ближе к ученику, в то время, как Евгений Геннадиевич вышел из комнаты.
   - Понимаешь, - начал наставник, - то, что ты "слетел" - это полбеды. Таких не очень много, но хватает. Особенно среди ветеранов "Периметра". Но дело в том, что ты не ветеран. Возможно, дело в том испуге, который ты испытал в детстве, возможно, это врождённое, но у тебя...
   Дядь Мыш замялся - видно было, что он не знает, с какой стороны подойти к объяснению. Хотя, раньше с ним такого не случалось.
   - У тебя теперь иммунитет на гипноз.
   - Так бывает? - удивился Мишка.
   - Бывает. Твой ум сопротивляется, и внимание скачет. Поэтому и горят все лампочки на тестере. В таком состоянии я не могу поставить гипновкладку. Да и вряд ли кто-то сможет.
   - Но раньше же ставили! - не понимал Мишка.
   - Раньше... раньше было по-другому. Ты знаешь, почему мы в детстве просто не оставили тебя в покое? - спросил наставник.
   - Чувствовали себя виноватыми? - предположил Мишка.
   Наставник засмеялся.
   - Просто у тебя оказалось очень подвижное сознание. Ты ведь видел монстра и нас, хотя, по идее, не должен был. Это опасно, особенно когда рядом крогены. Мы стали тренировать твоё сознание, чтобы оно вдруг снова не соскочило, как тогда, в лесу. И всё шло хорошо. Но события последних дней, видимо, разрушили ту защиту, которую мы так долго выстраивали, и старые методы уже не работают.
   Мишка замолчал, не зная, что сказать. Если уж дядь Мыш не может справиться... В комнату вновь вернулся Е-Гэ. Они многозначительно переглянулись с наставником, но вслух Комаров ничего не сказал.
   - Это значит, что меня теперь не отпустят к родителям? - вдруг осознал он.
   - Боюсь, что нет, - не стал врать наставник.
   Да, в отношениях с папой и мамой не было полного понимания - наверное, как и у большинства детей на планете. Да, знаком был Мишка с отцовским ремнём и криками матери. Да, в сердцах говорилось и совершалось многое с обеих сторон. Но это не делало из родных людей врагов. И возможный побег в тайгу, как нечто нереальное, о чем он думал вчера вечером, теперь сменился вполне реальной разлукой с родителями. И от осознания того, что он их больше не увидит, что они не узнают о его судьбе - и будут горевать, к горлу подкатил сухой комок.
   - А их нельзя, - с усилием выдавил он из себя, - к нам?
   - Думаешь, мы их не проверяли? - грустно взглянул на мальчика наставник.
   - И?
   - У нас не получилось, - ответил за него Е-Гэ. - Очень твои папа и мама зациклены на материальном мире, перевести их в другое восприятие не удалось.
   Мишка совсем по-детски шмыгнул носом.
   - Может, как-то потом, - попытался смягчить удар дядь Мыш.
   Повисла долгая пауза.
   - Можно попробовать одну авантюру... - почесал бородку Е-Гэ.
   - Какую? - встрепенулся Мишка.
   - Хёль.
   - Что Хёль? - не понял мальчик.
   - Думаешь, там сознание станет более заторможенным и?... - размышлял вслух дядь Мыш.
   Комаров кивнул.
   - Я согласен! - почти крикнул Мишка. - Давайте сейчас!
   Мысль о том, что его мечта может вот-вот сбыться, заставила сердце колотиться быстро-быстро. Взрослые молчали и смотрели на него, будто решая - попробовать или нет?
   - А что? - наседал Мишка. - Всё равно ведь вы ничего сделать не можете! А тут такой шанс! К тому же - может я в Хёль что-то полезное найду, что до меня никто не находил?
   Е-Гэ улыбнулся.
   - Если бы всё было так просто.
   - А что не так? - спросил Мишка.
   - Никто не знает, что произойдёт в Хёль с ребёнком.
   - Тем более, когда там стоит ночь, - добавил дядь Мыш.
  

***

  
   Команда, вызванная для ходки в Хёль, спешно экипировалась. Облачались в скафандры, проверяли заряды батарей и запасные аккумуляторы, подбирали амуницию и оружие. Евегний Геннадиевич с дядь Мышем вышли в коридор, но Мишка подошёл к двери и подслушал, о чем взрослые общались в коридоре.
