Аннотация: Литературный сценарий художественного фильма "Час Быка" (по мотивам одноименного романа Ивана Ефремова).
Игорь Герасимов
Александр Алмистов
Игорь Алмазов
Владимир Кириллов
Литературный сценарий художественного фильма
"Час Быка"
По одноименному роману Ивана Ефремова
Примерная продолжительность фильма (с титрами) - 3 ч 30 мин
Сцена N 1
INT - школа, учебный класс.
День.
Титры на черном фоне (дублируются закадровым голосом): ""Ди пхи юй чхоу - Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)".
Старый китайско-русский словарь епископа Иннокентия.
Пекин, 1909 год"
Первую фразу желательно отобразить в виде китайских иероглифов.)
Далее следуют короткие клипы (сопровождаемые перед и после - вспышками света) - выдержки из хроники и старых советских фильмов:
Клип: Война с Японией (морской бой - Цусима).
Клип: Первая мировая война - бегущие солдаты, химическая атака, английские танки.
Клип: Октябрьская революция, кадры с Лениным, кадры из классических художественных фильмов про революцию и Гражданскую войну, и т.д.
Клип: Параллельно - кадры счастливого созидательного трудового сверхнапряжения (из кинохроники СССР труда из "Светлого пути, "Весны", "Трактористов" и западная хроника развращенного образа жизни из художественных и документальных фильмов про кризис 30-х, мафию и забастовки.
Клип: Приход к власти Гитлера и расцвет культа Сталина, параллельно (чередуясь) - "ночи огней" штурмовиков, первомайские демонстрации, советские пионеры и "гитлерюгенд".
Клип: Вторая мировая (бомбежки городов, воздушные и морские бои, концлагеря, и, наконец, "гриб" ядерного взрыва и бегущие горящие люди в Хиросиме).
Клип: Войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане.
Клип: Крушение Берлинской стены, снос памятника Дзержинскому, бомбардировки Сербии, атака на небоскребы 11-го сентября, война в Афганистане и Ираке.
Клип: Современные (в большом количестве и одновременно стартующие из шахт, подводных лодок, самолетов, из космоса) ракеты с ядерными зарядами ... далее следует серия ослепительных вспышек и...
Камера отодвигается назад и "поднимается" вверх, пока в поле зрения зрителя не попадают тени людей на фоне расползающейся в круговую диораму (представляющую собой купол, на внутренних стенах которого проецируются картинки, а сами наблюдатели находятся на стеклянной платформе, как бы в центре событий)... после чего неожиданно вспыхивает свет, стены купола-диорамы приобретают прозрачность, и за ними становится видно морское побережье, город с "футуристической" архитектурой и зеленый парк. В небе проносятся небольшие дискообразные летательные аппараты, напоминающие "летающие тарелки" по современной терминологии (в дальнейшем: "дисколеты"). В самом центре стеклянного купола - торообразный (круг с вырезанной серединой) стол с хрустальным шаром мультимедийного проектора ("ТВФ") и в задумчивости стоящим мужчиной зрелых лет - УЧИТЕЛЕМ - посередине. Вокруг стола сидят 12 учеников, примерно 16-летнего возраста - 7 юношей и 5 девушек (внешность учеников олицетворяет физическое и эстетическое совершенство) с молчаливо-подавленными выражениями на лицах.
Учитель: Мы с вами только что изучили особенности переломного периода истории нашей цивилизации - когда под напором неизбежного хода истории рушились прежние формы общественного устройства, основанные на социальном неравенстве и эгоистическом доминировании одних людей над другими. Всеобщий кризис человечества в конце Эры Разобщенного Мира характеризовался невиданным всплеском насилия, страха, лжи и цинизма.
Тем временем, одновременно (с разных сторон стола) поднимаются девушка и юноша (ЛАРК), похожие друг на друга манерой широко открывать глаза, что придает обоим удивленный вид. Они переглядываются, и юноша поднимает руку, обращенную ладонью вверх, - жест вопроса - и задает учителю вопрос:
Ларк: Правильно ли сказать, что весь исторический опыт утверждает неизбежную победу высших форм над низшими как в развитии природы, так и в смене форм общественного устройства?
Учитель: Да, Ларк. За редким исключением, это так.
Пуна (в нетерпении перебивает учителя): О да! Но какое значение это имеет для тех, чьи следы развеялись пылью миллионы лет назад, не сохранив ничего, чтобы мы смогли понять, как и зачем они уничтожили себя и всю жизнь своей планеты!
Ларк растерянно косится в сторону Пуны и замирает с открытым ртом.
