|
|
||
Дополнительные материалы к авторскому исследованию А-1-1-4 (Рисунки на теле С.А. Золотарева). |
*картинки кликабельны. Для увеличения необходимо щелкнуть мышкой
"При общении с коренными жителями иногда приходилось слышать, что знаками у них раньше никто специально не интересовался, хотя до сих пор люди, живущие на стойбищах, в деревнях, владеют знаниями и вспоминают, где можно увидеть рисунки и что они означают. Вместе с тем нужно признать: со второй половины ХХ века культура охотничьих рисунков постепенно утрачивается, встречающиеся на деревьях знаки довольно старые. Обычай использовать родовые
знаки в качестве подписи исчез с распространением образования и, соответственно, грамотности - также во второй половине ХХ века."
Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)
Г.И. Новицкий в начале XVIII века писал:
"В (место же) заемных писаний (в кабалах) иногда принуждены знамением неким руку свою подписать. Тогда употребляют сего обыкновения, имеють знамения некая: или взоры на руцех, или на нозех, яже в различные виды и черты черностию сице изображають еще здетска руце или нозе или на персех иглою до крови избодше сажею с иными утварими тако крепко натирают, яко сотрется до кончины его не может. И сих употребляют знамения яже вместо подписания рукою своею черты своя выписуют и заемная утверждают писания."
Новицкий Г.И. "Краткое описание о народе остяцком" Григория Новицкого // Колумбы земли Русской: Сборник документальных описаний об открытиях и изучении Сибири, Дальнего Востока и Севера в XVII-XVIII вв. - Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1989.
В середине XIX века финский ученый А. Алквист, изучавший культуру обских угров отмечает:
"О том, что у угров не существует собственной письменности, я уже упоминал ранее. Однако след ее имеется в "подписях", которые частично используются, чтобы пометить движимую собственность (редко), частично же для подписывания решений общих собраний"
Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. - Томск: ТГУ, 1999.
Очень интересный текст зафиксирован С.К.Паткановым, который собирал фольклорный материал хантов/остяков. В одном из текстов сказаний:
"На гладком песке, намытом соровыми волнами, она написала: "К многочисленным мужам самоедской стороны меня увезли, ломая мне руки, ломая мне ноги... "
Патканов С.К. Сочинения в 2-х т. - Т. 1. Остяцкая молитва. - Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999.
В неопубликованных трудах Г.Ф.Миллера (вторая четверть XVIII века) содержится сообщение о стреле со знаками. Это сообщение приводится П.Н. Буцинским. приводит найденное Г.Ф. Миллером сообщение о стреле со знаками сделанное воеводой Степаном Волынским в 1609 году:
"а на стреле нарезано одиннадцать шайтанов и поперек шайтанов резано-ж, а железо терто..."
Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. - Харьков:Типография Губернского Правления, 1889.
В 1935 году С.В. Бахрушин:
Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках. - Л.: Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1935.
А.А. Дунин-Горкавич в Юганской волости отмечает практику использования деревянных брусков в качестве расписки:
"Обыкновенно, - пишет он, - на небольшом бруске делаются зарубки, число которых соответствует количеству взятых в заем предметов"
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. В 3 т. - Т. 3. - М.: Либерея, 1996.
О практике использования таких брусков-бирок со знаками в 1880 году писал С. Соммье:
"Здесь, как в Лапландии, вместо письменных счетов используются деревянные бирки, на которых делаются зарубки по числу рублей, оленей или других предметов, принятых за денежную единицу, а также долг туземца. У торговца остается одна такая палочка, у туземца другая"
Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / Пер. с ит. А.А. Переваловой. - Томск: Изд-во Томского университета, 2012.
"Особое внимание стоит обратить на так называемые "медвежьи палочки" (бирки). В этнографическом музее "Торум Маа" хранится экспонат - медвежья палочка, которая датируется второй половиной ХХ века и представляет собой деревянный брусок длиной 52 см, с четырьмя гранями 3 на 3,5 см. На четырех сторонах бруска вырезано 39 знаков. Этим в высшей степени интересным предметам до сих пор специального исследования не посвящалось, хотя подобные палочки редкостью не являются и хранятся в ряде музеев Тюменской области."
Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"