   - ...этого нельзя делать! Ты забыл Суздаль? - разгорячённо говорил Мишкин наставник.
   - Там была другая ситуация! - отвечал Евгений Геннадиевич. Как почувствовал Мишка - не очень уверенно.
   - В чём разница? Там неподготовленный ребёнок, тут. Его же высосет, как и того пацана.
   - Тот пацан был обычным сыскарём, у нас же вообще уникальный случай - слетевший, - приводил аргументы Е-Гэ.
   - Тем более! Мы не знаем, как он поведёт себя там. Как Хёль поведёт себя с ним. Что мы будем делать в случае ЧП?
   - Что ты от меня хочешь услышать? Что теперь он будет вместе с нами ошиваться на базе, пока не повзрослеет? Ты уверен, что он сам не найдёт способа убежать? Тогда уж точно произойдёт катастрофа.
   - Понятно... и ты готов взять на себя ответственность? - наконец, спросил напрямую дядь Мыш.
   Е-Гэ ответил спустя секунду:
   - Как руководитель отделения, я с себя её никогда и не снимал.
   - Ну а к чему торопиться-то? Чего такая срочность? - настаивал на своём дядь Мыш.
   - Через час-другой ребёнка хватятся родители, объявят розыск. Нам надо определиться - можем мы его вернуть в семью или он навсегда пропадёт для реального мира?
   Наставник ответил не сразу.
   - Ладно, уболтал.
   Мишка опрометью кинулся от двери, когда послышались звуки приближающихся шагов. Изобразил крайнюю степень радости от новости и решении всё-таки отправляться в Хёль. Хотя, и изображать ничего не нужно было - он правда радовался. И начались сборы.
   - Ствол мне дадут? - деловито спросил Мишка у наставника, глядя на сборы взрослых членов отряда.
   - Перебьёшься.
   - Эх...
   Мишке дали витаминов и облачили в такой же скафандр, как и у других членов экспедиции, только размером меньше.
   - Где только нашли на него? - спросил дядь Мыш, помогая подогнать застёжки на теле.
   - С одного крогена сняли, - ответил какой-то словоохотливый боец. - Такой мелкий, а дрался - двоих наших чуть не завалил. Если бы не...
   - Тищенко, отставить! - прикрикнул на него дядь Мыш, глядя на то, как Мишка напрягся от понимания, что его скафандр сняли с врага. - Башкой своей думай, хоть иногда, тупой файтер!
   И наставник постучал кулаком по шлему.
   - Сорри, Мыш, не подумал... - сконфузился боец.
   И обратился к Мишке:
   - Ты эт, малой, не переживай! Мы его аккуратно кокнули - скафандр не особо заляпали.
   - Вот же бронелобый! - в сердцах воскликнул дядь Мыш, а остальные лишь засмеялись. - Е-Гэ, оставь его себе, а? Ну как с таким дурьём на задание идти?
   - Да ладно, это он дурак только языком трепать, а так солдат, что надо, - оправдал его Евгений. - Тем более, замены ему тебе так сразу и не найду, а время уже поджимает.
   - Ладно, - нехотя согласился дядь Мыш, который в операции был за старшего, так как лучше всех знал Мишку. И Хёль. Не зря же инструктор в НИИИП.
   В основную группу входило шестеро: Мишка с наставником, тётя Анжела, чьё кодовое имя оказалось Пика, и трое бойцов. Тот самый Тищенко - он же Тыщ, двухметровый рыжебородый медик группы Тавр и широкоплечий молодой парень по кличке Чип. В группе прикрытия, которая страховала вход-выход, было ещё шестеро. Их имена не запомнились - мысли снова полетели к неизвестному миру под манящим воображение названием. Всю дорогу к кораблю фантазии рисовали в голове образы на базе рассказов наставника и рисованных от руки картинок - ни одного фото или видеозаписи из мёртвого мира не было. Не получались там снимки почему-то. Хёль надёжно хранила свои тайны.