ПУНА (поясняя свою "крамольную" реплику): Когда вы говорите об исключениях, вы имеете в виду случай с планетой Зирда, на которой от цивилизации осталась лишь радиоактивная пустыня?
Учитель (печально): Нет, Пуна, я имел в виду Торманс!
Перед его (и зрителя) глазами возникает облик той, которая осталась прежней лишь в памяти Гриф Рифта: прекрасная молодая женщина (Фай Родис) в костюме члена экипажа "Темного Пламени". Легкая юная радость исходит от всей ее фигуры, олицетворяющей красоту и любовь... Внезапно, снова, как тогда, на Тормансе, появляется звериный оскал Ген Ши, черные фигуры его карателей, оглушительный треск, стреляющие из автоматов убийцы, искаженное болью ее лицо.
Короткая пауза. Последовательный охват камерой мертвенно бледного лица учителя и сосредоточенных лиц учеников.
Учитель (наконец, взяв себя в руки, сдавлено продолжает свою речь): В свое время открытие этой планеты стало настоящей сенсацией. И дело не только в том, что она оказалась заселенной потомками землян. Понимаете, оказывается, возможно и такое - всеобщая гибель миновала, но тем не менее общество навсегда застыло в своем развитии... И раз это так заинтересовало вас, я предлагаю посмотреть видеоархив с рассказом о нашей экспедиции на Торманс. А завтра мы полетим на место старта "Темного пламени", плоскогорье Реват, к памятнику участникам экспедиции.
Сцена N 2
EXT - узел всепланетной транспортной сети.
День.
Камера показывает проносящийся в небе многоместный дисколет, направляющийся к возвышающемуся вдали транспортному узлу (висящее в воздухе на высоте 300 метров серебристое торообразное сооружение внешним диаметром примерно 100 метров и внутренним - примерно 30, в проеме которого - плазменное облако).
Переключение на салон дисколета.
Ученики сидят на кольцевом диване, расположенном вдоль периметра салона. Каждый из них занимается своим делом: беседуют друг с другом, работают с переносными мультимедийными терминалами (в виде браслетов, формирующих голографический монитор и "виртуальную" панель управления). Учитель сидит неподвижно, его лицо задумчивое и печальное. Перед его глазами встают образы не вернувшихся на Землю участников экспедиции в виде коротких клипов, прерываемых до и после вспышками света, показывающих сцены их гибели.
Переключение на внешнюю обстановку. Дисколет подлетает к транспортному порталу.
Переключение на салон дисколета. На панели управления отображается карта мира, усеянная сотнями светящихся точек. Камера берет часть евразийского материка более крупно, после чего становится заметно, что две точки выделены мигающим маркером: на побережье Крыма и на полуострове Индостан.
Переключение на внешнюю обстановку. Дисколет влетает в проем портала.
Переключение на обстановку возле точки выхода (плоскогорье Реват). Из аналогичного портала появляется дисколет и направляется в сторону.
Сцена N 3.
EXT - плоскогорье Реват.
Вечер.
Солнце клонится к горизонту. Погода ясная.
Камера находится возле мемориального комплекса. В небе появляется дисколет и начинает снижение.
Переключение на камеру, "привязанную" к дисколету. Дисколет, снижаясь, описывает сужающуюся спираль вокруг памятника. Следует панорамный обзор памятника сверху.
Описание местности вокруг памятника: Роща громадных секвой скрывает центр плоскогорья. Тридцать четыре широкие дорожки - по числу главных векторов Великого Кольца - разбегаются из рощи к склонам окружающих холмов из коричневого базальта, отвесно срезанных и покрытых какими-то барельефами. Только две круглые колонны черного гранита отмечают вход.
Камера в режиме fast-mo перемещается к памятнику, который представляет собой обелиск высотой примерно пять метров, и останавливается метрах в 30 от него.
В небе появляется дисколет, который приближается к месту съемки и плавно приземляется в десяти метрах от точки съемки, между камерой и обелиском.
Из дисколета выходят ученики во главе с учителем, осматриваются по сторонам, разговаривают друг с другом. Учитель жестом приглашает их пройти к обелиску. По мере того как ученики подходят к памятнику ближе, камера также движется вслед за ними.
Учитель (задумчиво): Сто лет назад мы только начинали осваивать технологии мгновенного перемещения в пространстве. И один из первых "звездолетов прямого луча" - "Темное пламя" - по решению человечества отправился на Торманс.
Показ памятника крупным планом.
Описание обелиска:
Диаметр площадки - примерно 15 м. Высота памятника составляет 5 м, из них 0,5 м - высота постамента. Постамент представляет собой цилиндр диаметром 3 метра. На постаменте бронзовое изваяние модели корабля - звездолет (в форме дисколета) поперечным диаметром 6 м. Звездолет рассечен вертикальной расщелиной на две неравные части.
Вокруг звездолета, под кольцевым выступом, располагаются изваяния 13 человек. Высота фигур соответствует росту нормальных людей. По одну сторону от расщелины стоят пять изваяний, по другую - восемь.
Одна из учениц тихо говорит, указывая на расщелину:
АЙОДА: Это смерть, разделившая погибших на Тормансе и тех, кто вернулся на Землю.
Учитель молча наклоняет голову.
Пуна (указывая на одно из изваяний): Сама Фай Родис, командир экспедиции.
Описание изваяния Фай Родис:
Рядом с разрубом, несколько отдаленная от других, стоит в спокойной подтянутой позе женщина. Легкие складки ее костюма с короткой юбкой облегают ее тело. На левую руку надет универсальный браслет астронавта (ПКС-5). Она смотрит вперед, крупные пряди густых волос спадают на нахмуренный в усилии мысли лоб.
Далее происходит последовательное перемещение камеры вокруг обелиска, крупным планом выхватываются отдельные фигуры участников экспедиции попеременно с лицами обходящих памятник и вглядывающихся в скульптуры учеников.
Описание изваяния Тивисы Хенако:
Тивиса Хенако стоит боком, выставив вперед левое плечо и погрузив руку в пышную гриву волос жестом не то отвращения, не то тревоги. Ее лицо, правильно-овальное, с четко выраженными монголоидными чертами, обращено на зрителей. В раскосых глазах таится сильнейшее нервное напряжение.
Описание изваяния Тор Лика:
Тор Лик свободно и спокойно облокотился на раму люка, а правую руку жестом успокоения и защиты положил на плечо Тивисы Хенако. Он стоит, беспечно скрестив ноги. Фигура и лицо выдает относительно молодой возраст.
Описание изваяния Вир Норина:
Отвернувшись от Тора Линка и склонив крупную голову, Вир Норин простер правую руку перед грудью последнего из пятерки - Гэн Атала.
Описание изваяния Гэн Атала:
Гэн Атал высоко занес обе руки, держащие рукоять меча. Его лицо выражает решимость и угрозу, направленную против врага.
Следующие восемь скульптур находятся по другую сторону расщелины.
Описание изваяния Эвизы Танет и Чеди Даан:
Почти на линии разруба, совсем близко от пяти погибших и несколько отступая от всех остальных, стоят, крепко обнявшись, две женщины. Одна, в полном расцвете сил, одета в обтягивающую тонкую блузку с открытыми плечами и обычные брюки астронавта. Она смотрит искоса из-под опущенных ресниц, горькая улыбка трогает короткую верхнюю губу. К ней прижалась невысокая девушка в полном костюме звездолетчицы, то есть легкой куртке со стоячим воротником и свободных брюках. Она вся напряглась в полуобороте, как бы сдерживая прорывающиеся чувства, и, упираясь бедром в часть какого-то прибора, смотрит на зрителей с гневом, горем и жалостью, в упрямом волевом усилии сжав твердо очерченный крупноватый рот.
Описание изваяния Гриф Рифта:
Гриф Рифт изображен в кресле пилота, с руками, лежащими на условно намеченном пульте. Он повернул полное суровой решимости лицо, исчерченное морщинами раздумья и воли, от приборов к другим статуям, как если бы он внезапно собрался сказать своим товарищам важную, но в то же время недобрую весть.
Описание изваяния Див Симбела:
Рядом, тоже сидящий в кресле, выставив вперед руку с браслетом астронавта, инженер пилотных устройств Див Симбел нагнулся, не сводя глаз с Гриф Рифта. Он изваян в профиль, боком к зрителю.
Описание изваяния Менты Кор:
Мента Кор сидит, уютно свернувшись, поджав под себя ноги, в углу глубокого дивана. Ее широко открытые глаза под низкими бровями устремлены вдаль. Лицо выражает торжествующую уверенность.
Описание изваяния Неи Холли:
Нея Холли присела на краешек выступа, нагнувшись вперед. Резко повернув голову влево, она смотрит как бы на внезапно появившегося врага. Суровая смелость выражается во всей ее гибкой фигуре, одетой в блузу с засученными рукавами, расстегнутую на груди. Ноги, обнаженные по всей длине, перекрещены в явном усилии. Небрежные пряди волос спадали на правое плечо, щеку и частично прикрывали лоб.