   Очнулся Мишка уже перед самым переходом, обнаружив себя на борту корабля. Стены внутри судна обрели прозрачность по мановению руки Чипа. Рядом готовился к взлёту точно такой же аппарат - для группы прикрытия. Матово-чёрный диск радиусом метров пятнадцать и высотой около четырёх. Корабль-разведчик. Между тарелками сновали техники, делая последние приготовления.
   Пальцы пилота запорхали по голографической панели управления, и тарелка, принявшая десант из шести НИИИПовцев, бесшумно и незаметно для организмов пассажиров сорвалась с места и понеслась в направлении прохода. Клинч-кокон скрывал аппарат от взглядов случайных свидетелей, корабль невидимкой полетел над городом. Внизу с сумасшедшей скоростью пролетали крыши домов и полотна дорог, но Мишка не чувствовал дискомфорта, который обычно возникал при быстром передвижении на земной технике. Он стоял и вертел головой по сторонам - на тарелке ему ещё не приходилось летать. Когда впереди показалось гало пробоя между мирами и патрульные тарелки, летающие у его границ, мальчик затаил дыхание. Сзади подошёл дядь Мыш, положил руку ему на плечо:
   - Боюсь, ночью ты мало что сможешь там увидеть. Там и днём не особо красочно.
   Наставник ошибся.
   - Какая красота! Зачем же вы меня обманывали? - повернулся Мишка к дядь Мышу, когда они совершили переход.
   - То есть? - обеспокоенно посмотрел по сторонам ничего не понимающий руководитель группы. - Что ты видишь?
   - Тут всё цветное! - воскликнул Мишка, разглядывая хитросплетения разноцветных световых нитей, тянущихся во всех направлениях и пропадающих среди чёрных хлопьев, валивших с неба.
   Нити двигались, пересекались, струились подобно волнам, сливались в потоки, возносились вверх и ниспадали вниз, составляли узоры и рассыпались на цветную пыль.
   - Галлюцинации? - не переставал волноваться Дядь Мыш.
   Он посмотрел на Тавра, но тот отрицательно покачал головой - не похоже.
   - Опиши подробнее! - обратился наставник к ученику.
   Мишка охотно рассказывал. По мере того, как он выдавал информацию, лица остальных членов команды вытягивались от удивления. Взрослые смотрели по сторонам и не видели ничего из описанного ребёнком. Только тёмно-серую мглу и черные хлопья, падающие с неба или кружащиеся в хороводах над землёй.
   Они посадили корабль неподалёку от места перехода и сразу же отключили все системы, чтобы сэкономить силы пилоту - ведь корабль летал за счёт энергии человеческих эмоций, а группе, возможно, предстояло здесь находиться очень долго. Никто не знал, как отреагирует Хёль на Мишку. Торчать в неработающей тарелке смысла не было - все равно, что сидеть в комнате без света. Отряд выбрался наружу, где дядь Мыш продолжил опрашивать своего воспитанника.
   - Как себя чувствуешь? Голова не кружится? Тяжести нет?
   - Нет, всё очень здорово! - вертел Мишка головой по сторонам.
   Он заметил, что от тел прибывших людей начали протягиваться новые световые нити. Сначала короткие, невзрачные, они удлинялись, приобретали цвет, интенсивность и направление. У Тыща линия стремилась в горизонт, у Анжелы и Тавра опадали к земле и дальше струились подобно ручью, нить Чипа завязалась на тарелке. Сам летательный аппарат также испускал лучи в разные стороны. А у дядь Мыша они закручивалась в причудливый кокон. Только у самого Мишки не было нитей. Он решился притронуться к одной из цветных нитей, тянувшихся поблизости.
   - Ты что собираешься делать? - схватил потянувшуюся было руку дядь Мыш.
   - Потрогать.
   - Не смей! Мы вообще не знаем, что это и как себя с этим вести.
   - А как можно это будет узнать, если не попробовать?
   - Не будем рисковать! Мы здесь не для того.
   - Ладно, - нехотя согласился мальчишка.
   Осталось только наблюдать. Чем Мишка и занялся.
   - Но всё, что ты рассказал... - дядь Мыш был поражён открытиям. - Надо рассказать Е-Гэ.
   Вот только связь между мирами не работала, а информация, возможно, не терпела задержки. И руководитель группы принял единственное возможное в этой ситуации решение.
   - Чип!
   - Я! - отозвался пилот.
   - Дуй на базу, сообщи Комарову, что тут нам Мишка рассказал. Пусть посоветуется там со спецами. Может, какие инструкции пришлют? Дублёрам скажи, пусть транспорт сюда подгонят на всякий пожарный.
   - Есть! - метнулся к тарелке боец.
   Через несколько секунд аппарат вздрогнул, засветились огни и оболочка клинч-кокона. Тарелка резко взмыла вверх, изменила направление - и скрылась среди завесы падающих чёрных хлопьев.
   Мишка меж тем воспользовался отвлечением внимания дядь Мыша и решил всё-таки прикоснуться к одной из нитей.
   "Никто ведь не видит их? - размышлял Мишка. - Никто и не узнает, если я сделаю это незаметно".
   Мальчик шагнул в направлении ярко-алой нити, тянувшейся откуда-то издали. Она находилась ниже линии пояса - как раз на высоте свободно свисающей кисти руки. Нить оказалась не просто игрой света. Мишка ощутил вибрацию, как будто держал в руке дребезжащую струну. Но это оказалось не всё - сама нить заиграла, извиваясь, будто словленная змея, и мальчик ощутил, как тело наливается силой. Однако вместе с силой, в него входило что-то ещё - нечто нехорошее и неприятное, заставившее разжать руку. Правда, струна сразу слепо заметалась, будто пытаясь найти того, кто её только что держал. Мишка отскочил, напуганный таким поведением нити. Это не укрылось от внимания дядь Мыша.
   - Что? - крикнул он.
   - Ничего, - соврал мальчик. - Нить шевелится, я отбежал.
   - Смотрите! - указала на горизонт Анжела.
   Все посмотрели в направлении её взгляда. Чёрные хлопья теперь не падали. Вместо них в атмосфере мёртвого мира наблюдалось другое явление: в воздухе появились разводы черноты, которые слипались в комья и, подобно расплавленному парафину в грелках-светильниках, неспешно двигались между небом и землёй.
   - Красиво! - загляделся Мишка.
   Но взрослые его мнения не разделяли.
   - Чёрт! - выругался дядь Мыш. - А я Чипа только что отправил. Надеюсь, группа прикрытия успеет.
   - Что случилось? - беспокойство наставника передалось и Мишке. Он увидел, как цвет и поведение нитей, исходящих от членов группы, менялось.
   - Чёрное поглощение, - ответила Анжела, в то время как командир напряжённо вглядывался в ту сторону, откуда должны был прибыть корабль группы поддержки.
   - Если до нас дойдёт, все силы высосет, - добавил Тыщ.
   Мишка это знал и без его подсказок - о "чёрном поглощении" он слышал много раз от дядь Мыша. Однако видел его впервые. И двигающиеся сгустки черноты внешне не походили на тот образ, который сложился у него в голове. Тем более, что для его глаз темнота этого явления не была полной. То и дело между округлыми пятнами то и дело проскакивали световые вспышки или искры - это цветные нити растворялись в них, вызывая подобную иллюминацию.
   Тарелка прилетела совсем не с той стороны, откуда её ждали. Видимо, уходила от поглощения Невидимая за чернотой она вынырнула перед группой неожиданно, как чёртик из табакерки.. Вот только каждый из отряда понял - это не их транспорт, а корабль врага. И нёсся он прямо на землян.
   - Бежим! - закричал дядь Мыш и потянул Мишку за собой.
   Сквозь столбы встревоженных чёрных хлопьев, устилавших землю. Сквозь цветные нити, которые незаметно для остальных, но вполне ощутимо для маленького поисковика вибрировали и хаотично метались от потревоживших их людей. Многие рассыпались, другие пропускали, меняя интенсивность. Но каждый раз кто-то из людей оставлял частичку собственных нитей, которые буквально визжали от многочисленных столкновений, блекли и сжимались.
   "Вот почему теряется энергия!" - подумал Мишка.
   Впрочем, особо задумываться на эту или любую другую тему времени не было. Люди, довольно уныло передвигающиеся в этом мире, не могли уйти от быстроходного судна крогенов. Тарелка зависла над группой буквально через несколько секунд.