Описание изваяния Оллы Дез:
Почти обнаженная, Олла Дез выпрямилась с высоко поднятой грудью, обхватив ладонями очень тонкую талию и опустив глаза. Старинная короткая прическа обрамляет ее суживавшееся к заостренному подбородку лицо. Всезнающая, неласковая усмешка играет на ее губах с ямочками в углах рта. Одно плечо прикрывают тонкие складки высеченного из черного камня шарфа, перекинутого из-под руки за спину.
Сцена N 4
EXT - плоскогорье Реват.
Вечер.
Солнце зашло, наступили сумерки. Памятник освещают лампы оранжевого света, скрытые в кольцевом козырьке под статуями. Остальные детали окружающей обстановки скрываются во мраке.
Некоторые ученики разбрелись, остановившись перед наиболее понравившимися изваяниями. Другие, отойдя подальше, рассматривают скульптурную группу целиком.
Большинство учеников стоит перед группой не вернувшихся на Землю членов экспедиции.
Стоит тишина, изредка прерываемая шепотом переговаривающихся между собой учеников.
Кими подходит ближе к статуе Фай Родис и склоняется перед ней, как бы прощаясь.
Наконец, ученики медленно, часто оглядываясь, направляются к дисколету. Как только последний из них сходит с площадки, освещение памятника гаснет.
Сцена N 5
INT - школа, учебный класс.
Утро.
Солнце, низко над горизонтом, светит в окна.
Учитель пальцами дотрагивается до настольного дисплея, и на большом экране возникает изображение комплекса правительственных зданий в столице. Камера берет экран все более крупным планом, после чего следует переключение на непосредственное воспроизведение клипа, показываемого на экране.
Сцена N 6
INT - Совет Звездоплавания.
День.
Клип: Аудитория представляет собой множество рядов в виде концентрических полуокружностей, уровень которых повышается по мере удаления от центра. В центре находится трибуна, над которой распложен большой мультимедийный экран. Камера обозревает аудиторию с задних рядов, постепенно приближаясь к трибуне.
На трибуне выступает ФАЙ РОДИС. Камера, достигнув трибуны, берет ее крупным планом.
Фай Родис: В заключение позвольте рассказать о происхождении названия. Как известно, последний период Эры Разобщенного Мира характеризовался глубоким кризисом общественного сознания. Это было время, когда крушение прежних моральных устоев сопровождалось у многих людей чувством безысходности, обреченности, убежденности в скорой гибели человечества. Характерным примером, имеющим отношение к теме нашего обсуждения, является фантастическая книга Дэвида Линдсея о путешествии на воображаемую планету, где происходит искупление грехов человечества. Эта планета, где жизнь полна мрака и безысходности, была названа Торманс, что на древнем языке означает "мучение"... Вот так и родился миф о планете страданий, дошедший и до наших дней. А после того, как мы получили по Великому Кольцу Галактик первое известие о странной планете красного солнца... Мой учитель, историк Кин Рух, извлек из-под спуда времен этот древний миф, назвав новую планету Тормансом.
Фай Родис, завершив выступление, уходит с трибуны. В зале тишина.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ (человек средних лет): Слово предоставляется академику Вэл Хэгу.
На трибуну поднимается ВЕЛ ХЭГ (человек средних лет, с короткой бородой).
Вел Хэг: После всестороннего анализа можно сделать достаточно точные выводы. Несмотря на колоссальную удаленность Торманса, вполне возможно, что те самые три звездолета, которые ушли с Земли в начале Эры Мирового Воссоединения, попали в гравитационную аномалию. Совершив невольное путешествие через нуль-пространство, они очутились в другой области нашей Галактики. В древности говорили, что безумцам сопутствует удача. И действительно, безумное предприятие тех, кто не принял нового общества, кто не захотел покориться неизбежному ходу истории, увенчалось успехом. Гибель этих фанатиков казалась неизбежной, но их спасло чисто случайное совпадение точки выхода с планетой, очень близкой по свойствам к Земле.
На экране возникают кадры кинохроники - репортаж с большой околоземной орбитальной станции. Камера показывает этот клип без непосредственного переключения на экран (из зала).
Клип: Несколько сот человек с вещами в окружении множества репортеров покидают главный зал и по одному из коридоров уходят по направлению к причальным терминалам станции. Интервью на английском языке с синхронным переводом на русский. Человек с безумными глазами говорит:
БЕГЛЕЦ (возбужденно): Мы - изгнанники. Мы бежим от безумия, которое поразило всю нашу планету, которое разрушило всю нашу привычную жизнь.