   - Разделяемся! - отдал приказ дядь Мыш и подтолкнул Мишку к Тыщу: - Отвечаешь за него головой!
   Они же с Анжелой и Тавром побежали в другую сторону.
   Мишке не хотелось расставаться с наставником, но сильная рука Тищенко потянула его за собой.
   - Мы ещё увидимся, малыш! - крикнул вслед дядь Мыш, верно оценив состояние ученика. - Беги! Это приказ!
   - Есть! - ответил Мишка и побежал, насколько позволяли силы.
   Тарелка на некоторое время зависла на том месте, где отряд разделился. Видимо, крогены выбирали - за кем броситься. И они поступили проще. Аппарат сел, в стене открылись створки, и в мёртвый мир высыпал десант врага. Одетые в экзоскелеты шесть гуманоидных фигур с оружием, похожим на копья, шли в сопровождении четырехногих тварей. Последние передвигались прыжками - сильные задние лапы выталкивали тела вперёд, на несколько метров. Чупакабры - так называла их жёлтая пресса. В принципе, придумали это название в недрах НИИИП, когда эти твари стали проникать в наш мир. Даже их отдел сокрытия информации не смог долго удерживать секрет появления чупакабр на Земле, так часто крогены стали их использовать в последнее время. У них они исполняли роль гончих. Выслеживали жертву и высасывали кровь, оставляя мясо запуганной жертвы хозяевам.
   Группа преследователей разделилась. Две пары загонщиков отправились за Тыщем и Мишкой, остальные - по следу дядь Мыша. Животный ужас сам собой заполнил сознание при виде двигающихся зигзагами тварей. Пришельцы из другого мира более уютно чувствовали себя здесь.
   Убегали они недолго. Из-за чёрного поглощения черные хлопья не падали с неба, и беглецы были видны как на ладони. К тому же, опасно уходить далеко от места высадки, не имея оставленных маяков. Ну и силы от бега в Хёль тратились очень быстро, а они могли ещё пригодиться. Тыщ остановился у какой-то расщелины в земле - не больше полуметра в самом широком месте и метра два в глубину, бросил оценивающий взгляд на Мишку и приказал:
   - Полезай!
   - Дай мне пистолет! - попросил мальчишка, видя, что боец готовится к бою, снимая со спины штурмовую винтовку.
   - Пользоваться умеешь? - спросил Тыщ, доставая из кобуры "Стечкин".
   Мишка кивнул. Ощутив в руке тяжесть оружия, мальчишка почувствовал себя героем голливудского кинофильма, способным в одиночку завалить целый батальон обученных солдат. Только ему не дали стать им в реальности.
   - Полезай! - буквально запихнул Мишку в расщелину Тыщ и добавил: - Фонарь выруби, и не высовывайся! Что бы не случилось!
   Мишка кивнул - и боец исчез из поля зрения, подняв столб чёрных хлопьев. Погас фонарь - и можно было только ориентироваться на слух да на мелькающие вверху цветные линии.
   Вдалеке послышался треск автоматов и крики - похоже, дядь Мыш с Анжелой и Тавром уже вступили в схватку с преследователями. А потом грохот очередей раздался почти над самой головой - чупакабры вышли на дистанцию выстрела Тыща.
   Судя по ругательствам бойца и непрекращающейся стрельбе, попасть по тварям было не так и просто. Мишка вспомнил, как они двигались, и уже с сомнением посмотрел на зажатый в руке "Стечкин" - а поможет ли пистолет при встрече с этими монстрами?
   Наверху бухнуло - похоже, граната. Раздался визг. Мишка внутренне зааплодировал - по крайней мере, одной чупакабре досталось. Но последующие звуки его не обрадовали. Приглушённое рычание, возня рукопашной схватки, и чавкание с шипением - это уже крогены применяли своё стрелковое оружие. Простая пневматика, которой не нужна энергия, так просто растворяющаяся в Хёль. Борьба была недолгой. Послышался вскрик Тыща, и в расщелину к Мишке что-то упало. Слабая нить-свечение, исходившая от тела, враждебное рычание - "Стечкин" отозвался серией выстрелов. Хоть дядь Мыш и учил быть хладнокровным, считать патроны, в первое своё боевое столкновение Мишка забыл всё, что знал. И, лишь выпустив всю обойму, уже видя во вспышках развороченную пулями морду, успокоился.
   - Хорош палить, малой! - раздалось сверху вместе с мелькнувшим лучом света.
   Мишка радостно взглянул наверх, увидел протянутую к нему руку, схватился, подтянулся и выбрался из расщелины. И, когда в лицо не бил налобный фонарь скафандра, увидел Тыща. Стекло забрала разбито, из развороченной груди торчит кусок ребра и течёт, не переставая, кровь. Мужчина хватал ртом воздух, который с шипением выходил через дыры в костюме. Рядом валялось два мёртвых тела чужаков, чьи едва заметные нити утекали вдаль, отрываясь от тел. Прямо, как у Тыща.
   - Сейчас, сейчас! - потянулся Мишка к своей аптечке.
   - Не надо, малой! - остановил его боец. - Я себе уже всё, что можно, вколол. Ты беги, а то это... - он мотнул головой в сторону поглощения.
   - Нет, я тебя не брошу! - закричал Мишка, а сам смотрел, как цветная нить Тыща блекнет.
   - Это... приказ! - выдавил из себя боец и затих.
   Вдали всё ещё слышались выстрелы - правда, уже не такие частые, как раньше. То ли люди добивали раненных врагов, то ли наоборот. И тут Мишку привлекла новая ярко-бордовая нить, метнувшаяся к нему из темноты. Он проследил взглядом в том направлении, откуда она прилетела. Кошмар его детства, укутанный в клинч-кокон, застыл перед прыжком. Пистолет и винтовка убитого Тыща лежали рядом, но дотянуться до них он не успевал...
  

***

  
   Евгений Геннадиевич Комаров до сих пор проклинал тот день. Поломка клинч-кокона патрульного корабля, потом слетевший мальчишка.
   Когда из Хёля вывалился Чип с докладом об особом восприятии Мишкой мёртвого мира, Евгений вдруг всем своим существом понял - произойдёт что-то плохое. И потому не стал ни с кем консультироваться, а решил рвануть к месту пробоя с группой прикрытия. Эта задержка, возможно, и стала причиной потери группы.
   О потере стало ясно, когда вынырнувшую в Хёле тарелку встретило чёрное поглощение. Ни Мыша, ни других членов основной группы на месте не оказалось, а люди и приборы буквально на глазах теряли силы. О поисковой операции нечего было и думать, пришлось спешно ретироваться. Конечно, под поглощением никто выжить не мог, но всё же Евгений собирался вернуться в мёртвый мир, как только там всё закончится. Всем отделением НИИИП следили за данными, ждали окончания, надеялись. Но двенадцать часов в такой ситуации - это слишком много. И, будто издеваясь над ними всеми, проход с окончанием чёрного поглощения, закрылся.
   Евгений постучал пальцем по краю стакана и ещё раз глянул на листок бумаги. Рефлексия? Нет, всё верно. Он взял ответственность на себя. И смерть группы на его совести. Самое страшное - смерть ребёнка и смерть старых друзей.
   Коньяк обжог нёбо и растёкся теплом от горла по пищеводу. Всё верно! Он обязан. У "слетевшего" руководителя в такой ситуации выборов не много. В слесари ведь не пойдёшь уже.
   В момент, когда палец лёг на спусковой крючок, зазвонил телефон. Комаров посмотрел на вибрирующую трубку, скачущую по столу, отложил пистолет.
   На экране высветилось: "Кира". Что ещё случилось, что начальник отдела внешней информации звонит ему лично?
   - Да, Кирилл Петрович! - ответил он.
   - Здравствуй, Жень! - прозвучал голос с той стороны. - Поздравляю!
   Евгений перебрал в голове все поводы, в связи с которыми его можно было бы поздравить, но не придумал ничего подходящего.
   - Да не ломай голову, всё равно не придумаешь ничего, - сразу понял его затруднение звонивший.
   - Ну тогда не мучь, Кира!
   И услышал, как собеседник засмеялся:
   - Ладно, не буду. Нашёлся твой пацан. И то, что он пережил в Хёль - это интересно. Есть один специалист, который может помочь разобраться с его видениями.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"