РЕПОРТЕР: На что вы надеетесь?
Беглец (возбужденно): Мы не знаем, куда мы летим; главное - подальше от проклятой Земли! В безднах вселенной мы или наши потомки найдем пригодную для жизни планету, и построим там свой счастливый мир!..
Кадры уходящих вдаль трех звездолетов на аннигиляционном приводе. Позади видно ослепительное свечение.
Последовательное наложение крупнейших мировых газет друг на друга. Заголовки на английском, немецком, французском, русском соответственно: "Великий исход", "Бегство в никуда", "Непримиримые". На последней газете отчетливо видна дата: 27 ноября 20.. (обрезка по правой границе кадра). Заголовок: "Побег в прошлое".
Стоп-кадр. Вел Хэг продолжает свое выступление.
Вел Хэг: Описания обитателей Торманса скудны. Экспедиция с планеты в созвездии Цефея смогла получить лишь несколько видеофрагментов...
На экране (без переключения камеры на клип) - кадры перехваченных телепередач - улицы какого-то крупного мегаполиса, по которым идут потоки пешеходов и проносятся легковые и грузовые автомобили. Люди внешне неотличимы от землян, только менее эстетически привлекательны и хуже телосложением, чем представители высокоразвитой цивилизации Земли.
(Целесообразно проводить съемки на неприметных улицах крупного мегаполиса.)
Вел Хэг: Соотношение шансов на то, что это действительно потомки землян, примерно пять к шести. Если жители Торманса - люди с Земли, то наши и их прадеды дышали тем же воздухом, что и мы. У нас общий генофонд. И если жизнь у них так трудна, как считает Кин Рух, то мы должны действовать решительно. Мнение жителей наших планет таково - 98% высказывается за немедленную отправку экспедиции.
Общий одобрительный гул в зале. На большом мультимедийном экране отображается прогресс-бар, затем крупная надпись: "Решение принято единогласно".
Председательствующий: После этого решать Совету нечего - мы подчиняемся мнению большинства.
Голос с места: А какие полномочия будут у этой экспедиции?
Председательствующий: Как обычно в таких случаях... Если беда жителей Торманса - от невежества, от слепоты познания, тогда пусть они прозреют, и мы будем врачами для их глаз. Если болезнь от недостатка ресурсов на планете, мы предложим им исцелить экономику и модернизировать технику.
Голос с места: А если они не захотят принять нашу помощь?
Председательствующий: Здесь нужен особый такт и терпение. Но я уверен, мы справимся... А теперь, до того, как члены Совета разойдутся по рабочим группам, нам надо окончательно решить вопрос о начальнике экспедиции. Рекомендую кандидатуру ученого-историка, ученицу Кин Руха, специалиста по истории Эры Разобщенного Мира, Фай Родис (камера крупным планом показывает Фай Родис, сидящую в президиуме).
На большом мультимедийном экране отображается прогресс-бар, затем крупная надпись: "Решение принято единогласно".
Сцена N 7
INT - Дворец Искусств, выставочный зал произведений живописи.
День.
В просторном зале, по стенам которого висят динамические картины (статическое изображение, соответствующее началу клипа, "оживает", развертывается действие, после чего следует возвращение к исходному положению), несколько десятков посетителей - стоят перед картинами, проходят мимо, поодиночке и группами.
Фай Родис и КИН РУХ (на вид 40 лет) стоят перед одной из выставленных картин.
Описание динамической картины:
На обширном поле рядами стоят гигантские ракеты. Низко нависло пасмурное небо, угрожающе прочерченное острыми пиками боеголовок.
Люди, трусливо оглядываясь, бегут гуськом к черной пещере глубокого блиндажа.
На другой стороне диптиха стоят мужчина и женщина, молодые и симпатичные, преклонившие колени на берегу большой реки.
Женщина прижимает к себе маленького ребенка, а мальчик постарше крепко уцепился за отца. Мужчина обнимает женщину и детей, повернув голову назад, туда, где из накатывающегося облака атомного взрыва высунулся гигантский меч, занесенный над жалкими фигурками людей.
Женщина не оглядывается - она смотрит на зрителя, на ее лице видна бесконечная тоска обреченности. Не менее сильно выражена беспомощность мужчины - он знает, что все кончено, и только хочет, чтобы - скорее.
Подпись на английском языке (в виде титров, бегущих "электронной строкой"): "James Stanford. The Last Minute. 2014".